Произвольный контент

Вылетел камень из под колеса кто виноват

Содержание

Камень вылетел из-под колеса: это ДТП или нет?

Вылетел камень из под колеса кто виноват

Юристы разбирают распространенную, но сложную в юридическом смысле ситуацию.

Одной из самых неожиданных проблем на дороге для любого автомобилиста является случай, когда из-под колеса машины вылетает камень и наносит ущерб сзади или же встречно идущему автомобилю.

И очень важно понимать, будет ли это считаться ДТП или нет, если вылетел камень из-под колес, и кто виноват. Может ли подобная ситуация быть приравнена к страховым случаям или же это просто случай, от которого никто не застрахован?

С точки зрения законодательства

Федеральный закон №40, регулирующий основные законодательных принципов ОСАГО, не даёт чёткого определения обо всех возможных случаях причинения вреда различным ТС в результате дорожных происшествий с участием транспорта. Именно поэтому частный случай с вылетевшим камнем из-под колёс должен рассматриваться как причинение вреда транспортному средству потерпевшего лица из-за произошедшего ДТП.

Вопреки заблуждению, закон не содержит обязательного требования о прямом контакте ТС застрахованного лица и потерпевшего: достаточно подтверждения вины.

Не стоит забывать, что в договоре ОСАГО страхуется личная ответственность того, кто причиняет вред, а не имущество потерпевшего.

Почему камень из-под колёс — это ДТП?

В ПДД, ДТП характеризуется как любое событие, произошедшее в процессе передвижения транспортных средств по дорогам общего или частного пользования, в которых участвовали ТС, по вине которых был причинён материальный или физический ущерб, то есть:

  • были получены повреждения транспортных средств, грузов или сооружений;
  • пострадали или получили травмы, несовместимые с жизнью, люди.

Ввиду того, что вылетевший камень нанёс ущерб автомобилю — разбил стекло, бампер, фары, поцарапал ЛКП и т. п., такую ситуацию можно приравнивать к определению ДТП.

Вопрос продолжает оставаться спорным: несмотря на то, что в большинстве случаев и сотрудники ГИБДД и многие суды признают ситуацию как дорожно-транспортное происшествие, существует и вполне реальный прецедент, когда ВС РФ вынес постановление в ходе рассмотрения административного дела.

В нём было указано, что подобный случай не может классифицироваться как ДТП, так как вины гражданина, управляющего транспортным средством, ставшим причиной повреждений другой машины — нет. Это было проявление обстоятельств непреодолимой силы, которые не зависели от водителя. (Постановление ВС РФ от 11 марта 2016 г. №39-АД16-1).

Что делать в случае повреждений автомобиля?

В первую очередь водителю пострадавшего авто стоит вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Необходимо знать номер и марку автомобиля, по вине которого был причинён вред. Лучшим решением станет запись с видеорегистратора.

Сотрудники ГИБДД могут отказаться приезжать на ДТП подобного характера.

В таком случае можно вызвать сотрудников полиции для фиксации причинения вреда имуществу ввиду ненадлежащего состояния дорожного покрытия и, соответственно ненадлежащего обслуживания и содержания дороги.

Выяснение вины

На практике могут иметь место следующие варианты развития событий, результатом которых стал камень, повредивший автомобиль:

  1.  Отсутствие дистанции между ТС. Согласно ПДД под дистанцией понимается такое расстояние, которое позволит избежать столкновения в непредвиденных ситуациях. Так как столкновения не произошло, то вся ответственность лежит, либо на водителе впереди идущей машины, либо на организации, обслуживающей дорогу. Но стоит внимательно обращать внимание на знаки минимальной дистанции — при их наличии ситуация будет гораздо более спорной.
  2. Наличие знака «Выброс гравия» перед каким-либо участком дороги обязывает всех водителей выбирать скоростной режим с учётом этой особенности дороги. В таком случае вся ответственность лежит на водителе, из-под колёс автомобиля которого вылетел камень.
  3. Отсутствие предусмотренных конструкцией автомобиля брызговиков. Здесь уже будет усматриваться вина водителя той машины, из-под колес которой вылетел камень.

Что делать по ОСАГО?

Если вина водителя доказана, и он застрахован по ОСАГО, то потерпевший может рассчитывать на получение страховой выплаты, при этом необходимо обращаться в страховую компанию виновника события. Если же виновник не страховал свою ответственность, то вопрос с выплатами решается в судебном порядке, с составлением иска на виновника происшествия.

Что делать по КАСКО?

Если страхование выполнено по КАСКО, то необходимо лишь получить документы, указанные в правилах договора и страхования — из ГИБДД или полиции.

https://www.youtube.com/watch?v=5z00Ri91kwY

Несмотря на неоднозначность ситуации, она вполне подходит под страховой случай, а значит, что водитель может рассчитывать на благополучное решение ситуации.

В большинстве случаев подобные повреждения возмещаются в рамках КАСКО без особых проблем, поскольку по данному договору страхуется практически любой ущерб, причиненный автомобилю.

При возникновении такой ситуации лучше проконсультироваться с опытными юристами и исключить возможные проблемы при защите своих прав.

Нужна помощь юриста? Заполните форму ниже!

› ДТП › Камень вылетел из-под колеса: это ДТП или нет?

Источник: https://1DTPhelp.ru/dtp/kamen-vyletel-iz-pod-kolesa-eto-dtp-ili-net/

Из-под колеса машины вылетел камень: кто виноват?

Вылетел камень из под колеса кто виноват

статьи (нажмите для быстрого перехода):

Качество российских дорог – «больная» тема для большинства водителей. Ежедневно на городских и междугородних магистралях получают повреждения сотни «железных коней».

Является ли дорожно-транспортным происшествием ситуация, когда из-за вылетевших из-под колес другой машины камней страдает автомобиль? Кто оплатит ремонт поврежденной машины? Имеет ли смысл обращаться в страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба?

Из-под колеса авто вылетел камень: посчитают ли такую ситуацию аварией?

Итак, представим ситуацию, что Вы едете по дороге, а вылетевший из-под колеса другой машины камень разбивает лобовое стекло или повреждает лака-красочное покрытие. Ситуация не из приятных, но вины водителя движущегося впереди автомобиля нет. Такое решение было принято Верховным судом РФ. Своим постановлением от 11.03.

2016 года №39-АД16-1 он отменил решения нижестоящих судов в которых водитель, из-под колес машины которого вылетел камень и повредил лобовое стекло попутно передвигающегося транспортного средства был признан виновным в оставлении места происшествия. Участник дорожного движения по решению мирового судьи был привлечен к административной ответственности.

Постановление осталось в силе после обжалования в районном и областном судах.

В ходе рассмотрения жалобы Верховный суд установил, что событие произошло по независящим от автовладельца обстоятельствам. С его стороны не были предприняты никакие действия, которые могла привести к повреждению другого авто.

Предвидеть нанесение ущерба было невозможно. Повреждение транспортного средства вылетевшим из-под колес камнем – ситуация, в которой отсутствуют признаки ДТП.

Соответственно автовладельца нельзя привлечь к ответственности, как виновника аварии.

Что делать автовладельцу, чья машина была повреждена камнем?

Что делать водителю, чье авто пострадало от вылетевшего из-под колеса камня? Порядок действий зависит от того, есть ли у него полис КАСКО и предусмотрен ли договором данный риск. Если страховка есть, нужно:

  • прекратить движение;
  • включить «аварийку»;
  • выставить аварийный знак;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • сообщить о случившемся в страховую компанию.

До приезда представителей Госавтоинспекции рекомендуем внимательно перечитать условия страхового соглашения.

Договором могут быть предусмотрены определенные правила поведения при наступлении страхового случая, несоблюдение которых может привести к отказу в выплате компенсации.

Детальную инструкцию о последующих действиях после происшествия можно также получить у оператора горячей линии страховой компании.

Коротко о страховом возмещении

Дальнейший порядок действий прост. Автовладелец:

  • дожидается пока инспектор ГИБДД зафиксирует происшествие;
  • получает оформленные документы;
  • обращается в СК с заявлением о наступлении страхового случая;
  • предоставляет автомобиль для осмотра;
  • дожидается решения страховой компании;
  • получает компенсацию или направление на восстановительный ремонт.

Обязательное условие для получения страховки – соблюдение сроков обращения и сбор необходимых документов. Обычно предоставляются:

  • гражданский паспорт;
  • водительское удостоверение;
  • договор и полис КАСКО;
  • документы на машину;
  • бумаги, оформленные инспектором ГИБДД.

Что касается периода подачи заявления, то он оговаривается в договоре.

При отсутствии полиса КАСКО ситуация будет выглядеть не так оптимистично. Добиться возмещения ущерба по полису обязательного страхования автогражданской ответственности не получится.

Дело в том, что ОСАГО страхует ответственность перед 3-ми лицами. Потерпевшая сторона обращается за компенсацией в страховую компанию виновника происшествия.

А так как в нашем случае виноватых нет, то и заявление подавать некому.

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

Другие способы возмещения ущерба

Когда к нам обращается за консультацией водитель, чье транспортное средство было повреждено выскочившим из-под колес камнем, мы всегда рекомендуем привлекать к фиксации происшествия сотрудников Госавтоинспекции. Особенно это важно в том случае, когда пострадал дорогой автомобиль, а у его владельца нет полиса КАСКО.

После оформления случившегося собственнику машины придется обратиться для оценки причиненного вреда к независимому эксперту. Специалист определит размер убытков и выдаст об этом соответствующее заключение.

Далее начинается подготовка к подаче судебного иска. В качестве ответчика могут выступать органы власти или дорожные службы, отвечающие за состояние участка дороги.

Добиться от них возмещения убытков будет не просто, поэтому настоятельно рекомендуем заручиться поддержкой профильного адвоката.

В случае, когда ответчиком по делу выступает юридическое лицо, проводить процедуру досудебного урегулирования спора нужно обязательно. Ответчику готовится и направляется претензия. Оформляется документ в простой письменной форме. Обязательное условие – наличие такой информации:

  • полное наименование адресата (указывается название организации, юридический и фактический адрес);
  • личные данные пострадавшего;
  • описание происшествия (нужно излагать только факты);
  • ссылки на нормы действующего законодательства, позволяющие требовать компенсации;
  • результаты независимой экспертизы;
  • срок, в течение которого необходимо выполнить требования;
  • реквизиты банковского счета для перечисления денежной компенсации.

Все изложенные в претензии факты нужно подтвердить документально. Для этого формируется пакет, состоящий из копий:

  • удостоверения личности автовладельца;
  • документов на авто;
  • заключения независимого эксперта с расчетом суммы убытка;
  • бумаг, оформленных Госавтоинспекцией.

Если обращение готовит автоюрист, его полномочия подтверждаются нотариально удостоверенной доверенностью.

Передать претензию можно лично, посетив офис организации. В этом случае следует взять с собой второй экземпляр документа, на котором получатель делает регистрационную отметку и проставляет дату.

Самый простой и удобный способ подачи претензии – направление ее по почте. Используется заказное письмо с описью вложения и уведомлением.

На последнем представитель ответчика ставит дату получения с которой и начинается отсчет времени, предоставленного для рассмотрения претензии.

Для рассмотрения претензии отводится обычно 10 дней с момента получения. Если организация не готова идти на контакт или отказывается возмещать убытки, готовится и подается судебный иск.

Заключение

Если Ваше авто повредил вылетевший из-под колес камень, не стоит паниковать. Добиться возмещения ущерба можно. Свяжитесь по номеру телефона «Горячей линии» с автоюристом. Мы сумеем оперативно оценить сложность ситуации и подскажем как правильно себя вести и что делать, чтобы не оплачивать ремонт машины из собственного кармана.

Источник: https://www.avtojurist.su/iz-pod-kolesa-vyletel-kamen-kto-vinovat/

Из-под колес грузовика в лобовое стекло прилетел камень — что делать?

Вылетел камень из под колеса кто виноват

Еще во время обучения в автошколе «курсантам» объясняют, что не стоит слишком долго плестись за грузовым транспортом. Если есть возможность обогнать, лучше сделать это как можно раньше. Из-под колес крупногабаритных автомобилей нередко вылетают камни. В результате оказавшаяся сзади машина получает повреждения.

Что делать, если подобная неприятность все-таки случилась? Можно ли взыскать компенсацию за материальный вред?

Дтп или нет?

Этот вопрос является спорным. Все будет зависеть от того, нарушил ли водитель грузового автомобиля Правила дорожного движения.

Известно, что езда по обочинам запрещена законом. Если камень вылетел из-под колес в результате съезда с асфальтового полотна, вина ляжет на плечи того, кто был за рулем крупногабаритного транспорта. В этом случае происшествие отнесут к ДТП.

Камни и обломки кирпичей могут находиться не только на обочине. Иногда в целях экономии денег и времени дороги засыпают крупным щебнем. Получается дешевое покрытие, которое способно прослужить несколько лет.

Даже если такая дорога находится за городом, разгоняться на ней до 90 км/ч по меньшей мере неразумно. В таких местах обычно устанавливают знаки, ограничивающие скорость.

Если водитель превысит допустимое значение, ситуация также будет квалифицирована как ДТП.

Источник изображения: twimg.com

Пункт 10.1 ПДД гласит, что автомобилист обязан самостоятельно определять безопасную скорость. Он должен вести машину с учетом всех дорожных условий. Поэтому даже если никаких знаков нет, по крупному гравию нужно ехать осторожно. Если очевидно, что водитель грузовика просто был неаккуратен, происшествие также могут расценить как ДТП.

Бывает и по-другому. Грузовой автомобиль проезжает по гравию, и крупный камень застревает между колесных дисков. Машина выезжает на трассу и постепенно разгоняется.

На большой скорости тяжелый предмет вылетает и попадает в другое транспортное средство. В этом случае водитель грузовика не будет виновен в случившемся.

Он не мог предвидеть этой ситуации, поэтому подобные инциденты не являются ДТП.

Что делать при попадании камня в машину?

Если в машине есть регистратор, который зафиксировал произошедшее, добиться справедливости будет намного проще. По видео можно определить номер транспортного средства, ехавшего впереди. Если же прибора нет, обязательно нужно запомнить регистрационный знак или записать символы на нем.

В большинстве случаев, крупногабаритный транспорт даже не останавливается. Водитель просто уезжает, не подозревая о том, что скрылся с места ДТП. Если очевидно, что водитель грузовика виновен в случившемся, нужно позвонить в полицию и вызвать экипаж ГИБДД.

Источник изображения: drom.ru

Личность правонарушителя установят по регистрационному знаку машины. Даже если грузовик скроется, найти его владельца будет несложно.

После этого виновника привлекут к административной ответственности. Иногда выясняется, что водитель проживает в другом регионе страны.

В таких случаях дело направляется по территориальности, и его доводят до конца сотрудники местного отдела полиции.

Многих автомобилистов больше волнует вопрос компенсации материального ущерба. Полис КАСКОпокрывает любой вред, нанесенный транспортному средству. ОСАГО же предусматривает лишь страхование гражданской ответственности, поэтому в компанию следует обращаться только в том случае, если по делу вынесено постановление о назначении административного наказания.

Если ПДД не были нарушены

Водитель грузового автомобиля может быть не виноват в том, что произошло. В этом случае подавать в отношении него какие-либо иски бессмысленно.

Иногда виновными признают представителей дорожных организаций. Они обязаны следить за надлежащим состоянием полотна. При проведении ремонтных работ опасные участки дороги должны ограждаться. Кроме того, на обочине устанавливаются знаки, ограничивающие максимальную скорость движения. Если дорожники этого не сделали, ответственность должны понести они.

Камни и крупные фрагменты асфальта нередко оказываются на проезжей части из-за халатности рабочих, осуществляющих ремонт. Иногда подобные предметы не успевают (или не считают нужным) сразу убрать с дороги.

У водителя грузового транспортного средства не всегда есть пространство для того, чтобы объехать подобный участок.

Если ремонт осуществляется там, где дорога имеет изгиб, он может просто не заметить опасность вовремя.

Источник изображения: tgdcom.ru

Исковые требования предъявляются к организациям в том же порядке, что и к частным лицам. Сначала придется узнать, какая компания обслуживает участок дороги, на котором произошла неприятность. Затем составляется заявление, которое направляется в суд.

Предварительно потребуется оценить причиненный ущерб. Для этого проводится независимая экспертиза. Результаты процедуры приобщаются к иску. Обычно с виновной стороны взыскивают как материальный вред, так и понесенные издержки. Поэтому сумму, потраченную на экспертизу, впоследствии возместят.

Исковое заявление направляется в суд, расположенный по месту нахождения организации-ответчика. Сегодня это можно сделать онлайн – через сервис ГАС «Правосудие». Перед этим придется зарегистрироваться на портале «Госуслуги». Предварительно лучше созвониться с секретарем судьи и уточнить, какие именно документы необходимо приобщить к заявлению.

Любую неприятность можно попытаться предотвратить. На гравийных дорогах всегда нужно выдерживать дистанцию до автомобиля, едущего впереди. Полезно будет заиметь привычку обращать внимание на колеса грузовиков.

Камень, застрявший между дисками, обычно заметен издалека. Если ПДД позволяют пойти на обгон, нужно сделать это как можно быстрее.

Если нет, следует сбавить скорость и немного отстать, чтобы дождаться более подходящего момента.

РуДороги.ру

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/598c45bce86a9e542bbda226/5e0076ba06cc4600ad9ba97d

Смотрите, какая тема — Вылетел камень из-под колес автомобиля – работает ли ОСАГО, это ДТП?

Вылетел камень из под колеса кто виноват

Показать содержание

  1. Такая ситуация однозначно приравнивается к ДТП и требует от водителей выполнения соответствующих обязательств.

  2. А вот виновником такой аварии может быть как водитель, из-под колёс которого вылетели посторонние предметы и попали в стекло или бампер потерпевшего, либо дорожные службы.

  3. Если виновником признан другой автолюбитель, то ОСАГО покрывает такой ущерб. Но обращаться нужно только в страховую компанию виновника.

Многие автомобилисты могли видеть видеоролики с ситуациями, когда из-под колес встречного или попутного автомобиля вылетал камень и попадал в другое транспортное средство, некоторые сами сталкивались с такой ситуацией на дороге, но среди автомобилистов нет единого мнения в том, является ли такой случай ДТП, работает ли ОСАГО и как правильно действовать в такой ситуации. На эти вопросы мы ответим в данной статье.

Камень из-под колес – что говорит Закон об ОСАГО?

В ФЗ-40, который регулирует основополагающие принципы законодательства об ОСАГО, не описаны конкретные случаи причинения вреда транспортным средствам в результате ДТП, поэтому вылетевший камень из-под колес автомобиля стоит рассматривать как частный случай причинения вреда транспортному средству потерпевшего.

Важно помнить, что по договору ОСАГО застраховано не имущество потерпевшего, а ответственность причинителя вреда.

Является ли такой случай ДТП?

Да. Согласно Правилам дорожного движения:

ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Водителю, лобовое стекло, фару или бампер автомобиля которого разбил или повредил такой камень, причинен материальный ущерб, поэтому данная ситуация подходит под определение термина «ДТП».

Но важно понимать, что, в основном, такое событие сотрудниками ГИБДД и судами квалифицировалось как ДТП, однако было и Постановление Верховного Суда Российской Федерации, в котором при рассмотрении административного дела суд указал, что вины водителя автомобиля, из-под колес которого вылетел камень, нет и что событие произошло по обстоятельствам, не зависящим от водителя, а также что данное событие не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия.

Постановление: ВС РФ от 11 марта 2016 г. № 39-АД16-1.

  • Требования заявителя: Отменить акты нижестоящих судов, которыми он признан виновным в оставлении места ДТП.
  • Суд решил: Жалобу удовлетворить, так как повреждение другого автомобиля, возникшее из-за вылетевших из-под колес другой машины камней, не является ДТП.

Таким образом, точного и безапелляционного мнения по данному вопросу на данный момент нет, и каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально.

Нужно вызывать сотрудников ГИБДД или сотрудников Полиции?

В нашем случае, можно вызывать и тех и других.

  • Если оформлять произошедшее как ДТП, то вызывать придется сотрудников ГИБДД, при этом желательно, знать марку и номер авто, из-под которого вылетели посторонние предметы с дороги, а лучше иметь видеозапись данного события.
  • Если же сотрудники ГИБДД откажутся приезжать и оформлять ДТП, а такое тоже может быть, тогда можно вызвать сотрудников Полиции, чтобы те оформили документы о причинении вреда вашему автомобилю в результате ненадлежащего содержания и обслуживания дороги, на которой находился злополучный камень, щебень или гравий.

Кто виноват?

Рассмотрим три ситуации:

  1. водитель пострадавшего автомобиля не держал дистанцию;
  2. камень вылетел из-под колес автомобиля в зоне действия знака «Выброс гравия»;
  3. никаких знаков или предупреждений не было.

Несоблюдение дистанции

Итак, ситуация первая.

Для начала обратимся снова к ПДД. Пункт 9.10 ПДД говорит о том, что дистанцию до движущегося впереди транспортного средства необходимо держать такую, которая позволила бы избежать столкновения. При этом, нет никаких точных мер этого расстояния.

В нашем же случае столкновения между транспортными средствами не произошло, а значит водитель, в автомобиль которого попал щебень или другие предметы на дороге, не нарушил данный пункт правил, и его вины в произошедшем нет. Соответственно, виноват будет либо водитель другого автомобиля, либо организация, обслуживающая дорогу или производящая ремонтные работы на ней.

Ситуация вторая, есть знак «Выброс гравия»

Согласно Приложению 1 к ПДД:

1.18 «Выброс гравия». Участок дороги, на котором возможен выброс гравия, щебня и тому подобного из-под колес транспортных средств.

В данном случае, водители предупреждены о том, какое состояние дороги в зоне действия знака, и с учетом этого должны выбирать скорость движения. В таком случае будет виноват водитель, из-под колес которого и вылетели гравий, щебень или камень.

Третья ситуация – самая неоднозначная

При таких условиях вину водителя или организации, обслуживающей, содержащей или ремонтирующей дорогу, придется доказывать, и скорее всего в суде. Результат рассмотрения дела будет зависеть от многих факторов, которые и будут учтены судом при вынесении решения.

Покрывает ли ОСАГО ущерб в такой ситуации?

В случае, когда будет установлена вина второго водителя и его ответственность будет застрахована, то у потерпевшего будет возможность получить страховую выплату в рамках ОСАГО.

Если ответственность виновного лица не будет застрахована, тогда потерпевшему придется обращаться в суд с исковым заявление к непосредственному причинителю вреда.

Куда обращаться: в свою страховую или страховую виновника?

Согласно положениям Закона об ОСАГО, в свою страховую компанию потерпевший может обратиться в случае, если выполняются следующие условия:

  1. в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам;
  2. ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Законом об ОСАГО.

В рассматриваемом случае, несмотря на то, что на одном автомобиле было разбито стекло или треснул бампер, т.е. вред был причинен только транспортному средству, взаимодействия (столкновения) транспортных средств не было, поэтому второе условие для ПВУ – прямого возмещения убытков страховщиком потерпевшего – не выполняется.

Таким образом, придется обращаться в страховую компанию виновника ДТП.

Что если автомобиль потерпевшего застрахован по КАСКО?

В таком случае разрешение ситуации будет происходить по самому простому сценарию для потерпевшего. Вам необходимо получить документы, которые необходимы по правилам страхования и договору КАСКО. Это могут быть как документы из ГИБДД, так и из полиции.

Источник: https://TonkostiOSAGO.ru/obrashchenie-za-vozmeshcheniem/vyletel-kamen-iz-pod-koles-avtomobilya-rabotaet-li-osago-eto-dtp

Метровый кусок льда слетел с грузовика в лобовое стекло легкового авто, где ехала семья. И никто не виноват

Вылетел камень из под колеса кто виноват

Марина со своей дочерью и мужем ехала в Мстиславль к родителям. Недалеко от Могилева они обгоняли грузовик, двигавшийся по правой полосе.

В этот момент с тента грузовика упал пласт льда и прилетел прямо в лобовое стекло машины, в которой ехала семья. Стекло разбито, на крыше вмятина, счастье, что никто не пострадал.

Кто виноват в случившемся, кто должен компенсировать ущерб? А никто — так вышло.

Льдина в стекло

В автомобиле Марины работал видеорегистратор, благодаря записи можно понять, как все случилось.

— В эти выходные я ездила навестить родителей, живущих в Мстиславле. На обратном пути в Минск с проезжающего мимо грузовика на мою машину упала льдина размером больше метра. Лед разбил лобовое стекло и помял крышу. Счастье, что в эту поездку я переставила дочкино автокресло на заднее сиденье и папа сидел рядом с ней, — рассказала читательница.

Европротокол, ГАИ

После случившегося оба автомобиля остановились. Марина отдает должное водителю грузовика: он не пытался уехать и все время до прибытия ГАИ находился на месте происшествия.

— Он вышел с европротоколом — готов был заполнять его, признать свою вину. Разводил руками, утверждал, что очищал грузовик — все как всегда, короче. Говорил, что наверняка положенной компенсации нам будет достаточно.

Но мы отказались от европротокола. У нас было разбито лобовое стекло в машине, по ПДД нельзя продолжать движение. Поэтому я решила вызвать ГАИ, чтобы они все оформили и сказали, как действовать дальше.

Позвонили в Госавтоинспекцию, но первым приехал экипаж из соседнего района.

— Через 40 минут приехали сотрудники ГАИ, они все осмотрели, а потом сказали, что вынуждены нас огорчить, мы уже выехали за границу их района и оформлять все будет другой экипаж. Я пыталась узнать, что делать, ведь стекло разбито — ехать нельзя. Мне сказали, мол, ничего страшного, после оформления тихонечко на «аварийке» можно будет доехать к месту ремонта.

Один экипаж уехал, через 30 минут, по словам нашей читательницы, прибыл другой.

— На все с оформлением бумаг ушло более двух часов. Протокол нам на руки не дали, обещали прислать почтой.

Сотрудник ГАИ нам сразу сказал, что это не ДТП и не страховой случай. А если мы хотим компенсацию, то можем добиваться ее от водителя через суд. Почему не ДТП, я не поняла. 

Открываем Правила дорожного движения, п. 2.

19 — «Дорожно-транспортное происшествие — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица». Находившееся в движении механическое транспортное средство есть, вред имуществу физического лица есть — вроде бы инцидент вписывается в приведенное определение.

Нестраховой случай

Но это полбеды. Хуже, что случай, как Марине подтвердили в страховой компании, действительно нестраховой.

— Мы позвонили в страховую компанию, и там нам рассказали, что если то, что на нас упало, не является частью машины или груза, то случай нестраховой.

Они ссылались при этом на страховое законодательство. Но почему лед с тента — это не груз, нам объяснять отказались. И тоже предложили идти в суд.

Семья все просчитала.

— Для суда требуется экспертная оценка вреда, причиненного моему авто, от лицензированной для этого организации. Там мне озвучили стоимость — 180 рублей за оценку и неделя ожидания результатов этой оценки.

А также посоветовали не проводить ее, так как шансов выиграть в суде у меня почти нет. Услуги юристов: одна консультация — 40—50 рублей. Ремонт: я нашла место, где все согласились отремонтировать за 570 рублей.

Марина и ее семья нуждаются в автомобиле каждый день: они живут в 45 км от МКАД, если пытаться ездить на общественном транспорте, то каждый день на дорогу по всем делам в оба конца будет уходить около 6 часов. Кроме того, родители воспитывают ребенка, которого практически каждый день нужно возить на занятия к специалистам.

— Автомобиль нужен мне сейчас, я не могу себе позволить еще одну неделю ждать экспертизу, да и денег нет платить за нее и за услуги юристов.

Без какой-либо надежды добиться справедливости

Таким образом, женщина решилась на то, чтобы отремонтировать авто за свой счет, и не надеется на компенсацию через суд.

— У меня нет ни времени, ни достаточных средств, чтобы раскрутить судебную машину без какой-либо надежды добиться справедливости. Смотрите, какая абсурдная получается ситуация: водитель грузовика признает вину и согласен с тем, чтобы я получила компенсацию.

Но он говорит, что не зря оплачивал страховку, и эта компенсация должна быть от страховой компании. Приехавшие инспекторы ГАИ тоже разводили руками, говорили, что все понимают, но ничего не могут сделать — такой закон.

Страховые компании, как я понимаю, таким образом страхуют себя от выплаты ущерба от вылетающих из-под колес камней. Я согласна: камень может вылететь когда угодно и куда угодно.

Но лед на крыше — простите, это не камень. За это водитель должен нести ответственность, так же как он отвечает за незакрепленный груз и состояние своего транспортного средства. Формально в ПДД нет требований к водителю проверять, скопился ли снег или вода на крыше его транспортного средства или прицепа. Водитель отвечает за техническое состояние авто (п. 9.3 ПДД), за перевозку груза (гл. 24 ПДД), но, к примеру, снег или лед, скопившийся на тенте, трудно отнести к грузу, хотя понятия «Груз» в ПДД нет.
— Выходит, что платить за ущерб, причиненный из-за недобросовестного отношения к подготовке транспортного средства, в любом случае приходится потерпевшему. Каждую зиму случаются такие аварии, и каждый раз одно и то же. 

Марина подчеркнула, что водитель грузовика мог знать, что на тенте находится лед. Она утверждает, что после случившегося он стряхнул оттуда еще несколько льдин.

— Если бы этот микроавтобус задел мою машину боковым зеркалом, я получила бы страховку и все были бы довольны.

А упавший в лобовое стекло огромный кусок льда — это ничего страшного, в этом никто не виноват, в ПДД нет пункта правил, конкретно рекомендующих очистить машину снаружи от инородных предметов.

Выходит, можно оставлять на крыше машины что угодно — никто за это отвечать не будет. Лом упал, кирпич с крыши прилетел? Не знаю, откуда он там взялся — это же не груз. 

Может быть, пора уже вносить какие-либо изменения в действующие законы, добавить в Правила оговорку про необходимость счищать с машины снег и лед? Что должно произойти, чтобы эту брешь в законе наконец-то закрыли?

Или шансы все же есть?

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст.

933 Гражданского кодекса).

Но обстоятельства каждого ДТП индивидуальны, в любом случае необходимо установить лицо, ответственное за причинение вреда, и определить допущенные нарушения, которые привели к происшествию.

В Положении о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденном Указом №530, содержится перечень страховых случаев, к которым относится «повреждение имущества в результате ДТП». Однако этим же Положением определены ситуации, которые страховыми случаями не признаются — п. 158 Положения.

Между тем, как отмечают юристы, в п. 158 нет оговорки, которая подходила бы описанному случаю.

Можно ли, например, считать падение льда с тента грузовика вызванным непреодолимой силой или умыслом потерпевшего? Про вылетевший из-под колеса предмет оговорка как раз есть — «Не считаются страховыми случаями факты причинения вреда выброшенным из-под колеса предметом либо смонтированным на транспортном средстве механизмом при его функционировании», — но, кажется, это опять же не про упавшую льдину.

По этой причине некоторые юристы видят вполне реальный шанс получить страховое возмещение, правда, бумажной волокиты нашей читательнице все же не избежать.

Во-первых, ей необходимо дождаться получения официальных бумаг из ГАИ. Не вполне понятно, будет ли произошедшее все же расценено как дорожно-транспортное происшествие или нет, но в любом случае оно должно быть зафиксировано, а официальное решение в случае чего можно и обжаловать.

Во-вторых, необходимо обратиться с письменным заявлением в страховую компанию, потребовав выплаты компенсации по страховому случаю. На официальное обращение будет дан официальный ответ, где в случае отказа в выплате будет указана и его причина. И этот ответ может быть условием для следующих шагов, вплоть до обращения в суд.

Источник: https://auto.onliner.by/2020/03/24/ice

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.