Произвольный контент

Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Содержание

Наезд на пешехода вне перехода

Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода
Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье рассмотрено довольно популярное дорожно-транспортное происшествие — наезд на пешехода вне пешеходного перехода.

Напомню, что пункты правил дорожного движения, регламентирующие поведение пешеходов на дороге, рассмотрены в статье «Как правильно переходить дорогу?». Не будем останавливаться на них повторно.

Основная тема этой статьи — ответственность за наезд на пешехода, который нарушает правила дорожного движения:

Для начала давайте рассмотрим типичную ситуацию, в которой пешеход нарушает правила дорожного движения, а водитель — нет:

Пешеход переходит проезжую часть дороги в 10 метрах от нерегулируемого пешеходного перехода и при этом выходит из-за стоящего автобуса. Автомобиль движется по дороге со скоростью 40 км/ч.

После того, как водитель замечает пешехода, он начинает тормозить и совершает наезд на скорости 20 км/ч. При столкновении пешеход получает вред здоровью средней тяжести (перелом руки).

В описанной ситуации водитель не нарушает ПДД, пешеход же нарушает следующие пункты правил:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Очевидно, что виновником ситуации является пешеход, однако платить за ДТП будет не только он.

Ответственность при наезде пешехода

Давайте по пунктам рассмотрим все виды ответственности при наезде на пешехода:

Гражданско-правовая ответственность водителя

Статья 1079 Гражданского кодекса РФ:

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.

), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Данная статья говорит о том, что ответственность водителя возникает практически в любом случае (кроме умысла пешехода или непреодолимой силы).

То есть водитель, который не является виновником ДТП, обязан оплатить лечение пешехода (по ОСАГО), а также возместить ему моральный вред (из собственного кармана).

Административная ответственность пешехода

За нарушение правил дорожного движения на пешехода будет наложен административный штраф в размере 1 000 рублей (статья 12.30 КоАП):

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Гражданско-правовая ответственность пешехода

Ремонт поврежденного транспортного средства, в соответствии со статьей 1064 гражданского кодекса, должен оплатить пешеход из собственного кармана:

Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Примечание. На практике суд чаще всего обязывает водителя заплатить за лечение пешехода, однако далеко не всегда заставляет пешехода ремонтировать автомобиль.

Рассмотрим ДТП с участием пешехода, которое имело место несколько лет назад.

Суть ситуации состоит в том, что несовершеннолетний пешеход нарушил ПДД и попал под колеса автомобиля. Как и положено, страховая компания выплатила пострадавшему пешеходу деньги на лечение (по ОСАГО), а выплату на ремонт автомобиля водитель получил по КАСКО.

Страховая компания предъявила иск к родителям пешехода и суд этот иск удовлетворил. То есть суд обязал родителей оплатить ремонт поврежденного транспортного средства.

Однако родители пешехода попытались оспорить это решение сначала в районном суде, затем в краевом, Верховном и, наконец, в Конституционном. Конституционный суд оставил решение в силе.

С полным текстом определения можете ознакомиться здесь.

На практике это означает, что в случае наезда на пешехода вне перехода водитель имеет возможность взыскать деньги на ремонт автомобиля с виновника ДТП. Ну а пешеходам хочу напомнить, что даже небольшой ремонт автомобиля может обойтись в довольно крупную сумму. Например, замена и покраска бампера недорого автомобиля стоит 15 000 — 20 000 рублей. Так что не спешите нарушать правила.

Удачи на дорогах!

Источник: https://pddmaster.ru/dtp/naezd-vne-perehoda.html

Дтп с пешеходом вне пешеходного перехода — возмещение ущерба, кто виноват

Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Рассмотрим такой вид ДТП, как наезд на пешехода вне пешеходного перехода. Какие последствия ждут водителя и пешехода, попавшего под колеса.
Допустим, происходит наезд на пешехода, нарушающего ПДД – переходящего проезжую часть в неустановленном месте.

Для начала процитируем пункты ПДД, регламентирующие переход проезжей части пешеходами, а далее проанализируем ДТП с точки зрения Правил дорожного движения.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.

К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

4. Обязанности пешеходов
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Наезд на пешехода вне перехода

Для начала проанализируем самую типичную ситуацию – пусть пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода, и при этом создает помехи движущемуся транспортному средству, т.е. нарушает п. 4.5 ПДД.

Если бы помехи движению транспорта не создавались, то и ДТП бы не случилось, правильно? Значит, нарушение ПДД пешеходом можно считать доказанным. Ни один дознаватель ГИБДД, рассматривающий такое дорожно-транспортное происшествие, не будет сомневаться в вине пешехода в данном ДТП.

Тем не менее, российское законодательство, в частности Гражданский Кодекс РФ, предусматривает ответственность за ДТП для лиц, управляющих транспортными средствами повышенной опасности.

Поскольку автомобиль является таким средством, ответственность будет ждать не только пешехода, но и водителя сбившего его автомобиля. И это даже с условием, что вина пешехода полностью доказана.

Ответственность за наезд на пешехода по Гражданскому Кодексу РФ

Гражданский Кодекс РФ, Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.

), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Дтп с пешеходом возмещение ущерба

Выходит, по гражданскому кодексу водитель обязан возместить ущерб пешеходу независимо от того, виновен ли пешеход в ДТП или нет.

При этом вред здоровью будет возмещаться в первую очередь за счет страховки ОСАГО, и только при превышении максимальной выплаты по вреду здоровью водитель будет оплачивать лечение из своего кармана.

Кроме того, подлежит возмещению и моральный вред, и даже потеря заработка вследствие утраты трудоспособности.

Условия, когда водитель не должен возмещать ущерб сбитому пешеходу

Два условия, при которых водитель освобождается от ответственности, нанесенной источником повышенной опасности, также приведены:

  • Если доказан умысел пострадавшего в ДТП
  • Если ДТП произошло вследствие действия непреодолимой силы

Умысел пешехода можно доказать, если есть записи с видеорегистратора, камер наблюдения. Нередки случаи, когда люди инсценируют наезд автомобилем, чтобы получить с водителя компенсацию «на месте».

Действие же непреодолимой силы – к примеру, когда автомобиль пропускал пешеходов на перекрестке, получил удар сзади от грузовика, и вылетел на переход, зацепив людей. Или автомобиль подхватил поток воды или порыв урагана, и кинул на пешеходов.

В этих случаях ответственности для водителя не будет.

Штраф за дтп для пешехода

Справедливости ради отметим, что пешехода, который в нарушение ПДД переходил дорогу, что привело к ДТП, можно привлечь к административной ответственности, хотя на возмещение вреда это никак не повлияет:

КоАП РФ, Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Наказание за сбитого пешехода вне пешеходного перехода в 2018 году

Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Наезд транспортного средства на пешехода — одна из наиболее опасных ситуаций на дороге. Машина пострадает в наименьшей степени, как правило, вред ограничивается царапинами или вмятинами на бампере.

Гражданин, попавший под колеса, несет большие риски: может лишиться нетрудоспособности на время из-за ушибов и переломов, оказаться в инвалидном кресле или погибнуть.

Если человек переходил трассу в неположенном месте, автолюбителю не удастся избежать ответственности, но она ограничится возмещением причиненного физического и морального вреда. Как поступить в случае ДТП и как правильно выстроить стратегию собственной защиты?

Что делать при наезде на пешехода?

Первое, что нужно сделать водителю авто, наехавшего на пешехода — остановиться и оценить состояние пострадавшего. Если ему нанесена травма, нужно оказать посильную первую помощь, вызвать скорую.

Не нужно спешно скрываться с места ДТП: виновника отыщут, а попытка «бегства» станет отягчающим обстоятельством на судебных слушаниях. Следующим шагом должен быть вызов на место происшествия сотрудников ГИБДД.

Органы правопорядка проведут расследование ситуации:

  • Допросят свидетелей;
  • Изучат дорожное полотно;
  • Рассмотрят фото- и видеоматериалы, если таковые имеются;
  • Определят скоростной режим;
  • Оценят исправность транспортного средства;
  • Проверят, не находится ли водитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если выяснится, что водитель был нетрезв, превышал скорость или ехал на заведомо неисправном автомобиле, это окажется отягчающими обстоятельствами. С высокой долей вероятности автолюбитель понесет уголовную ответственность за содеянное. При этом тяжесть этой ответственности будет зависеть от степени ущерба, причиненного здоровью и жизни пострадавшего пешехода.

Виды ответственности

Если в результате ДТП пострадал гражданин, переходивший дорогу, для водителя авто предусмотрены три вида ответственности — гражданско-правовая, административная и уголовная. Первая в ст. 1079 ГК РФ предусматривает возмещение лечения пострадавшего.

Водителя освободят от обязанности выплачивать компенсацию, если будет доказано, что авария произошла вследствие непредотвратимых обстоятельств или злого умысла самого пострадавшего.

Дополнительно потерпевший или его родственники будут вправе обратиться с судебным иском, требуя возместить моральный вред.

При административной ответственности наезд на пешехода означает для водителя необходимость уплаты штрафа в сумме от 2,5 до 25 тыс. руб. или лишение водительского удостоверения на период 1-2 года. Конкретная мера пресечения избирается судом по результатам рассмотрения деталей происшествия.

Уголовная возникает в ситуации, если пострадавший получил травмы или погиб. Наказание назначается по ст. 264 УК РФ.

Чтобы определить меру ответственности, суд и правоохранительные органы определяют, была ли возможность избежать аварии, было ли транспортное средство исправным, есть ли вина автолюбителя в происшествии.

Административная и уголовная ответственность не освобождают водителя от гражданско-правовой. Его обяжут возместить лечение гражданина и (или) нанесенный моральный вред.

Если ДТП, повлекшее смерть пешехода или тяжкие последствия для его здоровья, произошло вне перехода, водителя не освобождают от ответственности по УК РФ.

Чтобы не оказаться за решеткой, автолюбителю нужно доказать свою полную невиновность. Для этого необходимо предоставить фото- и видеоматериалы, свидетельские показания, выработать грамотную стратегию защиты.

В таких делах не обойтись без помощи грамотного адвоката.

Распределение наказания между водителем и пешеходом

На практике нередки ДТП, фактическим виновником которых является пешеход. Например, гражданин пересекает трассу вдали от пешеходного перехода, водитель, заметив его, снижает скорость, но не успевает остановиться. В результате аварии человек получает травму средней тяжести (например, ломает ногу).

Очевидно, что в ситуации виноват пешеход. Он нарушил пункт правил дорожного движения о том, что пересекать шоссе можно исключительно по переходу (наземному, подземному или надземному). Водитель, чьи действия привели к перелому гражданина, не понесет наказания по УК РФ.

Для водителя будут предусмотрены две формы ответственности:

  • Возмещение вреда здоровью по ст. 1079 ГК РФ. Водитель оплачивает лечение гражданина в рамках полиса ОСАГО;
  • Возмещение морального вреда. Страхование автогражданской ответственности не покрывает эти расходы, их несет лицо, находившееся за рулем автомобиля. Компенсация выплачивается в ситуации, если потерпевший обратиться с иском в суд.

Для пешехода, нарушившего правила дорожного движения, предусмотрена административная ответственность — за нарушение ПДД он обязан уплатить штраф в размере 1 тыс. руб., а также гражданско-правовая. Если машине в результате столкновения был нанесен вред, ст. 1064 ГК РФ обязывает его выплатить компенсацию автолюбителю.

При этом судебная практика демонстрирует, что водителя часто обязывают оплатить лечение пассажира и возместить моральные издержки, а суммы с пешехода на ремонт автомобиля взыскивают значительно реже. Водители, имеющие полис КАСКО, вправе получить средства на ремонт авто от своей страховой компании.

Это более простое и выгодное решение, чем судебная тяжба для взыскания ущерба.

Если пешеход был пьян

С точки зрения действующего законодательства не имеет значения, в каком состоянии находился пострадавший.

Когда гражданин садится за руль транспортного средства — объекта повышенной опасности, он обязан отвечать за ущерб, нанесенный жизни и здоровью третьих лиц.

Автолюбитель сможет избежать уголовной ответственности, если будут установлены смягчающие его вину обстоятельства. Уменьшить объем наказания можно:

  • Если выяснится, что пьяный намеренно кинулся под колеса;
  • Если экспертиза покажет, что избежать аварии было невозможно (например, из-за погодных условий, особенностей дорожного полотна);
  • Если будет доказано, что водитель соблюдал все правила, включая требования к скорости.

Чтобы свести наказание к минимуму или избежать ответственности, водителю нужно принять активное участие в разбирательствах на месте аварии: помогать следствию, подробно рассказать о своем видении ситуации. Нельзя подписывать какие-либо документы без предварительного внимательного чтения. Необходимо настоять на том, чтобы нетрезвое состояние пешехода было зафиксировано в материалах дела.

Заключение

Наезд на пешехода — ситуация, способная повлечь роковые последствия, вплоть до кончины пострадавшего. В особо тяжелых случаях водителя привлекают к уголовной ответственности.

Чтобы избежать наказания, ему нужно грамотно выстроить стратегию защиты, воспользовавшись услугами опытного адвоката.

При этом наказание можно уменьшить, если водитель сможет доказать вину пешехода (алкогольное опьянение, злонамеренность действий и другое).

Источник: https://insur-portal.ru/dtp/naezd-vne-peshehodnogo-perehoda

Ответственность за наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода

За наезд на пешехода вне пешеходного перехода водителя могут привлечь к административной, гражданской или даже уголовной ответственности, несмотря на то, что формально он считается невиновным. В статье рассмотрим, какое наказание следует ожидать при таких ДТП, что учитывается судами при рассмотрении дел, и могут ли привлечь к ответственности самого пешехода.

Виды ответственности за сбитого пешехода вне пешеходного перехода

Соблюдение ПДД обязательно не только для водителей, но и для пешеходов, т.к. они тоже являются участниками дорожного движения. Согласно законодательству, автомобили относятся к средствам повышенной опасности, поэтому, даже если водитель едет по правилам, но сбивает пешехода, его в зависимости от ситуации могут привлечь к разным видам ответственности:

  • административная;
  • гражданская;
  • уголовная.

Рассмотрим детали подробно.

Административная

Привлечь по ст. 12.24 КоАП РФ могут лишь в том случае, если ДТП произошло по причине нарушения водителем ПДД или правил эксплуатации транспортных средств. Если же указанные правила не нарушались, виновным будет признан пешеход.

Когда могут возбудить административное производство, даже если пешеход сбит вне перехода:

  • водитель скрылся с места аварии;
  • водитель был нетрезв.

Ответственность по ст. 12.24 КоАП РФ наступает при причинении небольшого или среднего вреда здоровью. Автовладельцу может грозить штраф до 5 000 руб. или лишение прав до полутора лет. В сложных ситуациях санкции строже: придется отдать права на 2 года или заплатить штраф до 25 000 руб.

Если водитель за рулем нетрезв, дополнительно его могут наказать по ст. 12.8 КоАП РФ. Здесь предусмотрены санкции в виде штрафа в 30 000 руб., а права придется отдать на срок до двух лет.

Пример:

После вечеринки гражданин сел за руль своего автомобиля, будучи нетрезвым. В пути он сбил человека на небольшой скорости, но медики впоследствии констатировали вред средней тяжести. На место ДТП также прибывали сотрудники ГИБДД, нетрезвое состояние водителя зафиксировано в документах.

В данном случае автовладельца привлекли сразу по ст. 12.8 и 12.

24 КоАП РФ: в первом случае – за управление машиной в состоянии опьянения, во втором – за нарушение ПДД с причинением вреда средней тяжести здоровью пешехода.

Нетрезвый вид считается отягчающим обстоятельством, и даже при аварии с пешеходом вне пешеходного будет признан водитель – он нарушил ПДД, запрещающие садиться за руль в пьяном состоянии.

Привлечение по КоАП РФ не освобождает от гражданской ответственности, о которой будет рассказано далее.

Гражданская

Больше всего споров вызывает гражданская ответственность. Она определяется ст. 1079 ГК РФ, согласно которой автомобили признаются средствами повышенной опасности, и обязаны полностью компенсировать другим лицам вред, причиненный источником повышенной опасности, за исключением нескольких случаев:

С иском о возмещении вреда могут обращаться в суд как пострадавшие пешеходы, так и их родственники. Если суд удовлетворяет их требования, водителям приходится возмещать вред здоровью, компенсировать вынужденную безработицу и моральный вред. Но все зависит от конкретных обстоятельств аварии – иногда исковые требования отклоняют.

Пример:

Водитель ехал по населенному пункту с разрешенной скоростью. На дороге была гололедица, поэтому скорость была рассчитана в соответствии с погодными условиями – 40 км/ч. Неожиданно в 30 метрах от пешеходного перехода выскочил человек и бросился под колеса.

Приехавшая бригада скорой помощи увезла пострадавшего в больницу, диагностирован перелом ноги. Инспекторы ГИБДД запросили у водителя запись с видеорегистратора, где полностью была видна картина произошедшего. По закону автовладелец невиновен.

Но позднее пострадавший обратился в суд с иском о возмещении вреда здоровью, потребовав с водителя 300 000 руб., руководствуясь ст. 1079 ГК РФ. Суд в удовлетворении исковых требований отказал, т.к. на заседание ответчиком была представлена видеозапись, где видно, что пешеход сам стремительно бросился под колеса, водитель ехал без превышения и не мог предотвратить наезд.

Уголовная

Сложнее всего обстоят дела с уголовной ответственностью. Если пешеход в результате ДТП погиб, но водитель не нарушал ПДД, его все равно могут привлечь по ст. 109 УК РФ и назначить одно из наказаний за причинение смерти по неосторожности:

  • исправительные работы до 2 лет;
  • ограничение свободы до 2 лет;
  • принудительные работы до 2 лет или лишение свободы на аналогичный срок.

Рассматривая дело, суд будет учитывать все обстоятельства: была ли у водителя возможность избежать столкновение, с какой скоростью он ехал, какими были погодные условия.

Даже если водителя осудят, родственники погибшего пешехода могут взыскать с него в рамках гражданского производства компенсацию. Размер может достигать 1 млн. руб. 

Ответственность в разных ситуациях

Иногда водители в попытке избежать ответственности пытаются скрыться с места аварии или опираются на нетрезвое состояние самого пешехода. В первом случае они считают, что их не найдут, во втором – что это послужит смягчающим обстоятельством.

Но на практике все обстоит иначе, и неправильными действиями можно только усугубить свое положение.

Сокрытие с места аварии

Если водитель покинул место происшествия, его однозначно признают виновным, даже если аварию спровоцировал пешеход. Поэтому лучше дождаться сотрудников ГИБДД и оформить все правильно, чем потом доказывать свою невиновность в суде, особенно если причинен вред средней тяжести здоровью пешехода.

Если пешеход погиб, однозначно возбуждается уголовное дело.

Иногда пешеходы сами предлагают урегулировать ситуацию мирным путем и отказываются от претензий, а затем обращаются за помощью в медучреждения. В таком случае данные будут переданы в ГИБДД, а водителя сочтут скрывшимся с места. Лучше сразу взять с человека расписку об отсутствии претензий.

Водитель нетрезв

Если водитель сам нетрезв, это только усугубляет его положение. При причинении тяжкого вреда или смерти пешехода ответственности по УК РФ избежать не получится.

Сбит нетрезвый пешеход

Если пешеход сам нетрезв, и в результате аварии погиб, уголовное дело все равно возбуждается. Водителя могут привлечь за причинение смерти по неосторожности, если он в момент ДТП не превышал скорость и не допускал иные нарушения.

Если же в ходе расследования будет выявлено, что автовладелец в любом случае не мог избежать столкновения, его могут освободить от ответственности.

Ответственность для пешехода

Важно учитывать, что административные, гражданские и уголовные меры предусмотрены не только для автовладельцев, но и для пешеходов. Но по статистике чаще всего наказывают именно водителей.

Рассмотрим, что ожидает пеших граждан в разных ситуациях.

Сбили пешехода, если машина сбила человека вне пешеходного перехода

Источник: https://avt-yurist.ru/dtp/vinovat-voditel-esli-sbil-peshehoda-nepolozhennom-meste-dlya-perehoda.html

Сбил человека вне пешеходного перехода, ответственность и могут ли признать невиновным

Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода
Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Сбил человека вне пешеходного перехода, ответственность и могут ли признать невиновным

Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Сбил человека вне пешеходного перехода, ответственность и могут ли признать невиновным

Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Сбил человека вне пешеходного перехода, ответственность и могут ли признать невиновным

Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Когда водитель сбил человека вне пешеходного перехода ответственность к нему применима не всегда. Правила, установленные для движения по дороге, говорят, что автомобилисты должны передвигаться с определенным режимом скорости. Относительно переходов для людей действуют отдельные требования. В том числе, водителю следует остановиться перед ним или сбросить скорость.

Определение

Наезд на пешехода вне перехода

Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода
Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье рассмотрено довольно популярное дорожно-транспортное происшествие — наезд на пешехода вне пешеходного перехода.

Напомню, что пункты правил дорожного движения, регламентирующие поведение пешеходов на дороге, рассмотрены в статье «Как правильно переходить дорогу?». Не будем останавливаться на них повторно.

Основная тема этой статьи — ответственность за наезд на пешехода, который нарушает правила дорожного движения:

Для начала давайте рассмотрим типичную ситуацию, в которой пешеход нарушает правила дорожного движения, а водитель — нет:

Пешеход переходит проезжую часть дороги в 10 метрах от нерегулируемого пешеходного перехода и при этом выходит из-за стоящего автобуса. Автомобиль движется по дороге со скоростью 40 км/ч.

После того, как водитель замечает пешехода, он начинает тормозить и совершает наезд на скорости 20 км/ч. При столкновении пешеход получает вред здоровью средней тяжести (перелом руки).

В описанной ситуации водитель не нарушает ПДД, пешеход же нарушает следующие пункты правил:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Очевидно, что виновником ситуации является пешеход, однако платить за ДТП будет не только он.

Ответственность при наезде пешехода

Давайте по пунктам рассмотрим все виды ответственности при наезде на пешехода:

Гражданско-правовая ответственность водителя

Статья 1079 Гражданского кодекса РФ:

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.

), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Данная статья говорит о том, что ответственность водителя возникает практически в любом случае (кроме умысла пешехода или непреодолимой силы).

То есть водитель, который не является виновником ДТП, обязан оплатить лечение пешехода (по ОСАГО), а также возместить ему моральный вред (из собственного кармана).

Административная ответственность пешехода

За нарушение правил дорожного движения на пешехода будет наложен административный штраф в размере 1 000 рублей (статья 12.30 КоАП):

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Гражданско-правовая ответственность пешехода

Ремонт поврежденного транспортного средства, в соответствии со статьей 1064 гражданского кодекса, должен оплатить пешеход из собственного кармана:

Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Примечание. На практике суд чаще всего обязывает водителя заплатить за лечение пешехода, однако далеко не всегда заставляет пешехода ремонтировать автомобиль.

Рассмотрим ДТП с участием пешехода, которое имело место несколько лет назад.

Суть ситуации состоит в том, что несовершеннолетний пешеход нарушил ПДД и попал под колеса автомобиля. Как и положено, страховая компания выплатила пострадавшему пешеходу деньги на лечение (по ОСАГО), а выплату на ремонт автомобиля водитель получил по КАСКО.

Страховая компания предъявила иск к родителям пешехода и суд этот иск удовлетворил. То есть суд обязал родителей оплатить ремонт поврежденного транспортного средства.

Однако родители пешехода попытались оспорить это решение сначала в районном суде, затем в краевом, Верховном и, наконец, в Конституционном. Конституционный суд оставил решение в силе.

С полным текстом определения можете ознакомиться здесь.

На практике это означает, что в случае наезда на пешехода вне перехода водитель имеет возможность взыскать деньги на ремонт автомобиля с виновника ДТП. Ну а пешеходам хочу напомнить, что даже небольшой ремонт автомобиля может обойтись в довольно крупную сумму. Например, замена и покраска бампера недорого автомобиля стоит 15 000 — 20 000 рублей. Так что не спешите нарушать правила.

Удачи на дорогах!

Источник: https://pddmaster.ru/dtp/naezd-vne-perehoda.html

Дтп с пешеходом вне пешеходного перехода — возмещение ущерба, кто виноват

Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Рассмотрим такой вид ДТП, как наезд на пешехода вне пешеходного перехода. Какие последствия ждут водителя и пешехода, попавшего под колеса.
Допустим, происходит наезд на пешехода, нарушающего ПДД – переходящего проезжую часть в неустановленном месте.

Для начала процитируем пункты ПДД, регламентирующие переход проезжей части пешеходами, а далее проанализируем ДТП с точки зрения Правил дорожного движения.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.

К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

4. Обязанности пешеходов
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Наезд на пешехода вне перехода

Для начала проанализируем самую типичную ситуацию – пусть пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода, и при этом создает помехи движущемуся транспортному средству, т.е. нарушает п. 4.5 ПДД.

Если бы помехи движению транспорта не создавались, то и ДТП бы не случилось, правильно? Значит, нарушение ПДД пешеходом можно считать доказанным. Ни один дознаватель ГИБДД, рассматривающий такое дорожно-транспортное происшествие, не будет сомневаться в вине пешехода в данном ДТП.

Тем не менее, российское законодательство, в частности Гражданский Кодекс РФ, предусматривает ответственность за ДТП для лиц, управляющих транспортными средствами повышенной опасности.

Поскольку автомобиль является таким средством, ответственность будет ждать не только пешехода, но и водителя сбившего его автомобиля. И это даже с условием, что вина пешехода полностью доказана.

Ответственность за наезд на пешехода по Гражданскому Кодексу РФ

Гражданский Кодекс РФ, Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.

), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Дтп с пешеходом возмещение ущерба

Выходит, по гражданскому кодексу водитель обязан возместить ущерб пешеходу независимо от того, виновен ли пешеход в ДТП или нет.

При этом вред здоровью будет возмещаться в первую очередь за счет страховки ОСАГО, и только при превышении максимальной выплаты по вреду здоровью водитель будет оплачивать лечение из своего кармана.

Кроме того, подлежит возмещению и моральный вред, и даже потеря заработка вследствие утраты трудоспособности.

Условия, когда водитель не должен возмещать ущерб сбитому пешеходу

Два условия, при которых водитель освобождается от ответственности, нанесенной источником повышенной опасности, также приведены:

  • Если доказан умысел пострадавшего в ДТП
  • Если ДТП произошло вследствие действия непреодолимой силы

Умысел пешехода можно доказать, если есть записи с видеорегистратора, камер наблюдения. Нередки случаи, когда люди инсценируют наезд автомобилем, чтобы получить с водителя компенсацию «на месте».

Действие же непреодолимой силы – к примеру, когда автомобиль пропускал пешеходов на перекрестке, получил удар сзади от грузовика, и вылетел на переход, зацепив людей. Или автомобиль подхватил поток воды или порыв урагана, и кинул на пешеходов.

В этих случаях ответственности для водителя не будет.

Штраф за дтп для пешехода

Справедливости ради отметим, что пешехода, который в нарушение ПДД переходил дорогу, что привело к ДТП, можно привлечь к административной ответственности, хотя на возмещение вреда это никак не повлияет:

КоАП РФ, Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Наказание за сбитого пешехода вне пешеходного перехода в 2018 году

Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Наезд транспортного средства на пешехода — одна из наиболее опасных ситуаций на дороге. Машина пострадает в наименьшей степени, как правило, вред ограничивается царапинами или вмятинами на бампере.

Гражданин, попавший под колеса, несет большие риски: может лишиться нетрудоспособности на время из-за ушибов и переломов, оказаться в инвалидном кресле или погибнуть.

Если человек переходил трассу в неположенном месте, автолюбителю не удастся избежать ответственности, но она ограничится возмещением причиненного физического и морального вреда. Как поступить в случае ДТП и как правильно выстроить стратегию собственной защиты?

Что делать при наезде на пешехода?

Первое, что нужно сделать водителю авто, наехавшего на пешехода — остановиться и оценить состояние пострадавшего. Если ему нанесена травма, нужно оказать посильную первую помощь, вызвать скорую.

Не нужно спешно скрываться с места ДТП: виновника отыщут, а попытка «бегства» станет отягчающим обстоятельством на судебных слушаниях. Следующим шагом должен быть вызов на место происшествия сотрудников ГИБДД.

Органы правопорядка проведут расследование ситуации:

  • Допросят свидетелей;
  • Изучат дорожное полотно;
  • Рассмотрят фото- и видеоматериалы, если таковые имеются;
  • Определят скоростной режим;
  • Оценят исправность транспортного средства;
  • Проверят, не находится ли водитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если выяснится, что водитель был нетрезв, превышал скорость или ехал на заведомо неисправном автомобиле, это окажется отягчающими обстоятельствами. С высокой долей вероятности автолюбитель понесет уголовную ответственность за содеянное. При этом тяжесть этой ответственности будет зависеть от степени ущерба, причиненного здоровью и жизни пострадавшего пешехода.

Виды ответственности

Если в результате ДТП пострадал гражданин, переходивший дорогу, для водителя авто предусмотрены три вида ответственности — гражданско-правовая, административная и уголовная. Первая в ст. 1079 ГК РФ предусматривает возмещение лечения пострадавшего.

Водителя освободят от обязанности выплачивать компенсацию, если будет доказано, что авария произошла вследствие непредотвратимых обстоятельств или злого умысла самого пострадавшего.

Дополнительно потерпевший или его родственники будут вправе обратиться с судебным иском, требуя возместить моральный вред.

При административной ответственности наезд на пешехода означает для водителя необходимость уплаты штрафа в сумме от 2,5 до 25 тыс. руб. или лишение водительского удостоверения на период 1-2 года. Конкретная мера пресечения избирается судом по результатам рассмотрения деталей происшествия.

Уголовная возникает в ситуации, если пострадавший получил травмы или погиб. Наказание назначается по ст. 264 УК РФ.

Чтобы определить меру ответственности, суд и правоохранительные органы определяют, была ли возможность избежать аварии, было ли транспортное средство исправным, есть ли вина автолюбителя в происшествии.

Административная и уголовная ответственность не освобождают водителя от гражданско-правовой. Его обяжут возместить лечение гражданина и (или) нанесенный моральный вред.

Если ДТП, повлекшее смерть пешехода или тяжкие последствия для его здоровья, произошло вне перехода, водителя не освобождают от ответственности по УК РФ.

Чтобы не оказаться за решеткой, автолюбителю нужно доказать свою полную невиновность. Для этого необходимо предоставить фото- и видеоматериалы, свидетельские показания, выработать грамотную стратегию защиты.

В таких делах не обойтись без помощи грамотного адвоката.

Распределение наказания между водителем и пешеходом

На практике нередки ДТП, фактическим виновником которых является пешеход. Например, гражданин пересекает трассу вдали от пешеходного перехода, водитель, заметив его, снижает скорость, но не успевает остановиться. В результате аварии человек получает травму средней тяжести (например, ломает ногу).

Очевидно, что в ситуации виноват пешеход. Он нарушил пункт правил дорожного движения о том, что пересекать шоссе можно исключительно по переходу (наземному, подземному или надземному). Водитель, чьи действия привели к перелому гражданина, не понесет наказания по УК РФ.

Для водителя будут предусмотрены две формы ответственности:

  • Возмещение вреда здоровью по ст. 1079 ГК РФ. Водитель оплачивает лечение гражданина в рамках полиса ОСАГО;
  • Возмещение морального вреда. Страхование автогражданской ответственности не покрывает эти расходы, их несет лицо, находившееся за рулем автомобиля. Компенсация выплачивается в ситуации, если потерпевший обратиться с иском в суд.

Для пешехода, нарушившего правила дорожного движения, предусмотрена административная ответственность — за нарушение ПДД он обязан уплатить штраф в размере 1 тыс. руб., а также гражданско-правовая. Если машине в результате столкновения был нанесен вред, ст. 1064 ГК РФ обязывает его выплатить компенсацию автолюбителю.

При этом судебная практика демонстрирует, что водителя часто обязывают оплатить лечение пассажира и возместить моральные издержки, а суммы с пешехода на ремонт автомобиля взыскивают значительно реже. Водители, имеющие полис КАСКО, вправе получить средства на ремонт авто от своей страховой компании.

Это более простое и выгодное решение, чем судебная тяжба для взыскания ущерба.

Если пешеход был пьян

С точки зрения действующего законодательства не имеет значения, в каком состоянии находился пострадавший.

Когда гражданин садится за руль транспортного средства — объекта повышенной опасности, он обязан отвечать за ущерб, нанесенный жизни и здоровью третьих лиц.

Автолюбитель сможет избежать уголовной ответственности, если будут установлены смягчающие его вину обстоятельства. Уменьшить объем наказания можно:

  • Если выяснится, что пьяный намеренно кинулся под колеса;
  • Если экспертиза покажет, что избежать аварии было невозможно (например, из-за погодных условий, особенностей дорожного полотна);
  • Если будет доказано, что водитель соблюдал все правила, включая требования к скорости.

Чтобы свести наказание к минимуму или избежать ответственности, водителю нужно принять активное участие в разбирательствах на месте аварии: помогать следствию, подробно рассказать о своем видении ситуации. Нельзя подписывать какие-либо документы без предварительного внимательного чтения. Необходимо настоять на том, чтобы нетрезвое состояние пешехода было зафиксировано в материалах дела.

Заключение

Наезд на пешехода — ситуация, способная повлечь роковые последствия, вплоть до кончины пострадавшего. В особо тяжелых случаях водителя привлекают к уголовной ответственности.

Чтобы избежать наказания, ему нужно грамотно выстроить стратегию защиты, воспользовавшись услугами опытного адвоката.

При этом наказание можно уменьшить, если водитель сможет доказать вину пешехода (алкогольное опьянение, злонамеренность действий и другое).

Источник: https://insur-portal.ru/dtp/naezd-vne-peshehodnogo-perehoda

Ответственность за наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода

За наезд на пешехода вне пешеходного перехода водителя могут привлечь к административной, гражданской или даже уголовной ответственности, несмотря на то, что формально он считается невиновным. В статье рассмотрим, какое наказание следует ожидать при таких ДТП, что учитывается судами при рассмотрении дел, и могут ли привлечь к ответственности самого пешехода.

Виды ответственности за сбитого пешехода вне пешеходного перехода

Соблюдение ПДД обязательно не только для водителей, но и для пешеходов, т.к. они тоже являются участниками дорожного движения. Согласно законодательству, автомобили относятся к средствам повышенной опасности, поэтому, даже если водитель едет по правилам, но сбивает пешехода, его в зависимости от ситуации могут привлечь к разным видам ответственности:

  • административная;
  • гражданская;
  • уголовная.

Рассмотрим детали подробно.

Административная

Привлечь по ст. 12.24 КоАП РФ могут лишь в том случае, если ДТП произошло по причине нарушения водителем ПДД или правил эксплуатации транспортных средств. Если же указанные правила не нарушались, виновным будет признан пешеход.

Когда могут возбудить административное производство, даже если пешеход сбит вне перехода:

  • водитель скрылся с места аварии;
  • водитель был нетрезв.

Ответственность по ст. 12.24 КоАП РФ наступает при причинении небольшого или среднего вреда здоровью. Автовладельцу может грозить штраф до 5 000 руб. или лишение прав до полутора лет. В сложных ситуациях санкции строже: придется отдать права на 2 года или заплатить штраф до 25 000 руб.

Если водитель за рулем нетрезв, дополнительно его могут наказать по ст. 12.8 КоАП РФ. Здесь предусмотрены санкции в виде штрафа в 30 000 руб., а права придется отдать на срок до двух лет.

Пример:

После вечеринки гражданин сел за руль своего автомобиля, будучи нетрезвым. В пути он сбил человека на небольшой скорости, но медики впоследствии констатировали вред средней тяжести. На место ДТП также прибывали сотрудники ГИБДД, нетрезвое состояние водителя зафиксировано в документах.

В данном случае автовладельца привлекли сразу по ст. 12.8 и 12.

24 КоАП РФ: в первом случае – за управление машиной в состоянии опьянения, во втором – за нарушение ПДД с причинением вреда средней тяжести здоровью пешехода.

Нетрезвый вид считается отягчающим обстоятельством, и даже при аварии с пешеходом вне пешеходного будет признан водитель – он нарушил ПДД, запрещающие садиться за руль в пьяном состоянии.

Привлечение по КоАП РФ не освобождает от гражданской ответственности, о которой будет рассказано далее.

Гражданская

Больше всего споров вызывает гражданская ответственность. Она определяется ст. 1079 ГК РФ, согласно которой автомобили признаются средствами повышенной опасности, и обязаны полностью компенсировать другим лицам вред, причиненный источником повышенной опасности, за исключением нескольких случаев:

С иском о возмещении вреда могут обращаться в суд как пострадавшие пешеходы, так и их родственники. Если суд удовлетворяет их требования, водителям приходится возмещать вред здоровью, компенсировать вынужденную безработицу и моральный вред. Но все зависит от конкретных обстоятельств аварии – иногда исковые требования отклоняют.

Пример:

Водитель ехал по населенному пункту с разрешенной скоростью. На дороге была гололедица, поэтому скорость была рассчитана в соответствии с погодными условиями – 40 км/ч. Неожиданно в 30 метрах от пешеходного перехода выскочил человек и бросился под колеса.

Приехавшая бригада скорой помощи увезла пострадавшего в больницу, диагностирован перелом ноги. Инспекторы ГИБДД запросили у водителя запись с видеорегистратора, где полностью была видна картина произошедшего. По закону автовладелец невиновен.

Но позднее пострадавший обратился в суд с иском о возмещении вреда здоровью, потребовав с водителя 300 000 руб., руководствуясь ст. 1079 ГК РФ. Суд в удовлетворении исковых требований отказал, т.к. на заседание ответчиком была представлена видеозапись, где видно, что пешеход сам стремительно бросился под колеса, водитель ехал без превышения и не мог предотвратить наезд.

Уголовная

Сложнее всего обстоят дела с уголовной ответственностью. Если пешеход в результате ДТП погиб, но водитель не нарушал ПДД, его все равно могут привлечь по ст. 109 УК РФ и назначить одно из наказаний за причинение смерти по неосторожности:

  • исправительные работы до 2 лет;
  • ограничение свободы до 2 лет;
  • принудительные работы до 2 лет или лишение свободы на аналогичный срок.

Рассматривая дело, суд будет учитывать все обстоятельства: была ли у водителя возможность избежать столкновение, с какой скоростью он ехал, какими были погодные условия.

Даже если водителя осудят, родственники погибшего пешехода могут взыскать с него в рамках гражданского производства компенсацию. Размер может достигать 1 млн. руб. 

Ответственность в разных ситуациях

Иногда водители в попытке избежать ответственности пытаются скрыться с места аварии или опираются на нетрезвое состояние самого пешехода. В первом случае они считают, что их не найдут, во втором – что это послужит смягчающим обстоятельством.

Но на практике все обстоит иначе, и неправильными действиями можно только усугубить свое положение.

Сокрытие с места аварии

Если водитель покинул место происшествия, его однозначно признают виновным, даже если аварию спровоцировал пешеход. Поэтому лучше дождаться сотрудников ГИБДД и оформить все правильно, чем потом доказывать свою невиновность в суде, особенно если причинен вред средней тяжести здоровью пешехода.

Если пешеход погиб, однозначно возбуждается уголовное дело.

Иногда пешеходы сами предлагают урегулировать ситуацию мирным путем и отказываются от претензий, а затем обращаются за помощью в медучреждения. В таком случае данные будут переданы в ГИБДД, а водителя сочтут скрывшимся с места. Лучше сразу взять с человека расписку об отсутствии претензий.

Водитель нетрезв

Если водитель сам нетрезв, это только усугубляет его положение. При причинении тяжкого вреда или смерти пешехода ответственности по УК РФ избежать не получится.

Сбит нетрезвый пешеход

Если пешеход сам нетрезв, и в результате аварии погиб, уголовное дело все равно возбуждается. Водителя могут привлечь за причинение смерти по неосторожности, если он в момент ДТП не превышал скорость и не допускал иные нарушения.

Если же в ходе расследования будет выявлено, что автовладелец в любом случае не мог избежать столкновения, его могут освободить от ответственности.

Ответственность для пешехода

Важно учитывать, что административные, гражданские и уголовные меры предусмотрены не только для автовладельцев, но и для пешеходов. Но по статистике чаще всего наказывают именно водителей.

Рассмотрим, что ожидает пеших граждан в разных ситуациях.

Сбили пешехода, если машина сбила человека вне пешеходного перехода

Источник: https://avt-yurist.ru/dtp/vinovat-voditel-esli-sbil-peshehoda-nepolozhennom-meste-dlya-perehoda.html

Сбил человека вне пешеходного перехода, ответственность и могут ли признать невиновным

Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода
Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Сбил человека вне пешеходного перехода, ответственность и могут ли признать невиновным

Судебная практика наезд на пешехода вне пешеходного перехода

Когда водитель сбил человека вне пешеходного перехода ответственность к нему применима не всегда. Правила, установленные для движения по дороге, говорят, что автомобилисты должны передвигаться с определенным режимом скорости. Относительно переходов для людей действуют отдельные требования. В том числе, водителю следует остановиться перед ним или сбросить скорость.

Определение

Определение

Рассматриваемая ситуация предполагает наличие ДТП. В результате автомобиль наезжает на человека, который передвигается пешим образом.

Если человек самостоятельно сталкивается с машиной, этот случай также будет считаться наездом. Главным условием в последнем варианте является то, чтобы авто находилось в движущемся состоянии.

За наезд принимают не только столкновение транспортного средства и лица, но и удар человека о груз, который перевозится на машине.

Человек может просто не увидеть то, что в авто находится негабаритный груз и напороться на него. К примеру, это разные материалы строительного предназначения, доски или железные предметы. Этот инцидент оценивается как наезд в полной мере.

По этой причине требуется реализовывать перевозку грузов согласно установленным законодателем правилам. Если авто подъезжает к пешеходному переходу, требуется убедиться в том, что по нему не переходят люди и далее можно ехать.

Когда авария с участием человека происходит на переходах – виновным в автоматическом порядке признается водитель.

Виновность пешехода можно доказать только в ситуации, когда он намеренно совершил столкновение с машиной. К примеру, он может выбежать перед машиной или броситься под нее. Целью такого поведения считается шантаж, вымогательство денег и прочее. Доказать невиновность владельцу авто получится при наличии фиксации такого наезда.

За пределами перехода

За пределами перехода

Предусматривается определенная последовательность действий автолюбителя, если он наехал на человека за пределами перехода. В том числе:

  •         машина сразу же глушится;
  •         категорически нельзя перемещать автомобиль с места совершения аварии;
  •         автовладелец должен выйти, узнать в каком состоянии находится сбитый человек, по мере необходимости помочь;
  •         если есть свидетели – попросить у них вызвать представителей ГИБДД.

Если человеком получены серьезные повреждения – не нужно его передвигать. Иначе последствия плачевны. Необходимо сформировать из чего-либо подушку и положить под голову, дожидаться бригады врачей.

Если свидетелей нет – ГАИ придется вызвать самому. Пока ждут сотрудников ГИБДД нужно осмотреться, если есть очевидцы – нужны их контакты. Записывают фамилию и инициалы, телефон.

Сделать это нужно и тогда, когда есть вина водителя.

Далее устанавливается знак аварийной остановки. Когда имеет место тормозной путь – установка знака реализуется перед ним. Благодаря таким действиям ГИБДД сможет понять, что водителем приняты меры к быстрому торможению.

Все, что находится на месте столкновения требуется снять на фото или видео. В ходе составления протоколов следует тщательно изучать содержимое акта, только после этого ставить подпись. В результате часто выявляются несоответствия действительности.

Когда есть несогласия с некоторыми положениями протокола – это сразу отражается в нем.

Меры ответственности

Меры ответственности

Когда сталкиваются человек и авто, в результате меньше всегда страдает машина. Как правило, это маленькая вмятина либо вовсе отсутствие следов. Однако, этого нельзя сказать о пешеходах. В некоторых ситуациях причиненный вред довольно тяжелый либо человек умирает.

Может быть и так, что причиненные повреждения минимальны, тогда вопрос можно решить мирным путем и не вызывать сотрудников ГИБДД. Это сделать можно при условии, что согласны обе стороны. Происходит на практике такое нечасто. Тогда автовладелец может отвечать за допущенное нарушение.

Грозит ему несколько видов мер.

Лояльной будет разновидность, закрепленная в гражданском законодательстве. Независимо чья вина имеет место в случившемся – оплата лечения ложится на плечи владельца машины.

Это же касается имущества, которое пострадало и прочих вещей. Исключением из правила будет обращение в суд и установление, что причиной наезда стала непреодолимая сила либо умысел пострадавшей стороны.

Случается, когда лицо намеренно бросается под машину.

Среднее значение присуще административному виду мер. Если человеку причинен средний вред здоровью — по решению судебного органа производится выплата штрафа. Размер санкции варьируется от 2,5 до 25 тысяч рублей. Кроме того, автомобилиста лишат документа, который наделяет его правом управлять авто. Срок равен от 12 до 24 месяцев.

Самым строгим видом ответственности называют уголовную. Сотрудники ГИБДД проводят проверочные мероприятия по нескольким факторам. В частности, проверяют, мог ли автомобилист избежать столкновения.

Касается это каждого конкретного случая в индивидуальном порядке. Проверке подлежит, имело ли место нарушение установленных правил. Проверят и исправность авто в техническом плане.

Выяснить следует последствия, которые наступили для здоровья пострадавшей стороны.

К ответственности автолюбителя привлекут после того, как проведут все необходимые в этом направлении проверки. Может возникнуть и такое, что устанавливается отсутствие виновности водителя в случившемся.

Тогда не применяются меры ответственности. Если вред оценивается тяжелым либо лицо скончалось от полученного удара – водитель отвечает в пределах УК.

Оценивать, как тяжелый вред будет то, что человек находится в предсмертном состоянии либо долгое время не сможет работать.

Оценка состояния пострадавшего лица дается в результате проведения специального исследования. Занимаются этим эксперты. К примеру, когда эксперт дает заключение, что у пешехода незначительные повреждения, однако, имеется вина водителя – дело возбуждению не подлежит. Материалы передадут в судебный орган, где решат, какое наказание из КоАП применить к автовладельцу.

Смерть человека как результат

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.