Произвольный контент

Страховая требует возмещение разницы между осаго и каско

Содержание

Виновник ДТП заплатит дважды

Страховая требует возмещение разницы между осаго и каско
После ДТП с чужой дорогой иномаркой вам, возможно, придется ремонтировать ее за свой счет в стране-производителе

Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.

Возмещение «на бис»

В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт.

В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ.

Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.

В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.

Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей.

Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму.

Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели.

От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.

В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».

Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).

«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.

«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.

В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ.

Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС.

Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.

Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.

От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.

ОСАГО не защищает?

В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума.

«А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene.

— А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».

Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может.

«Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов.

— С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».

В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист.

К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ).

Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.

Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско.

«Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он.

— Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.

ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».

А судьи что?

Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.

ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.

ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».

Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.

В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков.

«Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.

ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».

Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.

Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно.

«Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.

«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую.

«Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».

Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение.

Страховщики против… страховщиков

Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.

Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру).

«В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».

Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа.

Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП.

Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.

https://www.youtube.com/watch?v=IqRu0bN83CQ

Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде.

Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного.

То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.

Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10539446

Просто о сложном: суброгация и регресс по КАСКО с виновника ДТП

Страховая требует возмещение разницы между осаго и каско

Странное, для простого обывателя, понятие «суброгация». Кажется, без дополнительных познаний в областях права или страхования, невозможно разобраться. Но это не так.

MyStrahoi.ru

В области гражданского права закреплено значение этого понятия (ст. 965 ГК РФ).

Суброгация, это когда к страховщику, возместившему повреждения автомобиля своего клиента, пострадавшего по чужой вине, переходит право предъявления требования о компенсации понесенных им затрат.

Для наглядности разберемся с этим странным термином на примере.

Невиновный участник ДТП, клиент страховой, обратился за возмещением ущерба по полису КАСКО. СК удовлетворила обращение своего клиента, разумеется, по всем правилам (см. выше).

Деньги выплачены страховой (дефекты ТС составили 700 000 рублей), получены клиентом в полном объеме. После чего, страховщик пользуется прерогативой на суброгацию.

Предъявляет требования к виновному о компенсации понесенных СК затрат.

Но, поскольку у виноватого есть ОСАГО, то сначала СК идет с заявлением о компенсации своих затрат в страховую виновного и получает максимально возможную выплату по полису ОСАГО (400 000 рублей). Оставшиеся 300 000 рублей страховщик взыскивает с виновной стороны.

Основания для возникновения

Итак, основаниями применения суброгации по полису КАСКО являются:

  • наличие самого полиса на транспортное средство у пострадавшей стороны;
  • страховщик полностью компенсировал все затраты за дефекты поврежденного авто;
  • сумма, предъявляемая СК к возмещению затрат, превышает максимально установленный размер выплат по полису ОСАГО или такой полис у виновного отсутствует;
  • компенсация, распространяется только на имущественные правоотношения, т.е. возмещаются убытки только за разбитый автомобиль. Возмещение вреда за жизнь или здоровье людей в рамках суброгации недопустимо.

Срок давности по суброгации

Виновный думает: «Как долго после ДТП мне ждать письмо «счастья» о долге перед страховой?»

В этом случае, срок исковой давности составит 3 года (ст.ст. 196, 1079 ГК РФ). Исчисляется он с даты, когда произошло ДТП.

Если по истечению этого срока, страховщик все-таки предъявил претензию о компенсации понесенных им затрат от ДТП в рамках суброгации, то Вы смело заявляете, что срок исковой давности прошел.

Как не платить

А если срок исковой давности не прошел, возможно ли избежать участи должника перед страховой по этой самой суброгации?

Если вы не знаете, как поступить в сложной ситуации, вы всегда можете позвонить по бесплатному горячему номеру 8 800 350-84-13 добавочный 723 и вам обязательно помогут! Звонок полностью бесплатный!

Есть, рассмотрим подробнее:

  • если виновный в ДТП управлял не своим ТС, а своего работодателя, и при этом выполнял свои служебные обязанности, то ответственность в рамках суброгации понесет работодатель;
  • страховой компанией документы представлены не в полном объеме;
  • страховой компанией завышены требования по компенсации понесенных ею затрат;
  • полис ОСАГО виновного лица перекрывает требования СК по компенсации понесенных ею затрат;
  • у виновной стороны аварии, кроме ОСАГО, есть полис ДоСАГО, который может выступить дополнительным перекрытием затрат, если установленного лимита по ОСАГО будет недостаточно;
  • инициатор ДТП впоследствии оправдан, когда виновный оспорил факт своей вины в суде и судебным актом это лицо было оправдано.

Какие будут последствия для потерпевшего

Могут ли быть какие-нибудь неблагоприятные последствия для пострадавшей стороны при суброгации?

Да, могут. В случае, если факт ДТП не будет зафиксирован должным порядком, как описывалось выше, и если виновный не определен.

В такой ситуации получается, что обращаясь в свою страховую компанию за возмещением причиненного ущерба от ДТП, где виновный не определен и/или должным образом не зафиксировано произошедшее, вы лишаете ее права, в будущем, компенсировать понесенные затраты. В связи с этим, СК имеет право и будет вынуждена обратиться с взысканием к тому, кому произведены выплаты.

Регресс по КАСКО к виновнику ДТП

Еще одно не менее странное понятие, наподобие суброгации. На самом деле понятия регресс и суброгация очень схожи, работают на получение компенсации затрат страховых с виновных лиц. Рассмотрим регресс по полису КАСКО, как механизм взыскания с виновного в ДТП.

Регресс в рамках КАСКО – это взыскание страховой компанией денежных средств, с виновной стороны в ДТП, выплаченных потерпевшей стороне.

Также, аналогичным правом на взыскание с виновного потраченных компенсационных выплат пострадавшей стороне, может воспользоваться работодатель.

Какие основания имеет СК на предъявление взыскания в рамках регресса:

  • при умышленном нанесении вреда жизни и здоровью пострадавшего в аварии лица;
  • при нанесении вреда здоровью, в состоянии опьянения (наркотического или алкогольного) правонарушителя;
  • когда виновный уехал (намерено или непреднамеренно) с места ДТП;
  • если вред нанесен лицом, не имеющим разрешения на право управления ТС.

В отличие от механизма взыскания суброгации, при предъявлении СК к компенсации затрат в рамках регресса, к взысканию предъявляются как требования имущественного характера, так и требования неимущественного характера, т.е. возмещается вред нанесенный жизни и здоровью потерпевшего в ДТП.

Срок исковой давности в рамках регресса такой же, как и в суброгации – 3 года.

Суть регресса такова: СК уплачивает пострадавшему автовладельцу денежное возмещение за ДТП, а затем требует его взыскать с виновного лица. Но поскольку виновность человека определяется только в судебном порядке, то, соответственно, и удовлетворение требований, касающихся взысканий в рамках регресса, может быть исключительно в судебном порядке.

Справка, составленная сотрудником ГИБДД и протокол административного правонарушения, якобы подтверждающие вину инициатора аварии – не являются неоспоримыми доказательствами, подтверждающими факт вины инициатора аварии, и, следовательно, с такими доказательствами требовать с инициатора ДТП компенсации понесенных затрат СК в несудебном порядке, нецелесообразно.

Страховая компания, обращаясь в суд с исковым заявлением о компенсации произведенных СК затрат, вычитает суммы, компенсированные по полису ОСАГО виновного. Помним, что по КАСКО амортизационный износ не учитывается.

Также, к взысканию могут предъявляться некоторые дополнительные расходы пострадавших участников ДТП, которые предусматриваются программой страхования по КАСКО.

Читайте статью: В чем разница между страхованием КАСКО И ОСАГО, чтобы хорошенько понять отличия этих страховок.

Ставьте лайк и делитесь статьей в социальных сетях, ведь наш материал очень актуален и полезен. Так пусть как можно больше людей будут грамотными в вопросах страхования!

Источник: MyStrahoi.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c584ef0d7871900ae8361aa/5c7ff7ad456c7000b33248d8

Возможны ли выплаты по Каско и по Осаго одновременно

Страховая требует возмещение разницы между осаго и каско

Практически каждый автомобилист знает о существовании обязательной и добровольной защиты имущества, которую предлагают страховые компании. Но добровольному страхованию транспортных средств внимание уделяется меньше, ведь плата за такой полис значительно выше обязательного страхования.

Оба эти вида защиты гарантируют, что будет компенсирован ущерб как у виновной, так и у невиновной стороны. Но будут ли осуществлены выплаты и по Каско, и по ОСАГО одновременно остается открытым. Далее в статье мы разберем подробнее каждый вид автострахования и узнаем, кто вправе претендовать на двойную компенсацию в случае автокатастрофы.

Чем отличаются ОСАГО и Каско

Для законного использования автомобиля в нашей стране законом предусмотрено обязательное автострахование. Такой полис позволяет потерпевшей стороне с виновника аварии получить компенсацию, которой хватит, чтобы восстановить пострадавшее авто и даже здоровье невиновного автомобилиста.

То есть, выплата ОСАГО это денежные средства, которые полагаются невиновному в автоаварии автомобилисту. Эти деньги он должен потратить на восстановление своего автотранспортного средства. Данные полиса являются обязательным, поэтому езда без него является незаконной.

Согласно законодательным нормам, автостраховка защищает автовладельцев от определенных страховых эпизодов, которые чаще всего происходят на дорогах. В случае с обязательным автострахованием, под защитой оказывается гражданская ответственность водителя, который стал инициатором дорожной аварии.

То есть, деньги по ОСАГО получает невиновный, но и тот застрахованный водитель считающийся виновной стороной освобождает от выплат. В этом случае защита выглядит таким образом, что требовать компенсацию ущерба, потерпевший в ДТП будет со страховой компании, а не с ее клиента.

Добровольный же вид защиты оформляется автомобилистами на основе их личного желания и законодательно не регулируется. В данном случае для получения услуг по ремонту и возмещение ущерба потерпевший также обращается в страховую компанию.

Возмещение по Каско и ОСАГО в данном случае различны, поскольку первый оформляется добровольно и не является средством защиты ответственности перед третьими лицами, а вот вторая страховка обязательна и помогает минимизировать расходы, которые могут свалиться на плечи автовладельца, если тот станет инициатором аварии.

Чтобы понять разницу между автостраховками взгляните на таблицу:

Страховые эпизодыОсагоКаско
Нанесен вред имуществу(автомобилю)Покрывает расходына ремонт потерпевшей сторонеПокрывает расходына ремонт виновной стороне
Нанесен вред здоровью(водителю, пешеходу)Покрывает расходына лечение потерпевшей стороне
УгонБудут получены средствана покупку нового авто
Полное уничтожениеБудут получены средствана покупку нового авто
Умышленный ущербполученный от третьих лицВыделят средствана восстановление полученного ущерба
Вред нанесенный имуществу,не в ДТП (на стоянке, упало дерево, столб, град и т. д.)На восстановление полученного ущерба

Стоит ли покупать Каско если есть ОСАГО

Исходя из информации, указанной в таблице выше можно сказать, что для виновной стороны выгодно приобретение двух полисов одновременно. Рекомендуется это сделать по той причине, что обыкновенный полис «автогражданки» позволяет не только управление автомобилем застрахованному лицу, но и покрывает лишь расходы на восстановление ущерба потерпевшей, невиновной стороне.

То есть, инициатор автокатастрофы не получит денег на осуществление ремонта для своего автомобиля, если он купит исключительно полис ОСАГО. Следовательно, для участников движения выгодно быть защищенными максимально, что и дает покупка дополнительного добровольного полиса автострахования, которым является Каско.

Имея на руках два соглашения о защите, автовладелец обезопасит себя от таких случаев:

  • Возмещение ущерба третьему лицу при нанесении вреда здоровью другому водителю.
  • Возмещение ущерба, нанесенного автомобилю другого водителя.
  • Восстановление собственного автомобиля за счет личных средств.

Значит, инициировав автоаварию владелец, признанный виновным и имеющий два полиса при себе защитит себя от расходов, поскольку его страховая компания расплатится за него перед третьими лицами, а также выделит средства на починку его собственного автомобиля, что невозможно, имея один полис «автогражданки».

То есть страховые выплаты по Каско и ОСАГО не будут взаимно исключающими, а наоборот добровольный вид защиты позволит избежать лишних расходов.

Те автовладельцы, которые оба полиса приобретают сразу вместе получить возмещение ОСАГО смогут только при условии, что они являлись потерпевшей стороной. А вот страхователь, будучи виновным, чья гражданская ответственность и защищалась, подобного возмещения не получит.

Со стороны инициатора катастрофы, ОСАГО и Каско выплачивается одновременно. Но если автовладелец выступает потерпевшим, то получить выплату можно только по одному полису и чаще всего им является «автогражданка».

Основания для выплаты по ОСАГО

Полис обязательного автострахования позволяет автовладельцам на законном основании управлять транспортным средством на территории России. У всех участников движения управляющих машиной должен быть этот полис при себе. То есть, независимо от того виновен ли водитель или оказался потерпевшим, говорить о полном восстановлении ущерба можно только при действующей «автогражданке».

Чтобы получить возмещение по ОСАГО, у пострадавшего должны быть следующие основания:

  1. Инициатор аварии был застрахован полисом «автогражданки».
  2. Повреждение автомобиля произошло в результате столкновения с авто виновника.
  3. Страхователь обратился в компанию виновника или в свою с заявлением о возмещении ущерба.

Если какое-либо из условий не будет соответствовать, например, инициатор автоаварии не будет застрахован на момент происшествия (полис просрочен), то оповещать страховщика об аварии бессмысленно, так как без действующего полиса защита не распространяется.

Но это не значит, что у пострадавшего не будет возможности взыскать компенсацию с виновника. В таком случае, если виновник не оплатит ее в добровольном порядке, то придется обращаться в суд с иском.

Когда могут отказать в выплате по ОСАГО

Как вы уже поняли, компенсацию по «автогражданке» получает только потерпевший автовладелец. Но и виновник остается в плюсе, ведь в таком случае ему не придется компенсировать ущерб третьим лицам, поскольку за него это сделает страховщик.

Но иногда страховая организация отказывается выплачивать сумму причиненного автомобилю ущерба перекладывая данное обязательство на виновного страхователя.

Происходит это по разным причинам, например:

  • Автовладелец совершивший автокатастрофу был невменяем, так как находился под действием алкоголя или наркотических препаратов.
  • Виновный страхователь имеет действующий бланк «автогражданки», но страховой случай произошел в период, который не обозначен в полисе.
  • Страхователь, совершив аварию покинул место происшествия, нарушив закон.
  • Водитель не застрахован поскольку его полис просрочен.
  • У водителя, ставшего инициатором происшествия нет водительского удостоверения.

То есть, дорожно-транспортное происшествие по ОСАГО еще не является поводом для осуществления выплаты, ведь страховой случай признается таковым, только при соблюдении определенных правил страхования.

Основания для выплаты по Каско

С компенсациями при добровольном автостраховании происходит все не так как при обязательном. При подписании договора оказания услуг, каждый страхователь указывает какие именно происшествия будут входить в страховое покрытие.

Следовательно, если страхователь будет требовать компенсацию при страховании ДТП по Каско по случаю полученного ущерба в виде угона, а предварительно это не было указано в условиях полиса, то компенсации не будет.

Поскольку добровольное страхование является коммерческой услугой, то выплачивается страховка Каско при ДТП в разных компаниях по-разному. Объясняется это тем, что каждый страховщик самостоятельно устанавливает тарифы.

То в каком виде будет осуществлена выплата выбирает страхователь, а не как в случае с обязательным автострахованием, где компенсация предусмотрена только в натуральном виде, т.е. осуществлением ремонта.

Можно ли получить возмещение по Каско и ОСАГО одновременно

Мы уже говорили ранее, что компенсацию на возмещение вреда, полученного при дорожном происшествии выплачивает страховщик виновного в этом инциденте страхователя. То есть, автовладелец, ставший инициатором аварии сможет получить Каско, которое покроет его расходы связанные с восстановлением имущества.

А полис обязательного автострахования пойдет на покрытие ущерба пострадавшего. Но возникает вопрос, можно ли получить выплаты Каско и ОСАГО одновременно, ведь и пострадавший может быть застрахован по полису добровольной защиты.

Ответ на данный вопрос однозначен и является отрицательным. То есть, получить компенсацию по двум автостраховкам невозможно, поскольку это будет считаться мошенничеством и страхователь будет наказан как материально (штрафом), так и уголовно.

Процесс двойной компенсации

Если страхователь решит сорвать куш и попробует получить и по Каско, и по ОСАГО компенсацию, то такое правонарушение быстро вычислят. Во-первых, по закону пострадавшему положено только одно возмещение, которое он при наличии двух полисов автострахования выбирает сам.

Во-вторых, страховые компании постоянно обмениваются данными о клиентах, а значит такого нечестного страхователя легко будет вычислить. То есть, к процедуре двойного возмещения прибегать противозаконно.

У страхователя есть только один выход. Это выбор между полисами, по которым и будут осуществляться выплаты по страховке. Как правило, если ущерб значительный, то выбирают Каско, так как оно покрывает серьезные повреждения автомобилей. Если же ДТП не существенное, то лучше выбрать ОСАГО, так как в этом случае не предусмотрена франшиза и в любом случае ремонт будет произведен.

Источник: https://InsureKind.com/raznoe/poluchayut-li-vyplaty-po-kasko-i-osago-odnovremenno

Смотрите, какая тема — Доплата разницы виновником по ОСАГО: что законно, а что нет?

Страховая требует возмещение разницы между осаго и каско

Показать содержание

  1. В законе 2020 года, действительно, предусмотрена обязанность виновника возмещать ущерб от ДТП даже в случае, когда его ответственность застрахована по ОСАГО.
  2. Требовать деньги с виновного водителя может как потерпевший, так и страховая компания.

  3. Можно спорить с требованием в суде, но иногда это не выгодно.
  4. Если вам предъявлено требование в рамках ОСАГО, хорошенько обдумайте свои дальнейшие действия, по возможности обратитесь за консультацией к специалистам в этой области.

     

Не так давно вопросом о возмещении ущерба за ДТП задавались лишь те водители, которые вовремя не сделали полис ОСАГО или кто разбил чью-то очень дорогую машину.

Однако, всё изменилось после того, как по данному вопросу высказался Конституционный суд. Теперь с подобным требованием доплаты может столкнуться почти каждый водитель, попавший по своей вине в ДТП.

В данной статье мы разберем законно ли такое требование, а также какие действия предпринять чтобы минимизировать долг.

Требуют доплатить – это законно?

Если формально подойти к данному вопросу, то конечно, любое требование законно. Не запрещено у нас требовать с кого угодно и что угодно. Важно то, удастся ли получить на законном основании желаемое.

Требовать ущерб в ДТП могут в следующих случаях:

  1. страховая компания отказала потерпевшему в возмещении;
  2. страховая выплатила потерпевшему сумму в 400 000 рублей, но этого мало – то есть размер реального вреда больше лимита;
  3. ущерб составил менее 400 000 рублей, и страховщик всё выплатил, но денег на ремонт все равно не хватило;
  4. страховая организация – банкрот, и потерпевший предъявил требования к виновнику ДТП;
  5. полиса ОСАГО у виновника не было, поэтому требуют всё с него.

Разберем подробнее все случаи и выясним, что законно, а что нет.

Случай №1: Отказ в возмещении по ОСАГО

В ситуации, когда страховщик отказывает потерпевшему в выплате, не всё однозначно. Он может отказать на законном основании, например, когда полис виновника оказался поддельным, или незаконно, нарушив тем самым права потерпевшего.

Но водитель, застраховавший свою ответственность, не должен отвечать за нарушения СК, поэтому такое дело надо доводить до суда и обязательно привлекать еще и страховщика.

Как вывод – нужно узнать и понять причину отказа в выплате по страховке. Если тот незаконен, то виновник не обязан ничего доплачивать. Если же отказ законный, то что делать… придётся платить.

Случай №2: Лимит выплаты

Требование основано на законе. Если вы, являясь виновником ДТП, разбили или повредили чью-то дорогую машину, то лимита по ОСАГО в 400 тысяч может не хватить на покрытие ущерба.

В этом случае потерпевший будет взыскивать недостающее с вас уже законно, и доплатить вы будете по закону 2020 года должны. Даже если повреждения на месте ДТП не выглядят сильными – это не значит, что стоимость ремонта будет маленькая.

Отсюда сразу совет! Тщательно фотографируйте все повреждения другого авто, а лучше еще и своего, вдруг вы столкнётесь с «ушлыми» ребятами, которые захотят заменить за ваш счет уже ранее поврежденные детали на авто.

Случай №3: Потерпевшему не хватает того, что ему выплатили

Именно данная ситуация приобретает в настоящее время массовый характер. Водители, виновники в ДТП, с недоумением реагируют на требование доплаты, ведь все уверены, что в случае, когда ущерб менее 400 000 рублей, за всё платит страховая.

Но как оказалось, безоблачно всё только на словах и в экранах телевизора, на деле же ОСАГО страхует вашу ответственность частично.

С этим можно не соглашаться, но точку в вопросе поставил Конституционный суд в своём Постановлении 6-П от 10 марта 2017 года.

Конечно, он не указал на то, что любой потерпевший сможет требовать деньги с виновника, но указал ситуации, в которых такое требование будет законно и обосновано.

Более подробно мы обсудим данный вопрос немного ниже.

Случай №4: Банкротство страховой

Обанкротившийся страховщик – еще не повод платить потерпевшему за ДТП. Данная ситуация полностью регулируется законом, и подобное требование может заявить только тот, кто закон этот самый не читал.

Потерпевший должен сам обращаться в РСА (Российский Союз Автостраховщиков) за компенсационной выплатой. Но, получив такую выплату, он сможет наравне с собственниками авто из ситуации №3 требовать доплатить, сумма уже будет не такая большая, но всё же, такое право у них есть.

Случай 5: Виновник без страховки

Здесь всё просто! Пожалев некоторую сумму денег на полис ОСАГО, виновник будет вынужден не просто доплатить, а весь ущерб целиком заплатить из своего кармана. А те, кто делают псевдоОСАГО, лишь бы было что предъявить гаишникам, и деньги тратят, и от ответственности не застрахованы.

Если требует страховая по ОСАГО?

Деньги с виновника ДТП может требовать не только потерпевший, но и сам страховщик. Один из случаев, когда страховая компания требует сумму выплаченного ущерба с водителя в порядке регресса.

Регресс – это так называемое право обратного требования. То есть страховщик, который уже заплатил за водителя, требует эти деньги назад.

Ситуации, когда такое право появляется у страховщика по ОСАГО, указаны в статье 14 Закона, актуального на 2020 год.

Требования страховщика, как правило, основаны на законе и полностью избежать регресса сложно. Виновник может оспаривать не только само требование, но также спорить и по сумме страховой выплаты.

Если страховщик требует доплату по КАСКО?

Второй случай, когда СК может требовать оплатить ущерб от ДТП – это суброгация. То есть, когда право требования переходит к страховщику, возместившему ущерб, но не по автогражданке, а имущественному страхованию (договору КАСКО). Стоит отметить, что в таком случае к страховщику переходит право требования всего ущерба, то есть и к СК по ОСАГО, и к виновнику.

В таком случае правила возмещения виновником разницы между выплатой по ОСАГО и полной стоимостью ущерба точно такие же, как если бы требовал сам потерпевший.

Стоит обращать внимание на сумму требований и на список ремонтных воздействий. Не исключены случаи, когда СТО по КАСКО чинят иные повреждения или неисправности авто и потом включают эти ремонтные воздействия в сумму возмещения от ДТП.

Что делать в первую очередь?

Ваши действия в первую очередь будут зависеть от того, кто предъявил вам требование о доплате и каким образом.

Сперва потерпевший или страховщик могут просто позвонить или направить досудебное требование. Это даже лучше, есть больше времени на осмысление ситуации и поиск доказательств со своей стороны.

Доказательствами в этом случае могут быть фотографии или видеозапись, которую вы сделали на месте ДТП, где будет видно, какие повреждения были получены в ДТП.

А нужны они потому, что требования скорее всего будут основаны на экспертизе истца и его фотографиях. Спорить с ними можно, только имея другие доказательства иного размера ущерба.

Также можно попробовать запросить экспертизу или калькуляцию, на основании которых вам предъявляют конкретную сумму.

Многие ошибочно полагают, что у потерпевших или СК есть обязанность приглашать виновника на осмотр и экспертизу поврежденного автомобиля, но это не так. Такое приглашение может поступить только по их доброй воле.

Если будут заявлены регрессные требования, то нужно в первую очередь смотреть, на каком основании они предъявляются. Законно ли такое требование.

Когда дело уже в суде, тогда в первую очередь нужно идти в суд и знакомиться со всеми материалами дела. Фотографировать каждый лист дела, чтобы знать, какие требования предъявляются и на основании чего. Ну а дальше уже действовать по ситуации, исходя из материалов дела.

Если потерпевшему выплатили слишком мало

Все мы знаем, что денег много не бывает, но требования так или иначе должны быть обоснованы. Обосновать свои финансовые претензии потерпевший может тем, что страховщик либо выплатил мало, либо совсем ничего не выплатил.

И здесь всё достаточно просто – если страховая компания заплатила в полном объёме на основании расчётов по Единой методике, то далее спрос доплаты только с виновника ДТП по разнице между расчётом с учётом износа и без износа. Если же это страховщик не доплатил (что показывает результат экспертизы), то спрос и с него, и с виновника.

Но не исключен случай, когда страховщик ремонтировал авто, но потерпевший доплачивал за ремонт из своего кармана.

Если потерпевший доплачивал сам при направлении на ремонт, то в суде необходимо давить на то, что при ремонте не могут использоваться б/у или низкокачественные материалы, а страховщик обязан произвести ремонт качественно, сертифицированными (оригинальными) деталями в полном соответствии с технологией завода изготовителя. Поэтому и доплата потерпевшего, возможно, была необоснована.

Выплата с учетом износа

По закону страховое возмещение в форме денежной выплаты производится за вычетом суммы износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов. Максимально, износ может быть равным 50%.

Важно еще понимать, что стоимость ремонта, рассчитанная в соответствии с Законом об ОСАГО, может отличаться от рыночной стоимости ремонта. В таком случае сумма требований потерпевшего будет еще больше, так как он будет требовать не только износ, а всю разницу. Более детально данный вопрос мы рассмотрели в статье про требования разницы износа с виновника.

Независимая экспертиза насчитала больше

После выплаты страховщика потерпевший может сделать еще и свою экспертизу, которая будет более подробной и отражать все возможные повреждения. Тогда сумма ущерба будет больше выплаты. В таком случае правильно судиться еще и со страховщиком, на предмет доплаты, а не только с виновником ДТП.

Страховщик не выплатил

Страховая компания может вообще отказать потерпевшему в выплате. Тут многое зависит от причин отказа. Но ключ в том, законно или нет был дан отказ.

Ведь, если виноват страховщик, то судиться нужно с ним. Но тут судебная практика 2020 года говорит о том, что суд обязан привлекать страховщика к участию в деле, если в итоге иск будет подан только к виновнику ДТП.

Если был ремонт

В случае возмещения ущерба в натуре страховщик оплачивает восстановительный ремонт на СТОА. Но на станции у потерпевшего могут попросить доплатить за ремонт.

Доплатив, потерпевший может попробовать взыскать данную сумму с виновника. В таком случае необходимо детально разбираться в материалах и доказательствах, так как здесь много тонкостей, не ясно, на каком основании и за что доплачивал потерпевший, законно или его просто обманули на станции.

Стоит ли ждать суда или заплатить сразу?

Для ответа на данный вопрос стоит оценивать и соотносить сумму предъявляемых к вам требований с возможными затратами на уменьшение размера требований. Речь идет о стоимости услуг представителя и стоимости судебных экспертиз.

Если сумма требований небольшая, то есть смысл предложить потерпевшему мировое соглашение с условием, что вы платите меньшую сумму, но сразу, нежели потом через суд он сможет с вас получить эти деньги через год или даже больше.

Для примера, рассмотрим такой случай.

  • Потерпевший требует с вас как с виновника 70 000 рублей.
  • При этом, услуги представителя в суде по такому делу обойдутся ему в 20-40 тысяч рублей, а проведение судебной экспертизы примерно в 30 000.
  • Но полностью признать требования потерпевшего незаконными скорее всего не удастся, и, потратив довольно-таки большую сумму денег, вы будете должны заплатить потерпевшему.

Поэтому и встает вопрос, что выгоднее, заключить мировое, допустим, на 50 000 рублей или судиться.

Еще стоит учитывать, что изначально потерпевший может не заявлять о расходах на юриста, которые заявит в случае вынесения решения в его пользу.

Поможет ли адвокат в суде?

В суде ваши интересы может представлять не только адвокат, но и любой другой человек с юридическим образованием или даже без него. Важно искать человека, который разбирается в данном вопросе и, можно сказать, специализируется на судах со страховыми компаниями именно по ОСАГО.

Вероятность того, что такой человек поможет, больше. Но если требования потерпевшего или страховщика в доплате с виновника ДТП будут полностью основаны на законе, и размер требований не будет завышен, то представитель может и не помочь, разве что, потянуть время, чтобы отсрочить взыскание требуемых сумм.

Источник: https://TonkostiOSAGO.ru/vyplata/doplata-raznicy-vinovnikom-po-osago-chto-zakonno-a-chto-net

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.