Совещание по охране труда на предприятии
Организация службы охраны труда на предприятии
В феврале 2014 г. Минтрудом РФ подготовлен проект Приказа «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда». Проект Типового положения о системе управления охраной труда составлен с учетом требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и содержит специальный раздел, посвященный управлению рисками, устанавливающий необходимость разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процедуры оценки и управления рисками в организации с целью разработки мер по их снижению.
Обязателен ли профстандарт для специалиста по охране труда
На сегодняшний день разработано более 800 профессиональных стандартов. Они четко определяют границы профессии, функциональную зону работника. В связи с этим у работодателей возникают сложные вопросы, связанные с регулированием трудовых отношений в организации. Уже появились первые судебные разбирательства по поводу объема должностных обязанностей.
Сотрудник, изучив стандарт, видит, что работодатель требует от него выполнения обязательств, выходящих за рамки стандарта. Например, одному работнику поручили заниматься и управлением персоналом, и охраной труда. Он начинает это оспаривать или требовать оплату за дополнительные функции. Ожидается увеличение числа тех, кто будет заставлять работодателей пересматривать должностные инструкции.
Все организации обязаны применять профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н.
Согласно статье 217 ТК РФ специалист по охране труда должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. А в профстандарте «Специалист в области охраны труда» приведены характеристики знаний и умений работника, которыми он должен овладеть в результате соответствующей подготовки.
Если законодательством установлены квалификационные требования, значит, работник, претендующий на должность «Специалист по охране труда», должен им соответствовать.Иными словами, требованиям статьи 217 ТК РФ может соответствовать только тот специалист, который подтвердил свою квалификацию по профстандарту.
Реестр утвержденных профстандартов можно найти на сайте profstandart.rosmintrud.ru
Когда применять профстандарт
Профстандарты нужно обязательно применять в двух случаях, которые прописаны в Трудовым кодексе РФ:
- если за выполнение работ по этим должностям предоставляют компенсации и льготы, либо установлены ограничения (ч. 2 ст. 57 ТК РФ);
- требования к квалификации установлены в Трудовом кодексе РФ и других федеральных законах, иных нормативных актах Российской Федерации (ст. 195.3 ТК РФ).
В остальных случаях требования профстандартов носят рекомендательный характер.
Профстандарты перечисляют минимальные требования к квалификации и компетенции работника по конкретной должности. Здесь предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы.
Специалисты по охране труда в ближайшее время должны будут пройти проверку на соответствие требованиям профстандарта. Законодательство пока не регламентирует этот порядок, поэтому каждый работодатель может определить его самостоятельно. Процедуру закрепляют локальным нормативным актом.
Провести оценку на соответствие стандарту работодатель может, создав специальную комиссию. Итогом работы такой комиссии станет отчет о соответствии работников профстандарту, а также рекомендации по обучению работников, чья квалификация не соответствует требованиям.
Профстандарт ввели, чтобы актуализировать требования к квалификации специалистов по охране труда.
Он дополняет во многом устаревшие, но все еще действующие Единый тарифно-квалификационном справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Сейчас эти документы содержат свыше 5500 профессий рабочих и 2000 должностей служащих.
Уволить сотрудника только на том основании, что он не соответствует требованиям профстандарта, нельзя. В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения, и несоответствие профстандарту в нем не предусмотрено.
Если работник не соответствует требованиям обязательного профстандарта, то работодателю необходимо организовать мероприятия, чтобы довести его квалификацию, знания и умения до уровня, заявленного в стандарте. Например, направить на обучение. Однако несоответствие требованиям профстандарта может стать косвенным поводом для увольнения сотрудника.
Работодатель начнет подробную процедуру аттестации, по итогам которой у него появится законное основание расторгнуть трудовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Что будет, если требования профстандарта проигнорировать
Если работодатель проигнорирует требования о применении профессиональных стандартов, его могут привлечь к административной ответственности. В этом случае юридическое лицо оштрафуют на сумму до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Судебная практика показывает, что работодателя могут привлечь к ответственности за каждое отдельно взятое нарушение (постановление ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-12). Если при этом обнаружат несоответствие трудовых договоров требованиям закона (профстандарта), то работодателю может грозить штраф до 100 тыс. руб. (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ).
Это касается всех действующих трудовых договоров с работниками, включая оформленных до 1 июля 2016 года.
Утверждены основные принципы управления охраной труда у работодателя, направленные на обеспечение последовательного улучшения состояния условий и охраны труда на рабочих местах и снижение профессиональных рисков занятых на них работников
Разработка и введение Типового положения о системе управления охраной труда обеспечивает реализацию положений статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой дано определение понятия системы управления охраной труда — комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Действующий Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда.
Общие требования», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г.
№ 169-ст, являясь документом законодательства о техническом регулировании, применяется работодателями на добровольной основе, что сдерживает внедрение его требований у работодателей.
Введение в действие Типового положения о системе управления охраной труда позволит сформировать и установить гармонизированные с законодательством стран Евросоюза основные принципы управления охраной труда у работодателя, обеспечивающие последовательное улучшение состояния условий и охраны труда на рабочих местах и снижение профессиональных рисков занятых на них работников, поскольку создание и обеспечение функционирования системы управление охраны труда осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.Документ вступил в силу с 27 октября 2016 года.
Минтруд России разъяснил вопросы декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и обучения по охране труда
Источник: https://eisot.rosmintrud.ru/organizatsiya-sluzhby-okhrany-truda-na-predpriyatii
Охрана труда и техника безопасности на предприятии
Из этой статьи вы узнаете, как организовываются охрана труда и техника безопасности на производстве, кто отвечает за безопасность работников, зачем на предприятии создается служба охраны труда, как она работает и кто ее контролирует.
Охрана труда и техника безопасности на предприятии – это комплекс мер, необходимых, чтобы обезопасить трудящихся во время выполнения ими порученных работодателем задач. По направлениям работы они подразделяются на:
• обеспечение безопасности электрооборудования, кабельных линий, ЛЭП, молниезащиту;
• защиту от пожаров, возгораний и задымления;
• безопасную организацию всех категорий работ;
• поддержание исправности оборудования (поверка, ремонт, своевременная замена);
• содержание в надлежащем состоянии зданий различного назначения, сооружений, построек, а также территории;
• нейтрализацию влияния на работников шума, запыленности, вибрации и других вредных факторов;
• защиту людей, которые трудятся в опасных условиях: на высоте, под землей, в условиях повышенных или пониженных температур, различных излучений, контактируют с горячими или движущимися предметами и их частями и т.д.;
• обучение работников, учащихся, управленческого персонала (инструктажи по охране труда и технике безопасности, специальные курсы, плакаты, схемы, рисунки и др.);
• мониторинг показателей здоровья работников (предварительные, предсменные, ежегодные, внеочередные медосмотры и освидетельствования), организация санаторного лечения, выдачи лечебно-профилактическое питания, молока;
• общественный мониторинг организации охраны труда и техники безопасности на предприятии: работа уполномоченных по ОТ, профсоюзов, других общественных объединений.
С учетом требований нормативной документации, которая регулирует деятельность конкретных организаций, ими разрабатываются собственные стандарты СУОТ. Вся нужная сотрудникам информация по безопасному ведению работ излагается в инструкциях по охране труда и технике безопасности по конкретным профессиям или выполнению определенных работ (погрузочно-разгрузочные, огневые и т. д.).
Почему нужно соблюдать технику безопасности на рабочих местах?
Ответ очевиден: «Чтобы не травмироваться». Но есть и другие причины.
Итак, 5 причин, почему Вам надо соблюдать технику безопасности а рабочих местах:
1. Чтобы работник оставался жив, здоров и не стал инвалидом. Задумайтесь, на предприятиях России гибнет около 2000 человек в год и становятся инвалидами порядка 4000 человек в год!
2. Причинение ущерба здоровью другим работникам. За причинение вреда здоровью гражданам предусмотрена как административная ответственность ( ст. 5.27 КоАП), так и уголовная (ст. 143 УК РФ).
3. Непредоставление различных льгот и гарантий, не предусмотренных коллективным договором. Так, на многих предприятиях не выплачивается 13-ая зарплата нарушителям трудовой дисциплины.
4. Снижение качества продукции и услуг.
5. Увольнение по инициативе работодателя. Администрация предприятия имеет полное право расторгнуть трудовой договор за неоднократное нарушение техники безопасности или за однократное грубое нарушение техники безопасности (статьи 81 и 192 ТК РФ).
Кто отвечает за безопасность работников?
Среди поверхностно ознакомленных с требованиями ОТ работников бытует мнение, что за их безопасность отвечает инженер по технике безопасности и охране труда. На самом деле это не так.
За безопасность конкретных работников отвечает их непосредственный руководитель.
За охрану труда и технику безопасности на производстве в целом отвечают руководители: предприятия, подразделений, отделений и т. д.
Ответственность за выполнение требований охраны труда и техники безопасности на предприятии также делится по направлениям надзора и возлагается на работников соответствующей компетенции.
Например, ответственность за электробезопасность несут назначенные приказами работники энергетической службы, за организацию системы инструктажей по охране труда и технике безопасности на рабочих местах и ее качественное функционирование – непосредственные руководители работ.
Заботиться о собственной безопасности обязаны и сами трудящиеся. Это – требование не только здравого смысла, но и ст. 214 ТК РФ. Чтобы остаться здоровыми и сохранить работоспособность, трудящимся необходимо:
• четко знать и постоянно соблюдать требования инструкций по технике безопасности и охране труда;
• вовремя проходить обучение и медосмотры;
• использовать СИЗ;
• уметь оказывать первую помощь;
• внимательно наблюдать за окружающей обстановкой, анализировать производственные ситуации и немедленно сообщать руководителю работ о возможной или существующей опасности.
Если же он уклоняется от ответственности за собственное здоровье – не является на инструктажи по охране труда и технике безопасности, не проходит медосмотры, регулярно нарушает требования ОТ, – представители работодателя имеют право в соответствующем порядке отстранить его от выполнения работ. При этом заработная плата за это время не начисляется.
За что отвечает служба охраны труда?
Сфера ответственности службы ОТ, представлять которую может даже один-единственный инженер, – организация охраны труда и техники безопасности на предприятии. Представители этой службы обязаны:
1. Организовывать расследование, учет НС, ПЗ, анализ причин их возникновения, разработку профилактических мероприятий;
2. Создавать и реализовывать программы, мероприятия для повышения качества условий труда;
3. Оказывать организационно-методическую поддержку подразделениям в области ОТ: помогать разрабатывать инструкции по технике безопасности и охране труда, хранить их контрольные экземпляры, обеспечивать подразделения и руководящих сотрудников инструкциями, журналами, карточками, другой документацией по ОТ, наглядными пособиями, правилами, нормативами;
4. Участвовать в проверке знаний трудящихся по результатам проведенного силами предприятия обучения по ОТ;
5. Помогать подготавливать любые документы, которые касаются охраны труда и техники безопасности на производстве: коллективного договора, различных соглашений, приказов на вызовы на работу в выходные дни, изменение графика и др.;
6. Помогать составлять списки на:
• прохождение предсменных, предварительных и ежегодных медосмотров;
• получение молока, спецпитания;
• выдачу спецодежды и СИЗ;
• получение компенсаций (льготное пенсионное обеспечение, дополнительный отпуск);
7. Готовить и сдавать отчетность по ОТ;
8. Хранить документацию по ОТ;
9. Организовывать учебу по ОТ работников и руководителей;
10. Регулярно проверять состояние ОТ в подразделениях;
11. Проводить вводные инструктажи по охране труда и технике безопасности.
Чтобы качественно контролировать выполнение требований охраны труда и техники безопасности на производстве, специалисты по ОТ могут в любое время:
• осматривать технику, оборудование, помещения;• проверять документацию по ОТ (ведение журналов, ознакомление работников с инструкциями по охране труда и технике безопасности, ведение карточек учета спецодежды и СИЗ, оформление нарядов-допусков и др.), обеспеченность СИЗ и их фактическое применение;
• контролировать применение трудящимися безопасных приемов и методов работы.
Чтобы успешно выполнять поставленные перед ними задания, специалисты по ОТ сотрудничают с другими службами предприятия (кадрами, энергетиками, механиками, медпунктом и т. д.), а также комиссией по ОТ, уполномоченными трудового коллектива по вопросам ОТ, профсоюзом.
Предписания специалистов службы ОТ
Служба охраны труда контролирует безопасность всех видов работ, которые ведутся на предприятии. Инженеры по ОТ вправе останавливать любые работы, которые ведутся с нарушениями требований инструкций по технике безопасности и охране труда.
При этом они выдают предписания, в которых отображается суть нарушений и указываются сроки их устранения.
Игнорирование требований этих предписаний лицами, которым они были выданы, влечет дисциплинарную, материальную, а в особо тяжелых случаях – уголовную ответственность.
https://www.youtube.com/watch?v=lMzo_a6SDDQ
В предписание вносятся:
• суть выявленных нарушений требований правил, инструкций по технике безопасности и охране труда;
• ссылки на нормативную документацию, требования которой были нарушены;
• сроки, в которые необходимо устранить нарушения;
• ответственные за устранение выявленных нарушений лица.
Предписание оформляется на руководителя работ и составляется в 2 экземплярах, один из которых выдается ему под подпись. Если руководитель работ отказывается принять предписание, об этом составляется акт или на предписании делается пометка «Принять предписание отказался».
При отказе принять предписание работы все равно останавливаются, а выявленные нарушения подлежат устранению. Проверяющее лицо может настаивать на проведении внепланового инструктажа по инструкциям по охране труда и технике безопасности, требования которых были нарушены.
Как только нарушения устраняются, ответственное лицо информирует об этом службу ОТ в письменной форме.
После того, как инженер по ОТ проверит выполнение нужных мероприятий и сделает соответствующую отметку (+ дата, подпись) в предписании, работы можно продолжать. Предписания хранятся в службе ОТ.
Порядок их хранения в подразделениях организации устанавливают самостоятельно. Например, можно вносить информацию о выданных предписаниях (суть нарушений, сроки устранения, ответственные лица) в журналы проверок ОТ.
Может ли инженер по технике безопасности и охране труда работать неполный рабочий день?
Трудовой кодекс обязывает работодателя создать должность инженера по ОТ или целую службу, если на его предприятии насчитывается 50 и больше работников. Если их меньше, работодателю разрешено:
• ввести должность инженера по технике безопасности и охране труда либо создать соответствующую службу;
• выполнять эту работу самостоятельно;
• возложить эти обязанности на другого работника (работник должен иметь образование по охране труда в соответствии с профстандартом);
• привлечь стороннего специалиста.
При этом количество времени, которое отводится инженеру по ОТ на выполнение своей работы, работодатель определяет самостоятельно и фиксирует это в штатном расписании.
Поэтому работать неполный рабочий день, неполную неделю или по совместительству инженеру по технике безопасности и охране труда не запрещено.Для оптимизации расчетов нагрузки, которую планируется возложить на одного человека, целесообразно использовать разработанные Минтруда РФ межотраслевые нормативы численности работников службы ОТ. Это – документ рекомендательного характера.
Кто контролирует работу служб охраны труда и техники безопасности на предприятиях?
Специалисты служб ОТ подчинены руководителю организации либо его заместителю, поэтому для профессионального контроля качества выполнения ими своих обязанностей нужны сторонние организации. По принадлежности они делятся на:
• государственные.
Это специально уполномоченные государственные организации: Минтруда, Минздрав, Госгортехнадзор, Госавтоинспекция, Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госстандарт, Государственная противопожарная служба, исполнительные власти федерального и местного уровней. По технологии осуществления госконтроль – межведомственный. Организации, которые его осуществляют, могут проверять любые предприятия и объединения, в которых есть объекты из области их интересов;
• ведомственные. Это контроль подчиненных организаций вышестоящими. В качестве контролирующих органов могут выступать министерства, ведомства, головные предприятия, предприятия-заказчики по отношению к подрядным организациям;
• вневедомственные. Это контроль со стороны ФСС, пенсионного фонда, других фондов и страхователей;
• общественные.
Сегодня к традиционному контролю состояния производственной среды, соблюдения работниками требований инструкций по охране труда и технике безопасности со стороны профсоюзов и уполномоченных трудовых коллективов по ОТ часто присоединяются общественные движения, фонды, СМИ и даже отдельные граждане. Отношение администрации предприятий к требованиям техники безопасности активно обсуждают пользователи , «ВКонтакте», и других социальных сетей.
Перейдите по ссылке, чтобы узнать подробнее о том, кто контролирует охрану труда в организациях
О проведении проверки по ОТ проверяющая организация уведомляет предприятие заранее. Результаты проверки оформляются предписанием или другим документом согласно регламенту.
Итак, вы узнали, как осуществляется охрана труда и техника безопасности на предприятии, ознакомились с основными направлениями техники безопасности и функциями службы ОТ, узнали, кто отвечает за безопасность работников, что такое предписание об устранении нарушений, как с ним работать, кто контролирует службу ОТ.
Оцените пожалуйста сайт или материал!
(50 4,52 из 5)
Источник: https://beltrud.ru/ohrana-truda-i-tehnika-bezopasnosti-na-predpriyatii/
О рекомендациях второго всероссийского совещания по охране труда, письмо минкультуры россии от 28 сентября 1999 года №01-166/16-27
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации N П12-3926 от 24 июня 1999 года Министерство культуры Российской Федерации направляет Рекомендации второго Всероссийского совещания по охране труда.
Просим рассмотреть эти рекомендации и с учетом реализации федеральных законов «Об основах охраны труда в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 17 июля 1999 года и «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» N 125-ФЗ от 24 июля 1999 года принять необходимые меры по их выполнению.
Рекомендации в области обеспечения охраны труда, жизни и здоровья работающих
Второе Всероссийское совещание по охране труда, проводимое в рамках Всероссийского совещания «Проблемы реформирования отраслей социальной сферы и государственного управления охраной труда» с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов по труду субъектов Российской Федерации, государственного надзора и контроля, объединений профсоюзов, объединений, предпринимателей, научных организаций, специалистов по охране труда организаций отмечает, что за последние два года зафиксировано устойчивое снижение количества несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Этому в определенной степени способствовало усиление внимания к вопросам охраны труда органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, руководителей многих организаций.
Приняты меры по совершенствованию нормативной правовой базы по охране труда, разработке высокоэффективных средств коллективной и индивидуальной защиты, созданию системы непрерывного образования в области охраны труда, разработке и внедрению автоматизированной информационной системы по охране труда в целом по Российской Федерации.
Приняты Федеральные законы «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Введено в действие новое Положение о расследовании несчастных случаев на производстве. Законы об охране труда и программы мер по улучшению условий и охраны труда приняты во многих субъектах Российской Федерации. Ратифицирован ряд основополагающих конвенций МОТ в области трудовых отношений.
За последние 3 года разработано и утверждено более 20 межотраслевых правил по охране труда, завершено создание учебных пособий и программ для учащихся и студентов образовательных учреждений среднего, среднего профессионального и высшего образования. На основе научных исследований утверждены новые нормы предельно допустимых нагрузок для подростков при подъеме и перемещении тяжестей вручную. Прошли обучение по охране труда более 1 млн. руководителей и специалистов организаций.
Вместе с тем, состояние условий труда во многих отраслях и организациях продолжает оставаться неудовлетворительным, в результате чего сохраняется высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Наибольшая доля работников, занятых в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, зарегистрирована в организациях угольной промышленности. В организациях авиационного транспорта и электроэнергетики, организациях подотрасли по производству медицинских изделий, а также изделий из стекла, фарфора и пластмасс, на внутреннем водном транспорте почти каждый третий работник трудился в неблагоприятных условиях. Зафиксирован рост производственного травматизма в судостроительной, оборонной и газовой промышленности, лесном хозяйстве, в 29 субъектах Российской Федерации.
Основными причинами весьма высоких показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются: недостаточное внимание к проведению профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний со стороны работодателей, отсутствие у них экономической заинтересованности в обеспечении безопасных условий труда и снижении производственных рисков; старение основных производственных фондов, ослабление ведомственного и государственного контроля за соблюдением требований по охране и безопасности труда: сокращение численности работников по охране труда как в органах управления так и в организациях, ухудшение производственной дисциплины, недостатки в обучении работающих по охране труда.
Совещание считает необходимым сосредоточить усилия всех органов управления, надзора и контроля, общественных объединений, ученых и специалистов по охране труда на следующих основных направлениях совершенствования государственного управления охраной труда, нормативной правовой базы, надзора и контроля в области охраны труда, жизни и здоровья работающих:
выработке механизма реализация Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», в том числе приведении нормативных правовых актов по охране труда федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствие с указанным федеральным законом;
ускорении подготовки и принятия нормативных правовых актов для реализации Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с целью обеспечения введения его в действие не позднее 1 января 2000 года;
установлении контроля со стороны федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за передачей в Фонд социального страхования Российской Федерации ликвидируемыми юридическими лицами капитализированных платежей для осуществления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также за погашением задолженности по возмещению вреда инвалидам труда организаций; оказание инвалидам труда необходимой помощи в реализации их прав на возмещение вреда;
совершенствовании процедуры проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
создании единой системы разработки нормативно-технической документации, используемой при сертификации работ по охране труда в организации и аттестации рабочих мест по условиям труда;
организации поэтапного введения обязательной сертификации работ по охране труда на территории Российской Федерации;
совершенствовании системы компенсаций за неблагоприятные условия труда;
создании во всех субъектах Российской Федерации единой сети региональных центров охраны труда, обеспечивающих оказание помощи организациям в проведении работ по охране труда на договорной основе;
проведении целевых проверок и обследований организаций по вопросам организации выдачи, хранения и профилактического ухода за сертифицированными средствами индивидуальной защиты;
улучшении обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, изыскании возможности для финансирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработок новых эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты с учетом отраслевых и территориальных особенностей;
введение обязательной сертификации тканей и других материалов, применяемых для изготовления специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работающих;
государственной поддержке организаций, изготавливающих средства защиты работающих, предоставлении им бюджетных ссуд на льготных условиях для сезонной закупки сырья и материалов;
включении затрат на охрану труда (обучение и аттестация рабочих мест, сертификация работ по охране труда, приобретение научно-методической литературы) в себестоимость продукции;
повышение эффективности работы государственных надзорных органов по безопасности и охране труда, совершенствованию практики взаимодействия органов надзора и контроля, правовой и технической инспекций труда профсоюзов;
повышение актуальности и сосредоточение научных исследований на основных проблемах охраны труда.
Совещание также считает необходимым:
обеспечить активное участие федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерация в разработке федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 годы;
внести изменения и дополнения в Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
организовать широкое обсуждение проблем аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;
ускорить утверждение Типового положения о кабинетах охраны труда;
включить в Типовое положение «О порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций» раздел по медицине труда с внесением соответствующих изменений в программы обучения;
адаптировать стандарты по подготовке специалистов с высшим образованием по охране труда, для чего ввести специальности «специалист по охране труда», «специалист по охране труда и промышленной безопасности», «преподаватель охраны труда, промышленной безопасности и безопасности жизнедеятельности»;
скорректировать учебные планы и программы по специальностям 330500 «Безопасность жизнедеятельности» и 330100 «Безопасность технологических процессов для подготовки специалистов по охране труда»;
рассмотреть возможность практического применения в отраслях экономики Методики интегральной оценки условий труда на основе норматива потерь рабочего времени от заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
остановить порядок лицензирования медицинских комиссий для проведения обязательных осмотров работников в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
включить в экономический эксперимент по отработке механизма пополнения оборотных средств за счет освобождения от налогообложения части прибыли, направленной на указанные цели, организации, изготавливающие средства защиты работающих;
создать в системе Минтруда России Академию охраны труда.
Совещание считает необходимым рекомендовать объединениям работодателей, профессиональных союзов, работодателям и представительным органам работников в организациях:
принять меры по обеспечению безопасности и охраны труда на каждом рабочем месте, надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, своевременного и качественного инструктажа по охране труда работников и проверку знаний ими требований по охране труда, применения средств коллективной и индивидуальной защиты, созданию и укреплению служб и совместных комитетов (комиссий) по охране труда;
рассмотреть возможность внедрения опыта Центра медицины труда ВАЗа, как новую форму охраны здоровья, профилактики заболеваемости и травматизма, реабилитации работников в условиях реформирования социального страхования от профессиональных рисков.
Совещание одобряет, в основном, внесенные Минтрудом России:
предложения по механизму экономического стимулирования улучшения охраны труда в организациях различных форм собственности;
проект положения о Государственной системе управления охраной труда в Российской Федерации и рекомендует продолжить работу по разработке указанных документов с учетом предложений и замечаний, высказанных при их обсуждении.
Участники Совещания выражают твердую уверенность в том, что скоординированные на основе Государственной системы управления охраной труда в Российской Федерации совместные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов по труду субъектов Российской Федерации, органов государственного надзора и контроля, органов местного самоуправления, объединений профсоюзов, объединений предпринимателей, научных организаций, специалистов по охране труда позволят повысить уровень работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Текст документа сверен по:»Сборник нормативных документовдля культурно-досуговых учрежденийи организаций»,
М., 2003 год
Источник: http://docs.cntd.ru/document/901884107
Организация охраны труда в организации от а до я
Как правильно проводится организация охраны труда в организации, как составить инструкции, кого назначить ответственным, как часто проводить инструктажи, когда проходить обучение, все эти и многие другие вопросы рассмотрим в этой статье.
Начиная искать информацию об охране труда, можно впасть в депрессию и почувствовать себя абсолютным дураком. Миллион статей, которые не дают полного ответа на часто задаваемые вопросы по этой теме. Обрывки информации, ссылки на статьи законов, написанные не «человеческим языком» и видя которые сразу возникает желание закрыть страницу.
В этой статье, мы постараемся максимально ясно донести до вас, что требуется от специалиста по охране труда, какие требования предъявлять к соискателю на должность специалиста по охране труда, за что отвечает специалист по охране труда, как организовать службу по охране труда на предприятии, на что обратить внимание, с какими организациями можно сотрудничать, кто может взять часть обязанностей на себя, как обезопасить себя и свое производство.
Для самых занятых и нетерпеливых кратко ответим на часто задаваемые вопросы:
Кто ответственный за ОТ в организации?
ответственность несет руководитель, а так же назначенный специалист по ОТ
Как часто нужно проходить переобучение по ОТ?
для руководителей и специалистов, обучение проводиться раз в три года
Сколько действительно удостоверение по ОТ?
удостоверение по ОТ действительно 3 года
Кто проводит СОУТ?этим занимаются специальные организации. Сторонняя организация должна иметь лицензию на осуществление такого вида деятельности, а так же лабораторию для проведения исследований по взятым замерам и испытаниям
Как часто проводить инструктаж по ОТ?
вводный— однократно в течении месяца после подписания трудового договора до начала работы
первичный на рабочем месте-один раз непосредственно перед тем, как работник начинает работу на новом месте
повторный— периодически в целях поддержания знаний, полученных работниками в ходе других инструктажей
внеплановый и целевой— в связи с наступлением определенных обстоятельств, а значит, их периодичность будет зависеть от частоты возникновения соответствующих оснований
Скачайте готовые образцы документов по охране труда:
Должностная инструкция специалиста по охране труда
Приказ об утверждении положения о СУОТ
Приказ о назначении ответственного за охрану труда
Ну а теперь подробно разберем всё об охране труда.
1.План мероприятий по охране труда
1.1.Охрана труда на предприятии
1.2. Положение об охране труда
1.3. Служба охраны труда на предприятии
1.4. Нормативные документы по охране труда
1.5. Приказ по охране труда
2.
Требования к специалисту по охране труда
3.Специалист по охране труда обязанности
4.Охрана труда обучение специалистов по охране труда
5.Срок действия удостоверения по охране труда
5.1. Кто выдает удостоверения по охране труда
5.2.
Форма удостоверения по охране труда
6.Нормативные документы по охране труда
7.Типовые инструкции по охране труда по профессиям и видам работ
7.1. Типовая инструкция по ОТ
8.Специальная оценка условий труда
8.1. Кто проводит СОУТ
8.2.
Кто НЕ должен проходить СОУТ
9.Инструктаж по охране труда периодичность проведения
1. План мероприятий по охране труда
Приходя на работу, мы должны быть уверены, что наше рабочее место абсолютно безопасно. Если это менеджер, то исправными должны быть и компьютер, и освещение и розетки и выключатели.
Ну а если это специалист, работающий на станке или электрическими приборами, то его безопасность и исправность приборов, должна быть на самом высоком уровне, ведь от этого зависит не только высокая производительность, но и жизнь самого человека.
Часто руководители пренебрегают инструктажами и качеством средств защиты своих работников. От этого потом сами и страдают, большими финансовыми потерями и судебными тяжбами.
Ответственность за все что происходит на предприятии, лежит на руководителе, и в его же интересах подбирать квалифицированный персонал, опираться на статьи законов, создавать службы по охране труда, либо самому обучаться и быть ответственным. Не лениться завести журналы, и проводить инструктажи. Ежегодно анализировать работу службы охраны труда, вносить коррективы и создавать план мероприятий на будущий год.На стадии организации работы необходимо:
- Организовать систему управления охраной труда
- Создать отдельную службу или ввести в штат должность специалиста по охране труда
- Принять положение об охране труда
- Издать приказ руководителя о назначении ответственного за охрану труда лица (или лиц)
- Утвердить должностные инструкции ответственных лиц
ВАЖНО! Если численность работников предприятия превышает 50 человек, то специалисты по охране труда обязаны иметь соответствующую подготовку, а так же опыт работы в этой сфере.
Если численность сотрудников менее 50 человек, то обязанности специалиста по охране труда может взять на себя руководитель. Разрешается и привлечение сторонних специалистов аккредитованных организаций, имеющих право оказывать услуги в области охраны труда, в рамках договора на оказание подобных услуг.
1.1. Система управления охраной труда на предприятии
Отличной мотивацией соблюдения правил охраны труда на предприятии, является система поощрений, человеческое отношение, комфортная атмосфера внутри коллектива и своевременная профилактика как технического оборудования, так и воздействующих факторов.
Проведя инструктаж однажды, не стоит надеяться, что работник будет помнить о нем на протяжении долгого времени. Конечно, инстинкт самосохранения и разум не позволит осознанно наносить себе вред, но часто во время увлеченности рабочим процессом, работник может ненароком стать виновником несчастного случая.
Поэтому задача ответственных за охрану труда на предприятии, систематически напоминать работникам о собственной безопасности, а также следить за исправностью оборудования. Руководитель же в свою очередь может устанавливать премии или благодарности, за ответственность работников или своевременное обнаружение технических неполадок оборудования.
задача всех участников рабочего процесса, это бережное отношение к предоставленному инвентарю и безопасность своя и окружающих.
Основным в системе управления можно выделить:
- Обеспечение безопасной эксплуатации производственного оборудования.
- Обеспечение безопасности технологических процессов.
- Обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений.
- Улучшение условий труда работников.
- Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
- Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха.
- Обеспечение лечебно-профилактического обслуживания.
- Профессиональный отбор.
- Обучение и инструктаж работников по охране труда.
- Информационное обеспечение по охране труда.
Контроль за соблюдение и документальное оформление должно осуществляться следующим образом.
Скачайте готовые документы:
ПОЛОЖЕНИЕ об уголке по охране труда организации
Внедряя систему управления охраной труда в организации необходимо помнить:
Все запланированные мероприятия и цели, на достижение которых они направлены, методы и средства, с помощью которых планируется достижение поставленных целей должны быть отражены в соответствующих документах организации.
Все ответственные за разработку и/или внедрение каждого элемента системы управления охраной труда, а также их полномочия и компетенции также должны быть закреплены документально и утверждены руководителем организации.
Заранее должны быть подготовлены механизмы контроля и аудита выполняемых мероприятий: определены проверяющие, разграничены их функции и сферы ответственности, подготовлены формы отчетности и пр.
Важнейшим элементом системы управления охраной труда является участие в ее функционировании и осведомленность каждого работника организации на основе социального диалога.
Результаты всех мероприятий, а также результаты контроля и аудита должны быть задокументированы и проанализированы, на основе чего должны делаться выводы о необходимости совершенствования отдельных элементов системы управления охраной труда.ГОСТы и положения утвержденные Министерством труда которые могут быть вам полезны:
ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования»
Источник: https://naykaprosto.ru/organizatsija-ohrany-truda-v-organizatsii/