Произвольный контент

Подследственность военных следственных органов следственного комитета рф

Содержание

Подследственность уголовных дел

Подследственность военных следственных органов следственного комитета рф

На обывательском уровне, когда происходит преступление, все знают, что надо обращаться «в полицию». Но это очень условная формулировка.

Система органов обеспечения безопасности устроена достаточно сложно. А если дело касается уголовного преступления, не всегда можно сразу определить, какой именно орган должен его расследовать.

Чтобы не возникало путаницы, было введено такое понятие как подследственность уголовных дел. Оно закреплено в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). На эту статью и нужно опираться, решая, куда направить материалы проверки.

Но часто бывает так, что в прокуратуру или другой орган поступает сообщение о совершении преступления (или подготовке к нему), а в возбуждении уголовного дела отказывают. Причем отказывает орган, к подследственности которого данные правонарушения не относятся.

Закон этого не запрещает. Но если вы считаете, что правоохранительные органы бездействуют, спросите у юриста, как заставить их шевелиться.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 49 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Что такое подследственность?

В ст. 151 и 152 УПК РФ подследственность имеет три значения.

  • Во-первых, это правовой институт, регулирующий отношения между органами, которые осуществляет расследования дел разной юрисдикции.
  • Во-вторых, это система полномочий указанных органов.
  • А в-третьих, это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют направить его «по нужном адресу».

Иначе говоря, Госнаркоконтроль занимается делами о наркотиках, ФСБ (Федеральная служба безопасности) — государственной безопасностью и т.д.Вот это и есть подследственность уголовных дел. И именно она нас интересует.

При этом нужно отличать ее от понятия «компетентность». Последняя — это просто права и обязанности конкретной службы. А подследственность — признаки уголовного дела, которые определяют, есть ли у этой службы право его расследовать.

Виды подследственности

Выделяют 5 видов подследственности: предметная, территориальная, персональная, для связи дел и альтернативная.

Хотим подчеркнуть, что в процессе определения подследственности уголовного дела, эти виды могут конкурировать между собой.

Например, предметно преступление входит в компетенцию ФСБ, а персонально — Следственного Комитета (СК РФ). И здесь действуют свои внутренние правила.

Предметная подследственность

Характер преступления напрямую влияет на то, какой именно орган правопорядка будет заниматься его расследованием:

  • органы дознания и следствия;
  • отдельные органы дознания;
  • отдельные органы предварительного следствия.

Надо сказать, что по всем уголовным делам обязательно проводится предварительное следствие.

Однако в ч. 3 ст. 150 п. 1 УПК РФ приводится перечень преступлений, по которым предусмотрено только дознание. Какими преступлениями занимается определенный правоохранительный орган, написано в ст. 151 УПК РФ.

Прокурор может передать органам дознания дела о преступлениях небольшой или средней тяжести. В то же время дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы на предварительное расследование.

Что касается тяжких преступлений, здесь все стабильно — ими занимаются только следователи. Но следователь следователю рознь, ведь они работают в разных ведомствах. Поэтому закон устанавливает компетенции каждого.

Существует оговорка. Если преступление совершил человек, страдающий психическим расстройством или будучи в невменяемом состоянии, предварительное следствие проводится обязательно.

Следственный комитет РФ (СК РФ) расследует уголовные дела, в соответствии с ч. 2 ст. 151 п. 1а УПК РФ:

  • убийства — умышленные и по неосторожности;
  • изнасилования, в том числе несовершеннолетних;
  • нарушение конституционных и гражданских прав;
  • преступления, совершенные военными и должностными лицами и др.

ФСБ защищает национальную безопасность. И расследует уголовные дела, перечисленные в ч. 2 ст. 151 п. 2 УПК РФ:

  • государственная измена;
  • диверсии и терроризм;
  • шпионаж;
  • незаконное пересечение границы;
  • изготовление или продажа оружия массового поражения и т.д.

Следователи ОВД РФ (Органы внутренних дел) занимаются расследованием уголовных преступлений против личности, имущества и общественного порядка.

Полный список приводится в ч. 2 ст. 151 п. 3 УПК РФ:

  • причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;
  • неоказание помощи больному;
  • работорговля;
  • кража;
  • мошенничество;
  • вымогательство;
  • грабеж;
  • разбой и т.д.

Органы по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных средств осуществляют деятельность в рамках ч. 2 ст. 151 п. 5 УПК РФ. Сюда относится и торговля наркотиками, и их производство, и другие преступления.

Территориальная подследственность

Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.

Для этого и была введена территориальная подследственность уголовных дел. По закону, место совершения преступления считается та территория, на которой это произошло.

Она может быть подведомственна городу, району, области и т.д. И, соответственно, за эту область отвечает определенный орган правопорядка.

Но бывают случаи, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Например, машину угнали, перегнали в соседний город, разобрали и продали на запчасти.

В процессе совершения уголовно наказуемого деяния злоумышленники пересекли сразу несколько территорий. Но расследование будет проводиться по месту окончания преступления.

Самый трудный случай — когда ни место начала, ни место окончания установить нельзя. Чья подследственность тогда? Обычно дело поручают тому органу, на территории которого было обнаружено преступление. Хотя в законе никаких указаний на это нет.

В ч. 3 ст. 152 УПК РФ есть еще одно важное замечание. Иногда преступления совершены в разных местах и равнозначны по тяжести (либо одно из них может быть более тяжелым). Самый яркий пример — серийный маньяк, который ищет жертв в разных городах.

Либо банда, которая грабит дома в области или крае. Места преступлений подведомственны разных органам правопорядка. Как быть с подследственностью в этом случае? В законе говорится, что ее определяет прокурор. При этом он может руководствоваться:

  • местонахождением обвиняемого;
  • местом проживания большего числа потерпевших и свидетелей;
  • профессионализмом и степенью загруженности следователей определенного подразделения;
  • разбросом мест преступления и т.д.

А наказуемы ли уголовные преступления, совершаемые за границей гражданами РФ? Безусловно. Они подследственны органам на территории проживания либо потерпевшего, либо свидетелей, либо самого обвиняемого, если он живет в России.

Персональная подследственность

Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.

Но есть ряд правонарушений, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 п. 1 УПК РФ, по ним проводится только дознание.

Преступления могут быть совершены и против этих лиц в связи с их служебной деятельностью. Если пострадал судья, прокурор, следователь (полный перечень — в ч.1 ст. 447 УПК РФ) или военнослужащие (полный перечень — в ч. 2 ст. 151 п. 1в), такие уголовные дела тоже расследует СК РФ.

Также к его подследственности относятся преступления, которые были совершены несовершеннолетними или против них. Речь идет об особо тяжких преступлениях.

Здесь есть интересный момент. Иногда, как мы говорили в начале, виды подследственности конкурируют друг с другом. Раньше, если, например, военнослужащий разглашал сведения, относящиеся к государственной тайне, этим занимался СК РФ.

Но не так давно в УПК РФ была внесена поправка. И все дела подобного рода теперь расследует только ФСБ, вне зависимости от статуса обвиняемого.

Альтернативная последовательность и связь дел

Для каждого органа охраны правопорядка в законе прописаны компетенции — дела, которые они могут расследовать. Но несмотря на то, что процесс расследования уголовных дел жестко регламентирован законодательством, с подследственностью иногда возникают сложности.

Некоторые преступления — например, бандитизм, мошенничество, присвоение чужого имущества — прописаны в перечне преступлений, которые может расследовать как СК РФ, так и ОВД РФ.

Это называется альтернативной подследственностью, а решение о передаче материала в те или иные органы принимает прокурор.

Также существует так называемая связь дел. При этом одна статья будет основной, а другая — побочной.

К примеру, торговля наркотиками и вовлечение в этот процесс несовершеннолетнего. Эти дела подследственны разным органам. Но в данном случае основное преступление — сбыт наркотических веществ. Так что это дело должен расследовать Госнаркоконтроль.

Подследственность на примерах

Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.

Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.

Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.

А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.

Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.

Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.

В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.

Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?

А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.

Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.

В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.

Источники:

Подследственность

Обстоятельства, подлежащие доказыванию

Формы предварительного расследования

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/podsledstvennost-ugolovnyh-del/

Подследственность военных следственных органов

Подследственность военных следственных органов следственного комитета рф

В соответствии с имеющимся приказом 1 енерального прокурора РФ, если лицо, совершившее преступление на территории воинской части, не установлено, расследование до выявления виновного должно проводиться военной прокуратурой.

После раскрытия такого преступления вопрос о его подследственности разрешается в общем порядке.

Когда уголовное дело возбуждалось в отношении группы военнослужащих и гражданских лиц, не имеющих отношения к Вооруженным Силам, но в ходе расследования отдельные материалы дела в отношении военнослужащих производством полностью прекращены по реабилитирующим основаниям, дело подлежит направлению по подследственности в территориальные органы. Уголовные дела из территориальных органов по подследственности передаются военному про курору не по месту прохождения службы виновным, а по месту совершения преступления, по мес ту задержания или по месту заключения под стражу.

Ранее обсуждалось про военные прокуратуры, но не то, и время прошло, все поменялось http://forum.yurclub…ь&fromsearch=1 #entry2014316

Вопрос узкий. Уголовное дело в отношении военнослужащего, (на момент совершения — сотрудник ФСБ накануне возбуждения дела уволен) кто должен расследовать? ГСУ или ВСУ ???

Статья 151. Подследственность 2. Предварительное следствие производится: 1) следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — по уголовным делам: в) о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности военнослужащими 8.
Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

Это компетенция СКП, ныне СКР. Ранее такого рода дела расследовались военными следователями системы ГВП

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНАЯ ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРИКАЗ от 21 марта 2003 г.

Подследственность следователей военных следственных органов ск рф

Счетной палаты РФ;

o Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

o Президенте РФ, прекратившем исполнение своих полномочий, а также кандидате в Президенты РФ;

o прокурорах;

o Председателе Следственного комитета РФ;

o руководителях следственных органов;

o следователях;

o адвокатах;

o членах избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

o зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

По связи с делом — представляет собой такой признак подследственности, который свидетельствует о том, что производство предварительного следствия производится теми органами предварительного следствия или дознания, которые выявили преступление.

Кроме того, территориальный (местный) признак подследственности обусловливается местом:

— совершения преступления;

— обнаружения преступления;

— нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

Предварительное расследование должно производиться в том районе, где совершено преступление. В случае, если преступление начато в одном месте, а окончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. В целях обеспечения наибольшей быстроты и полноты расследования оно может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональный (личный) признак подследственности по уголовным делам характеризуется служебным положением лица, совершившего преступление, а также должностным положением обвиняемого.

Подследственность военных следственных органов мвд

УПК РФ предварительное следствие производится следователями СКР по уголовным делам о преступлениях, совершенных должностными лицами СКР, органов ФСБ России, СВР России, ФСО России, органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ,военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 3 этой статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Подследственность военных следственных органов следственного комитета

Компетенция различных органов следствия разграничивается на основе правил о подследственности– совокупности установленных законом признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство следствия относится к ведению определенного следователя (ст. 151 УПК).

Выделяются следующие юридические признаки уголовного дела, на основе которых определяется его подследственность:

1) предметный (родовой);

2) территориальный (местный);

3) персональный (личный);

4) альтернативный (смешанный);

5) по связи уголовных дел.

Предметный (родовой) признакподследственности определяется характером совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего разграничивается компетенция между следователями различных следственных органов: прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и т.д. (ст.

Указанные положения свидетельствует о том, что следователям СКР дела о преступлениях, совершенных указанными в этой норме должностными лицами и военнослужащими не при исполнении служебных обязанностей и вне расположения части, соединения, учреждения, гарнизона, не подследственны.

2.В соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ по уголовным делам, предусмотренным ст.

112 УК РФ, производится дознание, что является определённой Уголовно-процессуальным законом РФ формой предварительного расследования. Настоящее уголовное дело возбуждено и расследовано по ст.

112 УК РФ (квалифицированный состав), что означало производство в обязательном порядке по данному делу дознания, а не предварительного следствия.

Предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, производить военным прокурорам и следователям военных прокуратур военных округов и флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы России, Московской городской военной прокуратуры и Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с соблюдением требований ст.

Подследственность военных следственных органов следственного комитета рф

Министерства обороны (в том числе военные комиссариаты, военные комендатуры, военно-медицинские учреждения, военные представительства на предприятиях и др.

), а также Внутренних войск МВД России, Пограничных войск Федеральной пограничной службы, Железнодорожных войск РФ, Войск гражданской обороны и Министерства по чрезвычайным ситуациям, Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Главного разведуправления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Федеральной службы охраны РФ, федеральных органов мобилизационной подготовки и другие воинские формирования любых иных министерств и ведомств, где федеральным законодательством предусмотрено наличие таких формирований с прохождением военной службы, включая военно-строительные и инженерно-технические подразделения.

Подследственность следователей военных следственных органов

Таким образом, органам военной прокуратуры подследственны не только все преступления против военной службы, но и любые преступления, совершенные лицами перечисленных категорий, в том числе те, что в отношении остальных граждан расследуются органами внутренних дел или налоговой полиции. Кроме того, по специально принимаемому решению Генерального прокурора РФ в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие органы расследования, следовате-

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы лям военной прокуратуры может быть поручено производство предварительного расследования по уголовным делам о любых других преступлениях.

Работа отдельных военных прокуратур окружного подчинения организована по смешанному принципу (например, военные прокуратуры, к компетенции которых относится расследование преступлений в воинских частях и соединениях внутренних войск МВД России на территории отдельного гарнизона).

Существуют также военные прокуратуры отдельных соединений, дислоцированных, в частности, за пределами Российской Федерации.

Общий порядок определения подследственности органов военной прокуратуры, которая не ограничивается одними лишь преступлениями против военной службы, регламентирован уголовно-процессуальным законом. В соответствии с правилами, установленными подп. «а» и «в» п. 1 ч. 2 ст.

Разграничение подследственности между конкретными категориями военных прокуратур осу ществляется по правилам, которые определены соответствующим приказом Главного военного прокурора. . ……….

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы В частности, уголовные дела в отношении дезертиров и других уклоняющихся от прохождения военной службы относятся к подследственности военной прокуратуры по месту задержания военнослужащего.

После выполнения в 20-дневный срок необходимых следственных действий такие дела могут передаваться по согласованию с ними военным прокурорам по месту службы задержанных только для расследования других совершенных ими же преступлений либо для расследования фактов неуставных проявлений в отношении задержанного.

Юридическая помощь!

г. Москва и обл.

г. Санкт-Петербург и обл.

Федеральный номер

Источник: https://vizby.ru/podsledstvennost-voennyh-sledstvennyh-organov

Подследственность следственного комитета

Подследственность военных следственных органов следственного комитета рф

В ходе производства предварительного расследования существуют предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством требования, позволяющие определить полномочия того или иного органа предварительного расследования, который имеет право на производство определенных процессуальных (следственных) действий, а также компетенцию данного органа предварительного расследования на производство предварительного расследования. Данное положение характеризуется подследственностью по уголовному делу. При производстве по уголовному делу все возникающие споры о подследственности разрешаются прокурором.

Подследственность уголовных дел — система юридических признаков уголовного дела, на основе которых можно определить орган, полномочный расследовать конкретное уголовное дело.

Различают следующие признаки подследственности:

1) предметный признак подследственности;

2) территориальный признак подследственности;

3) персональный признак подследственности;

4) по связи с делом.

Как правило, предметному признаку подследственности

соответствуют следующие положения:

— общественная опасность совершенного преступления;

— юридическая квалификация содеянного;

— сложность обстоятельств совершенного преступления для производства предварительного расследования.

Кроме того, предметному признаку подследственности соответствует ведомственный критерий подследственности.

Исходя из предметного признака подследственности устанавливаются перечни преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия или дознания.

Так, в ходе производства предварительного следствия уголовные дела могут быть подследственны следователям различных ведомств:

а) следователям Следственного комитета РФ — уголовные дела о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 151, среди которых дела о тяжких и особо тяжких преступлениях;

б) следователям органов федеральной службы безопасности — уголовные дела о преступлениях, имеющих характер посягательств на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также о некоторых преступлениях против его экономической безопасности (контрабанда с квалифицирующими признаками; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; терроризм; организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; угон воздушного судна или судна водного транспорта, железнодорожного подвижного состава и др.). В том случае, если государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны и утрата документов, составляющих государственную тайну, совершаются специальным субъектом, указанным в п. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК, то предварительное следствие проводится следователями органов федеральной службы безопасности;

в) следователям органов внутренних дел РФ — уголовные дела о преступлениях против государственной, муниципальной и личной собственности, здоровья граждан, общественной безопасности и общественного порядка и т.д. Весь перечень преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел, определен в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК;

г) следователям органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — о преступлениях, связанных с контрабандой наркотических средств, незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой, сбытом наркотических или психотропных веществ и т.д. Весь перечень преступлений, подследственных следователям органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, определен в п. 5 ч.

Статья 151 УПК РФ. Подследственность

2 ст. 151 УПК.

При производстве дознания в соответствии с предметным (родовым) признаком уголовные дела подследственны:

а) дознавателям органов внутренних дел РФ — все уголовные дела, за исключением тех, которые подследственны другим органам дознания;

б) дознавателям пограничных органов ФСБ России — уголовные дела, связанные с нарушением законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, с незаконной добычей водных животных и растений и т.д. Весь перечень преступлений, подследственных дознавателям пограничных органов ФСБ РФ, определен в п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК;

в) дознавателям органов Федеральной службы судебных приставов — уголовные дела, связанные с преступлениями против правосудия, т.е. преступлениями, предусмотренными ст. 294 УК (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования), ст. 297 УК (неуважение к суду), ст. 315 УК (неисполнение приговора суда, решение суда или иного судебного решения) и т.д.;

г) дознавателям таможенных органов РФ — уголовные дела, связанные с контрабандой, уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или с физического лица;

ж) дознавателям органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — преступления, связанные с уничтожением или повреждением имущества по неосторожности, нарушением правил пожарной безопасности, уничтожением или повреждением лесов;

з) дознавателям (следователям) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — уголовные дела, связанные с преступлениями против здоровья населения (незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов и т.д.).

Территориальному (местному) признаку подследственности соответствует одно из общих условий предварительного расследования — место производства предварительного расследования. Кроме того, территориальный (местный) признак подследственности обусловливается местом:

— совершения преступления;

— обнаружения преступления;

— нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

Предварительное расследование должно производиться в том районе, где совершено преступление. В случае, если преступление начато в одном месте, а окончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. В целях обеспечения наибольшей быстроты и полноты расследования оно может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональный (личный) признак подследственности по уголовным делам характеризуется служебным положением лица, совершившего преступление, а также должностным положением обвиняемого. Причем категория преступления не имеет значение.

Так, исходя из персонального (личного) признака подследственности при производстве предварительного расследования в форме предварительного следствия, уголовные дела будут подследственны:

а) следователям военно-следственных органов Следственного комитета РФ, которые расследуют уголовные дела о всех преступлениях, независимо от их категории, совершенных:

o военнослужащими по призыву или по контракту;

o гражданами, проходящими военные сборы;

o лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, гарнизона.

Кроме того, следователи военно-следственных органов Следственного комитета РФ вправе осуществлять производство предварительного расследования о преступлениях, которые были совершены в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований в связи с их служебной деятельностью;

б) следователям территориальных органов Следственного комитета РФ подследственны все уголовные дела о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, СВР России, ФСО России, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, таможенных органов, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Речь в данном случае идет о следующих категориях должностных лиц:

o членах Совета Федерации и депутатах Государственной Думы, депутатах законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатах, членах выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

o судьях Конституционного Суда РФ, судьях федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировых судьях и судьях конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжных или арбитражных заседателях в период осуществления ими правосудия;

o Председателе Счетной палаты РФ, его заместителях и аудиторах Счетной палаты РФ;

o Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

o Президенте РФ, прекратившем исполнение своих полномочий, а также кандидате в Президенты РФ;

o прокурорах;

o Председателе Следственного комитета РФ;

o руководителях следственных органов;

o следователях;

o адвокатах;

o членах избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

o зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

По связи с делом — представляет собой такой признак подследственности, который свидетельствует о том, что производство предварительного следствия производится теми органами предварительного следствия или дознания, которые выявили преступление. Речь в данном случае идет о ч. 5 ст. 151 УПК.

Подследственность и её виды

Компетенция различных органов следствия разграничивается на основе правил о подследственности– совокупности установленных законом признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство следствия относится к ведению определенного следователя (ст. 151 УПК).

Выделяются следующие юридические признаки уголовного дела, на основе которых определяется его подследственность:

1) предметный (родовой);

2) территориальный (местный);

3) персональный (личный);

4) альтернативный (смешанный);

5) по связи уголовных дел.

Предметный (родовой) признакподследственности определяется характером совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего разграничивается компетенция между следователями различных следственных органов: прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и т.д. (ст. 151 УПК).

Разделение по территориальному (местному) признакупозволяет разграничить подследственность между одноименными органами дознания и предвари–тельного следствия в зависимости от той территории, на которую распространяется их юрисдикция,т.е. подследственность определяется местом (районом) совершения преступления (ст. 152 УПК).

Персональный (личный) признакопределяет подследственность уголовного дела на основе определенных особенностей субъекта преступления. На–пример, следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ осуществляется предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, со–вершенных депутатами, судьями.

Альтернативный, или смешанный, признак подследственности предполагает возможность рас–следования ряда преступлений тем или иным следователем в зависимости от того, кем данное преступление выявлено.

Альтернативный признак подследственности используется при определении подследственности по уголовным делам о мошенничестве, присвоении или растрате чужого имущества и ряде других преступлений, перечисленных в ч. 5 ст.

151 УПК.

Разновидностью альтернативной подследственности можно считать отнесение уголовно-процессуальным законом уголовных дел об одних и тех же преступлениях к подследственности следователей разных ведомств. В частности, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.

208—210 УК (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества), указаны одновременно в перечнях уголовных дел, подлежащих расследованию и следователями следственного комитета при прокуратуре РФ, и следо–вателями органов внутренних дел (п. 1, 3 ч. 2 ст. 151 УПК).

В подобных случаях подследственность уголовного дела конкретному следователю окончательно определяется прокурором.

По признаку связис преступлениями, расследуемыми следователями той или иной ведомственной принадлежности, определяется подследственность уголовных дел о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, злоупотреблении должностными полномочиями, получении взятки и иных подобных преступлениях. Предварительное след–ствие по указанным уголовным делам производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).

Статья 151. Подследственность

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

Источник: https://berkutgun.ru/podsledstvennost-sledstvennogo-komiteta/

Дело № АКПИ15-1427 от 04.02.2016 — Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

Подследственность военных следственных органов следственного комитета рф

г. Москва4 февраля 2016 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко ЮГ.

при секретаре Полагаевой К.А. с участием прокурора Степановой Л.Е.

, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Исмаилова И А о признании частично недействующим абзаца четвёртого пункта 4.

5 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. № 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации»,

установил:

Следственным комитетом Российской Федерации (далее — СК России) 15 января 2011 г. издан приказ № 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» (далее — Приказ).

Абзацем четвёртым пункта 4.5 Приказа военным следственным органам СК России поручено осуществлять рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершённых судьями военных судов, прокурорскими работниками органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК России, в том числе не являющимися военнослужащими.

Исмаилов И.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4.

5 Приказа в части определения подследственности военным следственным органам СК России преступлений, совершённых судьями военных судов, являющимися гражданскими лицами, ссылаясь на его противоречие подпункту «в» пункта 1 части второй статьи 151 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 38 Федерального закона от 28 декабря 2010 г.

№ 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ).

В обоснование своего требования административный истец указал, что его заявление о преступлении, которое, по его мнению, было совершено председателем Смоленского гарнизонного военного суда, направлено для проведения проверки в военное следственное управление СК России по Западному военному округу с нарушением правил подследственности, установленных уголовно-процессуальным законом, чем нарушено его право на производство расследования по уголовному делу тем следственным органом СК России, к юрисдикции которого оно относится.

СК России и Министерство юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) в письменных возражениях на административное исковое заявление просили в его удовлетворении отказать, считая, что Приказ принят в пределах компетенции СК России, не противоречит уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Исмаилов И.А. в судебное заседание, о котором извещён надлежащим образом, не явился.

Представители СК России Демченко Н.В., Семененкова Т.Г. и представитель Минюста России Балоян К.Т. заявленное требование не признали.

Обсудив доводы административного истца Исмаилова И.А., выслушав возражения представителей СК России Демченко Н.В., Семененковой Т.Г., представителя Минюста России Балояна К.Т.

, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е.

, полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2013 г. № ГКПИ13-530, в котором предметом проверки являлся абзац пятый пункта 4.5 Приказа, установлено, что Приказ издан в соответствии с полномочиями, предоставленными Председателю СК России статьёй 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 г.

№ 403-ФЗ и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 38 (далее — Положение).

Данный акт не подлежал государственной регистрации и опубликованию, является организационно-распорядительным документом по вопросу деятельности СК России, распространяет своё действие исключительно на специализированные (в том числе военные) следственные органы СК России, входящие в его систему, размещён на официальном сайте СК России (лулуш.зкёсот.

ш), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, опубликован в Сборнике основных приказов, распоряжений и указаний Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, вопросы, касающиеся соблюдения требований к порядку подготовки и принятия правового акта, включая полномочия соответствующего органа на его издание, государственной регистрации и опубликования такого акта, не подлежат повторному исследованию судом при рассмотрении настоящего дела с учётом преюдициального значения указанного судебного решения.

Правила подследственности уголовных дел установлены статьёй 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта части второй 1 названной статьи предварительное следствие производится следователями СК России по уголовным делам о преступлениях, совершённых лицами, указанными в статье 447 поименованного кодекса.

Исходя из пункта 2 части первой статьи 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в системном единстве со статьёй 1 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г.

№ 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», статьёй 1 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г.

№ 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» судьи военных судов относятся к лицам, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи военного суда либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается Председателем СК России с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (пункт 4 части первой статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, абзац третий пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).

Таким образом, проведение предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершённых судьями военного суда, отнесено к полномочиям следователей СК России.

Согласно статьям 4, 12 Федерального закона от 28 декабря 2010 г.

№ 403-ФЗ и пункту 9 Положения специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы СК России входят в его систему.

Определённая Председателем СК России в абзаце четвёртом пункта 4.

5 Приказа компетенция военных следственных органов СК России по рассмотрению сообщений о преступлениях и предварительному расследованию по уголовным делам о преступлениях, совершённых, в частности, судьями военных судов, в том числе не являющимися военнослужащими, не изменяет установленную статьёй 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации подследственность подобных дел следователям СК России.

Утверждения административного истца о несоответствии абзаца четвёртого пункта 4.

5 Приказа в оспариваемой части подпункту «в» пункта 1 части второй статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающему подследственность уголовных дел о преступлениях, совершённых иными лицами, и части 1 статьи 38 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ являются ошибочными, поскольку он не содержит положений, противоречащих указанным нормам.

Военные суды Российской Федерации осуществляют судебную власть в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (часть 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

В силу данных требований федерального конституционного закона лишены правовых оснований доводы административного истца о несоответствии оспариваемого положения части 1 статьи 38 Федерального закона от 28 декабря 2010 г.

№ 403-ФЗ, закрепляющей, что военные следственные органы СК России осуществляют свои полномочия в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

С учётом особенностей правового положения судей военных судов, согласно Федеральному конституционному закону от 23 июня 1999 г.

№ 1 -ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» Председатель СК России был вправе поручить военным следственным органам осуществлять рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершённых судьями военных судов.

Оспаривая абзац четвёртый пункта 4.

5 Приказа, административный истец фактически выражает несогласие с конкретными постановлениями военных следственных органов, вынесенными по результатам рассмотрения его сообщения о совершении преступления, законность которых не может быть предметом проверки по настоящему делу, так как их обжалование возможно в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Упоминаемый Исмаиловым И.А. в дополнении к административному исковому заявлению факт прекращения полномочий судьи военного суда в связи с уходом в отставку, в отношении которого им было подано сообщение о совершении преступления, не имеет правового значения для оценки оспариваемого положения.

Поскольку Приказ в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Исмаилова И А о признании частично недействующим абзаца четвёртого пункта 4.5 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. № 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации ЮГ. Иваненко

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE/%D0%B0%D0%BA%D0%BF%D0%B815-1427/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.