Нужно ли пед образование для работы в детском саду
Профстандарт воспитателя ДОУ — педагога дошкольного образования | АБиУС
3 окт. 2019
Светлана Муньёс
5 минут
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.
Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.
«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», — так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.
Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят
До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.
Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.
Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:
— Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.
— Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.
Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?
Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.
В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых вы можете претендовать на работу воспитателя
Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).
Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.
Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.
Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).
Требований к опыту работы нет.
Трудовые функции воспитателя по профстандарту
Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:
1) Воспитательная;
Трудовые действия | Необходимые умения |
Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды; | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей; |
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы; | Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их; |
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера; | Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность; |
Проектирование и реализация воспитательных программ; | Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; |
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.); | Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях; |
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка); | Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми; |
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации; | Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. |
Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; | Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач; |
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде; | Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка; |
2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
Трудовые действия | Необходимые умения |
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования; | Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте; |
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка; | Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой; |
Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования; | Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения; |
Организация и проведение педагогического мониторинга освоениядетьми образовательной программы; | Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской); |
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе; | Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения; |
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы; | Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы; |
Формирование психологической готовности к школьному обучению; | |
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства; | |
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов. |
Компетенции воспитателя по профстандарту
Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
- основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
- история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
- основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
- специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
- основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
- общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
- особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
- основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
- современные тенденции развития дошкольного образования.
Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту
Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).
В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:
Программы профессиональной переподготовки
Программы повышения квалификации
Программы профессионального обучения
- «Младший воспитатель»;
- «Помощник воспитателя».
Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей
- Преподаватели-разработчики – действующие профессионалы в сфере дошкольного образования;
- Все программы обучения для воспитателей соответствуют действующему профстандарту педагога и требованиям ЕКС.
- Удобная и понятная система дистанционного обучения — доступ с ПК, смартфона, планшета.
- Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.
- Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.
- Доступные цены – социальный вклад АБиУС в развитие профессионального сообщества страны (скидки, рассрочка, программа лояльности);
Источник: https://www.akbiz.ru/publications/profstandart-vospitatelya
Как получить высшее образование воспитателя дистанционно?
Воспитатель оказывает огромное воздействие на ребенка с 3 до 7 лет – об этом написали все детские психологи, это знают все мамы и помнят многие, кто очень любил или, наоборот, терпеть не мог детский сад.
Если вы осознали, что хотите работать с маленькими детьми и помогать им становиться разумными и здоровыми людьми, смело выбирайте профессию воспитателя.
Рассказываем, как и куда поступать, чтобы получить образование воспитателя дистанционно с нами – сервисом Vuz24.
Профессиональные требования
Чтобы законно работать воспитателем в частном или государственном детском саду, развивающем центре или другом дошкольном учреждении в России, нужно быть совершеннолетним, и с 1 января 2020 года необходимо иметь высшее педагогическое образование.
Педагогами в дошкольном учреждении не могут работать:
- лишенные права заниматься педагогической работой по решению суда;
- те, кто имеет судимость (в том числе погашенную);
- признанные нетрудоспособными;
- те, кто имеет заболевания, серьезно ограничивающие физические возможности;
- люди с тяжелыми психическими расстройствами.
Кому подойдет дистанционное образование воспитателя дошкольного образования?
На очное дневное отделение обычно поступают после 11 класса.
Для этого есть огромное количество педагогических ссузовских (до недавнего времени высшее образование было не обязательно; сейчас после колледжа можно работать только помощником воспитателя – няней) и вузовских программ почти в каждом городе России для работы как с детьми, так и в административном модуле. Но такой вариант подходит не всем.
С нами образование можно получить в государственных и частных вузах:
- не выходя из дома и обучаясь в комфортном режиме,
- без поездок на сессии,
- по сокращенному сроку обучения,
- с легким поступлением без ЕГЭ по внутренним испытаниям вуза (или по результатам ЕГЭ),
- с получением диплома государственного образца о высшем образовании после выпуска.
Кому придется по душе дистанционное обучение на воспитателя?
- Воспитателям со средним образованием, которых обязывают пройти обучение.
- Выпускникам ссузов, которые теперь не попадают под профстандарт.
- Обладателям непрофильных дипломов о высшем образовании, которые работают или хотят работать воспитателями.
- Выпускникам 11 классов, которые хотят совмещать работу (например, няни) и учебу.
- Младшим воспитателям дистанционное образование позволяет повысить квалификацию и работать по образовательным программам или в администрации.
- Мамам в декрете, которые хотят работать поближе к ребенку, когда он пойдет в сад.
Специальности дистанционного высшего образования воспитателя ДОУ
«Дошкольное образование», ММА. Классическая специальность дистанционного образования воспитателей детского сада.
Московская международная академия создавалась как лингво-педагогический вуз, поэтому самая сильная подготовка здесь, в том числе, по обучению специалистов дошкольных учреждений образования.
Программа построена на изучении классических дисциплин по методикам обучения, психолого-педагогическому блоку, но включает и базу по английскому (что большой плюс и в госсадах, и дает возможность работать в престижных центрах) и самые актуальные знания по общению с детьми последних поколений.
«Психология и педагогика», МИП. Московский институт психоанализа имеет очень высокие рейтинги и прочную репутацию, благодаря сильным преподавателям и максимально насыщенным программам.
Студенты, которые проходят дистанционное обучение на воспитателя дошкольного образования, за время обучения в этом вузе получают классическое педобразование, успевают поучаствовать во многих проектах, экспериментах, программах, прослушать дополнительные курсы по современным подходам к раннему обучению и развитию.
Для работы психологом или педагогом психологом в саду подойдет также специальность магистратуры МИП «Психология семьи с основами психотерапии».«Дефектология», МИП. Специальность готовит воспитателей и учителей, которые будут работать в специальных учреждениях: олигофренопедагогов, тифлопедагогов, сурдопедагогов; программа включает подготовку по курсам логопедии и раннего развития. Углубленно и более тонко изучаются методики психологического, физического, интеллектуального и социального развития детей.
Руководитель физического воспитания. В каждом дошкольном учреждении физическому воспитанию уделяется огромное внимание: физкультура, ритмика, занятия плаваньем – обязательные составляющие учебного плана детей от трех до семи лет.
Некоторые сады предлагают дополнительные занятия, связанные с физической активностью: танцы, гимнастика, единоборства, теннис, футбол и так далее.
Наш центр предлагает дистанционно получить образование воспитателя по физическому воспитанию по двум программам: «Физическая культура и спорт», ММА (бакалавриат), «Педагогика в спорте, поиск и развитие талантов», ММА (магистратура).
Как поступить на дистанционное образование воспитателя ДОУ
Чтобы поступить на дистанционное обучение по профилю высшего образования на воспитателя детского сада, нужно пройти несколько шагов:
- Свяжитесь с нами звонком или заполнив заявку, чтобы зарегистрироваться и получить консультацию специалиста приемной комиссии по поступлению.
- Пришлите нам документы: 1. паспорт (разворот с основной информацией, разворот с пропиской); 2. документ об образовании (аттестат/диплом с выпиской оценок); 3. документ о смене фамилии (если менялась)
4. данные ЕГЭ (если сдавали)
- Пройдите вступительные испытания
ММА «Дошкольное образование», «Физическая культура и спорт»: письменное тестирование в офисе представительства, вузе или из дома по русскому (36 баллов), биологии (36 баллов), обществоведению (42 балла).
Вступительная кампания проходит до 15 сентября. «Педагогика в спорте, поиск и развитие талантов»: комплексное профильное письменное тестирование в офисе представительства, вузе или из дома (55 баллов).
Вступительная кампания – до 19 сентября.
МИП «Психология и педагогика», «Дефектология»: онлайн-тестирование по русскому (36 баллов), биологии (36 баллов), обществоведению (42 балла); для поступления на дефектологию нужно сдать дополнительный тест. «Психология семьи с основами психотерапии»: онлайн-тестирование по общей и социальной психологии (40 баллов). Поступать в бакалавриат и магистратуру можно три раза в год: в сентябре, ноябре, марте.
Мы хорошо готовим наших абитуриентов к тестам: высылаем все материалы, сопровождаем, даем инструкции. С нами все поступают с первого раза на желаемый профиль.
Результаты тестов известны в течение 48 часов после прохождения.
- Мы вышлем договор на обучение (договор между студентом и вузом) на подпись. Вы подписываете, оплачиваете обучение за семестр или год. И становитесь студенткой/студентом.
Получить образование воспитателя детского сада дистанционно – оптимальный способ пройти педагогическую вузовскую подготовку.
Профиль не требует находиться в физическом вузе: программы и содержание удаленных курсов готовятся профессионалами, проходят регулярную аккредитацию.
Материалы теории – это аудио, видео и текстовый контент, собранный и систематизированный для правильного, простого восприятия и легкого запоминания. Практические, творческие, квалификационные работы выполняются удаленно под постоянным контролем научного руководителя.
Мы будем рады помочь получить первое, второе высшее или магистерскую степень по дошкольной педагогике. Заполните форму заявки или позвоните по телефону 8 800 55-11-601, чтобы начать процесс поступления.
Источник: https://vuz24.ru/news/karera-i-trudoustroystvo/kak-poluchit-vysshee-obrazovanie-vospitatelya-distancionno
Воспитатель детского сада — где учиться, зарплата, преимущества профессии
Все мы родом из страны «Детство», где практически каждый из нас был одновременно гражданином двух «городов»: «Дом» и «Детсад».
И если в городе «Дом» мэром была мама, для которой свой ребенок был «королем», то в городе «Детсад» нам всем приходилось подчинятся мэру, которого в простонародье называли воспитатель детского сада.
В зависимости от того какой это был мэр мы или с удовольствием ходили в детсад, или каждое утро устраивали своим родителям скандал и категорически отказывались туда идти.
Все мы родом из страны «Детство», где практически каждый из нас был одновременно гражданином сразу двух «городов»: «Дом» и «Детский сад».
И если в городе «Дом» мэром был папа (или мама), для которого свой ребенок был «королем», то в городе «Детский сад» нам всем приходилось подчинятся мэру, которого в простонародье называли воспитатель детского сада.
В зависимости от того какой это был мэр (добрый, злой или равнодушный) мы или с удовольствием ходили в детсад, или каждое утро устраивали своим родителям скандал, и категорически отказывались туда идти.
Сейчас, когда мы уже давно выросли, и можем трезво оценить свое желание или нежелание ходить в детский сад, мы понимаем, что воспитатель не был добрым, злым или равнодушным.
Просто кто-то из наших воспитателей в свое время выбрал эту профессию по велению сердца, и потому любил свою работу и воспитанников, кто-то вынужденно пошел работать в детский сад, и, соответственно, негативно относился к своим обязанностям, а кому-то было все равно где работать, отсюда и равнодушие к работе.
Существует еще и такая категория воспитателей, которые банально не знали об особенностях этой профессии, и наивно полагали что для того чтобы стать хорошим воспитателем достаточно просто любить детей.
В результате, они либо разочаровываются в этой профессии, либо плохо выполняются свои обязанности.
Специально для тех молодых людей, которые планируют получить профессию воспитателя детсада, мы рекомендует ознакомиться со всеми особенностями, преимуществами и недостатками этой работы. И только после этого принимать взвешенное решение о выборе профессии.
Кто такой воспитатель детского сада?
Воспитатель – работник дошкольного учреждения, отвечающий за безопасность, воспитание, обучение и всестороннее развитие воспитанников во время их нахождения в детском саду.
Другими словами, это специалист, осуществляющий присмотр за детьми в возрасте 3-7 лет и проводящий определенные воспитательно-образовательные мероприятия, план которых зависит от того, к какой возрастной группе относятся воспитанники.
В качестве самостоятельной сферы деятельности эта профессия появилась только в 19 веке, когда женщины начали заниматься не только воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, но и общественным трудом.
Хотя предпосылки к ее появлению возникли еще в древние времена. Например, в Древней Греции роль воспитателя выполнял специальный раб, которого сегодня назвали бы домашним воспитателем (гувернером).
Особенно востребованной эта профессия стала в период массового появления государственных и частных дошкольных учреждений.
И если в период становления этой профессии воспитателем мог стать любой энтузиаст, который просто любил детей, то современный воспитатель детского сада – это высококвалифицированный специалист, который должен не только любить детей, но и разбираться в их психологии, знать своевременные педагогические методики и программы, а также обладать талантом организатора.Должностные обязанности воспитателя детского сада включают в себя: обеспечение соблюдения режима дня и безопасности детей, подготовку и проведение мероприятий, направленных на обучение и развитие ребенка, согласно разработанной программы для детей определенного возраста, организация досуга воспитанников, участие в методической работе, повышение квалификации.
Каким личностными качествами должен обладать воспитатель детского сада?
С момента появления данной профессии основное требование к личностным качествам воспитателя не изменилось – как и прежде и он должен любить детей, быть добрым и чутким.
Кроме того, поскольку работа воспитателя детского сада предусматривается осуществление контроля за деятельностью группы детей (а в некоторых случаях группа может состоять из 20-30 воспитанников) специалист должен обладать эмоциональной устойчивостью, выдержкой и терпением. Также воспитатель должен быть:
- наблюдательным;
- внимательным;
- ответственным;
- коммуникабельным;
- искренним;
- эрудированным;
- жизнерадостным;
- справедливым;
- активным.
Помимо всего прочего хороший воспитатель обязан уметь распределять и переключать свое внимание, иметь хорошее зрительное и слуховое восприятие, обладать творческим и абстрактно-логическим мышлением, развитой интуицией, высоким уровнем культуры и педагогическим оптимизмом.
Преимущества профессии воспитателя детского сада
Для тех кто любит детей, главное преимущество профессии воспитателя детского сада заключается в возможности проявлять свою любовь и помогать детям гармонично развиваться. Несомненным преимуществом данной профессии также являются:
- посменный график работы – как правило, первая смена начинается в 7-8 утра и заканчивается в 13 часов; вторая смена длится с 13 до 18 часов;
- продолжительный отпуск – в зависимости от выслуги лет от 42 до 56 дней;
- востребованность – воспитатели всегда были и будут нужны (особенно хорошие воспитатели);
- активный образ жизни – это и отсутствие скуки на работе, и общение с большим количеством людей, и возможность проявить свои таланты, и подвижные игры с детьми.
Недостатки профессии воспитателя детского сада
О главном недостатке профессии воспитателя детского сада – низкой зарплате – не знает только тот, кто полностью оторван от реальности. Поэтому мы его упомянули только с целью создания «полной картины» особенностей этой профессии. А вот о тех недостатках, которые Вы увидите ниже, многие даже не догадываются. К таковым относятся:
- шумная обстановка;
- постоянное нервное напряжение;
- большая ответственность (кстати, не только моральная, но и уголовная) за жизнь и здоровье воспитанников;
- контроль своих эмоций (даже если у Вас личные неприятности, Вам нужно улыбаться и увлеченно играть с детьми);
- постоянное присутствие на рабочем месте (обусловлено личной ответственностью воспитателя за безопасностью воспитанников).
Где можно получить профессию воспитателя детского сада?
Сегодняшние абитуриенты могут получить профессию воспитателя детского сада только в профильном или гуманитарном ВУЗе, на базе которого работают соответствующие кафедры (напомним, до 1 сентября 2013 года получить эту профессию можно было и в средне-специальных образовательных учреждениях). Поскольку практически во всех российских ВУЗах подготовка по данной специальности хорошо отработана, принципиального значения выбор высшего учебного заведения не имеет.
Однако, если Вы планирует в дальнейшем претендовать на место воспитателя в элитном или частном детском саду, практикующем современные методики воспитания, мы рекомендуем Вам обратить свое внимание на лучшие педагогические ВУЗы России.
Согласно последним рейтингам Минобрнауки в ТОП-5 педагогических отечественных ВУЗов вошли:
- Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. Герцена);
- Московский городской педагогический университет (МГПУ);
- Нижегородский государственный лингвистический университет (НГЛУ);
- Волжская государственная инженерно-педагогическая академия (ВГИПУ).
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?
Источник: https://fulledu.ru/articles/118_osobennosti-professiy-vospitatel-detskogo-sada.html
Дистанционные курсы. Для чего нужна переподготовка воспитателей ДОУ
Воспитатели, даже работающие в своей должности много лет, обязаны пройти переподготовку, если их квалификация не соответствует профстандартам. К 1 января 2020 года все мероприятия по переходу работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) на профстандарты должны быть завершены. Разберёмся, кто и зачем должен проходить переподготовку.
Зачем повышать профстандарты воспитателей
Внедрение профстандарта воспитателя призвано повысить качество детского дошкольного образования. При приеме на работу соответствие профстандарту воспитателя обязательно.
Сегодня требования к учреждению дошкольного образования регулируются двумя документами: профстандартом воспитателя и так называемым ФГОСом (расшифровывается как Федеральный государственный образовательный стандарт – это документ, который регулирует работу самого учреждения).
До введения этих стандартов кадры в детских садах подбирались с учетом Единого квалификационного справочника должностей.
Требования к воспитателям ДОУ в этом документе были прописаны не так четко, как в профстандарте.
Это вкупе с кадровым голодом привело к тому, что вакансии в ДОУ были зачастую заполнены специалистами, не имеющими профильного образования, что не могло не сказаться на качестве их работы.
Могут ли воспитателя уволить, если его квалификация не соответствует профстандартам?
Бояться увольнения не нужно. «Внедрение профстандарта не может служить основанием для изменения условий трудового договора по инициативе работодателя», – разъясняют в Министерстве просвещения. Однако определенные шаги в направлении повышения своей квалификации с тем, чтобы соответствовать профстандарту, сделать необходимо.
Специалисты советуют сотрудникам кадровой службы или директору детского сада изучить личные дела сотрудников на предмет соответствия профстандартам после чего выбрать курсы переподготовки, которые они должны пройти.
Если сотрудник ДОУ работает воспитателем, но не соответствует какому-либо из пунктов профстандарта. Ему необходим документ о получении квалификации, соответствующей занимаемой должности.
Если соискатель хочет устроиться на работу воспитателем в детсад и имеет педагогическое образование (высшее или среднее), но в другой сфере. В этом случае необходимо пройти переподготовку на воспитателя, чтобы получить специальность «Дошкольное образование» выбранного профиля.
Этот вопрос часто задают люди с техническим, юридическим, экономическим образованием и т. п. К сожалению, ответ – нет. Для работы с детьми педагогическое образование – обязательное условие профстандарта.
Есть несколько вариантов прохождения профессиональной переподготовки на воспитателя дошкольного образования:
Очные курсы. Преимущества этой формы обучения кажутся очевидными: общение с педагогом напрямую и возможность оперативно решить все вопросы, возникающие по ходу обучения. Немаловажным является и контакт с другими учащимися, возможность использования из опыта, наработок. Однако такая форма обучения имеет ряд существенных недостатков.
В первую очередь это время обучения. Вы вынуждены не только подстраивать свой график под установленное учебным центром расписание, но и ждать начала курса – возможно, несколько месяцев.
Кроме того, в данном случае важную роль играет «человеческий фактор» (вы заболели, преподаватель заболел, вы отстали от программы…). Даже такую деталь, как время на дорогу, нужно учитывать и во временном, и в финансовом плане.
И стоимость таких курсов достаточно высока.
Заочные курсы дешевле очных, и зависимость от расписания учебного центра здесь проявляется в меньшей степени. Однако и в этом случае учащийся должен периодически появляться на курсах, чтобы принять участие в семинарах, тренингах, пройти экзаменационные задания.Для тех, кто работает, учится или просто не готов подстраивать свою жизнь под чужой график, оптимальным представляется прохождение курсов дистанционной переподготовки для воспитателей.
Особенности дистанционных курсов переподготовки воспитателя дошкольного учреждения:
- вы учитесь в удобное для вас время;
- можете выбрать комфортный темп обучения – например, прослушать повторно какой-либо материал или, наоборот, не останавливаться детально на том, что для вас понятно;
- стоимость дистанционного обучения ниже, чем очного и заочного;
- можно выбрать курсы, которые вам наиболее интересны, а не те, на которые ближе ходить/ездить;
- все, что нужно для обучения – это компьютер с доступом в интернет. Никаких дополнительный пособий, учебников и других вспомогательных материалов приобретать не обязательно;
- итоговое тестовое задание можно пройти не один раз, причем, что важно, в комфортной обстановке.
Противники дистанционного обучения обычно говорят о низком качестве преподавания и пренебрежительном отношении к знаниям, полученным дистанционно, со стороны потенциальных работодателей.
Однако очевидно, что все эти доводы не выдерживают никакой критики. Именно дистанционная переподготовка позволяет привлечь к преподаванию самых уважаемых и компетентных специалистов, которые в силу занятости не имеют возможности лично вести очные курсы.
Слушатели дистанционных курсов получают полезных знаний больше, чем успел бы дать им преподаватель на лекции – просто из-за того, что его ничто не отвлекает, а задать вопросы специалисту дистанционно зачастую даже проще, чем ловить его по всему учебному заведению.
Что касается документа о прохождении курсов переподготовки, его статус не меняется в зависимости от формы обучения.
Как пройти курсы переподготовки на воспитателя ДОУ дистанционно?
Переподготовка на воспитателя проводится на базе высшего и среднего профессионального образования. Курсы также могут пройти студенты последнего курса колледжей, техникумов, вузов, но переподготовка будет действительна только после получения диплома о высшем или среднем образовании.
Занятия платные. Часто за слушателя платит заинтересованное в работнике учреждение дошкольного образования. Но даже если вам придется платить самостоятельно, цена курсов не будет заоблачной.
Выбрать дистанционные курсы переподготовки воспитателей и отправить заявку на обучение вы можете на нашем сайте. Мы рекомендуем внимательно подойти к выбору программ обучения — проанализируйте, какие знания у вас уже есть, а каких явно не хватает, а также каким временем и ресурсами вы располагаете.
Источник: https://kedu.ru/press-center/articles/distantsionnye-kursy-dlya-chego-nuzhna-perepodgotovka-vospitateley-dou
Хочу работать в детском саду: куда пойти учиться на воспитателя
Психологи много раз чётко объяснили всем, какую важную роль детство играет для формирования личности. Если вы чувствуете желание и силы влиять на детей на самом раннем этапе их развития — добро пожаловать в детский сад. Рассказываем, как стать воспитателем, если вы ещё учитесь в школе, выпустились из неё или (случайно) получили другое высшее образование
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Перед тем, как получать образование в области дошкольной педагогики, определитесь, чем именно вы хотели бы заниматься. Работать в группе с детьми или разрабатывать учебный план и управлять работой детского сада в целом. От этого зависит, какой диплом вам получать и сколько лет учиться.
С точки зрения закона, работником детского сада может стать любой совершеннолетний гражданин России, если он соответствует всем требованиям, прописанным в профстандарте педагога и едином квалификационном справочнике. Главное — не нарушать статью 331 Трудового кодекса (не иметь непогашенной судимости или затяжного психического расстройства).
Дальше нужно решить, каким воспитателем вы хотите стать. Они бывают двух типов.
Непосредственно работает «в поле», делает зарядку, проводит занятия (учит считать, рисовать или складывать оригами), разнимает Сашу и Дашу, следит, чтобы на тихом часе было действительно тихо — обычный воспитатель.
Имея высшее образование и проработав три года, можно стать старшим воспитателем. Он больше находится «за кадром» — разрабатывает методики, занимается планированием, отчётностью, аттестацией, закупками, проводит родительские собрания, организует мероприятия. А там до заведующего недалеко.
Куда пойти учиться
Срок обучения: 3-3,5 лет
В некоторых детских садах при приёме на работу именно выпускникам колледжей отдаётся особое предпочтение — программа в них более подробная и практически ориентированная. Во время обучения студенты проходят практику, поэтому выпускаются не только с хорошим багажом теоретических знаний, но и пониманием, как функционрует детский сад и насколько они готовы к такой работе.
Где учат: Педагогический колледж № 15 (Москва), Колледж при МГПУ, Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга, Свердловский областной педагогический колледж.
2. Если вы выпускник или получили другую специальность — вуз по направлению «Образование и педагогическая деятельность»
Срок обучения: 4-5 лет
Хотя большинство детских садов готовы принять на работу сотрудников, у которых есть любой педагогический диплом, Управление дошкольного образования настаивает, чтобы работники детского сада всё-таки имели специализированный диплом с квалификацией «воспитатель». Такие студенты углубленно изучают методики развития именно дошкольников — это стоит иметь в виду при поступлении в вуз.
Пример названия программ с присвоением квалификации «воспитатель»: «психология и педагогика дошкольного образования», «дошкольное и начальное образование», «дошкольное образование и логопедия».
Где учат: кафедра дошкольной педагогики МПГУ, Томский государственный педагогический университет, Ленинградский государственный университет имени Пушкина.
3. Если вы педагог или получили другую специальность — профессиональная переподготовка
Срок обучения: 3-12 месяцев
Довольно часто желание работать с детьми посещает людей во взрослом возрасте, когда за спиной уже есть высшее образование или карьера в другой области.
Специально для тех, кто внезапно решил сменить направление деятельности, предусмотрены программы профессиональной подготовки на базе первого высшего. Чтобы на неё поступить, не нужно сдавать экзамены — только оплатить курс.
В сжатые (иногда даже слишком) сроки вы погрузитесь в дебри детской психологии и методик школьного образования.
Если направление вашей текущей деятельности никак не связано с педагогикой, курсы профпереподготовки должны удовлетворять следующим требованиям: быть не менее 1000 часов, а документ об образовании присваивать квалификацию воспитателя.Где учат: Педкампус, Дошкольное образование в институте Герцена, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург).
4. Если вы педагог или получили другую специальность — специализированные курсы для монтессори, вальдорфских и английских садов
Срок обучения: 10-12 месяцев
Как правило, детские сады, в которых применяются специальные методики, частные. Главным образом потому, что подразумевают создание особой развивающей среды, выходящей за рамки государственных стандартов.
Специалистов монтессори-педагогики и вальдорфских садов готовят в специальных центрах — как в формате повышения квалификации (для тех, кто уже отучился в педагогическом вузе по специальности), так и профессиональной переподготовки (для тех, у кого первое образование непедагогическое). При выборе центра подготовки важно обращать внимание на его лицензию и аккредитацию.
Что касается работы воспитателем в частных детских садах на английском языке, в дополнение к педагогическому образованию нужно иметь высокий уровень английского — не ниже уверенного Advanced. Сертификаты о сдаче международных экзаменов, подтверждающие языковой уровень, не нужны — достаточно пройти интервью на английском и продемонстрировать свои знания.
Где учат: Международный институт монтессори-педагогики, Дошкольный Вальдорфский Центр, Центр «Монтессори-Питер», Евразийский центр монтессори-педагогики, Периодический семинар для учителей вальдорфских школ.
Убедитесь ещё раз: как понять, что вы сможете быть воспитателем
1. Не боитесь проверить себя. Можно устроиться няней или помощником воспитателя (для этого необязательно нужно педагогическое образование) и понаблюдать за происходящим со стороны. Можно пообщаться со знакомыми работниками дошкольного образовательного учреждения.
2. Готовы тратить на это много времени. Воспитатель — не та профессия, на которую все поголовно идут от безысходности или в качестве эксперимента. Чтобы работать с детьми, важно осознавать свои возможности и ресурсы, быть замотивированным и готовым к бесконечному самообразованию.
3. Соответствете требованиям. Решите для себя, в каком детском саду вам хотелось бы работать. Позвоните в него и узнайте точные требования к воспитателям — несмотря на введение единого профстандарта педагога в 2017 году, многие учреждения по-разному оценивают квалификацию кандидатов на работу.
4. Осознаёте риски. Изучите возможность профилактики эмоционального выгорания. Педагоги находятся в топе списка профессий, наиболее подверженных возникновению этого синдрома. Поэтому учиться справляться с ним нужно задолго до того, как первые симптомы застанут вас на рабочем месте.
Если вы готовы, 27 сентября станет вышем профессиональным праздником. Именно сегодня в России отмечается день воспитателя и всех дошкольных работников.
Источник: https://mel.fm/instruktsii/9631475-educator_work