Закупка признана несостоявшейся по 44 фз
Закупка не состоялась: контракт с единственным поставщиком | Контур.Закупки
В соответствии с законом № 44-ФЗ, контракты для обеспечения государственных и муниципальных нужд должны заключаться на основе конкурентных процедур. Таковыми являются различные виды конкурса, электронный аукцион, а также запросы котировок и предложений.
Однако в ряде случаев, установленных статьей 93 упомянутого закона, приходится осуществлять закупку у единственного поставщика. В том числе в случаях, когда процедура конкурентной закупки признана несостоявшейся (пункт 25 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ).
Почему закупка может не состояться
Причины признания конкурентной процедуры несостоявшейся, которые позволяют заключить контракт с единственным поставщиком, можно объединить в две группы:
- заявку подал один участник, и она признана соответствующей условиям закупочной документации и требованиям законодательства;
- заявки подавали несколько участников, но условия закупки удовлетворила заявка лишь одного из них.
Процедура закупки может быть признана несостоявшейся и по другим причинам. Например, заявок может и вовсе не поступить либо все они могут быть отклонены вследствие несоответствия требованиям закупочной документации. Такие случаи имеют принципиальные отличия от приведенных выше ситуаций, когда требованиям закупки удовлетворяет единственная заявка.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Во-первых, в этих случаях конкурентную процедуру, например, конкурс, следует повторить. Если и повторный конкурс будет признан несостоявшимся, тогда заказчик сможет применить норму пункта 25 статьи 93 закона № 44-ФЗ и заключить контракт с единственным поставщиком.
Во-вторых, если заключение контракта с единственным источником становится следствием признания несостоявшейся повторной конкурентной процедуры, то заказчик должен выбрать этот источник сам. Тогда как при наличии единственного участника, удовлетворяющего условиям закупки, заказчик обязан заключить контракт именно с ним.
Когда нужно согласование
Заказчик, который получает право заключить контракт с единственным поставщиком вследствие несостоявшейся процедуры закупки, освобождается от необходимости размещать извещение в ЕИС, а также от составления отчета о невозможности определения поставщика другими способами.
Однако в ряде случаев будущий контракт придется согласовать с контролирующими органами. Это касается закупок для обеспечения федеральных нужд, потребностей региона или муниципалитета. Согласовать придется не все указанные контракты – это зависит от способа определения исполнителя.
Так, если закупка проводилась посредством электронного аукциона или запросом котировок, то согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не потребуется. А вот при проведении конкурса в большинстве случаев контракт придется согласовать.
Однако и здесь есть исключения – к ним относятся конкурсы на капвложения в объекты государственной и муниципальной собственности, а также проекты по строительству и реконструкции капитальных объектов, которые проводятся за счет бюджета организациями, не являющимися государственными либо муниципальными предприятиями.В остальных случаях в течение 10 дней после размещения в ЕИС данных о несостоявшейся конкурентной процедуре следует отправить контракт на утверждение в контролирующий орган. У последнего на согласование есть 10 рабочих дней с даты, когда обращение заказчика было получено.
Цена контракта
Контракт с единственным поставщиком, исполнителем или подрядчиком, должен заключаться по цене, которая удовлетворяет требованиям документации закупки. Запрещается заключать контракт по цене, превышающей начальную (максимальную) цену контракта, а также выше значения, указанного в заявке участника или предложенного в процессе электронного аукциона.
Срок заключения
В зависимости от того, каким способом определялся единственный исполнитель, а также от необходимости согласовывать контракт, на его заключение отводится разное количество времени.
В случае с конкурсом у заказчика на заключение контракта есть 20 дней. Если требуется согласование контролирующего органа, то этот срок начинает свой отчет со дня получения такого согласования. В остальных случаях он считается с даты размещения в ЕИС информации о признании процедуры закупки несостоявшейся.
Если поставщик был определен в ходе электронного аукциона, то контракт должен был заключен в стандартный срок. А именно не ранее 10 и не позже 27 дней после того, как в системе был размещен протокол с результатами аукциона.
Если исполнитель контракта был определен посредством запроса котировок, то заключить его следует с 7 по 20 день с даты, когда была размещена документация с итогами этого запроса.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakupka-ne-sostoyalas-kontrakt-s-edinstvennym-postavshhikom/
Что важно знать о несостоявшихся закупках?
Участие в закупке, которую признали несостоявшейся, еще не означает, что вы проиграли. Если вы оказались единственным участником, вы получите контракт по максимальной цене — это плюс. Но есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков и это — минус.
Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.
Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.
Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут.
Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.
В 2015 году каждая третья конкурентная закупка была признана несостоявшейся:
44-ФЗ | 223-ФЗ | |
всего закупок | 2 503 510 | 862 013 |
не состоялись | 776 856 | 310 134 |
% | 31% | 35% |
В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?
1. По 44-ФЗ
Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:
Для конкурса
- Не подано ни одной заявки;
- Все заявки отклонены комиссией;
- Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
- В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
- Подана только 1 заявка;
- Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
- В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.
Для аукциона
- Не подано ни одной заявки;
- После рассмотрения первых частей всем участникам отказано в допуске;
- После рассмотрения вторых частей все заявки не соответствуют требованиям;
- Подана только 1 заявка;
- После рассмотрения первых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
- В течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
- В результате рассмотрения вторых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
- Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт (он имеет на это право, санкций не будет).
Для запроса котировок
- Не подано ни одной заявки;
- Все заявки отклонены комиссией;
- Подана только 1 заявка;
- Только 1 заявка соответствует требованиям.
2. По 223-ФЗ
Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.
Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.
Если не было ни одного соответствующего требованиям поставщика
В первую очередь заказчик вносит изменения в свой план-график. Через 10 дней после этого он имеет право объявлять:
- Повторный конкурс или новую закупку, если закупка проводилась в форме конкурса;
- Запрос предложений или другую процедуру, если не состоялся аукцион;
- Новую закупку после несостоявшегося запроса предложений.
Для запроса котировок надо продлить срок подачи заявок. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и проводит новую закупку любым способом
Если определился единственный участник, соответствующий требованиям
Заказчик должен:
- Если проводился электронный аукцион или запрос котировок — заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям;
- Если был конкурс или запрос предложений — согласовать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом;
- Если закупка согласована, заключить контракт.
Что делать поставщику?
Если вы оказались единственным участником закупки или только ваша закупка соответствует требованиям, то после после ее завершения:
- Если это был аукцион, вы обязаны подписать контракт в установленные сроки, даже если не подавали ценовые предложения.
- Если участвовали в конкурсе или запросе предложений, сначала дождитесь, когда заказчик согласует закупку у единственного поставщика с контролирующим органом. Заказчик сам отправляет заявку на согласование в ФАС и через 10 дней оповестит вас о решении.
- В котировках согласование не нужно. Заказчик заключит контракт по цене, указанной в вашей заявке.
- Итоги аукциона также не нужно согласовывать. Если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронных торгов, контракт будет заключен по максимальной цене. Если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям, контракт будет заключен по цене, до которой вы снизились.
Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков.
В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.
Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки
Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.
Иногда заказчик специально прячет закупку, чтобы о ней знал только один поставщик, который и становится победителем. В некоторых случаях найти скрытую закупку поможет поиск по документации.
Следите за всеми закупками, в которых участвуете
Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное. Это поможет не пропустить изменения в ней и результаты.
Не пропустите срок подписания контракта
Если стали единственным поставщиком, то сможете заключить контракт по максимальной цене.
Источник: https://pravobez.ru/articles/chto-vazhno-znat-o-nesostoyavshihsya-zakupkah-.html
Что делать, если закупка не состоялась
44-ФЗ предусматривает не только конкурентные торги на понижение цены, но и случаи, когда заказ признается несостоявшимся. Разберем основания признания госзакупки несостоявшейся, последствия, а также действия заказчика в такой ситуации.
В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.
Рассмотрим это для разных этапов процедуры.
Все основания собраны в таблице.
1. Отсутствуют предложения. 2. Подана только одна заявка. | Общие основание | Для конкурсных процедур | Для электронного аукциона | Уклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора. |
1. Отклонены все предложения. 2.Только одна признана соответствующей требованиям. | При проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием: 1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора. | При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения. | ||
При проведении второго этапа двухэтапного конкурса: 1. Отсутствуют предложения. 2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям. |
Конкурсные процедуры
Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.
Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.
Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).
Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.
Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).
В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч. 10 ст. 57). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.
Электронный аукцион
При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).
Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).
Запрос котировок
При признании запроса котировок несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется, либо проводит госзакупку повторно, при этом отобразив изменения в документах планирования.
Запрос предложений
Рассмотрим, что делать с несостоявшимися закупками на разных этапах процедуры.
Закрытые процедуры
Несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона и конкурса признается в случаях аналогичных открытым способам определения поставщика. Однако, согласно ст. 92, кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.
Источник: https://goskontract.ru/tender/chto-delat-esli-zakupku-priznali-nesostoyavsheysya
Что делать если закупка по 44-ФЗ не состоялась: аукцион, конкурс и др
Redone Полезные статьи о госзакупках 15 ноября 2018
Основная цель создания 44-ФЗ – реализация закупок продукции и услуг государственными учреждениями по результатам конкурентных процедур. Однако реализовать это удается не всегда.
Нередко бывают ситуации когда заказчик не получает ни одного предложения от потенциальных поставщиков или все они не соответствуют требованиям. В таких случаях приходится признавать закупку несостоявшейся. При этом встает вопрос, что же дальше делать заказчику.
Как получить необходимый товар и как правильно оформить документацию?
Конкурс
Порядок реализации открытых конкурсов регламентируется статьями 48-58 44-ФЗ. Если процедура признается несостоявшейся, первым шагом заказчика становится внесение всей информации в итоговый протокол.
Если закупка не состоялась из-за отклонений всех заявок, то в протоколе обязательно фиксируются причины не допуска участников.
В дальнейшем действия заказчика будут зависеть от конкретных обстоятельств:
Результат процедуры | Действия заказчика | Основания по 44-ФЗ |
На день исхода срока предоставления предложений получена единственная заявка. Она полностью отвечает требованиям документации. (Статья 51 пункт 13) | Договор заключается с единственным поставщиком. | Часть 1 пункта 1 статьи 55 |
Единственная заявка из всех поступивших отвечает требованиям заказчика. (Статья 53 пункт 6) | Часть 2 пункта 1 статьи 55 | |
В ходе предквалификационного отбора допускается к процедуре единственная заявка. (Статья 56 пункт 9) | Часть 3 пункта 1 статьи 55 | |
На момент истечения периода подачи предложений не представлено заявок на участие в конкурсе. (Статья 51 пункт 13) | Заказчик корректирует план-график и если требуется план закупок. После документального оформления признания конкурса несостоявшимся закупка проводится еще раз. При этом закупаемый объект, его характеристики и объемы поставки должны остаться теми же, что и в первичной закупке. НМЦК может быть увеличена не более чем на 10% от НМЦК первоначального конкурса. | Часть 1 пункта 2 статьи 55 |
Все предложения поставщиков не удовлетворяют требованиям документации. (Статья 53 пункт 6) | Часть 2 пункта 2 статьи 55 | |
Участник, чья заявка получила второй номер по итогам процедуры, отказывается от оформления контракта. (Статья 54 пункт 6) | Часть 2.1 пункта 2 статьи 55 | |
По итогам предквалификационного отбора все заявки отклонены из-за несоответствия требованиям документации. (Статья 56 пункт 9) | Часть 3 пункта 2 статьи 55 |
Если по результатам закупки реализовывался повторный конкурс, и он также не состоялся, заказчик должен провести другую процедуру по закупке требуемой ему продукции. Эта норма установлена частью 4 статьи 55 44-ФЗ.
Аукцион
После того как аукцион признают несостоявшимся, оформляют соответствующий протокол. Заказчик может предпринять следующие действия:
Итог процедуры | Действия заказчика | Основания по 44-ФЗ |
На день завершения срока представления предложений участниками подана единственная заявка. (Статья 66 пункт 16) | Оператор ЭТП передает организатору закупки вторую часть заявки. Одновременно с этим уведомление о передаче второй передается участнику. В последующие три рабочих дня комиссия рассматривает единственную заявку. Если она отвечает нормам документации, то с этим поставщиком заключается контакт. | Пункт 1 статьи 71 |
После оценки первых частей заявок, предложение одного участника соответствует требованиям заказчика. (Статья 67 пункт 8) | Пункт 2 статьи 71 | |
После завершения торгов не поступило ценовых предложений от участников. (Статья 68 пункт 20) | Действия заказчика аналогичны указанным выше. При этом контракт оформляется с участником, передавшим свою заявку раньше других. | Пункт 3 статьи 71 |
По итогам оценки 2-х частей заявок единственная заявка удовлетворяет требованиям. (Статья 69 пункт 13) | Контракт оформляется с поставщиком, заявка которого одобрена заказчиком. | Пункт 3.1 статьи 71 |
Не поступило ни одной заявки или все предложения участников не удовлетворяют требованиям документации. (Статья 66 пункт 16, статья 67 пункт 8 или статья 69 пункт 13) | Заказчик изменяет план-график и план закупок. После он проводит закупку повторно путем запроса предложений или новую закупку любым способом. | Пункт 4 статьи 71 |
Запрос предложений
Порядок реализации запросов предложений регламентируется статьями 83- 44-ФЗ.
Итог процедуры | Действия заказчика | Основания по 44-ФЗ |
На момент получения доступа к заявкам участников подано единственное предложение. (Статья 83 пункт 8) | Контракт оформляется с единственным поставщиком, подавшим заявку. | Пункт 18 статьи 83 |
Не поступило заявок на участие в запросе предложений. (Статья 83 пункт 8) | Заказчик корректирует план-график и план закупок. После этого закупка проводится повторно. | Пункт 19 статьи 83 |
Действия заказчика при проведении закрытых процедур аналогичны. Исключение составляет лишь тот факт, что после согласования с контролирующими органами заказчик имеет возможность провести закупку у единственного поставщика. Это правило прописано в статье 92 44-ФЗ.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/259-zakupka-ne-sostoyalas
Несостоявшиеся закупки по 44-ФЗ: понятие, перечень оснований, действия заказчика и поставщика
Признание закупки несостоявшейся по 44-ФЗ – весьма распространенная практика в системе государственных и муниципальных торгов. По статистике, такой статус получает каждая третья проводимая закупка.
Понятие несостоявшейся закупки
Основной целью разработки 44-ФЗ было создание системы закупки товаров, работ и услуг государственными и муниципальными заказчиками по результатам конкурентных процедур. Но реализация данного принципа на практике не всегда удается, и тогда закупка признается несостоявшейся.
Признание закупки несостоявшейся по нормам 44-ФЗ буквально означает, что в ней никто не принял участия, и все заявки были отклонены.
Еще одной причиной признания закупки несостоявшейся является то, что по результатам рассмотрения всех заявок был допущен один поставщик, или осталось одно предложение, соответствующее требованиям закупочной документации. Действия заказчика в этом случае будут зависеть от способа отбора поставщика.
Отличительные черты
Стоит учесть, что термины «несостоявшаяся», «недействительная» и «отмененная» закупки имеют различное значение. Получение статуса несостоявшейся означает лишь, что между участниками не было конкурентного состязания и торгов. По результатам такой закупки заказчик может подписать контракт с участником.
Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил нормативы законодательства о контрактной системе или положения Гражданского кодекса.
В случае признания торгов недействительными или по результатам отбора победителя государственный контракт расторгается.
Отмена закупки на любом этапе является правом заказчика.
Также инициатива об отмене закупки на любом этапе может исходить от контролирующей инстанции.
Основания признания закупки несостоявшейся
Основания для признания закупки несостоявшейся по 44-ФЗ варьируются в зависимости от типа закупки. Рассмотрим их на примере наиболее распространенных закупок: конкурса, аукциона и запроса котировок.
Для конкурса
Порядок проведения конкурсов регулируется ст. 48-58 44-ФЗ. Если конкурс признан несостоявшимся, то первоначально заказчику нужно внести все указанные сведения в итоговый протокол. В нем фиксируются причины отклонения заявок или тот факт, что поступила только одна заявка.
Для конкурса основаниями признания закупки несостоявшейся являются:
- Не было подано ни одной заявки на момент окончания приема заявок на участие в конкурсе (по п. 13 ст. 51 44-ФЗ).
- Все заявки были отклонены комиссией (п. 6 ст. 53 44-ФЗ).
- Победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался (п. 6 ст. 54 44-ФЗ).
- Все участники не соответствовали требованиям предквалификационного отбора, и их заявки были отклонены (п. 9 ст. 56 44-ФЗ).
- Подана только 1 заявка (п. 13 ст. 51 44-ФЗ).
- Подана одна заявка, соответствующая требованиям (п. 6 ст. 53 44-ФЗ).
- При рассмотрении заявок от участников выяснилось, что только один участник соответствовал требованиям (п. 9 ст. 56 44-ФЗ).
Для аукциона
Для того чтобы несостоявшимся был признан аукцион, должны соблюдаться следующие условия:
- Всем участникам отказали в допуске к торгам по результатам рассмотрения первых частей заявок (п. 8 ст. 67 44-ФЗ).
- Все заявки были признаны не соответствующими требованиям по итогам рассмотрения вторых частей заявок (п. 13 ст. 69 44-ФЗ).
- Не поступило ни одной заявки (п. 16 ст. 66 44-ФЗ).
- Подана единственная заявка (по п. 16 ст. 66 44-ФЗ).
- По результатам рассмотрения первых частей заявок только одна из них была признана соответствующей требованиям документации (по п. 8 ст. 67 44-ФЗ).
- В течение 10 минут после старта аукциона не было подано ни одного предложения по цене контракта (по п. 20 ст. 68 44-ФЗ).
- По результатам рассмотрения второй части заявки на участие в аукционе только одна заявка признана соответствующей требованиям документации (по п. 13 ст. 69 44-ФЗ).
- Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт.
Для запроса котировок
Для запроса котировок предусмотрены следующие основания признания торгов несостоявшимися:
- Не поступило ни одной заявки.
- Все заявки отклонены комиссией (по п. 9 ст. 78 44-ФЗ).
- Подана одна заявка, или только одна заявка соответствует требованиям (по п. 6 ст. 77, п. 9 ст. 78 44-ФЗ).
Для запроса предложений
Порядок проведения запроса предложений предусмотрен в ст. 83 44-ФЗ. Данная закупка признается недействительной, если на момент получения доступа поставщиком подано единственное предложение по п. 8 ст. 83 44-ФЗ, или не поступило заявок на участие в запросе предложений.
Действия заказчика, если закупка не состоялась
Действия заказчика при признании закупки несостоявшейся зависят от ее вида.
Если не состоялся конкурс
Если закупка в виде электронного конкурса не состоялась из-за отсутствия заявок на участие, то заказчик может провести новую закупку, а в некоторых случаях он вправе:
- Продлить сроки подачи заявок на участие.
- Изменить выбранный способ определения поставщика.
Порядок действий заказчика регулируется в ст. 55.1 44-ФЗ и определяется в зависимости от того, на каком этапе находится закупка: приема, оценки и сопоставления предложений или подписания контракта.
Заказчику следует подписать договор с единственным поставщиком на основании ч. 1-3 п. 1 ст. 55, если им была получена единственная заявка, допущена единственная заявка по результатам предквалификационного отбора, или единственная заявка отвечала требованиям заказчика.
Но если заявки на участие в конкурсе отсутствовали, все они были отклонены, или победитель и второй участник отказались от подписания контракта, то проводится новая закупка (по ч. 1-3 п. 2 ст. 55 44-ФЗ). Заказчику необходимо скорректировать план-график и план закупок и провести конкурс повторно. При этом сам закупаемый объект, объемы его поставки, характеристики должны оставаться прежними.
НМЦК допускается пересмотреть в большую сторону, но цена может быть увеличена не более, чем на 10% от первичного конкурса.
Публикация извещения о повторном конкурсе осуществляется не менее, чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (сроки сокращены по сравнению с первичным конкурсом).
Если по результатам закупки был проведен повторный конкурс, но он также получил статус несостоявшегося, то заказчиком проводится другая процедура по ч. 4 ст. 55 44-ФЗ.Она имеет форму запроса предложений для сокращения сроков подачи предложений от участников до 5 дней или же иную форму по усмотрению заказчика.
При признании закупки несостоявшейся поставщиком подписывается контракт при соответствии заявки требованиям закона и закупки. При этом заказчик предварительно согласует контракт с ФАС по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Если не состоялся электронный аукцион
Если несостоявшимся был признан электронный аукцион, то госзаказчику следует подписать контракт с единственным участником по п. 1-3 ст. 71 44-ФЗ. Такая сделка может быть подписана без дополнительного согласования с ФАС.
Но если аукцион признан не состоявшимся из-за того, что не поступила ни одна заявка или их все пришлось отклонить, то порядок действий заказчика будет отличаться. Указанные причины для признания процедуры несостоявшейся закрепляются в ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69.
Несостоявшийся электронный аукцион обязывает заказчика внести изменения в план-график. В частности, заказчику может потребоваться ввести новую позицию в план, продлить закупку или провести ее заново.
Также заказчик вправе изменить тип закупки и провести ее в виде запроса предложений в электронном виде по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ. Объект государственной закупки в данном случае останется неизменным.
Если не состоялся запрос котировок
В случае признания несостоявшимся электронного запроса котировок порядок действий заказчика зависит от этапа. Если заказчик находился на этапе подачи заявок, то ему следует:
- Продлить закупку на 4 рабочих дня п. 14 ст. 82.3 44-ФЗ и ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ или по ч. 9 ст. 82.4, ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если не поступило ни одной заявки на участие, или все заявки были отклонены.
- Заключить контракт с единственным поставщиком по ч. 3 ст. 82.6 и ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если подана единственная заявка, соответствующая требованиям.
В случае подписания госконтракта с единственным поставщиком дополнительное согласование его с ФАС не требуется. Если необходимо провести новую закупку, то необходимо изменить документы по планированию.
На этапе рассмотрения заявок на закупку в ходе электронного запроса котировок от заказчика требуется:
- Продлить закупку на 4 рабочих дня по ч. 9 ст. 82.4, ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если все заявки были отклонены.
- Заключить контракт с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 79, ч. 9 ст. 78, ч. 3 ст. 79 44-ФЗ – если только одна заявка признана соответствующей требованиям.
- Внести изменения в план-график или провести новую закупку по ч. 2 ст. 82.6 44-ФЗ – если не подано ни одной заявки, или все заявки отклонили после продления.
Если победитель электронного запроса котировок уклонился от подписания контракта, второй участник так же уклонился или отказался подписать контракт, то единственное, что остается заказчику по ч. 15 ст. 83.2 44-ФЗ – изменить план-график и провести новую закупку по 44-ФЗ.
Если не состоялся запрос предложений
В случае если несостоявшимся был признан электронный запрос предложений, то действия заказчика различаются в зависимости от этапа закупки:
- На этапе подачи заявок, если не подано ни одной заявки, подана единственная заявка, заказчик может изменить план-график, провести новую закупку или подписать контракт с единственным поставщиком по ч. 27 ст. 83.1 и ч. 26 ст. 83.1 44-ФЗ.
- На этапе рассмотрения заявок при отклонении всех заявок предполагается изменение плана-графика или проведение новой закупки либо подписывается контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
- На этапе заключения контракта при уклонении победителя от подписания контракта изменяется план-график, проводится новая закупка, или заключается контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Данная сделка подлежит согласованию с ФАС.
Иные положения
Ситуация, когда не состоялся тендер у единственного поставщика, также допускается, если ФАС не согласовала данную сделку. Например, если был заключен контракт по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В данном случае заказчик может попробовать обжаловать решение антимонопольной службы или провести новый тендер.
Действия заказчика при проведении закупок в закрытой форме являются аналогичными за исключением тех случаев, когда по результатам согласования с ФАС он вправе подписать контракт с единственным поставщиком. Данное правило указано в ст. 92 44-ФЗ.
Действия поставщика, если закупка не состоялась
В случае если участник закупки стал единственным, чья заявка соответствует требованиям, то по результатам завершения торгов ему нужно придерживаться определенных правил:
- В случае если закупка проводилась через аукцион, контракт подписывается в положенные сроки (даже если этот участник не подавал ценовые предложения).
- В случае если поставщик был участником конкурса или запроса предложений, перед подписанием контракта ему нужно дождаться согласования закупки у единственного поставщика с контролирующей инстанцией. При этом заказчик сам проходит процедуру согласования и через 10 дней оповещает о своем решении поставщика.
- При участии в запросе котировок согласование с ФАС не нужно, и контракт подписывается по цене, предложенной поставщиком.
- Итоги аукциона не подлежат согласованию. Если никто из участников не подавал предложение в процессе электронных торгов, то контракт подписывается по максимальной цене. Если поставщик стал единственным, чья вторая часть заявки соответствовала требованиям, то контракт подписывается по предложенной им цене.
При этом поставщик обязан подписать государственный контракт в положенные сроки, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Это исключит для него возможности для дальнейшего участия в закупках в рамках 44-ФЗ.
Загрузка…
Источник: https://pravo.team/zakupki/44/nesostoyavshiesya.html
Что важно знать о несостоявшихся закупках?
Статья актуальна на 25 сентября 2019
Участие в закупке, которую признали несостоявшейся, еще не означает, что вы проиграли. Если вы оказались единственным участником, вы получите контракт по максимальной цене — это плюс. Но есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков и это — минус.
Что такое несостоявшаяся закупка?
Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.
Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.
Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут.
Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.
Например, в 2018 году каждая третья конкурентная закупка по 44-ФЗ была признана несостоявшейся:
44-ФЗ | |
всего размещено извещений в ЕИС | 3 240 000 |
не состоялись | 969 800 |
% закупок, которые признаны несостоявшимися из-за того, что была подана одна заявка | 40% |
данные мониторинга Минфина за 2018 год
В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?
1. По 44-ФЗ
Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:
Для конкурса
- Не подано ни одной заявки;
- Все заявки отклонены комиссией;
- Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
- В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
- Подана только 1 заявка;
- Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
- В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.
Для аукциона
Для запроса котировок
2. По 223-ФЗ
Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.
Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.
Если заключать контракт не с кем
- Если не состоялся первый запрос котировок или конкурс, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 или 10 дней соотвественно.
Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и через день может провести повторную закупку указанным выше способом.
- Если не состоялся повторный конкурс, первый электронный аукцион заказчик проводит запрос предложений.
Что делать поставщику?
Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам нужно подписать контракт.
- По максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона. Например, как в этом аукционе.
- По вашей цене, если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям.
Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой закупке.
В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.