В налоговой требуют поднять заработную плату
Как платить зарплату без налогов
Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.
Архив издания
Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).
PDF номеров издания
Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.
Налоги или зарплата — что в приоритете?
Что делать организации, если она имеет не только задолженность по зарплате, но и налоговые недоимки? Какой долг погасить первым и какими документами это регламентируется? Нужно ли ежегодно подавать заявление в налоговую о применении упрощенной системы налогообложения? На ваши вопросы отвечает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Олег МОСКВИТИН.
Наша организация имеет задолженность по заработной плате перед сотрудниками (5 месяцев). В кассе на сегодняшний день имеется сумма, которая могла бы погасить эту задолженность.
Также имеется задолженность по налогам с фонда оплаты труда за этот же период. К расчетному счету фирмы выставлено инкассовое поручение ИФНС.
Можно ли выплачивать заработную плату при наличии задолженности по налогам?
— По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации компания обязана выплатить заработную плату. Согласно ст.
4, 22 и иным нормам ТК РФ своевременная выплата заработной платы является одной из основополагающих обязанностей работодателя.
При нарушении сроков выплаты зарплаты компания несет материальную ответственность (ст. 236 ТК РФ) и может быть привлечена к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ).Виновные должностные лица работодателя также могут быть привлечены к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. В случае если руководитель организации не выплачивал заработную плату свыше 2 месяцев из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, он может понести уголовную ответственность по ст. 145.1 УК РФ.
В то же время обязанность по уплате законно установленных налогов также является конституционной обязанностью компании (ст. 57 Конституции РФ). Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.12.
97 № 21-П, «конституционные обязанности выплачивать вознаграждение за труд и платить законно установленные налоги и сборы не должны противопоставляться друг другу».
Это обосновано, по мнению суда, прежде всего тем, что приоритет выплаты заработной платы собственным работникам предприятия перед уплатой налогов в бюджет ставит под угрозу возможность выплаты государством заработной платы таким же гражданам, но работающим в бюджетной сфере.
Именно поэтому указанным Постановлением Конституционного Суда РФ признан неконституционным абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ.
Согласно этому абзацу при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств по документам на перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда осуществляется хотя и в одну очередь с документами на отчисления в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ и территориальные фонды ОМС, но до списания по документам на уплату налогов.
В связи с этим в настоящее время применяется Федеральный закон от 19.12.
2006 № 238-ФЗ, согласно которому при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов.Иными словами, при недостатке средств на счете организации приоритет зарплатных платежных документов перед налоговыми отсутствует: банк обязан исполнять те документы, которые поступили к нему раньше.
Вместе с тем Закон не регламентирует вопросы уплаты зарплаты/налогов в ситуации, когда организация имеет недостаток средств в кассе. В то же время ст. 11 Конвенции Международной организации труда № 95 об охране заработной платы (Женева, 1 июля 1949 г.
), ратифицированная нашей страной и являющаяся в силу ст. 15 Конституции РФ составной частью нашей правовой системы, называет заработную плату «привилегированным кредитом», то есть долгом, погашаемым в приоритетном порядке. Это общий вывод конвенции.
Согласно конвенции очередность погашения привилегированного кредита, составляющего заработную плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита (например, кредита налогового) определяется национальным законодательством.
Таким образом, международный договор, имеющий в РФ приоритет перед внутренним законодательством, предписывает России урегулировать очередность уплаты приоритетных платежей разного вида. Однако повторимся, для вашей ситуации такого регулирования не установлено.
Поэтому, по нашему мнению, компания может руководствоваться общим правилом законодательства России: приоритетом долгов по заработной плате перед налоговыми недоимками. Напомним, что согласно ст.
64 ГК РФ долги по заработной плате погашаются перед налоговыми недоимками при ликвидации организации. Предоставляет приоритет погашению долгов по заработной плате и Федеральный закон от 26.10.
2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
При погашении долга по заработной плате у компании возникнет обязанность по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Надлежащее выполнение этой обязанности (удержание и внесение на банковский счет для перечисления в бюджет 13% от выплачиваемых работникам сумм задолженности) будет свидетельствовать о добросовестности организации, ее стремлении надлежащим образом исполнять свои налоговые обязанности.
Что касается задолженности по ЕСН, взносам в социальные фонды у вашей фирмы, то тяжелое финансовое положение фирмы, отсутствие денежных средств не освобождают ее от обязанности по уплате обязательных платежей (например, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.01.2007 № Ф04-9077/2006(30187-А27-19), Ф04-9077/2006(30126-А27-19). Следовательно, организации нужно принять меры по погашению задолженности (реализация имущества, привлечение заемных средств и т.п.) и, возможно, проработать с налоговым органом вопрос об изменении срока уплаты налогов (гл. 9 НК РФ).
Отдельно сообщаем, что штраф за несвоевременную уплату ЕСН, взносов на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев не может быть взыскан с вашей организации за погашение долга по заработной плате вместо налоговой недоимки.
Как прямо указывается в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.05.
2007 № 15162/06, фирма не может быть оштрафована «за непринятие мер, направленных на погашение уже возникшей недоимки» (то есть, например, за погашение долга по зарплате вместо налоговой недоимки).
Источник: https://migrant-plus.ru/kak-platit-zarplatu-bez-nalogov/
Как без риска перейти на выплату сотрудникам белой зарплаты | Контур.НДС+
Контур.Экстерн
онлайн отчетность в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН
Зарплаты «в конверте» до сих пор не являются редкостью — работодатели таким образом экономят на обязательных платежах. Однако это весьма рискованный путь. При выявлении нарушений в части зарплаты на компанию могут быть наложены серьезные финансовые санкции, а должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 199 УК РФ.
Поэтому сегодня наметилась тенденция на вывод заработной платы сотрудников из серой зоны в белую. Но такой переход важно совершить правильно, иначе может быть только хуже.
Как не нужно «обелять» зарплаты
Пример. В организации третья часть зарплаты выплачивалась официально, а все остальное сотрудники получали «в конверте». Руководство решило вести бизнес по закону, и со следующего месяца выплатило все 100% заработной платы официально.
К чему это привело? Таким резким скачком благосостояния работников фирмы заинтересовались в налоговой инспекции.
Однако в организации не смогли объяснить, откуда взялись резервы для повышения зарплаты более чем в 2 раза.
Проверяющие решили, что раньше компания платила серую зарплату, и произвели доначисление налогов и страховых взносов за прошлый периоды. Астрономическая сумма едва не разорила фирму.Слишком резкое «обеление» заработной платы сотрудников — повод для подозрений. Чтобы избежать подобных ситуаций, к этому нужно подготовиться.
Основание для повышения зарплаты
Именно отсутствие убедительного основания для повышения заработной платы в примере выше подвело работодателя. Например, это могут быть такие обстоятельства:
- Увеличение объема работы, что вызвано расширением круга обязанностей сотрудников. Нужно отразить это в должностных инструкциях либо составить допсоглашения к трудовым договорам.
- Повышение спроса на квалифицированные кадры. Работодатель не хочет терять хороших сотрудников, поэтому решил поднять заработную плату.
- Рост инфляции. Компания заботится о своих работниках и поднимает им зарплату из-за того, что растут потребительские цены.
- Стабилизация бизнеса и улучшение финансового положения. Работодатель стремился к повышению зарплаты и раньше, но для этого не было возможности. Сейчас же прибыль компании выросла, и такая возможность появилась. Подкрепить это можно отчетом о финансовых результатах.
Поэтапный рост
Не стоит повышать зарплату скачкообразно, как в указанном выше примере. Лучше запланировать этот процесс и разбить на несколько этапов. Можно установить лимит повышения, например, 20% в месяц.
При повышении заработной платы необходимо соблюсти все правила кадрового учета. Сотрудников следует уведомить о повышении оклада за 2 месяца, если предварительно не получено их согласия. Далее заключается дополнительное соглашение об увеличении заработной платы. Затем оформляется приказ, с которым необходимо ознакомить работника. После этого изменение вносится в штатное расписание.
Будет логично приурочить повышение заработной платы к внедрению новой системы оплаты. Например, можно ввести и прописать в локальных актах стимулирующие выплаты.
Карьерный рост
Еще один вариант — повышение сотрудника в должности с увеличением оклада. Проводить его нужно также поэтапно. Все изменения отражаются в штатном расписании.
Инициатором повышения может быть:
- Сотрудник. Ему нужно написать заявление на имя Гендиректора.
- Работодатель. Специалист по кадрам должен уведомить работника о грядущем повышении за 2 месяца.
Далее порядок документального оформления такой:
- составляется приказ;
- делается запись в трудовой книжке работника;
- ставится пометка о его переводе на новую должность в личной карточке.
Следует ознакомить работника с его новой должностной инструкцией.
Что может привлечь внимание ИФНС
Схемы выводы заработной платы в белый сегмент применялись и раньше. Многие из них налоговым органам хорошо знакомы. В попытке выловить работодателей, которые «обеляют» зарплаты, ФНС старается отслеживать такие операции:
- Работников переводят с частичный занятости на полную. Здесь важно грамотно все оформить. Сначала с сотрудником заключается дополнительное соглашение, затем выпускается приказ о его переводе на полный день (работника следует ознакомить с ним под подпись), далее вносится запись в его трудовую книжку и личную карточку.
- Постепенное уменьшение затрат. Черная часть зарплаты списывалась на определенные расходы. При «обелении» эти расходы должны уменьшаться. Поэтому работодатели постепенно повышали долю белой зарплаты, которая переводится на банковский счет, параллельно снижая упомянутые расходы. Но и это в ФНС научились отслеживать.
- Открытие новой компании. В небольших фирмах зачастую клиентская база держится на деловых связях руководства и сотрудников. Раньше они могли без потерь для репутации закрыть старую компанию, а затем открыть новую, где работникам выплачивали уже полностью белую заработную плату.
Внимание! Самый быстрый способ «обелить» заработную плату сотрудников — продажа бизнеса новому собственнику. Но он несет в себе риск. Ведь проверить компанию и привлечь к ответственности бывшего владельца могут и после его смены. Поэтому рассматривать такой вариант можно лишь при отсутствии налоговых долгов.
Популярные способы занижения заработной платы
Пытаясь сэкономить на НДФЛ и страховых взносах, чаще всего компании прибегают к таким схемам:
- Всем известные «конверты». Большая часть зарплаты выплачивается неофициально.
- Изменение структуры ЗП. Если она состоит из оклада и премии, то премия выплачивается неофициально.
- Оформление сотрудника на должность с меньшим окладом. По факту круг обязанностей такого работника гораздо шире, а за их исполнение он получает заработную плату «в конверте».
- Часть зарплаты оформляется как компенсация за задержку выплаты. В трудовом договоре прописывается, что за задержку заработной платы сотруднику положена определенная компенсация по статье 236 ТК РФ. Белая часть зарплаты выплачивается с задержкой, а остальная часть выдается в виде упомянутой компенсации. В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса, НДФЛ с такой выплаты не удерживается.
- Работник получает статус ИП. Далее вместо трудового договора с ним заключается гражданско-правовой договор.
- Фиктивная аренда. Компания «арендует» у сотрудника какое-либо имущество и выплачивает ему доход в виде арендной платы.
Все эти способы сэкономить на налогах и страховых взносах прекрасно отслеживаются специалистами ФНС.
Источник: https://kontursverka.ru/stati/kak-bez-riska-perejti-na-vyplatu-sotrudnikam-beloj-zarplaty
Зарплаты налоговиков в России
Ни для кого не является секретом, что работники налоговых инспекций России относятся к категории государственных служащих. Основная задача данного органа – контроль потока финансов в бюджет страны.
Налоговики имеют право осуществлять поверки в организациях и предприятиях, выявлять нарушения и наказывать тех, кто пытается скрыть доходы и уклоняется от уплаты налогов. Все эти средства поступают впоследствии в государственную казну, а затем распределяются соответствующими службами на общих основаниях.
Миссия налоговой службы является достаточно ответственной. Справиться с данной задачей могут только профессионалы: бухгалтеры и аудиторы.
Работать в налоговой инспекции стремятся далеко немногие, так как заработная плата работников в этой структуре невысокая. У некоторых возникает вопрос, а какой размер зарплаты у налоговиков и ожидается ли его повышение в текущем году.
Стоит отметить, что теперешнее положение для налоговой службы является далеко не завидным. Во-первых, отмечается дефицит и текучесть кадров, что не только не самым лучшим образом сказывается на качестве выполняемой работы, но и подрывает репутацию отдельных организаций.
Во-вторых, согласно статистике, сотрудникам налоговых служб оклады не повышались довольно долго, начиная с 2006 года.
Вопросы об увеличении зарплат в данной сфере стали подниматься. В источниках массовой информации появились сообщения по поводу действующих тарифов и возможности сохранения постоянных рабочих мест для налоговиков посредством повышения им жалования. Как сообщает СМИ, зарплаты сотрудников налоговой службы по своему размеру будут идентичны зарплатам таможенников.
Усредненный размер оплаты труда по России (за отработанный месяц) составит 30 тысячи рублей. В 2020 году запланировано увеличение окладов налоговикам на 10%.
Министерством финансов в Государственную думу был отправлен законопроект о повышении зарплат сотрудникам ФНС на 30% по сравнению с действующими тарифами.
О размерах заработной платы налоговиков
Если вести речь о размерах заработной платы налоговиков, то следует акцентировать внимание на разнице окладов в федеральной налоговой службе и ее в региональных представительствах. Росстат, в частности, предоставляет такие сведения о начисляемых суммах:
- работникам федеральной службы столичного региона – 70 тысяч рублей;
- сотрудникам региональных подразделений – 30 тысяч рублей.
Разница в цифрах является достаточно ощутимой. Так, заработная плата налоговых работников федеральной службы практически в два раза больше, чем у тех, кто трудится в административных подразделениях России. Стоит заметить, что доход отдельных служащих может существенно отличаться от усредненного показателя.
Разница в зарплате сотрудников, проживающих в разных районах, может быть не только в два раза, но и в 4, и в 6 раз.
Если в качестве сравнительного примера взять структуру МЧС и полицейскую службу, на первый взгляд, их оклады только чуть больше, чем у налоговиков. Однако полицейские и пожарные, благодаря наличию многочисленных льгот, имеют уровень жизни гораздо более высокий. Работники налоговой службы России лишены даже этих привилегий.
Таким образом, можно сделать вывод, что кадровый кризис для налоговиков в России связан с отсутствием льгот и минимизацией заработных плат.Такое положение вещей вынуждает сотрудников налоговых служб искать более высокооплачиваемую работу.
Что же касается молодежи, то они приходят в налоговую службу в основном для того, чтобы набраться опыта, после чего увольняются в силу вышеописанных причин. Помимо опыта, стимула для молодых специалистов в данной структуре нет.
Дело в том, что им предлагают заработную плату, имеющую фиксированный размер. Максимум – это 13-16 тысяч рублей. Казалось бы, достаточно неплохо для молодых специалистов, осваивающих профессию.
Однако вся беда в том, что перспектива увеличения оплаты для них отсутствует. Опытные налоговики, в свою очередь, отказываются выполнять дополнительные обязанности без оплаты и предпочитают искать вакансии в других ведомствах.
Таким образом, снижается и уровень подготовки молодых специалистов на рабочих местах.
Текучесть кадров в налоговых органах достаточно высока: данный показатель составляет примерно 35 тысяч человек в год. В 2010 году был принят законопроект, согласно которого месячная оплата госслужащих должна расти с каждым годом в течение 5 лет.
Действие закона приостановили в 2014 году: основанием для этого послужил кризис в стране, обусловленный падением цены на нефть. На сегодняшний день налоговики не имеют больших доходов. Есть ли надежда в этом плане на 2020 год, целесообразно рассмотреть более подробно.
Таблица: размер средней оплаты труда инспектора ФНС в разных регионах РФ в 2020 году
Название субьекта РФ | Средний размер оклада в месяц |
Белгородская область | 15300 |
Брянская область | 17200 |
Владимирская область | 28000 |
Воронежская область | 25000 |
Ивановская область | 14000 |
Калужская область | 12180 |
Костромская область | 14000 |
Курская область | 21000 |
Липецкая область | 22000 |
Московская область | 33500 |
Орловская область | 18000 |
Рязанская область | 22000 |
Смоленская область | 16100 |
Тамбовская область | 12800 |
Тверская область | 18000 |
Тульская область | 14000 |
Ярославская область | 32000 |
г.Москва | 36300 |
Республика Карелия | 14000 |
Республика Коми | 21000 |
Архангельская область | 27000 |
Вологодская область | 23000 |
Калининградская область | 13000 |
Ленинградская область | 17000 |
Мурманская область | 23000 |
Новгородская область | 20000 |
Псковская область | 14000 |
г.Санкт-Петербург | 18600 |
Республика Адыгея | 14000 |
Республика Калмыкия | 13000 |
Республика Крым | 12700 |
Краснодарский край | 28000 |
Астраханская область | 16000 |
Волгоградская область | 15000 |
Ростовская область | 18000 |
г.Севастополь | 19000 |
Республика Дагестан | 12500 |
Республика Ингушетия | 12500 |
Кабардино-Балкарская Республика | 12500 |
Карачаево-Черкесская Республика | 12500 |
Республика Северная Осетия — Алания | 12500 |
Чеченская Республика | 12500 |
Ставропольский край | 15000 |
Республика Башкортостан | 16000 |
Республика Марий Эл | 16000 |
Республика Мордовия | 15000 |
Республика Татарстан | 18000 |
Удмуртская Республика | 14400 |
Чувашская Республика | 16000 |
Пермский край | 17000 |
Кировская область | 14000 |
Нижегородская область | 18500 |
Оренбургская область | 13900 |
Пензенская область | 21000 |
Самарская область | 18000 |
Саратовская область | 17000 |
Ульяновская область | 15000 |
Курганская область | 20000 |
Свердловская область | 20000 |
Тюменская область | 18000 |
Ханты-Мансийский авт. округ — Югра | 25000 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 28200 |
Челябинская область | 12500 |
Республика Алтай | 13500 |
Республика Тыва | 14000 |
Республика Хакасия | 18000 |
Алтайский край | 19000 |
Красноярский край | 38000 |
Иркутская область | 21500 |
Кемеровская область | 25000 |
Новосибирская область | 18600 |
Омская область | 14000 |
Томская область | 14600 |
Республика Бурятия | 14000 |
Республика Саха (Якутия) | 25000 |
Забайкальский край | 19000 |
Камчатский край | 32200 |
Приморский край | 21800 |
Хабаровский край | 25000 |
Амурская область | 15000 |
Магаданская область | 24000 |
Сахалинская область | 14000 |
Еврейская авт.область | 21000 |
Чукотский авт.округ | 24200 |
Ожидать ли повышения зарплат
Будет ли подниматься заработная плата работников налоговых служб в 2020 году? Вопросы по поводу изменения окладов в большую сторону были подняты Министерством финансов и переданы на рассмотрение в Государственную думу. Мнение экспертов таково, что их решение приостановит текучесть кадров и отобьет у служащих желание менять рабочие места и искать их в других структурах.
На сегодняшний день предполагается поэтапное увеличение окладов для работников данного ведомства. Рост заработных плат проектом предусматривается в течение трех лет, начиная с 2017 года.
Согласно плану, уже к 2020 году зарплата вырастет примерно на 30% по сравнению с действующими тарифами. Несмотря на то, что процент невелик, это уже будут эффективные меры.
Министерством финансов было предложено увеличивать только поощрительную долю оклада, а служащими министерства труда – именно ежемесячную ставку.
Согласно убеждениям чиновников, как раз такой подход позволит вернуть налоговой службе прежнюю репутацию, в результате чего, у её сотрудников отпадет желание менять место работы.Какой процент повышения зарплат будет введен в действие точно еще не известно. И тот и другой законопроект сейчас рассматривается в Госдуме, после чего ожидается их принятие.
Надежда на то, что доходы налоговиков станут больше должна оправдаться. Предыдущие проекты об увеличении зарплаты и индексации госслужащим были приостановлены, несмотря на то, что цены на многие товары неоднократно повышались.
Само собой разумеется, что это не привело к росту доходов налоговиков.
Приказ о возврате индексации для госслужащих уже издан и скоро вступит в силу. Доходы должны быть проиндексированы при учете инфляционного уровня, который предполагается в пределах 4–5%.
Стоит заметить, что сами налоговики с такими мерами не согласны. По их мнению, обесценивание валюты ожидается большее.
Кроме того, заработная плата налоговиков не индексировалась примерно два года, несмотря на вышеописанные экономические изменения. Однако повышения процентной ставки не предвидится.
По мнению чиновников, инфляционный порог не будет больше 6%. Перерасчета зарплат за два предыдущих года не производилось по той причине, что для этого не хватило бюджетных средств. Что ожидает налоговых работников в 2020 году – покажет время.
Сотрудникам налоговых служб зарплаты не повышались более семи лет, несмотря на инфляцию, изменение цен и другие экономические факторы, произошедшие в стране.
Правительство России обещает увеличить зарплату всем работникам бюджетной сферы на 10%, где налоговики не являются исключением.Предполагается и другая схема повышения окладов трудящимся кадрам налоговых органов в 2020 году, которая была применена при проведении реформы МВД.
Когда значительная часть сотрудников попала под сокращение, а оставшимся служащим за счет этого добавлялось жалование и вменялись дополнительные обязанности. Несмотря на неординарность таких мер, заявления чиновников носят оптимистический характер.
Таким образом, можно отметить неоднозначность и противоречивость последних новостей, касающихся изменения доходов налоговиков.
На данный момент Дума рассматривает несколько проектов, в том числе решает вопрос о проведении индексации зарплат с 2006 года на 3%. Кроме того, все налоговые службы в 2020 году могут быть переведены на почасовую оплату.
При этом начисление премиальных и разного рода доплат, например, за интенсивный труд и переработку, совсем не будут исключены.
Дело в том, что в налоговом ведомстве сокращение кадров ожидается частичное и гораздо в меньшем масштабе, чем было в МВД. Положение вещей обусловлено иной спецификой работы в налоговых службах. По прогнозам аналитиков, тотальная реорганизация приведет к снижению качества выполняемой работы и потере контроля, за наполнением бюджетов.
Этого допустить никак нельзя. Однако некоторое сокращение кадров в налоговых органах до конца 2020 года будет проведено. Скорее всего, произойдет уменьшение руководящего состава, весь остальной штат планируется затронуть по минимуму.
Каждому уволенному сотруднику будет выплачена компенсация в размере четырех окладов, что и предусмотрено российским законодательством.Таким образом, вопрос о повышении зарплаты налоговикам до 2020 года можно считать наполовину решенным, и это несмотря на то, что процент увеличения только рассматривается.
Конечные же суммы и оклады будут изменяться в индивидуальном порядке, после окончательного принятия законопроектов и введения их в действие.
Также ознакомьтесь с информацией, какую заработную плату получают врачи в России, социальные работники, учителя и воспитатели.
Источник: https://VisaSam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-v-nalogovoi-inspekcii.html
Легализация заработной платы в 2020 году: ждите вызов на зарплатные комиссии
В целях легализации заработной платы сотрудников в организациях и увеличения контроля за соблюдением прав этих работников, государство пристально следит за уровнем оплаты труда и проверяет размер зарплаты сотрудников на соответствие среднему показателю по отрасли.
Если сотрудник получает значительно меньше среднеотраслевого показателя зарплат или меньше, чем другой сотрудник на той же позиции в этой же компании, то работодателя вызывают на комиссию по заработной плате в администрацию и налоговую инспекцию для разъяснения причин расхождения этих показателей.
Таким образом, комиссии по легализации зарплаты призваны узаконить заработок и трудовые отношения работодателей и персонала.
Зачастую комиссия по оплате труда грозит работодателям, у которых трудятся мигранты или сотрудники, «официально» получающие неоправданно маленькие зарплаты, и которые занижают и недоплачивают «зарплатные налоги» за своих сотрудников.
Далее в статье мы детально рассмотрим процесс проведения «зарплатных» комиссий по легализации зарплаты в администрации и налоговой, а также расскажем, к чему должны подготовиться юридические лица и их руководители, получив вызов на комиссию по легализации заработной платы. Для более удобного перемещения по статье вы можете воспользоваться навигацией по странице:
Кто проводит комиссии по заработной плате
В России есть «зарплатные» комиссии по оплате труда, наделенные правом проверять правомерность размера начисленной и выплаченной персоналу заработной платы.
В данной сфере полномочиями по надзору обладают различные органы:
- налоговая инспекция;
- государственные органы на местах;
- Государственная инспекция труда.
По сути, зарплатные комиссии являются постоянно работающими коллегиальными органами, которые в своем составе имеют сотрудников районной администрации. Их решения носят рекомендательный характер.
По большей части комиссии по труду и заработной плате располагаются при администрациях районов для узаконивания зарплаты и защиты прав работников компаний, расположенных на территории того или иного района. Однако бывает, что проводят зарплатные комиссии в налоговой или ИФНС.
Задачи комиссии по легализации заработной платы
Ключевая задача комиссии по зп состоит в том, чтобы содействовать легализации трудовых отношений между работодателем и работником, устранить задолженности по заработной плате сотрудникам предприятий, уравнять зарплаты по отрасли, получить зарплатные налоги с работодателя в полной мере и провести легализацию теневой заработной платы.
Зарплатные комиссии выявляют сведения о выплате заработной платы ниже минимальной либо о задержках выплат. Такие ситуации разбираются в рамках заседаний Комиссии по вопросам оплаты труда, куда приглашаются представители организаций, замеченных в подобных нарушениях.
Помимо этого, межведомственная комиссия по заработной плате активно сотрудничает с органами надзора в данной сфере, предоставляя данные в прокуратуру, Государственную инспекцию труда, налоговую инспекцию и органы внутренних дел, а также профсоюзами сотрудников и органами статистики.
Ежеквартально межведомственная комиссия по легализации заработной платы проводит заседания, результаты которых могут быть переданы в органы контроля для решения вопроса, связанного с привлечением работодателя к ответственности и пресечением вероятных нарушений в области оплаты труда.
На Комиссию по зарплате преимущественно приглашают руководство компаний, которые выплачивают зарплату меньшего установленного в регионе размера. Нередко в качестве основу берут и среднеотраслевую заработную плату по ОКВЭД – среднюю зарплату по видам экономической деятельности, значительно превышающую МРОТ.
Главной целью таких заседаний является узаконивание теневого заработка: повышение заработной платы сотрудникам и легализация серых зарплат и вывод их из тени, так как это напрямую влияет на НДФЛ и суммы страховых взносов за каждого работника.
Получили вызов на комиссию по заработной плате – что делать?
Несмотря на то, что комиссия по зарплате в администрации является совещательным органом, ее вызов не рекомендуем игнорировать. Следует подготовить документы, которые являются подтверждением факта начисления и выплаты заработной платы, которая не меньше установленного в регионе по отрасли размера. Идеальным вариантом является предоставление копии штатного расписания.
Работодатель, отправляющийся на комиссии по легализации зарплаты, должен подготовиться к тому, чтобы предоставить внятное пояснение причины сниженной зарплаты сотрудника, чтобы избежать неверных выводов членов комиссии о том, что зарплата была начислена необоснованно, так как выводы делаются на основании общей статистики.
Объяснение по легализации заработной платы должно быть убедительным. Необходимо, чтобы ответы на вопросы членов Комиссии по оплате труда были как можно полнее, они должны подтвердить обоснованность низкой зарплаты на предприятии.
Руководитель должен позаботиться о том, чтобы были исключены даже малейшие намеки на то, что компания ведет себя недобросовестно по отношению к своим сотрудникам. В частности, можно указать на ранний этап развития организации либо отсутствие прибыли.
Временные осложнения, в числе которых могут быть уменьшение сбыта, изменений потребностей рынка, сокращение финансирования, вызванного, например, финансовым кризисом, тоже можно считать вероятной причиной выплаты заниженной заработной платы, которая будет выглядеть правдоподобно в глазах комиссии по вопросам оплаты труда.В качестве самой распространенной причины низкого заработка указывается работа персонала по совместительству или их частичная занятость в компании на полставки. Это является гарантией трудоустройства на неполный рабочий день и позволяет сотрудникам получать дополнительный доход.
Кроме того, для персонала также может предусматриваться особая система выплаты премий, зависящая от итогов работы и, например, объемов продаж. Важно отметить и то, что на заседание зарплатной комиссии в ФНС, в налоговую и в администрацию не приглашают персонал предприятий, поскольку выслушиваются только «версии» руководства.
Другими словами, вызов на комиссию по заработной плате приходит только руководителю, сами сотрудники никак не участвуют в заседаниях комиссии по зп и не предоставляют никаких сведений членам комиссии.
Итоги работы комиссии по заработной плате
В процессе заседания комиссии секретарь ведет протокол по легализации заработной платы. По результатам заседания комиссии руководству компаний должно быть направлено предложение о том, чтобы поднять заработную плату сотрудникам, а также о том, чтобы руководитель представил отчет об этом впоследствии.
В подобной ситуации следует помнить о том, что решения комиссии по труду и заработной плате носят характер рекомендаций, то есть исполнять их вовсе не обязательно.
Тем не менее, высока вероятность того, что такое решение комиссии по зп могут переадресовать в орган, обладающий полномочиями для того, чтобы привлечь юридическое лицо и его руководство к ответственности вследствие допущенных с их стороны нарушений требований российского законодательства и применить серьезные меры по легализации заработной платы в компании.
В целях легализации заработной платы в 2020 предусматривается административная ответственность за нарушения в сфере трудовых отношений за каждого работника. В каждом отдельном случае она может составить от тридцати до пятидесяти тысяч рублей для юридических лиц (для руководителей и индивидуальных предпринимателей она составит от одной до пяти тысяч рублей).
Зачастую зарплатные комиссии при администрациях районов имеют налаженные связи с районными прокуратурами города. Кроме того, государственные органы учитывают информацию комиссий по труду и заработной плате при районных администрациях при рассмотрении инвестиционных предложений и размещении государственных заказов в сфере недвижимости.
Специалисты советуют исполнять решения зарплатной комиссии поэтапно, попеременно повышая уровень оплаты труда специалистов, потому что в результате будет повышена нагрузка по выплате налогов и обязательных платежей. Кроме того, это позволит исключить возможные подозрения в недобросовестности организации и осознать, какие размеры зарплат для персонала доступны юр. лицу в актуальных на сегодняшний день условиях экономической деятельности.
Как избежать вызов на комиссию по легализации заработной платы?
Чтобы точно не попасть под пристальный надзор государственных органов после комиссии по зарплате в налоговой, убедитесь, что средняя заработная плата специалистов в вашей компании соответствует среднему показателю по отрасли по ОКВЭД. Также помните, что сотрудники одной должности должны получать примерно одинаковую зарплату.
Значительная разница в оплате труда может привлечь внимание комиссии по легализации серой заработной платы. Также не злоупотребляйте оформлением сотрудников на пол ставки.
Если вы будите соблюдать приведенные правила ваша организация никогда не получит вызов на зарплатную комиссию и вам не придется давать объяснение по вопросам легализации заработной платы в налоговой или администрации района.
Что делать, если я не хочу повышать зарплату до среднеотраслевого уровня, но хочу избежать комиссию по зп?
Единственная возможность не повышать зарплату до среднего уровня и легально сократить расход на зарплатных налогах – это вывести сотрудников из штата своей компании и оформить их в штат другой компании по договору аутстаффинга.
По большей части среднеотраслевой уровень оплаты труда сотрудников, которые оформлены в аутстаффинговую компания, значительно ниже, чем на предприятиях, а значит ни более низкая зарплата за те же работы, ни сокращенные зарплатные налоги не вызовут подозрение у комиссии по легализации трудовых отношений и заработной платы.
При этом работодатель не только снижает расходы на зарплату, но и избавляет себя от необходимости посещать комиссии по заработной плате, а также навсегда избавляется от проверок миграционной службы, прокуратуры, налоговой инспекции и прочих государственных органов.
Пожалуйста, оцените нашу статью, если она была вам полезна, или поделитесь с друзьями информацией о зарплатных комиссиях и легализации заработной платы сотрудников.
Источник: https://migrantmedia.ru/legalizaciya-zarabotnoj-platy-v-2016-godu-zhdite-vyzov-na-zarplatnye-komissii