Срок размещения извещения о закупке по 223 фз
Сроки размещения информации в ЕИС по 223-ФЗ — таблица
Все компании, в уставном капитале которых есть доля государства, должны проводить закупки, руководствуясь нормами 223-ФЗ. При этом процедуры реализуются по предварительно разработанному положению. Законодательство регулирует только основные аспекты закупки. Все остальные тонкости заказчик вправе определять самостоятельно.
Как определяются сроки размещения документации в ЕИС
Согласно 223-ФЗ на заказчика возлагается обязательство выставлять извещение о проведении закупки и всю сопутствующую документацию на всеобщее обозрение.
В тексте закона приведены основные сроки совершения каждой операции. Но у многих заказчиков оставались вопросы по поводу методики отсчета указанных временных промежутков.
Министерство экономического развития опубликовало письмо № Д28и-474 от 29.02.2016 г., в котором были даны разъяснения.
Для исполнения рекомендаций Правительства при определении сроков публикации документации, заказчики обязаны принимать во внимание нормы Гражданского Кодекса.Согласно статьи 191, отсчет регламентированного срока ведется от следующего рабочего дня после момента наступления решающего события.
Если последний день срока оказывается нерабочим, то датой наступления события признается ближайший рабочий день.
Размещение сведений о планировании закупок в ЕИС
На всех заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с нормами 223-ФЗ, возложена обязанность по формированию, утверждению и публикации планов закупок. Такое правило устанавливается частью 2 части 4 указанного закона.
Информация должна оказаться в свободном доступе в срок не позднее 31 декабря текущего года.
План считается надлежаще опубликованным, если в ЕИС появляется машиночитаемый документ, составленный в соответствии с правилами и подписанный усиленной ЭП.
Заказчик имеет возможность при необходимости вносить в уже опубликованный план закупок корректировки. Информация об этом также должна быть выставлена на всеобщее обозрение. Это должно быть сделано не позднее, чем через 10 календарных дней с момента утверждения обновленного документа.
Регламентированные сроки
Все закупки, проводимые в рамках 223-ФЗ делятся на две категории: конкурентные (аукцион, конкурс, запрос цен и так далее) и неконкурентные (закупка у единственного поставщика). При проведении каждой процедуры заказчик публикует информацию в ЕИС. При этом он должен руководствоваться сроками, приведенными в таблице.
Размещаемый документ | Регламентированный срок | Ссылка на 223-ФЗ | |
Статья | Часть | ||
Положение о реализуемых закупках | В течение 15 дней с момента визирования документа | 4 | 1 |
Положение в закупке с внесенными коррективами | Не более 15 дней с даты утверждения | 4 | 1 |
Извещение о проведении закупки | При реализации аукциона или конкурса срок составляет минимум 20 суток до момента финиша подачи предложений. При проведении других видов закупок срок регламентируется разработанным положением заказчика. | 3 | 2 |
Извещение с внесенными в него корректировками | В течение трех суток с момента принятия решения о внесении коррективов | 4 | 11 |
Документация о проводимой закупке | Размещается одновременно с извещением | 3 | 2 |
Разъяснение документации | В течение трех суток с даты получения соответствующего запроса | 4 | 11 |
Протоколы о завершении отдельного этапа закупки | Не позднее, чем через три дня после его визирования | 4 | 12 |
Финальный протокол | В течение трех суток с даты его оформления | 4 | 12 |
Заключенный договор | Не более чем трех рабочих дней с момента его подписания обеими сторонами | 4.1 | 2 |
Сведения об изменениях, внесенных в договор | В течение 10 дней с момента принятия соответствующего решения | 4.1 | 2 |
Отчетность по заключенному контракту | Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным | 4 | 19 |
Если во время публикации необходимых документов на ЕИС происходит технический сбой, который не позволяет завершить операцию, то регламентированный срок отодвигается на один рабочий день с момента устранения всех неполадок.
Сведения о закупках, которые включают в себя информацию о государственной тайне, не подлежат размещению в единой информационной системе.
Заказчик вправе не размещать также сведения о закупках, сумма которых не превышает 100 000 рублей.
На заказчика, который не разместил необходимую информацию в ЕИС, накладывается штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей в зависимости от степени тяжести нарушения.При этом должностное лицо уплачивает штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей. Ответственность заказчика за нарушение сроков размещения в сети информации колеблется в пределах от 10 до 30 тысяч рублей.
Контрактный управляющий в этом случае выплачивает от 2 до 5 тысяч рублей.
Соблюдение правил и сроков опубликования информации, касающейся закупок в рамках 223-ФЗ, является обязанностью каждого заказчика. Любые нарушения в этой сфере наказываются в соответствие с действующим КоАП.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/163-sroki-razmeshcheniya-informatsii-v-eis-po-223-fz-tablitsa
Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: основания и документация
Какие существуют основания для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ? Что указывать в закупочной документации? Каковы лимиты цен при закупке у единственного поставщика? Как осуществить закупку у единственного поставщика?
Из этой статьи вы узнаете:
- Какие существуют основания для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ
- Что указывать в закупочной документации
- Каковы лимиты цен при закупке у единственного поставщика
- Как осуществить закупку у единственного поставщика
Прямой называется разновидность закупок, при которой контракт заключают только с одним исполнителем или поставщиком, не рассматривая никаких альтернативных предложений от конкурентов.
При этом всё, что касается исполнения договора и его заключения, прописывается заказчиком в положении о закупке.
Представляем вашему вниманию обзорный материал о том, как правильно осуществляется закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ.
Основания для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ
Согласно закону о государственных закупках, 223-ФЗ, все случаи, когда закупка будет производиться у единственного поставщика, определяются самим заказчиком. Их список может быть расширен по следующим основаниям, не типичным для госзаказа:
- Если приобретение продукции, заказ работ или услуг займёт слишком много времени, но они требуются срочно для ликвидации последствий или предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций (равно как и угрозы их возникновения), несущих риск для здоровья и жизни людей или же состояния природной среды. Сюда же относятся ситуации, грозящие остановкой производственных процессов покупателя. Быстро закупить всё необходимое у единственного источника – самое разумное решение.
- Когда покупатель уже ранее приобрёл какую-либо продукцию у поставщика и решил закупаться у него и дальше, чтобы гарантировать совместимость с уже имеющимися продуктами (технологиями, оборудованием, услугами) или стандартизацию. В противном случае первоначальная закупка оказалась бы нерациональной.
- Между исполнителем и заказчиком уже был заключён контракт, который был расторгнут из-за того, что исполнитель не выполнил всех своих обязательств на должном уровне, в установленные сроки и в оговорённом объёме (либо вообще их проигнорировал). Если какую-либо часть товаров или услуг он всё же поставил, это повлияет на условия следующей сделки: объём поставки в новом договоре будет скорректирован в соответствии с количеством уже полученной продукции (услуг, работ), а его стоимость будет снижена пропорционально ему.
- Если речь идёт о договоре аренды недвижимости, который продлевается или вновь заключается.
- Если заключается сделка о продаже или приобретении недвижимого имущества.
- При оказании услуг связи (как мобильной, так и стационарной), когда у покупателя уже имеется номерная ёмкость данного оператора связи.
- При продаже услуг в области юриспруденции или консалтинга (включая адвокатов и нотариусов).
- При заказе работ по организации массовых мероприятий культурного и спортивного характера.
- При внесении обязательных платежей, таких как членские взносы, в ситуациях, не предполагающих конкуренции.
- При заключении контрактов на участие в образовательных мероприятиях (семинарах, тренингах, стажировках), а также конференциях и выставках, организуемых самим поставщиком или другим лицом, которое его уполномочило участвовать в закупке.
- У единственного поставщика производят закупку услуг по 223-ФЗ, необходимых для служебной командировки сотрудника, как то: проезд до нужного места и обратно, проживание (в гостинице или съёмном жилье), транспорт, питание, связь и прочие сопутствующие издержки.
- Закупаются услуги, необходимые для обеспечения визита делегации (проживание в арендованной квартире или гостинице, проезд, питание, использование компьютеров, связь, и т. п.).
- У данного поставщика можно приобрести продукцию или услуги по ценам намного ниже, чем средние по рынку, но предложение актуально лишь в течение короткого периода времени.
- По 223-ФЗ заказываются услуги, заключающиеся в обслуживании и техническом содержании нежилых помещений (одного либо нескольких), которые заказчик получил в пользование в здании, где данный подрядчик уже обслуживает другие нежилые помещения, используемые иными лицами.
- У поставщика на условиях лицензионного соглашения приобретается право на пользование программными продуктами и базами данных, причём договор заключается с правообладателем. Всё то же самое актуально для контрактов на покупку ПО напрямую у самого разработчика либо у его официального представителя. Закупка у единственного поставщика выбирается для того, чтобы все ранее установленные программы и базы получали своевременные обновления и сохраняли работоспособность.
- Если предметом закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика – правообладателя, в данном случае – является право на объект интеллектуальной собственности.
- Предприятию или организации срочно потребовались определённые товары (включая случаи, когда без них заказчик не сможет исполнить свои обязательства, установленные законом, перед другими лицами), а все остальные способы их закупки отнимут слишком много времени. Сюда, однако, не включаются ситуации, в которых причиной срочности было промедление или неосмотрительность сотрудников организации-заказчика.
- Исполнителем по договору является оператор электронной площадки, где проводятся закупки в электронном виде, и заказчик намерен поучаствовать в этих процедурах (как в роли покупателя, так и в роли подрядчика).
- Оказывать услуги будет госучреждение, организация, фонд, компания или корпорация, либо юр. лицо, подведомственное им, либо предприятие, работающее по тарифам, которые установлены государственными регулирующими органами.
- Заказчик заключает договор на оказание финансовых услуг: открытие и ведение счёта в банке, осуществление денежных расчётов по нему, размещение депозитов, получение гарантий от банка как принципал.
- Во всех прочих ситуациях, когда осуществление закупки у единственного поставщика не противоречит 223-ФЗ и другим нормативным актам РФ, а для заказчика является наиболее экономически выгодным и целесообразным с точки зрения производственных процессов. Все условия такой прямой закупки обязательно подтверждаются документально.
Имейте в виду, что, если вы определили в своём положении о закупке некий список оснований, по которым закупка может производиться у единственного контрагента, это вовсе не даёт вам права закупать этим способом абсолютно все товары и услуги (подобные действия расцениваются как нарушение Закона №223-ФЗ). Любую причину использования прямой закупки следует объективно обосновать (этого требует п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного нормативного акта).
Что указывать в закупочной документации
№ п/п | Название пункта | пояснений |
1 | Требования к приобретаемому у подрядчика товару, услуге или работе: их технические и потребительские характеристики, безопасность, габариты, упаковка, отгрузка, результаты работы, и пр. | Поставка (название продукции). Требования к качеству: оно должно соответствовать принятыми ГОСТам и показателям. |
2 | Требования к заявке на участие: её сути, оформлению, формальным характеристикам. | Не определены |
3 | Требования к описанию предмета закупки: потребительских, качественных, количественных свойств закупаемого товара. Если приобретается услуга или работа, их качественные и количественные параметры тоже описываются в требованиях. | Не определены |
4 | Условия и место поставки продукции. |
Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/zakupka-u-edinstvennogo-postavshchika-po-223-fz/
Обоснование внесения изменений в план закупок по 223-ФЗ: что написать? Алгоритм действий, сроки, порядок размещения в ЕИС
223-ФЗ предусматривает возможность внесения изменений в план закупок, который размещен заказчиком в ЕИС. Порядок внесения корректив и оснований для поправок должны содержаться в Положении о закупке.
Какими правовыми нормами регулируется
Внесение изменений в план закупок должно опираться на следующие документы:
- Положения 223-ФЗ;
- Постановление Правительства №932 от 2012 года, которое содержит правила формирования закупочного плана;
- внутреннее Положение о закупках, действующего у заказчика;
- иные нормативно-правовые акты.
План в обязательном порядке публикуются в ЕИС, согласно п. 10 ст. 8 223-ФЗ. Сроки его размещения содержатся в разделе 3 Постановления Правительства №908 от 2012 года.
В план закупок попадают все планируемые заказчиком мероприятия по приобретению товаров, работ и услуг, кроме тех, которые составляют государственную тайну и которые проводятся в виде неконкурентных закупок.
При этом заказчик наделен правом самостоятельно решать, нужно ли включать в закупочный план малые закупки, сумма которых находится в пределах 100 тыс. р.
и реализуемых неконкурентным способом у единственного поставщика.
План по умолчанию формируется на 1 год, но в отношении инновационной продукции его составляют на долгосрочный период в 5-7 лет.
В каких случаях можно внести изменения в план закупок
Корректировки в план закупок по 223-ФЗ необходимо сделать при возникновении оснований, на которые указано в Постановлении Правительства №932 и Положения о закупках. Количество корректировок, которые допускается вносить в документ в течение года, никак не ограничивается. Поправки вносятся по мере необходимости неограниченное число раз.
В п. 8 Постановления Правительства №932 от 2012 года указано на следующие основания для внесения корректировок в закупочный план-график:
- При изменении потребности заказчика в товарах, работах и услугах, включая сроки их закупок, способы определения поставщика по контракту и сроки исполнения договора.
- В случае изменения стоимости товаров, работ и услуг при закупках более, чем на 10% от той, которая была запланирована.
- В иных случаях, которые заказчик прописал в Положении о закупке и иных документах.
Заказчик может установить, что вносить изменения в закупочный план необходимо при корректировке инвестиционных или производственных программ предприятия, при изменении бюджета закупки и объема финансирования либо при необходимости проведения повторной закупки.
При подготовке Положения о закупке заказчику рекомендовано как можно более полно прописать перечень допустимых оснований.
Какие изменения могут быть внесены
С учетом содержания плана закупок заказчику по 223-ФЗ разрешается вносить правки в следующие пункты:
- порядковый номер госзакупки (последовательная нумерация с начала года);
- предмет госконтракта;
- минимальные требования к товарам, работам и услугам;
- объем и количество закупаемых товаров;
- сведения о цене договора;
- дата проведения закупки;
- сроки исполнения договора;
- способ проведения закупки.
Стоит обратить отдельное внимание на тот факт, что при отсутствии оснований для внесения изменений в план закупок во внутренней документации заказчика перечень законных причин для его корректировки будет существенно ограничен. Так, заказчику будут недоступны корректировки кодов ОКВЭД, ОКПД, формы закупки.
Если закупку предполагается провести через конкурентные торговые закупки в виде конкурса и аукциона, то изменять план допускается только до того, как были размещены сведения о закупке в ЕИС.
Порядок оформления
Порядок внесения изменений в документацию может быть прописан в Положении о закупках. Алгоритм действий обычно предполагает прохождение следующих этапов:
- Подразделение заказчика, у которого возникла потребность в изменении закупочного плана, готовит его официальное обоснование. Данный документ составляется в свободной форме, но содержит основание для корректировок: например, возникновение потребности в дополнительных товарах и услугах.
- Письменное обоснование передается в закупочную комиссию, которая действует на базе заказчика. Именно она принимает решение, соответствует ли внесение изменений правовым нормам и нужно ли менять план закупки.
- В случае признания корректировок обоснованными издается приказ руководства о внесении изменений. Он должен быть подписан руководителем заказчика. Приказ должен содержать следующие сведения: дата его подготовки, основания для изменений, сущность изменений с указанием данных, которые надо добавить или удалить.
С учетом Постановления Правительства №908 от 2012 года при публикации сведений об изменениях в ЕИС они должны публиковаться вместе с документом, в котором прописаны основания и полный перечень корректировок. Именно приказ, изданный заказчиком, и может стать таким документом.
Порядок размещения в ЕИС
После того как корректировки были сделаны и утверждены в приказе, заказчик должен разместить обновленный план в ЕИС. На это ему отводится 10 календарных дней после его утверждения.
Согласно п. 18, 19 Постановления Правительства №907, под изменением плана закупок в ЕИС понимается корректировка электронного образа плана или его графического образца.
Когда поправки вносятся в структурированный вид плана, то в ЕИС требуется указать причину внесения изменений. Например, возрастание стоимости товаров и услуг.
Сведения в ЕИС размещаются следующим образом:
- Выбирается документ в реестре и в контекстном меню выбирается опция «Создать проект изменений».
- Открывается вкладка «Общая информация», в которой должны содержаться все ячейки из текущего закупочного плана. В соответствующее поле вносятся все необходимые коррективы.
- Заполняется поле «Основание для внесения изменений».
- После заполнения всех полей нужно нажать кнопку «Далее» и заполнить все вкладки.
- Когда все правки были внесены, то в систему нужно загрузить актуальную редакцию закупочного плана и документ-основание (решение о внесении корректировок) или иное.
- Остается нажать кнопку «Далее» и заполнить все оставшиеся вкладки.
- После внесения изменений в систему загружается актуальная редакция плана и документ-основание (решение заказчика о корректировке или приказ).
Заказчику рекомендовано строго следить за соблюдением установленных сроков для публикации сведений и всегда поддерживать план в актуальном состоянии.
За нарушение требований 223-ФЗ заказчик может быть привлечен к административной ответственности. В основном она предполагает наказание в виде штрафа, а в отдельных случаях – дисквалификации.
Сроки для привлечения к административной ответственности по нормам КоАП составляют 1 год со дня обнаружения противоправного деяния.
Наказание наступает на основании проверки, проведенной сотрудниками антимонопольной службы.
За нарушение сроков размещения корректировок в план закупок по 223-ФЗ заказчику привлекается к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32.3. Размер штрафа для должностного лица здесь установлен в размере 2000-5000 р. Тогда как юридическим лицам штрафы устанавливаются в размере 10-30 тыс. р.
За неразмещение положенной информации величина штрафных санкций возрастает. По ч. 5 ст. 7.32.2 на должностных лиц налагается штраф 30-50 тыс. р., для юридических лиц – 100-300 тыс. р.
Изменение плана-графика
Закон о контрактной системе 44-ФЗ более жестко регламентирует закупочную процедуру, чем 223-ФЗ. В 44-ФЗ закреплены обязанности заказчика публиковать в ЕИС не только план закупок, но и план-график, который его детализирует. При этом по 223-ФЗ не предусмотрена подготовка плана-графика с последующим его размещением в ЕИС.
По ч. 2 ст. 4 223-ФЗ заказчик должен разместить в ЕИС только план на следующий год. Требования к его форме и содержанию устанавливаются Правительством. Соответственно, заказчики по 223-ФЗ не формируют планы-графики и у них не возникает необходимости во внесении корректировок в него.
Таким образом, по 223-ФЗ за заказчиком закреплено право на корректировку плана закупок. Все изменения должны отображаться на официальном сайте государственных закупок ЕИС. Указанный документ допускается изменять по основаниям, прописанным в Постановлении №932 или Положении о закупках.
Что касается плана-графика, то заказчиками по 223-ФЗ они не готовятся и не размещаются.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/izmenenia-v-plane.html
Закупки по 223-ФЗ: что заказчик должен размещать в ЕИС | Контур.Закупки
Как известно, закон 223-ФЗ является рамочным и дает заказчикам много свободы. Тем не менее в отношении документов, которые они обязаны размещать в ЕИС, закон довольно строг. Давайте разберемся, какие документы и отчеты следует публиковать, и что будет, если этого не делать.
Что и когда нужно размещать в ЕИС
В отношении документов, подлежащих размещению в системе, установлены различные сроки. В следующей таблице мы собрали информацию о том, что и когда нужно размещать в ЕИС заказчикам по 223-ФЗ, а также указали соответствующие нормы законодательства.
Таблица. Сроки размещения документов в ЕИС (по 223-ФЗ)
Положение о закупке (в т.ч. изменения) | Не позднее 15 дней со дня утверждения | ч. 1 ст. 4 223-ФЗ |
План закупок (в т.ч. изменения) | 10 календарных дня с даты утверждения, но не позднее 31 декабря | п. 14 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 |
В отношении конкурса / аукциона:
| Не менее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок | ч. 2 ст. 3 223-ФЗ |
В отношении иных способов закупки:
| В сроки, предусмотренные Положением о закупке | ч. 3 ст. 3 223-ФЗ |
Изменения, вносимые в извещение и документацию о закупке | Не позднее, чем в течение 3 дней со дня принятия | ч. 11 ст. 4 223-ФЗ |
Разъяснения документации о закупке | ||
Протоколы, составляемые в ходе закупки | Не позднее чем через 3 дня со дня подписания | ч. 12 ст. 4 223-ФЗ |
Отказ от проведения закупки | В сроки, предусмотренные Положением о закупке | |
Иная информация о закупке | ||
Сведения о количестве и общей стоимости договоров (4 вида отчетов) | Ежемесячно, до 10 числа каждого месяца, следующего за отчетным | ч. 19 ст. 4 223-ФЗ |
Информация и документы о заключении договора с поставщиком | Направляются в Реестр в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора | ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ |
Информация и документы об изменении, исполнении или расторжении договора | В течение 10 дней | ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ |
Годовой отчет о закупках у МСП | До 1 февраля года, следующего за отчетным | ч. 21 ст. 4 223-ФЗ |
Что можно не публиковать
Однако размещению в ЕИС подлежит не вся информация о закупках по 223-ФЗ. В частности, не размещаются такие данные:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- О закупках в рамках гостайны.
- Если в отношении закупки принято решение правительства в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона 223-ФЗ.
- О закупках стоимостью не более 100 тыс. рублей.
- Для заказчиков, чья годовая выручка за отчетный год составила более 5 млрд рублей — о закупках, стоимостью не более 500 тыс. рублей.
Не разместили информацию? Готовьтесь к штрафам!
Для заказчиков по 223-ФЗ и их должностных лиц предусмотрены довольно большие штрафы за нарушение порядка и сроков публикации документов в ЕИС:
- Если информация не размещена, то штраф для заказчиков составит 100-300 тыс. рублей, а для должностных лиц – 30-50 тыс. рублей.
- Если информация размещена с нарушением срока, штраф для заказчиков составит 10-30 тыс. рублей, а для должностных лиц 2-5 тыс. рублей.
Важно знать! Иногда бывает, что заказчик не успевает разместить информацию в срок из-за технических сбоев в ЕИС. В этом случае крайний срок отодвигается на 1 рабочий день с момента устранения всех неполадок в работе системы.
О размещении ежемесячных отчетов в ЕИС:
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakupki-po-223-fz-chto-zakazchik-dolzhen-razmeshhat-v-eis/
Порядок проведения конкурентных закупок по 223-ФЗ в 2019 году
Напомним, ранее заказчик в положении о закупке прописывал порядок проведения всего двух видов закупок: конкурса и аукциона. Другие виды он мог вносить в положение на свое усмотрение.
С 1 июля 2018 года, после вступления в силу изменений закона 223-ФЗ в положении о закупках заказчик должен указать уже четыре конкурентные процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок — и одну неконкурентную — закупку у единственного поставщика.
Для каждого из видов конкурентных закупок законодатель установил минимальные сроки проведения.
Конкурс | 15 календарных дней |
Аукцион | 15 календарных дней |
Запрос котировок | 5 рабочих дней |
Запрос предложений | 7 рабочих дней |
Обратите внимание: для аукциона и конкурса сроки сократились и исчисляются теперь в календарных днях.
В вашем положении могут быть предусмотрены бо́льшие сроки, но они точно не могут быть меньше, чем указаны в законе.
документации
извещения о закупке и всей документации регламентируется соответствующими ст. 3.2 и ст. 4 закона 223-ФЗ. При проведении котировок между извещением и документацией стоит знак равенства. Требования прописываются непосредственно в извещении.
Порядок и сроки предоставления разъяснений
Закон устанавливает, что заказчик по запросу участников в течение трех рабочих дней разъясняет положения документации и размещает свой ответ в ЕИС, указывает, о чем был запрос, без упоминания автора.
При этом устанавливается предельный срок для направления запроса: участник может сделать запрос не позднее трех рабочих дней до окончания срока подачи заявок. Если запрос направлен позже этого срока, остается один-два рабочих дня, то заказчик вправе на такой запрос не отвечать.
Порядок и сроки внесения изменений
В новой редакции закона 223-ФЗ предусмотрена универсальная формула для всех конкурентных закупок: если заказчик что-то меняет, он продлевает срок подачи заявок не менее чем на половину изначально установленного срока.
Но возникает вопрос: а если это запрос предложений, ведь там срок размещения извещения 7 рабочих дней? Половина — 3,5 дня. Округлять в большую или в меньшую сторону? Рекомендуем округлять в большую, то есть продлевать на 4 рабочих дня, чтобы у поставщиков было больше времени и не было повода выставить претензию.
Описание предмета конкурентной закупки
В описании предмета закупки должны появиться его эксплуатационные, функциональные и технические характеристики, потребительские свойства. Закон требует полноты описания предмета и технического задания.
Главное условие, которое отличает конкурентную закупку от неконкурентной, — это то, что в описании предмета закупки не должно быть указаний на товарный знак, за исключением случаев, когда нет иного способа дать характеристики. Тогда заказчик упоминает товарный знак и тут же уточняет «или эквивалент», а при описании характеристик устанавливает параметры эквивалентности.
Исключение — когда заказчик хочет обеспечить совместимость с уже имеющимися товарами или закупить запасные части к имеющимся автотехнике или оборудованию. В таком случае заказчик может не устанавливать возможность поставки эквивалента.
Сроки отмены конкурентной закупки
В новой редакции закона 223-ФЗ закрепили предельные сроки отмены закупки: не позднее чем за день до окончания срока подачи заявок на участие в ней. Позже отказаться от торгов заказчик уже не вправе. Решение размещается в ЕИС.
Порядок подачи и отзыва участниками своих заявок
Этот момент тоже претерпел изменения. Во-первых, участников ограничили в количестве заявок. Если закупка проводится в электронной форме, то поставщик вправе подать только одну заявку. Сделать это можно в любое время с момента размещения до момента окончания срока подачи заявок.
Во-вторых, участник получил право изменить или отозвать уже поданную заявку до окончания срока подачи заявок. Но надо чтобы и организатор закупки увидел уведомление от поставщика до этого момента.
Предоставление обеспечения заявок
Законодатели узаконили право организатора закупки включать в документацию требование к участникам предоставлять обеспечение заявки и условия предоставления. Установлен ценовой порог, до которого заказчик не может требовать обеспечения, — 5 млн рублей.
«В положении о закупках у заказчика должно быть очень четко прописано, когда обеспечительная сумма не возвращается. И чем подробнее будет перечень ситуаций, тем меньше споров возникнет», — советует Станислав Грузин, эксперт в сфере закупок по 223-ФЗ, 44-ФЗ, автор вебинара «Проведение конкурентных способов закупок по 223-ФЗ».
Что считается этапом
В соответствии с ч. 24 ст. 3.2 закона 223-ФЗ «конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов», однако четкого определения понятия «этап» или перечня обязательных этапов нет.
«Этапы четко сформулированы и установлены в закупках для субъектов малого и среднего предпринимательства. Конечно, можно трактовать эти нормы по аналогии: то, что предусмотрено в закупках для МСП, должно применяться и для иных закупок конкурентных, но это не так, в данном случае не совсем верно», — делится своим мнением эксперт.
Из закона следует, что если заказчик дополнительно включает какой-то этап в закупку, он должен:
- внести в документацию сведения об этапе и сроках его проведения;
- составить протокол по результатам этапа, для каждого — отдельный документ.
Сегодня под этапом конкурентной процедуры понимается стадия, которая предшествует определению победителя или завершается определением победителя. Все, что происходит с закупкой после составления протокола, к примеру преддоговорные переговоры, конкурентные договоры, направленные на снижение цены, под понятие «этап» не подпадает.
Таким образом, можно выделить следующие этапы, которые заказчик вправе применять при конкурентных закупках (не относится к торгам для МСП).
Переторжка
Это сопоставление дополнительных ценовых и неценовых предложений участников о снижении цены договора, добровольное изменение первоначальных предложений без корректировки других условий.
Заказчик должен заранее указать дату и время проведения данного этапа. Тут важно определиться, есть ли реальная потребность в переторжке.
Например, по результатам первоначальных заявок участники снизили цены настолько, что у заказчика нет уверенности, смогут ли они за эти деньги выполнить работу качественно, а тут еще объявлена переторжка, не проводить которую нельзя. Или заявку подал только один участник — с кем тогда будет объявляться переторжка?
«Мне кажется, что это некорректное условие установить срок проведения дополнительных этапов в момент извещения о самой закупке. Лучше было бы, чтобы заказчик мог принять решение о проведении переторжки, когда понятен уровень цен, предложенных участниками в их первоначальных заявках», — делится своим мнением Станислав Грузин.
Процедура с квалификационным отбором
На этом этапе заказчик предъявляет квалификационные требования и выявляет заявки, которые наиболее полно им соответствуют. Это удобный и понятный инструмент работы заказчика, и закупки с квалификационным отбором могут стать распространенным явлением.
Конкурентные переговоры
Закупки по 223-ФЗ
Курс повышения квалификации для заказчиков и поставщиков
Пройти обучение
Это публичное обсуждение с участниками закупки функциональных характеристик предмета закупки или иных условий исполнения договора.
Переговоры могут проводиться как во время подачи заявок, так и заранее, чтобы уточнить у участников дополнительные условия и факторы, которые повлияют на корректировку документации.
После этого участники закупки смогут подавать свои предложения на участие в этой закупке.Перечисленные этапы могут стать дополнительными механизмами регулирования отношений заказчика и исполнителя. Но использовать их надо с соблюдением требований закона: прописывать порядок проведения, заранее извещать участников и фиксировать результаты этапа отдельным протоколом.
Протоколы по итогам этапов и закупок
Закон 223-ФЗ разделяет два вида протоколов и требования к ним:
1. Протоколы, которые фиксируют завершение этапа конкурентной процедуры. В них указываются:
- дата подписания;
- количество поданных заявок на участие либо на этапе закупки — дата и время регистрации такой заявки;
- результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, количество отклоненных заявок с указанием причин, по которым заявка отклонена (нарушение положений документации / извещения для запроса котировок);
- ранжирование заявок по степени соответствия требованиям документации и установленным критериям оценки;
- причина, по которой закупка не состоялась;
- иные сведения, которые заказчик сочтет нужным включить в протокол и пропишет это в положении о закупках.
2. Итоговые протоколы, которые составляются по результатам всей закупки. В них указываются:
- дата подписания;
- количество поданных заявок, а также дата и время их регистрации;
Раньше закон 223-ФЗ требовал в сведениях о заявке указывать наименование юридического лица или ФИО физического лица. Сейчас это условие исключено, заказчик может идентифицировать участников любым удобным способом, например, присваивать номера.
- порядковые номера заявок на участие в закупке или окончательных предложений участников в порядке уменьшения степени выгоды предложенных условий и цены;
Если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, приоритет отдается участнику, чья заявка поступила раньше.
- результаты рассмотрения заявок на участие в закупке: их количество, окончательные предложения, сколько отклонено и основания отклонения со ссылкой на пункт извещения или документации о закупке;
- результаты оценки заявок или окончательных предложений с указанием решения комиссии о присвоении итоговых баллов участникам;
- причина, по которой закупка не состоялась;
- иные сведения, которые заказчик сочтет нужным включить в протокол и пропишет это в положении о закупках.
Итоговые протоколы заказчик должен хранить не менее трех лет.
Заключение договора
Финальная процедура практически не изменилась. Законодатели сохранили сроки заключения договора:
- в обычном порядке — не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола;
- если заказчику необходимо получить одобрение у вышестоящих органов — не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения;
- если в отношении закупки рассматривалась жалоба или есть судебный спор — не позднее 5 дней с момента вынесения соответствующего решения.
С изменениями закона 223-ФЗ у заказчиков появилось право заключать договоры с несколькими исполнителями. Чтобы использовать такую возможность, надо прописать это условие в положении о закупке и сопутствующей документации.
Напоминаем, что перечисленные требования законодательства касаются порядка проведения конкурентных закупок, обязательных для заказчика, и не касаются закупок для малых и средних предприятий. Об особенностях конкурентных процедур для МСП расскажем в следующем материале.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1679