Произвольный контент

При закрытии госконтракта когда возвращается обеспечительный платеж

Содержание

Возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ: порядок процедуры, сроки, алгоритм действий

При закрытии госконтракта когда возвращается обеспечительный платеж

Возврат обеспечения по результатам исполнения контракта по 44-ФЗ – это регламентированная законодательно процедура перечисления денег в адрес поставщика, которым были исполнены все обязательства по контракту. Обеспечение может возвращаться поставщику в полном объеме или частично.

Стороны процедуры возврата обеспечения госконтракта

Заказчик по 44-ФЗ должен установить в закупочной документации и проекте контракта требование о внесении обеспечения исполнения контракта (за некоторым исключением, которые прописаны в ч. 2 ст. 96 44-ФЗ). Требование об обеспечении исполнения контракта может устанавливаться на усмотрение заказчика при закупках с НМЦК не более 500 тыс. р. или по некоторым закупкам по ст. 93 44-ФЗ.

За возврат денег несет ответственность контрактная служба заказчика или определенный управляющий. После того как поставщик исполнил свои обязательства по контракту, ответственное лицо передает эти сведения в бухгалтерию. Обязанность передать такую информацию закреплена за участником в пп. 9 п. 14 Приказа МЭР №631 от 2013 года, который утвердил типовое положение о контрактной службе.

Если за закупки по 44-ФЗ в организации отвечает конкурсный управляющий, то обязанность оповестить бухгалтерию о завершении исполнения контракта прописывается в должностной инструкции или ином локальном документе. Бухгалтер на основании поступивших данных перечисляет средства на счет поставщика. Реквизиты такого счета содержатся в государственном контракте или в заявлении от поставщика, содержащем измененные реквизиты.

Обеспечение исполнения контракта возвращается заказчиком поставщику после подписания акта выполненных работ или товарной накладной.

Дата подписания этих документов считается датой исполнения контракта, и с нее начинают отсчитываться сроки для возврата обеспечения. При этом для возврата обеспечения нужно, чтобы контракт был исполнен без претензий.

Также допускаются следующие частные случаи, которые требуют возврата обеспечения:

  1. Контракт был расторгнут по соглашению сторон, но это не было связано с ненадлежащим исполнением обязательств одной из сторон.
  2. Контракт исполнен с нарушениями, но сумма неустойки оплачивается поставщиком самостоятельно.
  3. Контракт расторгнут в одностороннем порядке из-за ненадлежащего исполнения поставщиком его обязательств, но у заказчика нет финансовых претензий – он просто передает сведения об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.

Обеспечение исполнения контракта возвращается поставщику не только по результатам полного исполнения обязательств по контракту, но и при замене способа обеспечения на банковскую гарантию по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ.

Сведения о сроках

С июля 2019 года в законодательство о контрактной системе были внесены существенные изменения. В настоящий момент сроки возврата обеспечения исполнения контракта составляют не более 30 дней от даты исполнения поставщиком своих обязательств.

При проведении закупки среди представителей субъектов малого предпринимательства по ст. 30 44-ФЗ на возврат обеспечения заказчику отводятся более сжатые сроки: они составляют не более 15 дней. Это указано в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ.

Конкретные сроки указываются по усмотрению заказчика.

Сведения о сроках возврата обеспечения исполнения контракта являются существенным условием подписываемого государственного контракта. Они в обязательном порядке указываются в проекте договора.

При расторжении государственного контракта по соглашению сторон и если сроки возврата обеспечения в таком частном случае не были указаны, то обеспечение возвращается в сроки, которые были предусмотрены для возврата при полном исполнении обязательств (отсчет ведется от даты расторжения договора).

Если по государственному контракту сроки не прописаны, то деньги в виде обеспечения можно получить в течение 7 дней от даты отправки требования о возврате денег. Если поставщик не обратился к заказчику с требованиями, то деньги возвращают в разумные сроки (согласно п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса).

Правила возврата

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, могут вернуть поставщику полностью или частично.

Частичный возврат обеспечения исполнения государственного контракта возможен, если сумма обеспечения была уменьшена на основании ч. 7-7.2 ст. 96 44-ФЗ.

Возможность такого частичного возврата должна быть предусмотрена в государственном контракте, подписанном по итогам закупки, извещение о которой было опубликовано в ЕИС после июля 2019 года.
В ст. 96 44-ФЗ предусмотрена возможность возврата части обеспечения, размер которого пересматривается пропорционально стоимости выполненных обязательств, принятых и оплаченных по договорным условиям.  По п. 7.1 ст. 96 44-ФЗ размер обеспечения обязательно уменьшается в контрактах, которые исполняются по отдельным этапам.

Уменьшение суммы обеспечения может быть одобрено при отсутствии непогашенной неустойки (если такая была начислена), и если были исполнены обязательства в объеме аванса и больше (на основании ч. 7.3 ст. 96 44-ФЗ).

Алгоритм действий

Алгоритм действий поставщика для возврата суммы обеспечения прописывается в государственном контракте.

Обычно для осуществления возврата от поставщика требуется отправка в адрес заказчика заявления на возврат, которое содержит уточненные реквизиты для перевода, ведь с момента подписания до исполнения контракта обычно проходит немало времени, поэтому реквизиты счета поставщика могут измениться.

Такое заявление также нужно отправить в адрес заказчика при желании поставщика пересмотреть размер обеспечения контракта по результатам успешного исполнения части госконтракта.

Типовая форма заявления на возврат обеспечения не предусмотрена. Ее можно разработать самостоятельно и отправить в адрес заказчика на фирменном бланке организации.

В заявление на возврат следует включить следующие сведения:

  1. Наименование и адрес заказчика, в адрес которого направляется заявление.
  2. Дата подготовки заявления.
  3. Просьба перечислить обеспечение исполнения контракта.
  4. Реквизиты госконтракта: его номер, дата подписания и предмет закупки.
  5. Сумма обеспечения в числовом и буквенном форматах, которая подлежит возврату.
  6. Реквизиты платежного поручения на перевод.
  7. Подпись ответственного лица.

Что делать, если заказчик не возвращает обеспечение контракта в срок

В некоторых случаях заказчик может не возвращать обеспечение исполнения контракта на законных основаниях. Так, заказчик не возвращает обеспечение, которое было внесено в форме банковской гарантии.

Средства могут удержать, если поставщик нарушил условия исполнения контракта.

Сумма удержаний зависит от условий договора: например, в нем может быть указано, что из обеспечения удерживаются убытки и прочие выплаты либо начисленная неустойка в виде пени и штрафа.

В 44-ФЗ не установлен порядок удержания финансовой ответственности из обеспечения. При расторжении контракта в одностороннем порядке заказчик по ст. 95 44-ФЗ вправе возместить только фактически понесенный ущерб.

Но Гражданский кодекс допускает покрытие из суммы обеспечения задолженности или ущерба по ст. 381.1 ГК. Применяя положения п. 4 ст. 329 ГК к контрактной системе, заказчик вправе удержать обеспечение полностью.

До удержания заказчик обязан направить в адрес поставщика письменную претензию с указанием на условия, которые были нарушены, с детальным расчетом суммы удержания из обеспечения.

Поставщик может погасить начисленную неустойку добровольно, тогда деньги в виде обеспечения будут возвращены ему полностью.

Если в контракте указывается, что обеспечение допускается удержать в полном объеме, то заказчик может не возвращать его.

В случае если заказчик действует неправомерно и не вернул поставщику сумму обеспечения в положенные сроки, то поставщик вправе обратиться на него в суд с исковым заявлением. Помимо суммы обеспечения, с заказчика можно взыскать пени за каждый день просрочки, а также штраф.

Если суд подтвердит правомерность финансовых претензий заказчика, то он может отказать в возврате обеспечения поставщику.

Таким образом, заказчик обязан вернуть деньги в виде обеспечения исполнения контракта в течение 30 дней после его исполнения или в течение 15 дней, если закупка происходила только среди СМП.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/vozvrat-obespecheniya-2.html

При закрытии госконтракта когда возвращается обеспечительный платеж

При закрытии госконтракта когда возвращается обеспечительный платеж

ГК РФ) заказчик может отказаться от частичного исполнения контракта, поэтому в тексте договора должно быть прямо оговорено, что каждый этап работ, предоставления услуг или поставок завершается подписанием соответствующего акта или оформлением накладной.

  • Уменьшение обеспечительного платежа возможно только после подписания очередного акта выполненных работ или оказанных услуг либо накладной о приеме товара.

Размер частичного возврата пропорционален сумме, которая выплачивается поставщику (исполнителю) за определенный этап. При этом заказчик не может отказаться от нового обеспечения (п.

Для ситуаций, в которых понадобится либо осуществить дополнительный платеж, либо вернуть (зачесть) денежные средства, в тексте договора также потребуется сделать оговорку о сроках выполнения каждого из необходимых действий и о моменте начала отсчета этих сроков.

Использование гарантийного платежа по договору аренды

Используется гарантийный платеж в 2 случаях:

  • на погашение ущерба от нарушения условий договора, причиненного арендодателю в ситуациях, оговоренных в условиях этого документа;
  • на оплату арендной платы за завершающие периоды действия соглашения об аренде, что может быть предусмотрено его условиями или дополнительным соглашением к этому документу.

При использовании средств на погашение ущерба арендатора следует известить о том, в связи с чем и в каком объеме использованы средства обеспечительного платежа.

Величина осуществленных расходов должна подтверждаться документами. Форма такого извещения (уведомления) может стать приложением к договору аренды. От даты отправки этого уведомления (или даты его получения арендатором) возможно исчисление срока, устанавливаемого для пополнения основной суммы гарантийного платежа.

То есть приобретает значимость установление сторонами договора порядка уведомления об использовании средств обеспечения на погашение ущерба.

Возврат гарантийного взноса по договору аренды

Варианты использования суммы гарантийного взноса по завершении договора аренды устанавливают его стороны.

Во второй ситуации гарантийный период устанавливается участником закупок, и следующий после его окончания день является началом срока возврата обеспечительного платежа.

Налоговые последствия для обеспечительного платежа

Так, в качестве общего правила закреплено, что при наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства. В пункте 2 ст.

381.1 ГК РФ зафиксировано, что в случае ненаступления в предусмотренный договором срок обстоятельств, которые обеспечивал платеж, он подлежит возврату в полном размере, что существенно отличает этот платеж от задатка.

Первого ААС от 22.01.2013 N 01АП-6719/12)

Бухгалтерский учёт обеспечительных платежей

Поэтому её надо разработать самостоятельно и утвердить приказом руководителя организации в качестве приложения к бухгалтерской учётной политике2. Бухгалтерская справка оформляется при отражении и списании сумм обеспечительного платежа по забалансовому счёту, а также при зачёте обеспечительного платежа в счёт погашения обязательства.

Учёт полученного обеспечительного платежа При указанных условиях сумма полученного организацией обеспечительного платежа до момента его зачёта в счёт исполнения обязательства представляет собой кредиторскую задолженность перед контрагентом, поскольку подлежит возврату при условии надлежащего исполнения последним своих обязательств по договору.
В таких обстоятельствах потерпевшая сторона может взыскать не только основную сумму, но и неустойку.

Частичное возвращение обеспечения

Как поступать в ситуации, когда контракт заключается на длительный срок с поэтапным исполнением? Может ли участник закупки требовать частичного возврата своего гарантийного платежа? Данная процедура разъяснена в п. 27 Обзора, а также в п. 3 ст. 381.1 ГК РФ и ч. 7 ст. 96 закона № 44-ФЗ.

Анализ перечисленных норм в их взаимосвязи показывает, что такое право есть у исполнителя при одновременном соблюдении следующих условий:

Величина осуществленных расходов должна подтверждаться документами. Форма такого извещения (уведомления) может стать приложением к договору аренды.

От даты отправки этого уведомления (или даты его получения арендатором) возможно исчисление срока, устанавливаемого для пополнения основной суммы гарантийного платежа.


То есть приобретает значимость установление сторонами договора порядка уведомления об использовании средств обеспечения на погашение ущерба.

Налогообложение гарантийного платежа

Источник: https://pravosud24.ru/pri-zakrytii-goskontrakta-kogda-vozvrashhaetsya-obespechitelnyj-platezh

Возврат обеспечительного платежа согласно нормам ФЗ-44 и иных нормативных актов

При закрытии госконтракта когда возвращается обеспечительный платеж

Обеспечительный платеж 44-ФЗ заносит в категорию обязательных элементов при заключении государственных контрактов. О том, что представляет собой такой платеж, как он возвращается, в какой срок, возможен ли неполный его возврат, и какова ответственность для лиц, не исполнивших обязанность обеспечить исполнение контракта, расскажем в статье.

Общие положения об обеспечении сделок в сфере государственных закупок

В договоры, которые заключаются в ходе торгов, должна включаться информация о порядке их обеспечения. Данное правило вытекает из требований ч. 1 ст. 96 ФЗ “О контрактной системе…” от 05.04.2013 № 44. Обеспечение – это гарантия исполнения госконтракта.

Предусмотрено 2 вида обеспечения исполнения контракта:

  1. В виде банковской гарантии.
  2. Путем перевода денег на счет заказчика.

Порядок обеспечения контракта банковской гарантией наиболее полно расписан в нормах ФЗ № 44. В силу закона срок действия данного вида обеспечения определяется исходя из срока контракта, и должен на 1 месяц превышать его.

Что касается второго способа обеспечения, то он урегулирован достаточно скупо, в связи с чем на практике имеют место споры. Мы постараемся устранить пробелы, обратившись к судебной практике.

Возврат обеспечительного платежа по госконтракту: сроки

Сроки возврата обеспечения по государственному контракту должны быть прописаны в соглашении, что прямо следует из ч. 27 ст. 34 ФЗ № 44. Иных правил законодателем не установлено. Таким образом, все правила, касающиеся сроков возвращения обеспечения, ограничиваются указанным, и стороны сами определяют сроки возврата.

Из п. 28 «Обзора судебной практики…», который утвержден Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 года, следует следующее. Как указал Верховный Суд РФ, деньги, которые были внесены исполнителем в счет обеспечения исполнения контракта, возвращаются заказчиком в двух случаях:

  1. Если обязательства по контракту исполнены ненадлежащим образом.
  2. Если истек гарантийный срок (только в случае, если такое правило предусмотрено контрактом).

При этом, дополнительно указано, что правовой режим денежных средств определен главой 23 ГК РФ в параграфе 8 (нормы об обеспечительном платеже).

Таким образом, можно сделать следующие выводы о сроках возврата:

  1. Стороны сами могут определить сроки в соглашении, соответственно последней датой возврата будет момент, указанный в контракте.
  2. Если обязательства по контракту исполнены, то срок возврата считается наступившим. Факт исполнения подтверждается, например, актом выполненных работ.
  3. Если в контракте указан гарантийный срок, то срок для возврата обеспечительного платежа наступает на следующий день после его истечения.

Поскольку законодательное регулирование данного вопроса не позволяет составить полную картину о сроках возвращения обеспечения, рекомендуется четко прописывать срок возврата платежа в тексте контракта.

Как производится возврат обеспечительного платежа?

Порядок возвращения может быть подробно изложен в самом контракте. Если его условия выполнены полностью, то обеспечительный платеж подлежит возврату полностью.

На практике, заказчику от исполнителя направляется письмо, в котором указывается, что условия соглашения выполнены полностью. В нем же излагается просьба о возвращении обеспечения контракта на расчетный счет исполнителя.

В письме рекомендуется указать реквизиты для перечисления, вне зависимости от того, менялись они или нет.

Если деньги от заказчика не возвращаются, т.е. он уклоняется от возврата платежа, то есть возможность отстоять интересы путем обращения в суд с иском о его истребовании. В этом случае можно взыскать также проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ст. 395 ГК РФ.

Возможен ли частичный возврат обеспечительного платежа?

Бывают ситуации, когда контракт носит длительный характер, а работы исполняются поэтапно, последовательно. В этом случае возникает резонный вопрос – если часть обязательств уже исполнена, зачем обеспечивать исполнение? Можно ли вернуть платеж частично?

Процедура частичного возврата оговорена в п. 27 вышеприведенного Обзора судебной практики ВС РФ, в ч. 7 ст. 96 ФЗ № 44, п. 3 ст. 381.1 ГК РФ.

Можно вывести 2 условия, при которых частичный возврат исполнения возможен:

  1. В силу требований ст. 311 ГК РФ заказчик имеет право отказа от исполнения соглашения, произведенного в части. В договоре должно быть указание на то, что на каждом этапе выполнения условий соглашения подписывается акт приема-передачи, который служит доказательством такого выполнения. Акт приема-передачи может быть заменен, например на накладную.
  2. Возвратить обеспечительный платеж в части возможно лишь по завершении каждого из этапов сделки. Если этап не завершен и акт приема-передачи (или накладная) не подписаны, то и возврат невозможен.

Еще один частый вопрос – как определить размер обеспечительного платежа, подлежащего частичному возврату? Размер обеспечения прямо пропорционален размеру выполненных обязательств по контракту. Таким образом, оставшаяся, не выполненная сумма контракта должна быть обеспечена, а в обеспечении выполненных обязательств нет никакой необходимости.

Как возвращается платеж, если сделка не заключена, прекращена досрочно, либо если срок исполнения контракта просрочен?

Возможны ситуации, когда сделка не заключена, ввиду различных обстоятельств, препятствующих ее заключению. В частности, препятствием могут стать как различные форс-мажорные обстоятельства, так и судебное постановление, которое мешает заключению контракта.

В силу требований ч. 9 ст. 54 ФЗ № 44 стороны могут урегулировать возникшую ситуацию в течение месяца. Если контракт так и не заключен, то закупка не состоится. В этом случае действует правило, отраженное в ч.

9 ст. 96 ФЗ № 44. Обеспечительный платеж возвращается обратно исполнителю, а срок для возврата – 5 дней. Необходимо учитывать, что дни учитываются исключительно рабочие – выходные и праздники не входят в этот срок.

Если соглашение подлежит расторжению до наступления срока его исполнения, то порядок и сроки возврата обеспечения зависят от того, по чьей вине произошел срыв контракта.

Если контракт сорван из-за оплошности, допущенной заказчиком, обеспечительный платеж возвращается полностью.

Если же причиной срыва сделки стала вина исполнителя, то заказчик может забрать часть обеспечительного платежа. Аналогичное правило действует в случае, если исполнитель сорвал сроки исполнения контракта.

Заказчик имеет право удержать сумму обеспечения, которая равна понесенным им издержкам. Если сумма платежа не возвращается, то она приравнивается к неосновательному обогащению, что следует из п.

29 уже упомянутого Обзора ВС РФ.

Что происходит, если контракт не обеспечен, и возможен ли такой сценарий?

Исполнение любого контракта должно быть обеспечено одним из видов обеспечительного платежа. Если такого обеспечения нет, то и сделка признается ничтожной. Это следует из п. 26 Обзора судебной практики ВС РФ.

Все условия об обеспечительном платеже должны отражаться в контракте. Если в документе нет сведений об обеспечении, то возможно наступление ответственности для заказчика. Ответственность предусмотрена ст. 7.30 КоАП РФ (ч. 1.4).

Санкция варьируется в зависимости от статуса привлекаемого к ответственности лица. Если это должностное лицо, то размер штрафа – 15 000 рублей. Если же привлекается юридическое лицо, штраф – 50 000 рублей.

ИП приравниваются к должностным лицам.

***

Таким образом, условия о сроках возврата платежа, который является обеспечением контракта, разрешаются в контракте (заказчиком).

Требуется максимально подробно отразить данный вопрос, прописать, в какой срок платеж подлежит возврату, с какого момента начинается исчисление срока. Можно также прописать порядок частичного возврата при поэтапном исполнении сделки.

В случае нарушения условий договора, может быть частично удержана сумма обеспечения. Если возврата не происходит, то удержанная сумма приравнивается к неосновательному обогащению.

Источник: https://zakoved.ru/biznes/vozvrat-obespechitelnogo-platezha-soglasno-normam-fz-44-i-inykh-normativnykh-aktov.html

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: порядок составления и образец заявления

При закрытии госконтракта когда возвращается обеспечительный платеж

Для исполнителя или поставщика важно знать, когда ему вернут обеспечение по государственному контракту, которое было внесено перед подписанием договора. В некоторых случаях участнику закупки предстоит направить заказчику заявление на возврат обеспечения.

В каких случаях необходимо вернуть обеспечение госконтракта

Для того чтобы предоставить заказчику гарантии добросовестного исполнения своих обязательств по госконтракту, поставщик вносит определенное денежное обеспечение до подписания соглашения. Его размер определяется в зависимости от цены контракта.

Сумма, которая выступает в качестве обеспечения по контракту, может быть внесена в виде:

  1. Денежной суммы.
  2. Банковской гарантии.

Что касается банковской гарантии, то процедура ее возврата предельно простая: ее сроки действия устанавливаются на месяц больше, чем период реализации госконтракта, и она не подлежит возврату подрядчику.

Если же обеспечение было внесено в виде определенной денежной суммы, то ситуация гораздо сложнее. В этом случае возврат денег имеет заявительный характер.

Обеспечение по госконтракту следует отличать от обеспечения заявки на участие в торгах по 44-ФЗ. Последнее возвращается после завершению закупочной процедуры в установленные сроки без подачи дополнительных заявлений.

Необходимость вернуть внесенные денежные средства для гарантии исполнения обязательств по госконтракту возникает у поставщика в следующих случаях:

  1. После полного исполнения обязательств по контракту.
  2. В ходе его исполнения, после завершения определенного этапа выполненных работ пропорционально объему исполненных обязательств.
  3. Если поставщик хотел бы изменить денежное обеспечение на банковскую гарантию.
  4. Если госконтракт так и не был подписан по обстоятельствам, которые не зависели от поставщика.

Сроки возврата

Согласно п. 27 ст.

34 44-ФЗ, сроки возврата обеспечения по контракту определяются заказчиком по своему усмотрению и должны быть прописаны в тексте договора (эта информация также является неотъемлемой частью закупочной документации по аукциону или конкурсу, а также содержится в проекте контракта). То есть конкретные временные рамки по возврату денежных средств исполнителю в законе о контрактной системе отсутствуют.

Например, условиями контракта может быть предусмотрен возврат в течение 30 дней после исполнения поставщиком всех обязательств и получения заказчиком официального письменного требования от поставщика.

Стандартной является практика, когда обеспечение возвращается после того, как подрядчик или исполнитель выполнили свои обязательства по государственному контракту.

Контракт считается исполненным, когда сторонами были подписаны финальные документы (именно с даты их подписания начинают отсчитываться сроки для возврата денег):

  1. Акт выполненных работ.
  2. Акт оказанных услуг.
  3. Товарная накладная.

В течение определенного временного периода после подписания данных документов заказчику нужно вернуть обеспечение по госконтракту. За поставщиком или подрядчиком сохраняются гарантийные обязательства, но они не подлежат денежному обеспечению. Заказчик не вправе удерживать у себя средства в течение установленного гарантийного периода.

Также в п. 7 ст. 96 ФЗ-44 прописано право исполнителя на уменьшение обеспечения по госконтракту еще в период его исполнения пропорционально объему выполненных обязательств на момент обращения за возвратом. Это значит, что определенную часть денежного обеспечения подрядчик может вернуть еще до подписания итоговых документов.

На практике возникают такие ситуации, когда исполнителем были перечислены средства в адрес заказчика в качестве обеспечения, но сам госконтракт по причинам, которые не зависели от него, так и не был подписан в течение 30 дней.

В этом случае заказчик обязан вернуть исполнителю внесенное обеспечение в течение 5 рабочих дней после истечения сроков для подписания договора.

Порядок возврата обеспечения: инструкция для поставщика

Порядок возврата обеспечения по госконтракту должен быть прописан в самом указанном документе. 44-ФЗ данный аспект никак детально не регламентирует, все вопросы решаются в согласительном порядке между сторонами.

Стандартный алгоритм действий для возврата обеспечения выглядит следующим образом:

  1. Поставщик или исполнитель направляет в адрес заказчика письмо с уточненными реквизитами для возврата. К нему можно приложить выписку из банковского счета с реквизитами, копии итоговых документов и дополнительные документы (доверенность на подпись заявления, копии чеков или платежных поручений, подтверждающих внесение обеспечения по контракту, акт сверки взаимных расчетов и пр.). Заявление может быть передано лично либо направлено заказным письмом с описью вложения.
  2. Заказчик рассматривает обращение от поставщика. В случае отказа от удовлетворения требований исполнителя по госконтракту заказчик обязан мотивировать его и предоставить ему письменное решение об отказе.
  3. Заказчик возвращает денежные средства на счет исполнителя.

В любом госконтракте должны быть прописаны штрафные санкции, которые должны быть применены к сторонам при нарушении договорных условий. Если заказчик не вернет положенное поставщику обеспечение, то он вправе рассчитывать не только на возврат ему суммы обеспечения, но и на получение пени.

При отказе заказчика вернуть деньги добровольно подрядчик может обратиться в суд и взыскать с него всю задолженность вместе со штрафными санкциями.

Как составить заявление

Правильно составленное заявление на возврат внесенного обеспечения по госконтракту – залог его успешного и своевременного получения.

44-ФЗ не устанавливает каких-либо требований заявления и порядку его оформления. Его можно составить в свободной форме на фирменном бланке организации либо с обязательным указанием всех необходимых реквизитов. Оно оформляется на стандартном листе формы А4.

Поставщик может сам выбрать предпочтительный способ для возврата денежных средств. Это может быть получение денег на расчетный счет или в наличной форме (второй вариант может привести к затягиванию процедуры возврата обеспечения, поэтому нежелателен).

Заявление на возврат денежных средств составляется в двух экземплярах (если оно передается лично исполнителем без использования почтовых или курьерских услуг). Один из них передается заказчику, а второй с пометкой о его принятии и датой поступления остается у исполнителя для подтверждения факта передачи документа.

заявления

Хотя законодательно не установлено никаких требований к заявлению о возврате обеспечения, но оно должно содержать ряд обязательных сведений. В их числе следующие:

  1. Наименование и адрес государственного или муниципального заказчика.
  2. Наименование, адрес и реквизиты поставщика/исполнителя/подрядчика (ИНН, КПП).
  3. Исходящий номер заявления по системе нумерации документации поставщика и дату составления.
  4. Наименование документа (посередине листа): заявление о возврате обеспечения.
  5. Основная часть, в которой содержится просьба вернуть внесенное ранее обеспечение по госконтракту со ссылкой на пункт контракта, который регламентирует возврат обеспечения.
  6. Сумма обеспечения, которую нужно вернуть, в числовом и буквенном форматах.
  7. Реквизиты счета для перечисления суммы обеспечения.
  8. Дата подготовки документа.
  9. ФИО лица, которое наделено правом подписи подобного рода документов, с его расшифровкой.

При наличии печати заявление следует заверить с ее помощью. Но с 2016 года требование об обязательном наличии печатей у юрлиц было исключено, поэтому заявление, не заверенное печатью, должны принять.

В числе основных ошибок, которые совершают поставщики при подготовке заявления, такие:

  • некорректные или недостоверные сведения (если небольшие недочеты или опечатки не могут стать причиной отклонения заявления, то грубые ошибки недопустимы);
  • отсутствие реквизитов для возврата обеспечения;
  • несоблюдение сроков для возврата (если поставщик отправил заявление раньше установленных контрактом сроков);
  • документ был подписан лицом, которое не было на это уполномочено.

В перечисленных выше случаях заказчик может отказать в удовлетворении заявления и возврате денег исполнителю.

После того как заявление было обработано, а денежное обеспечение вернули исполнителю, оно передается для хранения в архив организации и должно храниться там в течение 5 лет. При ликвидации компании заявление передается в государственный архив вместе со всеми документами.

Таким образом, законодательство о контрактной системе предусматривает внесение подрядчиком обеспечения и его возврат после исполнения обязательств по госконтракту. 44-ФЗ детально не регламентирует процедуру возврата обеспечения заказчиком в пользу исполнителя.

Оно может быть возвращено поставщику по правилам соглашения, подписанного сторонами. Пункт о порядке возврата обеспечения подлежит включению в него в обязательном порядке.

Стандартно денежные средства возвращаются поставщику на основании его письменного заявления, поданного в адрес заказчика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/vozvrat-obespecenia.html

Возврат обеспечения и оплата контракта: в какие сроки заказчик должен вернуть участникам торгов обеспечительные платежи и оплатить контракт

При закрытии госконтракта когда возвращается обеспечительный платеж

Возврат обеспечения и оплата контракта: в какие сроки заказчик должен вернуть участникам торгов обеспечительные платежи и оплатить контракт

15 сентября 2017 Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

  • подписание итогового протокола электронного аукциона (деньги разблокируют у всех участников, кроме победителя);
  • отмена закупки заказчиком (деньги разблокируют у всех без исключения участников);
  • отзыв участником своей заявки до окончания срока их подачи (деньги разблокируют после того, как участник направит оператору ЭИП уведомление).

Случается, что поставщик передумал участвовать в электронном аукционе, но не отозвал свою заявку до окончания срока подачи заявок. В такой ситуации его платеж разблокируют только после публикации итогового протокола. Обеспечительный платеж победителя будет разблокирован только после заключения контракта.

После разблокировки поставщик сможет либо использовать деньги для участия в других торгах, либо вернуть на свой банковский счет. Для этого нужно выполнить действия, предусмотренные регламентом той или иной ЭТП.

К примеру, на площадке «Сбербанк-АСТ» участнику нужно оформить в своем личном кабинете заявление на возврат.

Обратите внимание: для работы на торговых площадках и для участия во многих видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Конкурс и закрытый аукцион

В конкурсах и закрытых аукционах (см.

«Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок») обеспечительный платеж участникам возвращает сам заказчик.

Сделать это он должен в течение пяти рабочих дней. Лучше, если проигравший участник на всякий случай напишет заказчику письмо и попросит вернуть обеспечение заявки на конкретный банковский счет.

Если обеспечение заявки возвращено не вовремя

В ситуации, когда обеспечение заявки возвращено с опозданием, участник торгов может потребовать у заказчика или ЭТП пени в размере 1/300 от невозвращенной суммы за каждый день просрочки. Кроме того, для заказчиков и операторов электронных торговых площадок, нарушивших срок при возврате обеспечения, предусмотрен административный штраф по статье 7.31.1 КоАП РФ.

Обеспечение контракта

Срок, в течение которого заказчик должен вернуть обеспечение контракта, законом не регулируется. Этот срок устанавливает сам заказчик. Узнать срок можно в проекте контракта, размещенном в Единой информационной системе (ЕИС) в числе прочей документации по госзакупке.

Если информация о сроке в проекте отсутствует, поставщик вправе подать запрос на разъяснение. Есть и другая возможность — пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу на нарушение заказчиком части 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.

13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ней закреплено требование указывать в контракте срок возврата обеспечения).

К сожалению, даже если срок прописан в контракте, заказчики на практике нередко его нарушают и не спешат возвращать поставщику обеспечительный платеж.

При подобных обстоятельствах поставщику следует написать претензию с требованием вернуть деньги. Также поставщик вправе претендовать на проценты, которые рассчитываются за каждый день просрочки исходя из ключевой ставки рефинансирования (ст.

 395 ГК РФ). Если заказчик проигнорирует претензию, участник торгов может обратиться в суд.

Иногда по каким-либо причинам заказчик и участник, занявший первое место, не подписывают контракт в течение 30 дней после объявления победителя. В этом случае закупку признают несостоявшейся, и обеспечительный платеж необходимо вернуть в течение пяти рабочих дней.

Оплата контракта

Для госзакупок, совершенных в рамках Закона № 44-ФЗ, срок оплаты контракта составляет 30 календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций срок оплаты контракта составляет 15 рабочих дней.

Если закупка совершается в рамках Федерального закона  от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» срок оплаты контракта устанавливает сам заказчик. Основанием для оплаты здесь также является пописанный заказчиком акт приемки товара или выполнения работ (оказания услуг).

Что делать, если контракт исполнен в полном объеме, акты приемки подписаны, а денег от заказчика нет? Прежде всего, поставщику нужно написать претензию и отправить ее заказным письмом на адрес заказчика. К претензии следует приложить копии контракта, подписанных актов приемки и акта сверки с заказчиком.

Претензия, оставшаяся без ответа — это повод обратиться в арбитраж. Чтобы подать иск, не обязательно лично являться в суд. Достаточно зайти на сайт арбитражного суда своей области, зарегистрироваться в личном кабинете, выбрать вид искового заявления и приложить к нему нужные документы в электронном виде.

Срок исковой давности составляет три года.

Отметим, что можно заранее принять ряд мер, позволяющих обезопасить себя от недобросовестных заказчиков. Во-первых, заказчика лучше проверить до подачи заявки. Практика показывает, что на «злостных неплательщиков», как правило, подано сразу несколько арбитражных исков.

Информацию, проверить контрагента на добросовестность, можно получить в специальных сервисах — например, в «Контур.Фокусе» (см. «Сервис «Контур-Фокус» теперь можно использовать для подготовки к электронным торгам»).

Там можно увидеть арбитражные дела, в которых заказчик выступал ответчиком, исполнительные производства, возбужденные в отношении заказчика, проверить его на признаки фирмы-однодневки, получить информацию о заключенных ранее контрактах.

Проверить заказчика в «Контур.Фокусе»

Во-вторых, нужно обратить внимание, прописаны ли в контракте сроки приемки товара, проведения экспертизы качества и подписания акта приемки. Если конкретные сроки не указаны, заказчик может сколь угодно долго переносить экспертизу качества, тем самым затягивая подписание акта и оплату контракта. Очевидно, что с таким заказчиком работать не надо.

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/goszakupki/2017/9/12679

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.