Произвольный контент

Предварительное следствие и дознание сходство и различия

Содержание

Формы предварительного расследования, их соотношение: общее и различия

Предварительное следствие и дознание сходство и различия

Предварительное расследование — самостоятельная стадия уголовного процесса, которая следует за возбуждением уголовного дела.

Правом производить предварительное расследование наделены органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель, начальник специализированного подразделения дознания, руководитель следственного органа, следователь. На этой стадии появляются все основные участники уголовного процесса — подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, защитник, эксперт, специалист, свидетель и т.д.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах (видах):

1) предварительное следствие

2) дознание.

Предварительное следствие

Основным видом расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относитк этому виду производство по большинству уголовных дел (ст.

151 УПК РФ), а, во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Осуществление всей этой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных органов.

Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме следователем.

Предварительное следствие ведется следователями следующих ведомств: Следственного комитета РФ, органов внутренних дел РФ, федеральной службы безопасности (ФСБ), органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, его могут осуществлять руководители следственных органов, поскольку на них распространяются все полномочияследователей (ст. 39 УПК РФ). Закон наделяет необходимыми полномочиями следователя (ст. 38 УПК РФ), который, как правило, самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий.

Дознание

Дознание представляет собой собственно дознание, т.е. «ускоренное» (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сроках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. 223–225). В соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ дознание проводится по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

«Ускоренное» расследование преступлений производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела в порядке гл. 32 УПК РФ. Этот срок при необходимости может быть продлен прокурором до 30 суток изаканчивается составлением обвинительного акта. Максимальный срок дознания — 60 суток.

В необходимых случаях, например, связанных с проведением судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района (города) и их заместителями — до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи (ст.

453 УПК РФ), срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ — до 12 месяцев.

Все вопросы, которые не нашли отражения в гл. 32 УПК РФ, решаются по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия (гл. 21, 22, 24–29 УПК РФ), но с некоторыми исключениями, указанными в ст. 223–225 УПК РФ. Перечень дел о преступлениях, расследование которых осуществляется в форме «ускоренного» дознания, закреплен в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

При этом дознаватель наделен меньшей, чем следователь, процессуальной самостоятельностью и независимостью. Особо ответственные процессуальные решения и действия дознаватель принимает с согласия и по поручению начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ) или начальника подразделения дознания (ст. 40.

1 УПК РФ) и не обладает правом приостанавливать исполнение указаний прокурора и начальника органа дознания и подразделения дознания в случае несогласия с ними. Он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

Таким образом, при производстве дознания права ряда субъектов уголовно-процессуальной деятельности в определенной мере ограничены по сравнению с их правами при производстве предварительного следствия.

Соотношение

Соотношение предварительного следствия и дознания. К общимчертам этих форм предварительного расследования относятся:

• единое предназначение (задачи, цель) — ст. 6 УПК РФ;

• равная обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ);

• соблюдение единой процессуальной формы при расследовании уголовных дел (ст. 164, 166 УПК РФ);

• равное доказательственное значение установленных по делуфактов;

• как следователь, так и дознаватель наделены необходимымипроцессуальными полномочиями, которые носят властныйхарактер (ст. 38, 41 УПК РФ);

• как следователь, так и дознаватель наделены в основном процессуальной самостоятельностью и независимостью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;

• правила, закрепленные в гл. 21 УПК РФ, распространяютсякак на предварительное следствие, так и на дознание.

Как правило, различие дознания и следствия производится последующим основаниям:

1. По органам и должностным лицам.

Органы дознания — это государственные органы и отдельные должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ). Все права органа дознания предоставлены его руководителю, т.е. предписания, которые законодатель адресует «органу дознания», не могут быть реализованы без «начальника органа дознания».

Непосредственное расследование преступлений в форме дознания, как правило, по поручению начальника органа дознания или руководителя специализированного подразделения дознания осуществляют специально уполномоченные должностные лица. В законе они именуются дознавателями.

На практике различные виды уголовно-процессуальной деятельности осуществляют: «штатные» и «разовые» сотрудники органа дознания. Когда речь идет о «штатных» дознавателях, то имеются ввиду сотрудники специализированного подразделения дознания, наделенных правом вести расследование.

«Разовые» дознаватели — этосотрудники, осуществляющие функции дознания наряду с несением своих основных профессиональных (служебных) обязанностей в сфере административной и оперативно-розыскной деятельности.

Например, в органах внутренних дел это: участковый инспектор, сотрудник уголовного розыска и ОБЭП, работник ГИБДД и другиедолжностные лица органов внутренних дел с учетом требований, изложенных в ч. 2 ст. 41 УПК РФ.

2. По срокам.

Как уже упоминалось, для производства предварительного следствия законом установлен двухмесячный срок, а срокпроизводства неотложных следственных действий — 10 суток. Для «ускоренного» (упрощенного) дознания предусмотрен срок в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок можетбыть продлен прокурором до 30 суток, т.е. максимальный срок дознания — 60 суток.

Закон содержит предписания на случаи, когда дознание не укладывается в этот срок. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района (города) и их заместителями — до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ — до 12 месяцев.

3. По степени процессуальной самостоятельности

Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме, как правило, следователем, имеющим более высокий процессуальныйстатус, чем дознаватель.

Источник: https://crimlib.info/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F,_%D0%B8%D1%85_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B5_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D1%8F

Отличия между следователем и дознавателем — что нужно знать

Предварительное следствие и дознание сходство и различия

Многие граждане Российской Федерации не знают, в чём существенная разница между дознавателем и следователем. Они используют оба этих термина вне зависимости от того, о ком именно они говорят.

А разбираться в таких отличиях — важно для любого гражданина, проживающего на территории РФ. Дело в том, что от того, кто займется делом, дознаватель или следователь, зависит и то, насколько серьезно правоохранительные органы оценивают этот проступок.

В чем разница между следователем, дознавателем и связанными с ними мероприятиями?

1. Дознаватель, его основные функции 2. Следователь и его права и обязанности 3. Дознание и следствия — в чем разница

Первое, что нужно знать о дознавателе — он является должностным лицом и входит в штат сотрудников органов дознания. Основная их часть находится в подчинении у Министерства внутренних дел, основными представителями какового являются работники таких правоохранительных органов, как полиция.

Также работать на должности дознавателя могут сотрудники, относящиеся к таким службам, как органы таможенного контроля или ФСБ. Также эту должность можно встретить в налоговой службе или органах, занимающихся пожарным надзором.

Дознаватели участвуют в расследованиях и разбирательствах, которые касаются мелких уголовных дел. Также их часто назначают на разбор административных нарушений. В общем, в их компетенцию входят дела, которые не могут повлечь за собой общественный резонанс и не создают высокой опасности для социума в целом.

Важно

Когда дознаватель проводит расследование, то он имеет право вызывать на разговор людей, причастных к рассматриваемому делу. Но подозреваемый, если он есть, выступает там как один из свидетелей, а не как обвиняемый. Также у дознавателей нет возможности делать обвинительное заключение. В его компетенцию входит только составление документа под названием обвинительный акт.

Если просуммировать, то можно сказать, что дознаватель — должностное лицо, занимающееся расследованием мелких правонарушений. Они могут быть связаны с любой частью законодательства. Так, в их ведении будет находиться дело о небольшом поджоге, например, или о незначительных махинациях со стороны служителей таможенного контроля.

Следователь и его права и обязанности

Следователь же, в отличие от рассмотренного выше дознавателя, относится к другим органам исполнительной власти. Они являются частью таких организаций, как прокуратура или могут быть сотрудниками следственного комитета. Они являются частью исполнительной системы и входят в штат правоохранительных органов.

В отличие от дознавателя, у следователя круг полномочий и возможностей намного шире. Это положение вещей зафиксировано в законодательных и правовых актах, что выражено в соответствующих федеральных законах. Если свести полномочия следователя в одну таблицу, то получится следующее.

  • У следователя есть возможность, при наличии оснований, открывать уголовные дела.
  • Следователь может принять уголовное дело для того, чтобы заниматься им лично.
  • У следователя есть право организовывать и проводить разнообразные мероприятия, касающиеся процесса следствия.
  • Следователь может делегировать дознавателям особые документы — письменные поручения. И последние должны их выполнить в обязательном порядке.

Обратите внимание

Из всего, что написано выше, можно сделать вывод, что дознаватель является более низкой ступенью на карьерной лестнице и находится в полном подчинении у следователя. Это так только отчасти.

Учитывая, что у следователя намного более широкий список полномочий, у него и список обязанностей тоже больше.

А для того, чтобы он мог заниматься только тяжелыми делами и была создана такая должность, как дознаватель.

Её основная задача — разгрузить следователей, чтобы у тех было достаточно времени проводить расследования тяжких преступлений, в то время, как дознаватели проводят следственные мероприятия по мелким и легким нарушениям.

А те письменные поручения, которые обязательны для последних, не являются признаком прямого подчинения. У следователя много возможностей подключать к расследованию не только эти должности, но и совершенно другие структуры, органы.

В остальное время дознаватель имеет право действовать и принимать решения самостоятельно.

Дознание и следствия — в чем разница

Для того, чтобы разобраться в различиях между этими двумя следственными мероприятиями, нужно обратиться к их определениям.

Дознание, организуемое дознавателем, может расследовать только мелкие правонарушения и преступления, не требующие присутствия следователя. Это понятно из названия и того определения, которое дано должности «дознаватель» в законодательстве Российской Федерации.

Следствие — форма расследования и разбирательства дел, которые перечисляются в Уголовно-процессуальном Кодексе России. А именно в статье 151 УПК.

Обычно это преступления, которые характеризуются законом, как тяжкие или особо тяжкие. И они проводятся в том случае, если сразу подозреваемого установить нет никакой возможности.

После того, как следователь проводит это мероприятие, он имеет право выписать обвинительное заключение.

Таким образом можно сделать один верный вывод. Самое главное различие между дознанием и следствием лежит в той же области, что и разница между следователем и дознавателем. Это — состав дела, которое будет расследоваться.

Если оно является мелким правонарушением или административной тяжбой, то попадает под сферу влияния дознаний. Если это — тяжкое, уголовное преступление, то за работу берется следователь. Ещё одно отличие лежит в наличии лица, которого можно назвать виновным или подозреваемым.

Дознание может проводиться по преступлениям, указанным в части 3, которая относится к статье, указанной выше.

У дознания есть свои сроки, во время которых нужно выявить подозреваемого или виновного. Это — двадцать суток.

После того, как они истекают, дознаватель имеет право продлить сроки следственного мероприятия, если на то есть веские основания. Таким образом, дознание можно продлить на десять лишних дней.

И если после того, как все выделенное время закончилось, а виновного всё ещё нет, то за работу берется следователь. Тогда у него есть право начать следствие по этому делу.

(9 голос., 4,70 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/otlichiya-doznavatelya-i-sledovatelya-sledstviya-i-doznaniya/

Предварительное следствие и дознание

Предварительное следствие и дознание сходство и различия

Определение 1

Предварительное следствие и дознание — это следственные органы, которые проводят досудебное расследование в разном порядке и с разными полномочиями.

Органы дознания и предварительного следствия в процессе производства расследования решают общие задачи, подчиняются единым нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также единые последствия их работы (информация – материалы по делу рассматриваются в суде). При этом необходимо учесть, что данные органы являются самостоятельными органами расследования, орган предварительного расследования занимает более значимую роль. Любое уголовное дело может быть раскрыто в процессе предварительного расследования.

Органы дознания и предварительного расследования отличаются по следующим критериям:

  1. По уполномоченным органам. Предварительное расследование могут проводить (ст. 125 УПК РФ): следователи органов ФСБ; следователи органов внутренних дел; следователи федеральных органов налоговой полиции; следователи прокуратуры, следователи военной прокуратуры. Процесс дознания могут производить (ст. 117 УПК РФ): милиция; главнокомандующие или ими назначенные должностные лица воинских частей — по всем преступлениям, совершенных военнослужащими и др. подчиненными; органы ФСБ — по делам, которые отнесены законом к их полномочиям; главные должностные лица, следственных изоляторов и исправительных учреждений — по преступлениям, совершенных внутри учреждения сотрудниками; государственные органы государственного МЧС — по делам о нарушении противопожарных правил, о пожарах в целом; пограничная служба РФ и ее органы — по нарушениям пересечения режима государственной Федеральной границы и др. нарушений в зоне таможенного поста; капитаны кораблей или их помощники, находящихся в дальнем плавании, также управляющие лица зимовок в отсутствии транспортных связей с зимовкой; налоговая полиция — по нарушениям норм и правил налогообложения РФ; органы таможни — по делам о преступлениях, предусмотренных УПК.
  2. По срокам производства следствия. В случае, если предварительное следствие необходимо, процесс дознания со дня возбуждения уголовного дела должен быть закрыт в срок до 10 суток. Продлить этот срок нельзя. Тогда, когда предварительное следствие не обязательно, дознаватель должен закончить процесс дознания в течение 30 дней, в ряде обстоятельств возникает необходимость продлить срок дознания. Прокурор или вышестоящий орган может продлить срок ведения процесса дознания еще на 30 дней, но не более.
  • Курсовая работа 440 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Срок предварительного расследования со дня открытия уголовного дела составляет 2 месяца, однако, в случае необходимости, районный прокурор имеет право продлить данный срок расследования до 3 месяцев. Если рассматривается особо важное и сложное дело, срок предварительного расследования может быть продлен на 6 месяцев.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, все указания прокурора обязательны как для следователя, так и для дознавателя.

Но следователь может не согласится с решением прокурора, он имеет право обратиться к вышестоящему прокурору с аргументированными требованиями о пересмотре решения.

К таким вопросам относится: объем обвинения, квалификация преступления, прекращение дела. В данных случаях прокурор либо отменяет решение нижестоящего прокурора, или отстраняет следователя.

По окончании процесса дознания дознаватель передает дело в суд или прокуратуру, известив обвиняемого о закрытии процесса расследования, без предъявления материалов для ознакомления обвиняемому.

Следователь по окончании расследования обязан известить обвиняемого, предоставить материалы для ознакомления, и после этого дело можно передавать в суд.

Замечание 1

Орган дознания является первой ступенью расследования, которое осуществляет дознаватель по любому уголовному делу, для производства которого предварительное следствие необязательно. Предварительное расследование – это завершающая стадия процесса расследования, которая обязана установить события самого преступления, розыск и изобличение виновного, возмещение причиненного ущерба.

Предварительное следствие как форма предварительного расследования

Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных органов к розыску обвиняемого, установлению причин и фактов случившегося происшествия и изобличению виновного.

Существует два вида предварительного расследования:

  • Дознание. Его назначают по делам небольшой или средней тяжести.
  • Предварительное следствие. Установленный нормами процесс расследования, который ведет следователь. Начинается с момента открытия уголовного дела.

Приступив к производству, следователь собирает доказательства по уголовному делу.

Следственный орган имеет полномочия самостоятельно осуществлять следующие действия:

  • осматривать место преступления;
  • проводить следственный эксперимент;
  • обыск (с разрешения прокурора);
  • производить изъятие улик;
  • запрашивать сведения о телефонных разговоров и почтовых переписок;
  • проводить допросы и очные ставки;
  • предъявлять опознания личности;
  • назначать судебную экспертизу.

Субъектное разделение проведения розыска и субъектное разграничение имеет значение в процессе предварительного расследования. Следователи не занимаются оперативно-розыскной деятельностью, они уполномочены давать указания и инструкции органам дознании по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Предварительное расследование должно гарантировать соблюдение законных прав и интересов в досудебной стадии. Предварительное следствие обязательно по всем сложным делам, особенно, по преступлениям совершенным должностными лицами.

Предварительное следствие длится два месяца, по окончанию выносится обвинительное заключение.

Общие условия предварительного расследования

К общим условиям предварительного расследования относятся основные правовые нормы, закрепленные в уголовно-процессуальном законодательстве, применяемые в ходе предварительного следствия и дознания, отображающие его основные характерные черты, обеспечивающие реализацию принципов уголовного судопроизводства.

Общие условия отражены во всех действиях органов предварительного следствия и дознания, их соблюдение – один из необходимых элементов обеспечения законности по уголовному производству.

Правовые нормы общих условий предварительного расследования:

Подследственность. Юридическое свойство уголовного дела согласно которому предварительное расследование относится к компетенции определенных органов предварительного следствия или дознания. Подследственность определяется на основании ведомственного и территориального критериев (рисунок 1).

Ведомственный критерий характеризует определенную отраслевую принадлежность органов предварительного следствия или дознания и определяться персональным, родовым, предметным или альтернативным признаком.

Территориальный критерий характеризует территориальную компетенцию органа предварительного следствия или дознания.

Рисунок 1. Критерии подследственности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В Уголовно-процессуальном кодексе прописаны механизмы изменения территориальной подследственности: не по месту совершения преступления, а по месту нахождения большинства свидетелей или обвиняемого (ч. 4 ст. 152).

Соединение и выделение уголовных дел. Уголовное законодательство предусматривает значительный перечень форм преступного поведения множественного, комплексного характера (совокупность преступлений, соучастие и т. д.). Соединение разных уголовных дел допускается при наличии оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 154 (рисунок 2).

Рисунок 2. Основания для соединения нескольких уголовных дел. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для завершения производства в отдельное производство может быть выделено одно уголовное дело из другого (ч. 1 ст. 154). Подобное выделение допускается только, если это не отразится на объективности и всесторонности расследования дела (ч. 2 ст. 154).

Начало производства предварительного расследования. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 156).

До этого момента ни следователь, ни дознаватель не имеют права производить следственные действия или принимать какие-либо решения. В противном случае полученная информация не будет иметь юридической силы.

Исключение составляют: осмотр места преступления, трупа, освидетельствование.

Производство неотложных следственных действий. Установление необходимых для уголовного дела обстоятельств и изобличение виновных лиц.

Правом осуществлять процессуальные действия по уголовным делам, которые требуют обязательного предварительного следствия, обладает исключительно следователь.

Орган дознания самостоятельно устанавливает являются ли следственные действия неотложными.

Окончание предварительного расследования. Это совокупность процессуальных действий и решений, которые осуществляются и принимаются в заключительной части данного этапа уголовного судопроизводства.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/predvaritelnoe_sledstvie_i_doznanie/

Отличительные особенности дознания от предварительного следствия

Предварительное следствие и дознание сходство и различия

Определение 1

Дознание и предварительное следствие — формы процессуальной деятельности, которые выстраиваются с помощью общих принципов и требований уголовно-процессуального законодательства РФ.

Единство между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что органы, которые их осуществляют, принимают к руководству единые принципы процесса, единое процессуальное законодательство, решая общие и единые задачи уголовного судопроизводства.

Предварительное следствие и дознание представляют собой виды одной и той же стадии процесса (предварительное расследование), но для них характерны определенные отличия:

  1. Предварительное следствие проводится следователем, то есть специальным лицом, для которого расследование преступления представляет собой единственную и основную обязанность. Дознание может производиться законодательно устанавливаемыми органами, включая их должностных лиц. Для них ведение дознания является одной из возложенных обязанностей при исполнении задач, которые относятся к управлению и обеспечению порядка в определенной области социальной жизни.
  2. Выполняя обязанности по расследованию преступления, следователь органов предварительного следствия должен использовать лишь следственные и процессуальные действия. Как дознаватели, так и дознавательные органы в своей работе могут сочетать следственные или прочие процессуальные действия с ОРМ, проводимые посредством специального вспомогательного аппарата, оперативной техники, научно-технических средств, а также с помощью личного сыска. Подобные действия способны дополнять друг друга, обеспечивая своевременное раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили, и лиц, которые уклоняются от дознания, суда и следствия, включая уголовное наказание.
  3. Еще одно различие состоит в органах, которые входят в соответствующие ведомственные системы. По количеству органов дознания намного больше, чем органов предварительного следствия. Именно они способны отражать разнообразие социальных сфер, которые требуют правовое вмешательство государственных силовых структур.

Опиши задание

Признаки, по которым отличается дознание и предварительное следствие

Рассматривая вопрос, чем отличается следствие от дознания, нельзя не отметить, что для них характерна разная подследственность уголовных дел. В число компетенций органов дознания включены дела, касающиеся преступлений средней и небольшой тяжести.

Чаще всего подобные типы преступлений совершаются в управленческой сфере и охране общественного порядка.

Они могут являться менее сложными и опасными для расследований и вскрываться в случае обеспечения общественного порядка и осуществления административных функций.

Замечание 1

В компетенцию следователя включены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, которые представляют собой большую опасность для общества, трудоемки и сложны в расследовании.

Еще один признак отличия дознания от предварительного следствия заключается в процессуальном режиме. По делам, где производство предварительного следствия обязательно, неотложные следственные действия ведутся не больше десяти суток со дня возбуждения уголовного дела.

Этот срок не может быть продлен (ч. 3 ст. 157 УПК РФ). Дела, по которым расследование исчерпывается только дознанием, неотложные следственные действия ведутся в течение тридцати суток с момента возбуждения уголовного дела.

Этот срок может продлить надзирающий прокурор, но не больше, чем на 30 суток.

В случае производства предварительного следствия устанавливается срок в 2 месяца для расследования с момента возбуждения уголовного дела. По окончанию его потерпевший, ответчик и их представитель по ходатайству имеют право ознакомиться с материалами законченных расследований полностью или по частям, выписать нужную информацию и заявить различные ходатайства.

По окончанию дознания подобные права имеют только потерпевшие или их представители в соответствии с ходатайством. Определяя, чем отличается дознание от следствия, следует отметить, что по сравнению со вторым, первое более упрощено. Это обусловлено тем, что знакомство с материалами оконченного расследования осуществляют лишь обвиняемый, защитники, потерпевшие и их представители.

По делам, где обязательным является предварительное следствие, следователи имеют право давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении ОРМ, производстве соответствующих действий следствия, об исполнении постановлений в области задержания, привода, ареста, о производстве прочих процессуальных действий.

Замечание 2

Органы дознания не имеют право дать следователю определенное поручение или указание.

Также они не могут без письменного указания со стороны следователя осуществлять определенные процессуальные, следственные действия по делу, которое находиться у следователя в производстве.

Это отражает то, что в отношении к органу дознания следователи характеризуются особым положением, которое способно наделять их более широкими полномочиями.

Другие отличия предварительного следствия и дознания

Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу.

Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий.

Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др.

Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.

Замечание 3

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-protsessualnoe-pravo/otlichija-doznanija-ot-predvaritelnogo-sledstvija/

Дознание отличие дознания от предварительного следствия состоит в том что

Предварительное следствие и дознание сходство и различия

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены (потерпевший или его представитель по ходатайству м/б ознакомлен) с обвинительным актом и материалами УД, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами УД. (см. текст в предыдущей редакции) (см. текст в предыдущей редакции). В соответствии со ст.

121 УПК дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, должно быть закончено не позднее 10 суток со дня возбуждения дела. Этот срок продлению не подлежит. Среди органов дознания можно выделить универсальные и специальные.

К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях: кража, грабеж, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности и др.

Как правило, это преступления небольшой и средней тяжести, по которым максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы. По письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия.

Основные отличия дознания от следствия

При производстве дознания сохраняются все властные полно- мочия прокурора, которые применительно к следствию в 2007 г. были переданы руководителю следственного органа. Так, прокурор может давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий, отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя и др. (ст. 37 УПК).

разделение (отдел, управление и др.), в котором работают дознаватели, и осуществляет непосредственное руководство им. Все дознаватели, работающие в этом подразделении, являются его подчиненными. Его процессуальные полномочия очень похожи на полномочия руководи- теля следственного органа и включают руководство дознанием и кон- троль за его законностью. Руководитель подразделения дознания:

Различается процессуальный порядок окончания дознания и предварительного следствия. Итоговым документом дознания яв-9. В чем состоит отличие похищения человека от незаконного лишения свободы? На дознании существует такой специфический акт, отсутству- ющий на предварительном следствии, как уведомление о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК).

То есть помимо общих1. Дознание проводится по определенным категориям дел, по которым предварительное следствие не обязательно, — делам о пре- ступлениях небольшой и средней тяжести. Перечень их дан в ст. 150 УПК. Это преступления сравнительно небольшой общественной опасности и чаще всего не представляющие большой сложности в рас- следовании.

По письменному указанию прокурора в отдельных слу- чаях дознание может проводиться и по делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, не названных в упомянутом перечне (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК).

Дознание и предварительное следствие — формы процессуальной деятельности, которые выстраиваются с помощью общих принципов и требований уголовно-процессуального законодательства РФ. Предварительное следствие и дознание представляют собой виды одной и той же стадии процесса (предварительное расследование), но для них характерны определенные отличия: 1.

Нет, прокурор может внести исправления в обвинительное заключение;Если по делу совершенно достоверно установлено, что в жилище обвиняемого находится труп потерпевшего.

Какое следственное действие необходимо произвести? Органы предварительного следствияпри расследованию преступлений используют только следственные (допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого), очная ставка, обыск, выемка, осмотр, освидетельствование, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, опознание, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию) и иные процессуальные действия.К предварительному следствию отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.

  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ
  • ДОЗНАНИЕ
  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
  • СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
  • УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Исходя из всего вышеотмеченного, две формы расследования имеют как схожие черты, так и отличительные стороны. Основными отличительными чертами дознания и предварительного следствия являются правила проведения расследования, регламентация сроков проведения расследования, наличие исключительной процедуры уведомления о подозрении в совершении преступления.

Существенное различие, в зависимости от формы процедур расследования, проявляется в документировании завершения предварительного следствия обвинительным заключением или обвинительным актом. Подобная дифференциация обусловлена большим количест­вом, как материально-правовых, так и процессуальных предпо­сылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

Второй вид представляет собой собственно дознание, т.

Органы дознания

е. «уско­ренное (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сро­ках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. 223-225) по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Справка.

Дознаватель – должностное лицо, которое наделяется всеми необходимыми функциями и правами для процессуальных действий. Если он получил достаточные основания полагать, что определенный гражданин может быть правонарушителем, он ему вручает копию уведомления о подозрении.

Под процессом дознания понимается одна из разновидностей предварительного следствия, при которой рассматриваются дела по правонарушениям небольшой или средней тяжести.

Процедура длится в течение месяца и при необходимости продлевается еще на один месяц. Розыск лиц скрывшихся от дознания предварительного следствия и суда? В особых ситуациях возможно продлить ее на полгода или даже год. Процессом дознания занимаются органы дознания.

ознакомление с уголовным делом потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей (ст. 216 УПК РФ); Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен.

По результатам расследования составляется обвинительное заключение.

Дознание — это

Деятельность человека далеко не всегда носит правомерный характер. Очень часто люди выходят за рамки дозволенного. Такие деяния называются правонарушениями, потому что они фактически уничтожают существующий юридический порядок в государстве.

Конечно, степень урона общественным отношениям от подобного рода действий может быть совершенно разная. Все зависит от тяжести совершенного деяния. При этом большой интерес вызывают не только правонарушения, но еще и процесс их выявления и пресечения.

Дознание в сокращенной форме осуществляется лишь в том случае, если для этого есть определенные основания. Ключевые особенности производства представлены в главе 32(1) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что условия, перечисленные в законе, должны быть соблюдены все без исключения, а именно:

Итак, мы выяснили, что дознание – это один из элементов или же форм расследования преступлений. Однако существует такое понятие, как следствие. Очень часто дознание и следствие путают между собой. Чтобы разграничить сущность терминов, необходимо разобраться в их значении. Как мы знаем, наиболее опасными для общества правонарушениями являются уголовные преступления.

Уголовно-процессуальное право

Предварительное следствие может оканчиваться составлением обвинительного заключения либо прекращением уголовного дела, а также направлением уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (п. 1 ч. 1 ст. 158 УПК РФ).

Порядок производства предварительном следствия определяется совокупностью норм, сосредоточенных преимущественно в ст. 162-170 гл.

22 УПК РФ, названной «Предварительное следствие».

Предварительное следствие завершается с обвинительным заключением в том случае, когда все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения и при этом отсутствуют основания к прекращению уголовного дела.

Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).

Завершается дознание обвинительным актом либо постановлением о прекращении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 158 УПК РФ).

Сходства и различия предварительного следствия и дознания

Решения следователя, дознавателя и начальника дознания облекаются в форму постановлений, следственные действия фиксируются в протоколах. этих документов, их форма должны соответствовать обстоятельствам уголовного дела и требованиям УПК РФ. В ходе прохождения мной учебной практики я помогала следователю и дознавателю в оформлении постановлений и протоколов (приложение А).

Дознаватель и следователь могут избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных ст.

98 УПК: подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог, домашний арест (до 2 месяцев, однако срок может быть продлен по решению суда в порядке, установленном ст.109 УПК), заключение под стражу (до 2 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных ст. 109 УПК).

В ходе прохождения мною учебной практики я имела возможность изучить методику проведения некоторых процессуальных действий (осмотр места происшествия, допрос, обыск, выемка), лично присутствуя на них.

Уголовно-процессуальное законодательство различает два вида дознания: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. В качестве условий обязательности предварительного следствия можно назвать подследственность и, согласно ч. 4 ст. 150, указания прокурора.

Помимо этого, как бы условия второго порядка — невозможность производства дознания в установленные законом сроки и отсутствие подозреваемого по делам, подследственным дознанию.

При производстве дознания может быть совершено уведомление лица, о подозрении в совершении преступления, в связи с выполнением которого лицо приобретает процессуальный статус подозреваемого. Дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в свершении преступления, вручает копию подозреваемому, разъясняет ему права подозреваемого и оформляет это протоколом.

Соотношение предварительного следствия и дознания в уголовном процессе? В течении 3 суток после вручения уведомления дознаватель обязан допросить лицо. Копия уведомления направляется прокуроруДознание — форма расследования по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Белозеров Ю. П., Чугунов В. Е., Чувилев А. А.

Дознание в органах милиции и его проблемы.

В связи с этим следователю необходимо предоставить право расследования не только подследственных ему тяжких, особо тяжких преступлений, но и преступлений небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым необязательно, в режиме сокращенного следствия.

Читайте другие статьи на сайте:

Источник: https://urist-onlain.ru/razreshenie-na-ispolzovanie/doznanie-otlichie-doznanija-ot-predvaritelnogo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.