Последствия привлечения субподрядчиков без согласия заказчика
Субподрядчик по 44 фз
Заключение договора субподряда на выполнение работ по контракту выгодно для участника сразу по нескольким причинам:
- можно найти компанию, которая выполнит работы за меньшую цену, и забрать себе разницу;
- можно заниматься другими контрактами, передав работы субподрядчику.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
С другой стороны, при нарушении обязательств субподрядчиком все вопросы будут именно в основному подрядчику. Ему же придется платить штрафы.
Что касается заказчиков, они не заинтересованы в привлечении третьих лиц, поскольку снижение цены сказывается на качестве. Кроме того, проверить компанию, выполняющую работы, не всегда возможно.
В любом случае с 2018 года отдавать на субподряд можно только 75% работ.
Много вопросов возникает по поводу законности требования в документации согласовать с заказчиком субподрядчика. Правовая трактовка его правомерности не совсем однозначна. С одной стороны, в 44-ФЗ оно не предусмотрено.Но с другой, оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора и не является дополнительным требованием к участникам закупки.
При этом некоторые виды работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства победитель госзаказа должен выполнить самостоятельно. За нарушение этого требования грозят санкции.
Законно ли написать в положении о закупке, что исполнителю договора на стройку нельзя привлекать соисполнителей?
В ряде случаев подрядчики обязаны сообщать заказчику информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, с которыми заключены договоры, цена которых превышает 10% стоимости контракта. Закон устанавливает такое требование при НМЦК 1 млрд руб. для госзакупок и 100 млн руб. для региональных и муниципальных процедур.
Чтобы достичь договоренности с субподрядчиком до победы в закупке, участник может заключить соглашение о намерениях. В нем стороны закрепляют свое желание сотрудничать друг с другом в определенной сфере или заключить конкретный договор. Правда, такое соглашение ни к чему не обязывает.
Отличительной особенностью является то, что, если какая-либо из сторон передумала заключать основной договор, ее нельзя принудить. То есть наличие такого соглашения не подтверждает, что после заключения контракта по результатам закупочной процедуры у участника будет договор с субподрядчиком.
Оплата по договору субподряда
Оплатить работы по договору субподряда подрядчик может как до окончания срока действия основного контракта (из своих средств или частично из денег заказчика), так и после, когда заказчик рассчитается с ним. Второй вариант более надежен, поскольку в таком случае подрядчик будет уверен, что работы приняты и нареканий у госзаказчика нет. Сроки расчетов с СМП и СОНО на субподряде — 15 рабочих дней.
Образец договора субподряда по госконтракту
Несмотря на то, что договор субподряда заключен в рамках исполнения государственного контракта, он имеет стандартную форму. Включите в него наименования сторон, реквизиты госконтракта, все обязательства и срок их исполнения, стоимость работ, порядок оплаты, порядок приемки и другие существенные условия.
Когда лицензию можно взять у субподрядчика
Заказчик требует в документации лицензию на производство и техобслуживание медицинской техники, которую выдали именно участнику аукциона. Разве это правомерно: мы же можем поставить технику, не имея лицензии, а для техобслуживания привлечь к контракту соисполнителей, у которых она есть?
Договор субподряда по 44-ФЗ: административная практика
В первом примере участник закупки ошибочно посчитал, что соответствовать требованиям должен не он, а субподрядчик, который непосредственно и будет выполнять работы. Проводился аукцион на капремонт больницы. В документации заказчик потребовал лицензию на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
[1]Один из участников посчитал это ограничением конкуренции и пожаловался в ФАС. Его доводы основывались на том, что победитель электронного аукциона вправе передать работы по договору субподряда другой организации, имеющей лицензию.
В своем решении по делу № 05-02/210-18 Курганское УФАС России напомнило участнику, что требования Закона о контрактной системе предъявляются исключительно к участникам закупки. Они, в свою очередь, должны соответствовать им в полном объеме, вне зависимости от наличия договора субподряда на выполнение работ, подлежащих лицензированию.Жалобу признали необоснованной. Смотрите обзор другого резонансного дела о том, какие требования нельзя предъявлять к участнику.
Также в качестве примера приведем решение Ульяновского УФАС России по делу № РНП-73-69. Это дело показывает, почему переговоры с субподрядчиками лучше вести одновременно с участием в закупке.
Желательно достигнуть договоренности и заключить договор еще до победы, если участник не уверен, что сможет исполнить контракт.
С ИП был заключен контракт на выполнение работ по прокладке газопровода для газоснабжения котельной.
Однако работы он так и не начал. Заказчик принял решение об одностороннем расторжении. Подрядчик попал в реестре недобросовестных поставщиков.
На заседании комиссии УФАС он пояснил, что контракт не был исполнен, поскольку не была достигнута договоренность с субподрядчиками. При этом подрядчик уверял, что не имел намерения уклоняться от исполнения контракта.
Но комиссию эти доводы не убедили, поскольку, участвуя в закупке, ИП должен был осознавать все риски.
В качестве третьего примера приведем решение Крымского УФАС России по делу № 08/0822-18. Оно наглядно показывает, как правильно подтверждать опыт аналогичных работ, предоставляя в составе заявки договоры субподряда.
Проводился аукцион на выполнение работ по реконструкции тепловых сетей. Одним из требований к участникам было наличие опыта исполнения соответствующих работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.При этом стоимость исполненного контракта должна быть не менее 20% НМЦК по нынешней закупке. Участник предоставил договор субподряда. Но заказчик заявку отклонил. Как позже выяснило УФАС, участник не подал вместе с договором субподряда приложения к нему, в частности, смету, которая позволяет делать вывод о стоимости. По этому основанию отклонение признали обоснованным.
Имеет ли право исполнитель привлекать соисполнителей (субподрядчиков) для выполнения госконтракта, заключенного по закону № 44-ФЗ «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?
Вправе ли исполнитель услуг по государственному контракту, заключенному по Закону № 44-ФЗ, привлекать соисполнителей (субподрядчиков)?
Читайте так же: Передано по подведомственности
Если да, то каким документом следует оформить субподряд (заказ размещен не для субъектов малого предпринимательства, проект контракта ограничений не содержит, и исполнитель настаивает на заключении трехстороннего соглашения)?
Законом № 44-ФЗ прямо не предусмотрена возможность привлечения соисполнителей к оказанию услуг, предусмотренных контрактом, лишь отдельные положения данного закона свидетельствуют о такой возможности (см., например, ч. 5, 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).
Однако при решении вопроса о возможности привлечения соисполнителей необходимо также учитывать положения гражданского законодательства, на котором в том числе основывается законодательство о контрактной системе (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ).
В случае включения в контракт условия о привлечении соисполнителей к исполнению контракта необходимо учитывать, что законодательством не предусмотрена обязанность оформления трехстороннего соглашения в таком случае.
Более того, возможность заключения трехстороннего государственного контракта не предусмотрена Законом № 44-ФЗ. А по смыслу ст.
706 ГК РФ, регулирующей порядок привлечения субподрядчиков, договоры «генерального» подряда и субподряда являются двумя отдельными договорами, каждый из которых порождает обязательства между разными лицами: заказчиком и подрядчиком и между подрядчиком и субподрядчиком соответственно.
Указанные правила в силу ст. 783 ГК РФ могут быть применены и в случае привлечения соисполнителя к исполнению договора возмездного оказания услуг. Следовательно, заключать трехсторонний договор в случае привлечения соисполнителей к исполнению контракта не нужно.Максим Золотых, Надежда Верхова, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ
Почему субподряд — это плохо?
Начнем с того, что, конечно же, сказать о том, что субподряд это плохо, будет ошибкой. Как было упомянуто выше, это всего лишь один из элементов контрактной системы.
В руках добросовестного участника субподряд превращается в эффективный инструмент ведения бизнеса, позволяющий расширить рамки деятельности участника, исполнять контракты большего объема и эффективно распределять взятые на себя обязательства.
Почему же возникло негативное отношение со стороны заказчиков?
Ответ прост: виной всему недобросовестные поставщики, взявшие на вооружение схему, позволяющую получать прибыль, практически ничего не делая. Сама схема довольно проста и известна:
- участник побеждает в конкурсе, аукционе или запросе котировок и заключает контракт с заказчиком;
- затем он находит исполнителя, готового выполнить те же работы по более низкой цене, и заключает с ним договор субподряда;
- субподрядчик приступает к выполнению работ на основании договора с победителем и завершает их в сроки, предусмотренные первоначальным договором между заказчиком и победителем;
- победитель получает оплату от заказчика и рассчитывается с субподрядчиком, оставляя разницу в цене себе — эта сумма и будет его прибылью.
Минус такого подхода в том, что на исполнение контракта у субподрядчика значительно меньше средств, и это неизбежно сказывается на качестве работ.
Отдельно следует сказать о том, что существует определенная категория участников — их сфера интересов очень широка: от поставки канцтоваров до ремонта помещений. При этом такие участники ничего не делают самостоятельно и существуют только на бумаге. Вся их деятельность строится исключительно на привлечении субподрядчиков.
Можно ли привлекать субподрядчиков для исполнения государственных контрактов
Для заказчика и участников закупок вопрос субподряда стоит достаточно остро. Заказчик вполне резонно хочет, чтобы лицо, с которым заключен контракт, самостоятельно его исполняло. А подрядчик далеко не всегда имеет для этого подходящие ресурсы.
Хотя Закон N 44-ФЗ этого напрямую не запрещает, но в большинстве случаев ограничивать подрядчика в привлечении субподрядчиков все же не следует. Только в некоторых работах по строительству заказчик вправе требовать самостоятельного выполнения определенного объема работ подрядчиком.
Напротив, участник закупки даже должен привлекать субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, когда этого требуют условия закупки.
Можно ли ограничить участника госзакупки в привлечении субподрядчика
Есть только два легальных случая, когда вы можете ограничить участника в привлечении субподрядчиков:
- контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства. Подрядчик должен самостоятельно выполнить определенные Правительством РФ виды работ на сумму не меньше 25% от цены контракта. Подрядчику можно дать выбрать объем и конкретные виды работ из обязательного перечня и включить соответствующее условие в контракт (ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ, пп. «б» п. 2 Постановления N 570);
- привлечение к контракту СМП и СОНКО. Вы можете ограничить участника закупки и требовать привлекать субподрядчиков из числа СМП и СОНКО. Для этого установите указанное требование в извещении о проведении закупки, а также предусмотрите в проекте контракта утвержденные Правительством РФ типовые условия. Учтите, вышеназванный субподряд учитывается в вашем объеме закупок у СМП и СОНКО (ч. 5 — 7 ст. 30 Закона N 44-ФЗ ).
Источник: https://incossi.ru/subpodryadchik-po-44-fz/
Субподряд по 44-ФЗ. Особенности применения закона
Тема привлечения субподрядчиков при исполнении государственных и муниципальных контрактов обсуждается еще со времен Закона № 94-ФЗ, но даже сегодня остается не менее актуальной и злободневной. Дело в том, что субподряд активно практикуется исполнителями и поставщиками, причем нередко заказчик об этом даже не подозревает.
Те не менее, так сложилось, что заказчики довольно предвзято и негативно относятся к субподряду. Этому есть определенные причины, но поговорим обо всем по порядку.
Что такое субподряд?
Субподряд в рамках контрактной системы — это передача обязанностей по исполнению контракта или какой-то их части третьим лицам. Заказчику следует понимать, что субподряд это такой же нормальный механизм системы госзакупок, как и многие другие. Само по себе явление субподрядных отношений при исполнении контрактов не является хорошим или плохим.
Закон No 44-ФЗ предоставляет возможность его использования, в то время, как добросовестность и эффективность такого исполнения контракта зависят исключительно от участника.
Субподряд с точки зрения Закона No 44-ФЗ
Закон о госзакупках имеет несколько положений относительно субподряда:
- Заказчик имеет право установить требование, в соответствии с которым участник, не являющийся СМП, обязуется привлечь для исполнения условий контракта субподрядчиков из числа СМП в объеме, установленном заказчиком. В тексте контракта прописывается конкретный объем такого привлечения в виде процентов от цены контракта, а также меры ответственности за нарушение данного условия.
- В том случае, если цена контракта превышает 1 млрд. руб. (для федеральных нужд) или 100 млн. руб. (для муниципальных нужд), исполнитель обязан предоставить заказчику данные о привлекаемых им субподрядчиках, если общая сумма таких привлечений превышает 10% от цены контракта.
Запрет на привлечение субподрядчиков
Есть ли у заказчика возможность установить запрет на привлечение субподрядчиков, не нарушая закон? Мнения представителей ФАС на этот счет разнятся, поскольку с одной стороны устанавливая подобный запрет, заказчик предъявляет к участнику необоснованное дополнительное требование, не предусмотренное Законом № 44-ФЗ. С другой стороны, такой запрет можно расценить как требование не к самому участнику, а к порядку и способу исполнения контракта.
Иными словами, решение в данном случае будет зависеть исключительно от того, какую позицию займет то или иное представительство ФАС.
Выводы
Исходя из практики можно сделать несколько выводов относительно рассматриваемой нами темы:
- устанавливая в документации о закупке запрет на привлечение субподрядчиков, заказчик втягивает себя в авантюру, результатом которой может оказаться негативное для него решение контролирующего органа;
- следует объективно оценивать, имеют ли вообще какой-либо практический смысл попытки ограничить привлечение субподрядчиков;
- установить наличие факта привлечения субподрядчиков зачастую не составляет труда, в этом случае заказчику следует быть максимально внимательным при приемке и экспертизе, поскольку будет ясно, что затраты субподрядчика на исполнение условий контракта были значительно меньше изначально предусмотренных.
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/546-subpodryad-po-44-fz
Субподряд? Круто, ты попал
Субподряд достаточно популярная тема на просторах нашей экономики. Причём не только для больших, но и для маленьких проектов. Ни для кого не секрет, как достаточно популярные фрилансеры берут хороший заказ благодаря своей репутации, а потом спускают его своим менее удачливым коллегам.
И имеют неплохой доход без особых усилий (да, я знаю, что они трудом эту репутацию заработали). Кстати, для некоторых это тоже будет открытием, что их схема называется субподрядным договором (хотя в шапке соглашения написано вообще что-то другое) и достаточно хорошо урегулирована законодательством.
Что это такое и как с этим надо работать? Об этом и идёт речь дальше.
Для начала немного скучной теории. Но она нужна, чтобы вы познали дзен и вообще поняли, на какую дивность вы наткнулись. Итак, правоотношения бывают абсолютные и относительные. Первыми, к примеру, являются отношения собственности.
Слово «абсолютные» означает, что вы можете требовать уважать ваши права на имущество абсолютно от всех. Независимо от того, есть ли между вами какая-либо правовая связь. К примеру, кто-то сбрасывает на ваш участок мусор. Вы вообще не знаете кто это. Но вы можете требовать от этого кого-то так не делать.
Почему от должен это требование выполнять? Он же с вами бумажек никаких не подписывал! А потому что правоотношение абсолютное. А что такое относительные правоотношения? Это те, которые действуют только в отношении сторон договора. Если кто-то в сделке не участвует, то вы не можете от него ничего требовать. И он от вас соответственно тоже.
Небольшая минутка теории закончилась. Теперь возвращаемся к нашему субподряду. Из закона про третьих лицОбязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц) (п. 3 ст. 308 ГК РФ).
Возьмём простую цепочку. Есть у нас договор между заказчиком и подрядчиком.
А потом появляется договор между подрядчиком и субподрядчиком. Два договора. Две правовые связи. Относительные. Существуют самостоятельно и независимо друг от друга. Что это нам даёт? А то, что заказчик и субподрядчик не связаны друг с другом вообще никак. Вперёд, к примерам!
Заказчик не заплатил подрядчику. А тот соответственно послал субподрядчика.
Есть такие ситуации? Много. Должен ли ждать с моря погоды субподрядчик? Нет, для него вообще не существует никакого заказчика. Он с ним договоры не подписывал. Это проблемы подрядчика. Он-то должен деньги по договору субподряда. Пусть изыскивает деньги или идём в суд.
Обратный пример. Подрядчик не заплатил субподрядчику. Хотя деньги от заказчика получил. А субподрядчик, соответственно, не отдаёт результаты работ до получения оплаты.
Заказчик такой говорит, что, мол, ребята, хорошо всё это, конечно, но я свою часть сделки выполнил. Разбирайтесь между собой сами, а мне извольте мой код отдать. Что же делать заказчику? Правильно, идти лесом.
Он не может ничего требовать от субподрядчика, потому что заказчик для него — так, мимо проходил.Чтобы проще было жить, можете в принципе забыть слово субподрядчик. Есть заказчик и есть подрядчик. Каким бы порядковым номером в пищевой цепочке субподрядных договоров вы не стояли, каким бы вы там субсубсубподрядчиком не были (есть извращенцы, которые прямо так и именуют стороны), вы всё равно заказчик и подрядчик. Для удобства есть термин «генподрядчик», это первый подрядчик в цепочке. Да, даже если вы отдали на субподряд жалкий лендинг, то вы называетесь пафосным словом «генподрядчик». По сути, термин субподрядчик большей частью нужен только для того, чтобы показать — должен или не должен генподрядчик выполнять все работы лично. А в остальном закон разницы не делает. Из закона про генподрядчикаЕсли из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (п. 1 ст. 706 ГК РФ).
Поэтому давайте рассмотрим часто встречающиеся случаи.
Я хотел именно этого подрядчика, потому что у него компетенции, а в итоге делал непонятно кто.
Замечательно. Что нам закон говорит выше? Хочет — отдаёт на субподряд, не хочет — не отдаёт. Это вопрос его бизнес-процессов. Его личное дело. Вы могли это запретить в договоре? Что же не запретили? Тогда нечего плакаться. Получайте студенческий код.
А я запретил в договоре, а он всё равно привлёк. Не буду платить!
Почему? Разве в законе где-то написано, что всё, договор отменяется и все расходятся? Работы выполнены? Выполнены. Недостатки есть? Нету. Тогда надо платить. А уж дальше заниматься разборками и ответственностью.
А как мне реально запретить субподрядчиков?
Прописывайте конкретные меры ответственности: штрафы, право на выход из договора, изменение цены работ и пр. Нужно сделать привлечение субподрядчиков просто невыгодным.
Я принял работы, можно я напрямую субподрядчику закину деньги? А то доверия этому хитрожоп… подрядчику больше нет.
Ну, закидывайте. А потом не забудьте ещё раз своему подрядчику закинуть. Потому что у вас договор-то с ним, а не с субподрядчиком, и долг по договору не погашен.
А если в договоре субподряда написано, что я напрямую сдаю работы заказчику?
На заборе тоже много чего написано. Если вы не состоите в договорных отношениях с заказчиком, а в субподрядном договоре нет подробных механизмов с описанием приёмки работ, то сдавайте всё генподрядчику. Он для вас заказчик. А то потом ещё неустойку с вас взыщет за просрочку выполнения работ. Вы же их так и не сдали ему!
Генподрядчик сказал, что заказчик расторг договор с ним, поэтому я могу с моими работами идти лесом. Это правда?
Нет. Вы же помните, что заказчик к вам отношения не имеет? Поэтому лесом идёт уже он. Если генподрядчик хочет разбегаться, то должен отдельно с вами расторгнуть договор. И для него это будет иметь свои самостоятельные последствия.
Я принял работы субподрядчика, сдал их заказчику, а тот нашёл в ней косяки и наказал меня. Я могу перевыставить это всё субподрядчику?
С какой кстати? Работы приняли? Приняли. Проверяли при приёмке? Какое отношение к субподрядчику имеет то, что вы через одно место работы проверяли. Страдайте теперь в тряпочку молча.
Как это всё обходить
Так как у нас свобода договора и всё-такое, а ещё достаточно развитое и неплохое гражданское законодательство, то можно пробудить в себе немного творца и прикрыть некоторые свои риски. Давайте обсудим самые популярные методы.
Вопросы оплат
Если вы субподрядчик, то делайте так. Прописывайте в договоре, что право на использование результатов интеллектуальной деятельности переходит только после полной оплаты. С этой фразой вы можете диктовать свою непреклонную волю и генподрядчику, и заказчику.
Потому что вы переходите в разряд абсолютных правоотношений, которые должен уважать даже сосед Вася по подъезду. Это уже не спор по договору будет, ведь споры по авторским правам и прочему уже совершенно самостоятельны, со своими бонусами и плюшками.
Другое дело, что проект могут просто бросить, и код ваш будет никому не нужен. Использования не будет. Тогда да, проблемка.
Если вы генподрядчик, то вы можете привязать все оплаты работ субподрядчика к определённому условию — поступлению денег от заказчика.
С недавних пор сначала высшая судебная инстанция это разрешила, а потом и законодательство поправили.
То есть, к примеру, фраза в договоре с субподрядчиком: «Работы подлежат оплате в течение 5 рабочих дней после поступления оплаты за выполненные работы от заказчика», — раньше признавалась недействительной, а теперь в порядке вещей. Это не гарантия, и в случае совсем бесстыдных сроков можно в суде оспорить. Но это тема отдельной статьи, про риски договоров подряда в целом.
Из закона про срокиЕсли обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Если вы заказчик, и хотите гарантировать отсутствие проблем с субподрядчиками в связи с неоплатами (и сопутствующими фигами на постном масле вместо написанного кода), то можете в договоре с генподрядчиком прописать, что если в выполнении работ участвуют субподрядчики, то оплату их работ вы проводите лично по заявкам генподрядчика. В субподрядном договоре также должно быть предусмотрено, что оплата приходит напрямую от заказчика. Нет, генподрядчик не должен раскрывать свои коммерческие условия. Заказчик не будет знать цену и условия субподрядного контракта, и соответственно объёмы работ тоже. Просто генподрядчик, когда сдаёт работы, говорит, что они должны быть оплачены вот этому третьему лицу. А если обманет и не скажет? То в случае проблем он будет отвечать за возникшие у вас убытки, потому что он нарушит уже непосредственно ваш договор.
Вопросы сроков
Если вы заказчик, то проблем нет. У вас есть чёткие сроки и ответственность генподрядчика. В принципе, нет вопросов и у субподрядчика по умолчанию — написано месяц, значит должен сделать за месяц.
А если вы генподрядчик, и у вас не заложены бюджеты на авансирование вашего же заказчика (потому что оплачиваете работы субподрядчиков из своих кровных), то в договоре с заказчиком у вас должны быть прописаны условия о переносе сроков выполнения работ в случае просрочки оплат, а договоры с субподрядчиками в части оплат должны иметь привязки к поступлению денег от заказчика.
Вопросы приёмки работ и судов
В целом, очень похоже на решение вопроса с оплатами.
Если вы заказчик и хотите гарантировать личную приёмку, потому что понимаете, что ваш генподрядчик не имеет реальных спецов, чтобы потом переделать косячную работу, то можете аналогично прописать в договоре с генподрядчиком, что субподрядные работы сдаются вам лично.
Это же условие должно содержаться и в субподрядном договоре.
Генподрядчику лучше прописать в своём субподрядном договоре, что окончательная приёмка работ производится после приёмки работ заказчиком. К этому должны быть привязаны и сроки для направления мотивированных отказов, и сроки оплаты.
Ну а субподрядчику, наверное, всё равно кому работы сдавать. Главное сдать, а чтобы не затягивалось, стараться удалять всё, что найдёте в договоре из предыдущих двух абзацев.
С судами будет сложнее. Чтобы заказчик судился напрямую с субподрядчиком или наоборот, нужно суду будет доказать, что все требования к единой цепочке были были выполнены. То есть в генподрядном договоре содержались условия о об отношениях напрямую между заказчиком и субподрядчиком, а в субподрядном договоре есть на это отсылки. Поскольку в таком междусобойчике сложно контролировать условия разных договоров, которые ещё никто друг другу не показывает, то вряд ли получится.
Выводы: помните о том, что вам должен будет только тот, кто поставил подпись в вашем контракте, писать код для большого заказчика не то же самое, что быть причастным к этому заказчику через длинные цепочки, а субподрядный договор ничем не отличается от любых других. С ним нужно работать, ставить условия и переделывать под себя. Просто субподряд сам по себе таит в себе риски. В первую очередь из-за многочисленных иллюзий о том, что все в одном котле варятся. Нет, каждый сам за себя.
- право
- субподрядчики
- договор
- оплата
- а ты чё самый умный
Хабы:
- Развитие стартапа
- Законодательство в IT
Источник: https://habr.com/post/438304/
Подрядчик имеет право привлекать субподрядчиков
Генподрядчик и субподрядчик это два основных участника реализации проекта, после прохождения стадии проектирования:
- Генеральный подрядчик – это юридическое лицо (организация или гражданин), которое принимает на себя исполнение работ по контракту (договору подряда), привлекая к этому процессу других лиц – субподрядчиков. Генеральный подрядчик может основную часть работ выполнять сам, а может передать для выполнения все задачи субподрядчикам, отставив за собой функцию координатора и посредника между заказчиком и субподрядчиком.
- Субподрядчик, соответственно, – это лицо (организация со статусом юридического лица или гражданин), привлекаемое генеральным подрядчиком к работе над проектом.
В масштабном строительстве и на линейных объектах (транспортных магистралях, трубопроводах, при возведении линий электропередач и др.
) генподрядчик, как правило, привлекает несколько субподрядных организаций, координируя их и свои действия.
Отношения, в которых состоят генеральный подрядчик и субподрядчик, в первую очередь, регулируются статьёй 706 Гражданского кодекса РФ. Эта же статья определяет ответственность генподрядчика перед заказчиком.
Правовое регулирование отношений
Договор подряда или законодательство может обязать генподрядчика лично выполнить ту работу, которую он на себя принял.
Если такого условия нет, то подрядчик имеет право передать часть своих обязанностей (или все целиком) другим лицам, которые в этот момент приобретают статус субподрядчиков, а сам подрядчик – статус генерального подрядчика. Об этом говориться в пункте 1 статьи 706 ГК РФ. Помимо этого, из текста статьи следует, что:
- подрядчик несёт ответственность перед заказчиком за убытки, если такие последовали из-за привлечения субподрядчика с нарушением пункта 1 статьи,
- генподрядчик несёт ответственность перед заказчиком за нарушение договорных обязательств со стороны субподрядчика, и наоборот – несёт ответственность перед субподрядчиком за нарушение заказчиком своих договорных обязательств,
- заказчик может привлекать для выполнения отдельных работ третьих лиц напрямую (с взаимной ответственностью друг перед другом), но такой прямой договор может быть заключён с согласия генерального подрядчика.
В остальных случаях заказчик и субподрядчик не могут предъявлять друг другу претензий (в том числе – финансового характера), если законом или соглашением не предусмотрено иное.
В статье 707 (регламентирующей участие в работе нескольких лиц) предусмотрена возможность привлечения к работе двух и более субподрядных организаций. Это потребует от заказчика чёткого и скоординированного распределения объёма и графика работ (например, с помощью формы совмещённых графиков строительства).
При этом каждый субподрядчик сам может параллельно выступать генеральным подрядчиком, а может заключать «двойной субподряд» – самостоятельно привлекать для выполнения взятой на себя функции ещё одну субподрядную организацию. Это законодательством не запрещено.При этом, в структуре проекта, наряду с ролью генерального подрядчика, появляется роль и генерального субподрядчика.
Особенности договорных отношений
Новые форматы договорных связей, которые становятся альтернативой классическим конструктам, возникают как способ найти максимально эффективные пути взаимодействия между участниками проекта с учётом актуальных экономических реалий и конкретных условий, возникших на проекте.
К такой вариантной форме можно отнести, например, трёхсторонний договор между заказчиком, генподрядчиком и субподрядчиком или включение в структуру отношений фигуры субгенподрядчика, который функционально становится агентом генерального подрядчика и работает в его интересах.
При реализации классической схемы заказчик может просто не знать, какие лица, в конечном счёте, участвуют в реализации проекта, что становится ещё одной причиной его вмешательства в договорные отношения «генподрядчик-субподрядчик» на правах третьей стороны.
Чтобы устранить недостатки подобного неведения с сохранением традиционной формы, практикуют создание списков согласованных субподрядчиков. Такие списки становятся составной частью договора генподряда.
Благодаря им заказчик не заключает соглашения с субподрядчиком, но может влиять на его правовое положение.
В данном варианте, заказчик получает возможность отказаться от привлечения какой-либо сомнительной, с его точки зрения, субподрядной компании или ограничить спектр поручаемых ей работ. Это можно трактовать как ограничение свободы договора между генподрядчиком и субподрядными организациями.
Но в судебной практике, судя по прецедентам, составление списка рассматривается в качестве свидетельства осмотрительности субъекта хозяйственной деятельности в выборе контрагента. При этом предполагается, что список представлен на рассмотрение заказчика ещё до заключения договора подряда.
В тех случаях, когда подписанию договора предшествуют тендеры, список субподрядчиков включается в конкурсное предложение генподрядчика, что учитывается заказчиком при выборе участника торгов.Однако, в данном случае, речь идёт о частных проектах, поскольку объём и содержание пакета документов для участников, отбираемых на строительные работы для муниципальных и государственных нужд, определён Федеральным законом.
Если при таких условиях список субподрядчиков генеральным подрядчиком и представляется, то это рассматривается уже как личная (необязательная) инициатива.
Некоторую сложность составляет и процесс замены субподрядчика в ходе реализации работ (а также перераспределение обязанностей между лицами, задействованными в субподряде).
Если на правовой статус субподрядчика влияет заказчик, то генподрядчику нужно будет брать у него письменное согласие на это или составлять дополнение к договору.
Если же по настоянию заказчика генподрядчик откажет субподрядчику в одностороннем порядке, то заказчик не будет нести ответственность за правовые последствия и, например, выплачивать возмещение субподрядчику, поскольку не связан с ним соглашением.
Финансовые отношения между субподрядчиком и генподрядчиком
В классическом варианте, согласно 706-ой статье ГК, генеральный подрядчик, как посредник между заказчиком и субподрядчиком, несёт ответственность (в том числе – финансовую) перед одним участником за нарушение договорных обязательств со стороны другого участника. Однако условия некоторых договоров требуют разъяснений в следующих ситуациях.
Часто в договорах субподряда вносится пункт, по которому генеральный подрядчик оплачивает субподрядчику его работу спустя определённое время после того, как сам получит оплату от заказчика. Правомерность этого условия ставится под сомнение.
Вопрос актуализируется в тех случаях, когда заказчик задерживает выплату генподрядчику, и эта задержка автоматически отражается на выплатах субподрядчику.
Исходя из судебной практики, сам пункт договора, связывающий оплату субподрядчика с оплатой заказчика, скорее всего, будет признан незаконным (противоречащим п.3 статьи 706).
Солидарная обязанность (генподрядчика и заказчика) в этом случае тоже не наступает.
Генподрядчик и субподрядчик
Генподрядчик обязан будет лично оплатить работу субподрядчика в любом случае, если та произведена без нарушений.
Статья 706 в пункте 4 допускает заключение заказчиком (по договорённости с генподрядчиком) прямого контракта с третьим лицом (субподрядчиком). К такому соглашению тоже применим регламент, касающийся договора подряда.
Если субподрядчик, со своей стороны, по каким-либо причинам хочет связать оплату с заказчиком, то он должен напрямую заключить с заказчиком на выполнение отдельных работ или в договорах субподряда и генподряда сразу предусмотреть прямую форму расчёта (минуя генподрядчика).Речь об оплате субподрядчиком услуг генерального подряда. Такой процент должен компенсировать затраты (расходы) на отдельные конкретные услуги, оказываемые генподрядчиком субподрядчику. расходов здесь – это затраты, связанные:
- с обеспечением техдокументацией,
- с координацией работ субподрядчика,
- с приёмкой работ и сдачей их заказчику,
- с обеспечением пожарной и сторожевой охраны и др.
Субподрядные договоры такой платёж устанавливают либо в форме перечисления денег на счёт генерального подрядчика, либо (что чаще) в форме зачёта стоимости услуг.
В среднем, размер такого перечисления составляет 1%-4%, в зависимости от вида услуг (по отдельным счетам и ежемесячно). Но некоторые генеральные подрядчики «аппетитами» и взыскивают и с субподрядчика 10%-15%, и с заказчика те же процентные отчисления.
Такие генподрядчики нередко включают в договор субподряда пункт о генподрядном проценте «по умолчанию», что даёт основание субподрядчикам воспринимать данный процент как и аналог «отката».
Альтернативой становится практика внедрения коэффициента снижения цены, который выполняет ту же функцию, что и процент, и позволяет при расчётах скорректировать цену, что юридически не считается изменением договорной цены.
В заключение, надо обратить внимание на отличие субподрядчика от поставщика. Поставщик материалов и оборудования подписывает с генеральным подрядчиком договор поставки (купли-продажи) и, соответственно, их отношения регламентируются законодательством, определяющим права и обязанности сторон по контракту поставки, а не по договору подряда.
Источник: https://warmedia.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%BA-%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%B5%D1%82-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%81%D1%83/
Если подрядчик в нарушение условий договора привлек к выполнению работ субподрядчика без согласования с заказчиком — Правовой мир
Экономколлегия ВС РФ продолжает давать толкование нормам главы 37 ГК РФ о подряде (подробнее о двух августовских определениях см. здесь и здесь).
Определение от 27.08.205 по делу № 305-ЭС15-6882 привлекло мое внимание несколькими моментами.
Во-первых, как и в двух других случаях (см. здесь и здесь), спор возник из договора субподряда (подробнее об использовании субподрядных конструкций в структурировании договорных отношений по капитальному строительству см. здесь).
Во-вторых, как и в двух других случаях, договор субподряда был заключен в целях выполнения работ для нужд государственного (муниципального) заказчика.
Наконец, в-третьих, ВС РФ высказался по вопросу толкования статьи 753 ГК РФ, который ранее уже был предметом рассмотрения Президиума ВАС РФ (от 27.03.2012 № 12888/11), сохранив преемственность правовых позиций и развив подход, предложенный ВАС РФ.
***
Достаточно часто заказчики, выявившие в ходе приемки работ недостатки, ссылаются на них и отказываются от подписания акта приемки.
Между тем заказчик вправе отказаться от приемки результата работ лишь в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком (пункт 6 статьи 753 ГК РФ).
Таким образом, если выявленные недостатки не исключают возможность использования результата работ для предусмотренной договором цели или являются устранимыми (а к таким недостаткам относится большинство), заказчик по смыслу пункта 6 статьи 753 ГК РФ не вправе отказаться от приемки результата работ.
Подтверждением данного вывода служит, в частности, правовая позиция, сформулированная в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 № 12888/11, из которого следует, что сам факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа от их приемки и оплаты работ.
***
Как следует из текста принятых по делу судебных актов, 15.12.
2011 между ООО «ТП ХОНКО» (субподрядчиком) и ООО «НКСПС» (генподрядчиком) заключен договор, по условиям которого субподрядчик обязуется в обусловленный срок осуществить поставку и монтаж сборного некапитального здания спортивного комплекса с открытым плоскостным сооружением и универсальным игровым залом, и плавательным бассейном, а генподрядчик обязуется принять завершенный монтажом объект и оплатить стоимость в соответствии с условиями договора.Цена договора согласована сторонами в размере 81 966 797,83 руб. и складывается из стоимости конструкций, материалов, монтажа и пусконаладочных работ, является твердой, не подлежит изменению, кроме случаев, предусмотренных законом или соглашением сторон.
По условиям договора результат работ должен был быть сдан субподрядчиком в срок до 21.12.2012.
Источник:
Фас о согласовании субподрядчиков с заказчиками
штатный живописец «Правды о СРО»
Комиссия ФАС по контролю в сфере закупок пришла к выводу о том, что при определении поставщика на конкурентной основе заказчик не вправе требовать от подрядчика согласовывать условия и порядок привлечения субподрядчиков.
Поводом для подачи жалобы по делу №223ФЗ-92/18 участника открытого аукциона послужило включение заказчиком в условия проекта договора поставки положения, согласно которому исполнитель по договору, заключаемому по результатам проведения аукциона, вправе осуществить замену субподрядчика из числа субъектов малого и среднего предпринимательств только по согласованию с заказчиком. Также заказчиком в проекте договора неправомерно установлено положение, согласно которому исполнитель по договору не вправе привлекать третьих лиц к выполнению обязанностей, предусмотренных договором, без письменного согласования с заказчиком.
ФАС указала, что законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с положениями законодательства о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Таким образом, условия и порядок привлечения третьих лиц устанавливаются исполнителем по договору самостоятельно, без согласования с заказчиком указанных условий.
Согласование с заказчиком условий договоров, заключаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с третьими лицами, по мнению ФАС, является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления заказчика и затрудняет исполнение обязательств.
По результатам рассмотрения и разрешения дела Комиссия ФАС выдала заказчику предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 13.02.2018 г по делу №223ФЗ-92/18.
Вместе с тем, указанные выводы Комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок кажутся нам не вполне применимыми для правоотношений, связанных с договорами подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации и строительно-монтажные работы, а также целым рядом прочих договоров подряда или оказания услуг, в которых существенное значение имеет в том числе «личность» подрядчика (исполнителя). Так, одно дело – поставка какого-либо типового товара с определенными требованиям и свойствами, и совсем другое – проектирование или возведение объекта капитального строительства, когда важны такие характеристики, как профессионализм подрядчика и, следовательно, его субподрядчиков, опыт работы, наличие производственных мощностей, технической оснащенности и даже репутация на строительном рынке.
Источник:
Договор субподряда:суть и смысл
Под договором субподряда обычно воспринимают особый подвид договора подряда. Официального понятия договора субподряда не существует, есть понятие «договор подряда».
Суть отношений субподрядчика и подрядчика состоит в том. что генеральный подрядчик предает часть объёма своей работы на выполнение её субподрядчиком. Однако генеральный подрядчик может обратиться за помощью к субподрядчикам только при наличии на это разрешения заказчика.
На договор субподряда распространяются общие положения о договоре строительного подряда, установленные Гражданским кодексом РФ.
Главную роль в договоре субподряда играют такие факторы как цена работы, сроки выполнения и предмет договора.
Так, предметом такого договора может быть строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, сооружений или иных объектов, а также выполнение монтажных, пусконаладочных и других работ. Часто необходимость в услугах субподрядчиков возникает для выполнения работ по установке коммуникаций.Что касается сроков выполнения работ, то в договоре стороны должны согласовать их начало и окончание. Кроме того, они могут определить и промежуточные сроки, то есть сроки завершения отдельных этапов работы. Без согласования существенных условий договор не может считаться заключенным.
- Если же субподрядчик нарушит сроки выполнения работы, указанные в договоре, то его действия могут привести к дальнейшему расторжению договора.
- Цена, указанная в договоре, определяется стоимостью проведенных работ.
- Цену можно указать как в самом договоре субподряда, так и в смете.
Следует отметить, что генеральный подрядчик должен будет оплатить работу субподрядчика точно в срок согласно договору. Сроки оплаты работы субподрядчика не должны зависеть от того, оплатил ли заказчик работу, или нет.
Договор субподряда, как правило, заключается в простой письменной форме. Однако как и в любом договоре, регулируемым Гражданским Кодексом Российской Федерации, договор субподряда налагает ответственность на всех участников договора.
- Ответственность генерального подрядчика пред субподрядчиком наступает в случае, если заказчик строительства не выполняет свои обязательства.
- Также если субподрядчик не выполнит свою часть сделки, то генеральный подрядчик будет отвечать за это неисполнение обязательств по договору перед заказчиком.
- Заказчик и субподрядчик лишены права на предъявление претензий по случаю нарушения условий договора, который был заключен генподрядчиком по отдельности с каждой стороной.
- Заказчик также лишен права на заключение договора на отдельные работы на том же объекте строительства с другими подрядчиками.
- Если подрядчик заключил с заказчиком договор на выполнение работ по строительству, которые подлежат лицензированию, то он должен иметь лицензию, даже если сам не будет выполнять эти работы, а поручит их субподрядчику, у которого есть соответствующая лицензия.
Дело в том, что договор субподряда не может существовать в отрыве от договора подряда. Первоначально именно подрядчик берет на себя обязательства по выполнению деятельности, требующей обязательного лицензирования.
Источник: https://stepnoeadm.ru/zemlya/esli-podryadchik-v-narushenie-uslovij-dogovora-privlek-k-vypolneniyu-rabot-subpodryadchika-bez-soglasovaniya-s-zakazchikom.html