Обеспечение собственной безопасности при оперативно боевой деятельности
Оперативные организационные формы спобы оперативно боевой деятельности
Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов: · законности; · уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; · гуманизма; · единства системы органов Федеральной службы безопасности и централизации управления ими; · конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности. Положения о ФСБ).
В целях выполнения названных задач органы ФСБ России реализуют свои функции по следующим основным направлениям
— контрразведывательная деятельность;
— борьба с терроризмом;
— борьба с преступностью;
— разведывательная деятельность;
— пограничная деятельность;
— обеспечение информационной безопасности;
— иные направления деятельности, установленные федеральным законодательством Российской Федерации (ст.
Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Основные организационные формы и способы оперативно-боевой деятельности фсб
» Юристу » Оперативно-боевая деятельность Оперативно-боевая деятельность Вернуться назад на Оперативная деятельность
Оперативно-боевая деятельность войск НКВД – выполнение внезапно возникших, не терпящих отлагательств служебно-боевых и боевых задач по розыску, захвату и ликвидации вражеских десантов, диверсионных групп и агентуры противника, бандитских, повстанческих и националистических формирований, оказывающих сопротивление вооруженных преступников, нарушителей законов военного времени.
Российской Федерации, и др.
Борьба с преступностью.
Органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружии и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации (ст.
В зависимости от вида операции группа блокирования могла выполнять задачу заслонами, засадами, секретами, патрульными группами, группой перекрытия.
Поиск – основная составляющая операций или мероприятий по розыску преступников, диверсантов, бандитов, иного рода враждебного и преступного элемента. Он осуществлялся группой поиска в оперативно-войсковых операциях или отдельными нарядами.
Конечная цель поиска – обнаружить место нахождения разыскиваемых лиц или групп, и, кроме того, их захват или уничтожение, если на то имелся боевой приказ.Боевой порядок группы поиска – цепь, интервалы в которой зависели от решаемой задачи, условий местности, времени суток и погоды.
— необходимость обеспечения собственной безопасности;
— запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами России.
Этот перечень оснований контрразведывательных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Отдельные контрразведывательные мероприятия проводятся при наличии определенных условий.
Так, мероприятия, ограничивающие права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, реализуются только на основании судебного решения и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Резерв начальника КПП осуществлял все задержания и конвоирования.
Секрет – скрыто расположенный пост для наблюдения за окружающей местностью на наиболее вероятных путях движения диверсионных групп и десантов противника, бандформирований, разыскиваемых лиц.
Наряд в составе 2–3 бойцов выставляется на определенное время, по истечении которого самостоятельно покидает место выполнения задачи. Служба секрета не проверяется из-за соблюдения секретности места расположения наряда.
В зависимости от обстановки секрет мог выполнять задачу засады.
Засада – скрыто расположенная группа, подразделение для внезапного захвата или уничтожения противника, банды. Наряд выставлялся в местах, где они вероятнее всего должны были появиться. В случае надобности наряд мог осуществлять лишь захват.
— борьба с терроризмом;
— борьба с преступностью;
— разведывательная деятельность;
— пограничная деятельность;
— обеспечение информационной безопасности;
— иные направления деятельности, установленные федеральным законодательством Российской Федерации (ст. 8 Закона о ФСБ).
Указанные направления деятельности органов ФСБ России по своему содержанию состоят в следующем.
Контрразведывательная деятельность — деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России (п.
» Юристу » Оперативно-боевая деятельность Оперативно-боевая деятельность Вернуться назад на Оперативная деятельность
Оперативно-боевая деятельность войск НКВД – выполнение внезапно возникших, не терпящих отлагательств служебно-боевых и боевых задач по розыску, захвату и ликвидации вражеских десантов, диверсионных групп и агентуры противника, бандитских, повстанческих и националистических формирований, оказывающих сопротивление вооруженных преступников, нарушителей законов военного времени. Формы, методы, способы их выполнения относились к разделам «Специальная тактика» или «Специальные операции».
Для решения оперативно-боевых задач могли назначаться войсковые соединения, части, подразделения, наряды, группы, отдельные военнослужащие, в военное время, кроме того, могли привлекаться вооруженные отряды, сформированные из числа местных жителей, но неизменно под руководством сотрудников органов НКВД, полиции или офицеров войск НКВД. Задачи, связанные с разведкой, розыском, задержанием, захватом вооруженных лиц или небольших групп решались отдельными нарядами, подразделениями, в соответствии с положениями специальной тактики; борьба с диверсионными группами, бандитскими или националистическими формированиями осуществлялись в форме специальных операций (чекистские, оперативно-чекистские, чекистско-войсковые, оперативно-войсковые) соединениями, частями, войсковыми группами на основе разработанных планов проведения данного мероприятия.
Основные направления деятельности органов фсб рф
Разведывательная деятельность осуществляется в сферах: — политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и некоторых иных — СВР России и ФСБ России; — военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и др. — органом внешней разведки Минобороны России.
Поскольку ФСБ России является одним из субъектов осуществления разведывательной деятельности, в ее составе создаются специальные подразделения, которые при реализации своих функций руководствуются положениями Закона о внешней разведке, а также соглашениями, совместным нормативным правовым актам, заключаемым между СВР России и другими органами внешней разведки.
Источник: https://yugtehtorg.ru/operativnye-organizatsionnye-formy-spoby-operativno-boevoj-deyatelnosti
Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел во время массовых мероприятий
Ключевые слова: ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКА ОВД; ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ; ВЫПОЛНЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ И СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ; МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ; THE PERSONAL SAFETY OF POLICE OFFICERS; THE USE OF PHYSICAL FORCE; THE IMPLEMENTATION OF OPERATIONAL SERVICE AND SERVICE-COMBAT TASKS; RIOTS.
Аннотация: В статье рассматривается роль личной безопасности сотрудников ОВД при несении службы в местах проведения массовых мероприятий. В настоящее время личная безопасность сотрудников ОВД зависит от знаний и соблюдений мер личной безопасности во время несения службы и внеслужебное время, что в свою очередь минимизирует риск получения травм и увечий, а также снижает уровень угрозы жизни и здоровью сотрудников, а также позволяет эффективно решать задачи, возложенные на сотрудника ОВД.
Российская Федерация многонациональная и многоконфессиональная страна с длинным и нелегким историческим наследием, именно поэтому, только за один календарный год насчитывается около 10 государственных праздников и памятных дат, столько же различных религиозных, региональных, спортивных празднеств (такие как Масленица, День города, Лыжня России и т.д.) с массовым скоплением людей. Практически каждый месяц в году, а может и чаще, для обеспечения общественной безопасности в таким мероприятиях привлекаются сотрудники органов внутренних дел (ОВД).
Сотрудники ОВД в первую очередь привлекаются на данные массовые мероприятия с целью обеспечения не только охраны общественного порядка и состояние безопасности лиц, присутствующих на данных мероприятиях, но также принятия мер соблюдения собственной безопасности, в случаях возникновений массовых беспорядков, в процессе пресечения которых сотрудник полиции может получить травму, ранение, а также возможны случаи провокации сотрудников полиции на применение ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Под массовыми беспорядками понимаются активные действия, которые совершаются большой группой лиц, в результате которых осуществляется посягательство на общественную безопасность. Массовые беспорядки могут выражаться в уничтожении имущества, проведении групповых драк на стадионах, проявление недовольства к законным действиям сотрудников полиции, а также иных видах сопротивлений представителям власти. Личная безопасность сотрудников правоохранительных органов и ее обеспечение во все времена развития общества была и остается актуальной проблемой. Именно знание сотрудниками правоохранительных органов, а также соблюдение мер личной безопасности во время несения службы и внеслужебное время, минимизирует риск получения травм и увечий, а также снижает уровень угрозы жизни и здоровью сотрудников. К сожалению, не всегда сотрудники правоохранительных органов придерживаются соблюдения рекомендаций касающихся мер обеспечения личной безопасности, что в свою очередь приводит к негативным последствиям. Риск получения травм вследствие пренебрежения сотрудниками полиции соблюдения мер личной безопасности во время несения службы достаточно высок. Это означает, что во время несения службы сотрудники ОВД во избежание травма опасных ситуаций, которые в свою очередь могут привести к возникновению угрозы жизни и здоровья сотрудника, должны довести до автоматизма действия, связанные с применением мер личной безопасности. Еще одним из факторов влияния обеспечения личной безопасности являются недостаточно развитые физические качества, которые приводят к плохой работоспособности сотрудников, т. е. они не могут в должной мере решать стоящие перед ними оперативно-служебные и служебно-боевые задачи. В то же время качество формирования профессионально прикладных физических навыков, таких как преодоление искусственных и естественных препятствий, применение боевых приемов борьбы в различных ситуациях служебной деятельности, напрямую зависит от уровня физической подготовленности сотрудников [2].
Личная профессиональная безопасность сотрудников органов внутренних дел — состояние профессиональной деятельности сотрудников ОВД, при котором уровень профессионального риска не представляет реальной угрозы для жизни, здоровья, а также психологической стабильности личности сотрудника, тем самым позволяющее эффективно выполнять оперативно-служебные задачи, возложенные на сотрудника ОВД.
К факторам, определяющим личную безопасность сотрудника ОВД относятся:1. уровень профессионального риска;2. степень профессиональной защищенности;
3. способность сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности и безопасности коллег, т.е. сознательному снижению уровня профессионального риска.
Источник: http://novaum.ru/public/p1432
Обеспечение собственной безопасности при оперативно боевой деятельности
В условиях тайного противоборства противостоящих сторон (иностранных разведок и используемых ими организаций и лиц, с одной стороны, и органов безопасности Российской Федерации — с другой) существенное значение приобретает обеспечение собственной безопасности ФСБ. Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами ФСБ в соответствии с Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Законодательство Российской Федерации непосредственно не раскрывает значение термина «собственная безопасность».
Исходя из смысла положений Федерального закона
«Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»
и, ориентируясь на накопленный опыт работы в области обеспечения собственной безопасности, последнюю можно определить как степень защищенности органов, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельность, от внешних и внутренних угроз, минимальный уровень которой позволяет данным органам эффективно функционировать в сфере обеспечения национальной безопасности России.
Собственная безопасность применительно к деятельности спецслжуб вообще и органов ФСБ в частности, становится все более актуальной, Проблема обеспечения собственной безопасности носит практический характер, а усиление ее актуальности в современных условиях вызвано рядом внешних и внутренних факторов.
Так, например, в результате распада СССР и смены политических режимов в странах Восточной Европы масштабы деятельности иностранных спецслужб против России значительно возросли, в том числе и за счет переориентации спецорганами этих государств и некоторыми из стран бывшего СССР своих разведывательных усилий в направлении России и ее органов контрразведки как объекта первоочередных устремлений.
Последнее объясняется тем, что в этих органах сосредоточивается ценная информация, раскрывающая не только профессиональную деятельность этого органа, но и отдельные детали военно-политических планов и замыслов Российского руководства, перспективные направления научно-технического и внешнеэкономического сотрудничества с различными странами и т.п.
В последние годы фиксируется значительное усиление разведывательно-подрывной деятельности спецслужб ряда государств.
О
бзор местности (акватории), возможность охвата взором окружающей местности (акватории).
. также является деятельностью наблюдателей и операторов.
богревательные пункты, инженерные сооружения (помещения, будки, землянки), возводимые на маршрутах движения пограничных нарядов на участках пограничных застав (подразделений) для обеспечения укрытия пограничных нарядов в непогоду, отдыха в период длительного несения службы. Количество и тип .п., их удаление друг
Меры безопасности при несении пограничной службы и собственной безопасности
При обращении с оружием строго соблюдать порядок его осмотра, заряжания и разряжания и не допускать случайных выстрелов.
При движении по охраняемому участку, населенному пункту оружие, как правило, имеют в положении «на ремень». При движении на крутых спусках и подъемам по переходным мостам, кладям, при переправе через водные преграды, подъеме на наблюдательную вышку и спуске с нее, выполнении различных работ оружие у пограничников должно находиться в положении «за спину».
Оружие в положении «за спину» могут иметь специалисты кинологии, а также пограничники, непосредственно осуществляющие проверку документов.Водители, личный состав постов технического наблюдения, подвижных пограничных постов, постов наблюдения имеют оружие при себе или в специально оборудованных пирамидах (местах) в положении, обеспечивающем быстрое его применение и не затрудняющем несение службы и управление автомашиной.
Деятельность подразделений собственной безопасности по профилактики коррупционных преступлений
Но и в случае выявления признаков коррупционного преступления нет гарантии, что расследование будет доведено до логического конца, и виновные предстанут перед судом.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении коррумпированных должностных лиц органов внутренних дел не самоцель органов собственной безопасности, а способ получения и фиксации имеющих значение для расследования данных.
Поэтому участвующие в рассматриваемой деятельности сотрудники оперативно-розыскных подразделений ОСБ и взаимодействующие с ними следователи должны руководствоваться как положениями Закона об ОРД, так и уголовно-процессуальным законодательством.
Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (с изменениями на 28 февраля 2020 года)
Концепция разработана в соответствии с , общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.5.
Цель Концепции — развитие сферы обеспечения собственной безопасности, создание приемлемых условий для стабильного функционирования органов внутренних дел, сохранения ее целостности, противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.6.
Обеспечение собственной безопасности в системе МВД России — это система согласованных правовых, организационно-управленческих, оперативно-розыскных, режимных, социально-психологических, воспитательных, пропагандистских и иных мер, направленных на создание и поддержание условий для выявления, нейтрализации и ликвидации внешних и внутренних угроз собственной безопасности.7.
Приказ МВД России от 02.01.2013 N 1
——————————— Далее — «Концепция».
4. Концепция разработана в соответствии с Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
5. Цель Концепции — развитие сферы обеспечения собственной безопасности, создание приемлемых условий для стабильного функционирования органов внутренних дел, сохранения ее целостности, противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. 6.
Обеспечение собственной безопасности в системе МВД России — это система согласованных правовых, организационно-управленческих, оперативно-розыскных, режимных, социально-психологических, воспитательных, пропагандистских и иных мер, направленных на создание
О направлениях совершенствования деятельности МВД России по обеспечению собственной безопасности: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
№ 273-Ф3 «О противодействии коррупции» в системе Министерства внутренних дел с 1 января 2015 г.
введен в действие приказ МВД России от 15 декабря 2014 г. № 1110
«Об организации учета уведомлений об иной оплачиваемой работе»
, головным разработчиком которого в системе МВД России являлось ГУСБ МВД России — прим. автора) и многое другое [8].
Полагаем, что дальнейшее развитие ведомственной нормативной правовой базы, направленной на более детальную регламентацию так называемых «запретительных барьеров» для совершения сотрудникам органов внутренних дел коррупционных правонарушений, следует отнести к одному из путей совершенствования нормативной правовой регламентации оперативно-служебной деятельности как органов внутренних дел Российской Федерации в целом, так и подразделений собственной безопасности системы МВД России, в частности.
Помимо собственно правовой работы одним из главных направлений
Работы у подразделений собственной безопасности МВД Рооссии много, и она разная
Отслеживание исполнения этих документов позволяет более действенно влиять на оперативную обстановку в субъектах Федерации в части обеспечения собственной безопасности, а также своевременно выявлять просчёты на том или ином направлении деятельности подразделения.
Одним словом, постоянный мониторинг – хороший инструмент оценки ситуации и внесения корректив в систему мер профилактики правонарушений со стороны личного состава органов внутренних дел.
Немаловажное значение принадлежит и такому направлению нашей деятельности, как оказание практической помощи территориальным подразделениям в решении первостепенных, зачастую трудоёмких задач, которые требуют управленческих решений со стороны Главка.
Статьи по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации
Гендерный аспект проблемы
Пять советов клиенту: надо ли ходить на судебные заседания, как вести себя в суде и насколько надо доверять своему адвокату
Концепция обеспечения собственной безопасности в системе МВД России[192] – это система взглядов на организацию и достижение качественно нового, более высокого уровня обеспечения собственной безопасности, эффективной защиты от существующих угроз при осуществлении оперативной и служебной деятельности в установленной сфере.
Она разработана в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, ФКЗ и ФЗ, актами Президента и Правительства России, НПА МВД.
Её цель – развитие сферы обеспечения собственной безопасности, создание приемлемых условий для стабильного функционирования ОВД, сохранения ее целостности, противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
– это система согласованных правовых, организационно-управленческих, оперативно-розыскных, режимных,
Главное управление в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с органами внутренних дел Российской Федерации, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.
8. Главное управление в установленном порядке совместно с органами внутренних дел, организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, обеспечивает эффективность деятельности подразделений собственной безопасности территориальных органов МВД России. ——————————- Далее —
«органы, организации и подразделения системы МВД России»
. Пункт 8 в ред.
Оперативно боевая деятельность органов фсб
Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами Федеральной службы безопасности своей деятельности.
Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. 55. основные направления деятельности органов фсб рф Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Источник: http://konsalt74.ru/obespechenie-sobstvennoj-bezopasnosti-pri-operativno-boevoj-dejatelnosti-67731/
Военная контрразведка
На стыке столетий специалисты в области военного искусства начали активно придумывать новые методы снижения человеческих потерь в возникающих военных конфликтах. На разных этапах поиска решения данной задачи возникало немало идей, поэтому практически во всех странах стали возникать профессиональные и одновременно тайные разведывательные подразделения.
Опытные военные деятели понимали, что попытка не допустить на территорию своего государства шпионов и разведчиков вражеской стороны также является целевой задачей: так и появилась контрразведка как отдельная организация.
Краткая история
Почти сразу после создания в России первых регулярных воинских подразделений остро стал вопрос их контрразведывательного обеспечения и поддержания в армии правопорядка.
Так 12 мая 1918 года директивой Высшего военного совета РСФСР при штабах Красной армии было создано отделения по борьбе со шпионажем — прообраз современного отдела (именно с этого момента начался процесс реального становления военной контрразведки в РФ).
Пока императорские спецслужбы часто проигрывали в противопоставлении с иностранными организациями, то работа советских контрразведчиков в период ВОВ считалась более эффективной. Они не были профессиональными, но развивались на полудипломатической основе, вплоть до начала ХХ века имея немало проблем в плане обеспечения.
Уже в 1930 году по итогам реорганизации ОГПУ военная контрразведка как самостоятельный орган была ликвидирована, став частью Особого отдела.Но к 1936 году была повторно восстановлена как автономное подразделение в составе Главного управления госбезопасности Наркомата внутренних дел.
В будущем периоде 1938—1941 годов рассматриваемые спецслужбы многократно реформировались, но ВКР всё равно сохраняла свой независимый статус.
Начиная с 1941 года их окончательно вывели из состава НКВД и передали армии, но сразу после начала ВОВ (в июле того же года) опять вернули в Наркомат внутренних дел.
Что такое контрразведка?
Под понятием «контрразведки» стоит учитывать работу специальных служб, нацеленных на противодействие чужой разведывательной деятельности заграничных стран. Факт наличия подобного рода задач частично выделяет её на фоне смежных военных ведомств.
По умолчанию «контрразведка» – совокупность госслужб, главная задача которых – пресекать любую подозрительную деятельность в России. Изначально она представлена в виде разновидностей, соответствующих типичным форматам разведки, поэтому существует военная, научная, политическая и экономическая вариация.
Ключевые моменты здесь применяются аналогично привычной разведке, но нередко дополняются оперативно-розыскными типами мероприятий, нацеленных на выявление иностранных шпионов и спецагентов. Во время разведки они почти не применяются как самостоятельный комплект, поскольку у разведчика за рубежом вовсе нет возможностей по аресту и допросу особ из соседнего государства.
Отличия от разведки
Существует немало важных отличий этих 2 видов деятельности. Чтобы разобраться, чем именно разведка не похожа на контрразведку, нужно изучить оба понятия.
Профессиональные историки спецслужб воспринимают значение разведки как «деятельность, направленную на сбор и обработку актуальных данных о силе противника, его обороноспособности, экономическом и боевом потенциале».
При этом реализуется она благодаря специальным тактическим и оперативным приёмам.
Поэтому центральное отличие разведки от контрразведки заключается в том, что первый тип работы спецслужб направлен лишь на сбор требуемой информации за границей, в то время как второй — лишь на своевременное пресечение разведывательных спецслужб чужих стран. Их классификация на дополнительные разновидности в целом имеет много общего, так же как и основные способы обоих спецслужб.
Основные направления деятельности
Перед службой ФСБ поставлено немало важных функциональных задач, которые диктуют строгое наличие нескольких параллельных направлений деятельности, куда непременно входит:
- Противодействие терроризму и преступности.
- Охрана территориальной целостности РФ.
- Обеспечение безопасности информации.
- Проведение операций по разведке вне границ страны.
Отдельные функции напрямую обусловлены действующим законодательством России (с учётом развития нежелательных связей в высших эшелонах власти, актуальным направлением деятельности сейчас считается борьба с коррупцией).
Контрразведывательная
Контрразведывательная деятельность – разновидность работы органов ФСБ в пределах собственных полномочий по поиску, предупреждению и пресечению разведывательной деятельности служба, а также отдельных лиц, направленных в ущерб безопасности страны (ч. 1 ст.9). Базой для подобной деятельности являются:
- наличие информации о признаках разведывательной и смежной деятельности;
- необходимость гарантии защиты сведений, входящих в перечень государственной тайны;
- анализ или проверка особ, оказывающих помощь органам ФСБ на индивидуальной основе;
- требования по обеспечению собственной безопасности.
Смысл контрразведывательной деятельности водится в противодействии разведывательно-подрывной деятельности служб зарубежных государств и их представителей (обычно конспиративными средствами и приёмами).
Борьба с преступностью
Данный тип защиты осуществляют органы федеральной службы безопасности согласно с федеральным законодательством. Органы проводят оперативно-розыскные мероприятия по преступлениям, дознание, а также предварительное следствие, отнесённые к их ведению. В компетенцию указанного подразделения (ч. 1-4 ст. 151) входят:
- Шпионаж.
- Коррупция.
- Незаконный оборот оружия и наркотических средств.
- Контрабанда.
Заодно на них могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством России.
Борьба с терроризмом
Данную деятельность контролируют органы федеральной службы безопасности и их подразделения (по борьбе с терроризмом), а также специально назначенные должностные лица.
Главным образом их деятельность направлена на выявление, пресечение, расследование и раскрытие террористических актов при помощи организации оперативно-боевых и иных мер.
Предпосылками для проведения соответствующих мероприятий являются:
- пресечение террористического акта;
- выявления лиц, причастных к подготовке и совершению правонарушения;
- добыча информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.
На любом этапе проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные операции, особый характер которых формируется условиями борьбы с терроризмом в современных условиях. А порядок проведения указанных мероприятий устанавливается нормативными актами ФСБ РФ.
Осуществление разведки
Не менее важная разведывательная деятельность реализуется органом внешней разведки исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с законом «О внешней разведке».
Стандартный алгоритм проведения разведывательных мероприятий и этапы использования специальных методов тоже фиксируются правовыми актами федерального органа в области обеспечения безопасности. Законодательство (ст. 1, 11) определяет внешнюю разведку как «совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки РФ и составную часть сил обеспечения безопасности страны».
Пограничная
Центральными направлениями активной деятельности на границе считаются всего лишь 2 основные цели.
К первой относится защита и охрана госграницы России ради недопущения её изменения (нарушения или изменения оговоренных зон) на незаконных основаниях.
Гарантия соблюдения физическими лицами и компаниями пограничного и стандартного режима охраны и строгих условий в пунктах пропуска через границу страны.
Во вторую категорию полномочий и целей входят защита и охрана экономических и других законных интересов России в пределах приграничной территории. Тщательный контроль рыбных запасов согласно требованиям международных соглашений и российского законодательства.
Информационная безопасность
В свою очередь подразделения ФСБ осуществляют упомянутый вид деятельности начального планирования и реализации государственной и научно- технической тактики в плане обеспечения информационной безопасности, включая использование инженерно-технических и криптографических средств.
Сюда же входит и деятельность при обеспечении упомянутыми ранее методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и прочих аналогов, которые обеспечивают качественную передачу специально зашифрованной информации на территории страны и в отечественных учреждениях, расположенных за пределами государства.
Каков кадровый состав?
Согласно общепринятым правилам, ФСБ России комплектуются сотрудниками (также и на конкурсной основе), включая военнослужащих и гражданский персонал. А сами военнослужащие, за исключением Пограничной службы, в свою очередь комплектуются главным образом из офицерского состава. Поэтому итоговый кадровый состав контрразведки делится по следующему принципу:
- Административно-должностное положение — на военнослужащих (офицеры и сержанты), чиновников и простых сотрудников.
- Объём полномочий – на руководителей и исполнительных работников.
- 3. Выполняемые функции – на оперативные, аналитические, научно-исследовательские и оперативно-технические элементы.
- Срок службы — на постоянных сотрудников разведки (центральная часть) и временных (по сезону или на время конкретной операции).
Стандартная структура кадрового состава разведки на практике оказывается довольно сложной. Её оценка и изучение с учётом разнообразных критериев, включая сам характер внешнего проявления деятельности, позволяет максимально точно выделить внутри штата ряд категорий сотрудников контрразведки.
Но кадровая политика всегда ценила лояльность сотрудников, ставя её выше их интеллектуального потенциала, а факт происхождения кандидата по рейтингу был априори выше оригинальности его личности.
Структура
Федеральная служба безопасности спланировала достаточно надёжную структуру службы контрразведки, которая функционирует с минимальной долей изменений.
Во главе структурной части и службы находится начальник, а последующее деление происходит на уровне управлений и департаментов, на которые возлагается выполнение определённых обязанностей.
В итоге финальная структура службы контрразведки формируется из таких подразделений, как:
- Департамент контрразведывательных операций;
- Контроль координации и анализа работоспособности;
- Управление и планировка специальных мероприятий;
- Департамент внутренней военной контрразведки;
- Управление ходом деятельности на объектах;
- Центр безопасности информационного типа.
Современная структура даёт возможность быстро, точно и максимально эффективно реализовывать функциональные цели службы контрразведки ФСБ.
Важно осознавать, что этот специфический формат деятельности во многом не совпадает с классической контрразведкой, поскольку последняя нередко необходима для выявления иностранных шпионов в мирный период, пока упомянутые лица занимаются сбором данных об экономике, боеспособности и безопасности нашего государства.
Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfeb27602ec5300aa1c1dc5/5dbdc4bbd7859b00b18fcf29