Нормы политики и примеры
Политические нормы: пример. Что такое политические традиции?
Развитие государства во многом зависит от того, насколько фундаментальны и проработаны нормы, регулирующие те или иные процессы, происходящие на уровне политических институтов и общества. Какова специфика соответствующих механизмов? Какова роль политических норм для российского государства?
Определение термина
Рассматриваемая тематика имеет сложную структуру и заметный дискуссионный компонент. Первый аспект, в котором полезно рассмотреть политические нормы — определение.
Распространена трактовка, по которой под рассматриваемым термином следует понимать меры регуляции активностей в сфере государственного управления и области взаимодействия властных институтов, общества и индивидов.
Есть разные виды политических норм: они могут быть представлены в виде законов, традиций, обычаев, ценностных ориентиров, духовных и культурных приоритетов. Могут дополняться принципами — элементами, которые не носят характер регулирования, но часто играют не менее значимую роль, чем собственно нормы.
Но вне зависимости от конкретной разновидности, меры регуляции, о которых идет речь, касаются политической сферы общества.То есть они затрагивают властные отношения, выборные процессы, работу общественно-политических объединений, активностей социальных и этнических групп.
Политические принципы и нормы могут реализоваться на различных уровнях — общегосударственном, региональном, муниципальном.
Меры регуляции, о которых идет речь, устанавливаются с целью обеспечения контроля со стороны государства и общества за коммуникациями с участием отдельных индивидов, классов, представителей политических партий и иных общественных объединений. Другая важная функция, которую выполняют политические нормы — защита интересов государства и граждан от внутренних деструктивных факторов и внешнего воздействия.
Смежный характер норм
Можно отметить, что меры регуляции, о которых идет речь, очень близки, а в некоторых случаях идентичны источникам регулирования процессов в обществе — социальным нормам. В ряде случаев их непросто разграничить в силу того, что объект контроля — один и тот же, а содержание регулирующих положений — схожее. Политические, социальные нормы часто рассматриваются в едином контексте.
В соответствии с одной из трактовок, рассматриваемые меры регуляции — частный случай социальных. Эта точка зрения близка тем исследователям, которые считают общество первичным в отношении государства.
Аналогичным образом понимаются и правовые нормы — то есть те, которые изложены в законах. То есть каким бы ни был тот или иной регулирующий механизм, он так или иначе будет соотноситься с общественной сферой.
Политические и правовые нормы будут частными вариантами социальных.
Рассмотрим то, как соотносятся рассматриваемые меры регуляции и политические ценности. Которые, как и принципы, также могут играть важную практическую роль. Политические ценности — это ориентиры, которые в большей степени соотносятся с моралью, чем с правом.
Следование им предполагает, что субъект соответствующих активностей — например, орган власти или конкретное должностное лицо на государственной должности — проявит свою волю не в силу требований, продиктованных полномочиями, а по причине следования неким общечеловеческим, гуманитарным соображениям.
В идеале политические ценности, если говорить о современных средах, в которых реализуются внутригосударственные и международные отношения, должны отражать интересы прежде всего граждан, а не властей.
Это обеспечивается демократическими процедурами, связанными с формированием тех или иных институтов государственного управления.
Если они функционируют на должном уровне, то проблем с сочетаемостью политических ценностей и интересов общества не будет.
Нормы и традиции
В начале статьи мы отметили, что одной из разновидностей политических норм могут быть традиции. Основное их отличие от принципов — в том, что они носят характер, не предполагающий их альтернативного понимания. Если принципы как-то нуждаются в объяснении, то традиции, как правило, нет. Они понятны большинству участников политических коммуникаций.
Носителями традиций могут быть самые разные субъекты, например, политические деятели, занимающие конкретную должность. Это может быть социум, который делегирует им властные или административные функции. Это может быть политическое или иное общественное объединение, которое следует тем или иным традициям в ходе работы с избирателями или в процессе решения текущих задач.
Значимость традиций
В ряде случаев рассматриваемые элементы регулирования могут заменять правовые нормы. Например, в силу их отсутствия или недостаточной проработанности и, как следствие, неэффективности. В этом случае традиции иногда именуются «правовым обычаем».
Например, внутренняя политика России предполагает их регулярное задействование, если речь идет о правоотношениях с участием субъектов из национальных республик.
Законодателю в этом случае проще довериться сложившимся в локальных обществах моделям поведения, чем разрабатывать отдельную правовую норму.
Традиции также могут быть элементом проактивной адаптации общества к новым реалиям или влиянию неких факторов, которые текущая законодательная база не предусматривает. При этом, если задействование традиций в целом становится адекватной реакцией политического субъекта на изменения, то они вполне могут стать основой для формирования соответствующих правовых положений.Традиция — важнейший инструмент трансляции накопленного обществом в ходе исторического развития опыта участия в тех или иных политических коммуникациях.
Их наличие способствует выработке в социуме образцов реагирования на опасные с точки зрения устойчивости государства факторы.
Например, в случае напряженной внешнеполитической обстановки общество, имевшее исторический опыт участия в масштабных конфликтах, может проявить готовность к мобилизации всех сил на то, чтобы спасти свою страну.
Влияние традиций на сферы общественных коммуникаций
Политические традиции влияют не только на сферу, в которой реализуются властные отношения и функционируют государственные институты, но также и на иные области социальных коммуникаций.
Население РФ, которое традиционно характеризуется высоким уровнем патриотических настроений, с высокой вероятностью окажется готовым, например, не покупать товары импортного производства, попавшие под санкции.
В этом смысле прослеживается влияние традиции — любви к Родине — на уровне бизнеса, хотя на первый взгляд между данными сферами мало общего.
Политические традиции, как считают многие исследователи, формируют у людей поведенческие ориентиры, которые могут предопределять фундаментальность установок на реализацию тех или иных активностей.
Человек в случае появления неких факторов, повлиявших на формирование традиции в прошлом, может без лишней подсказки определить для себя оптимальную последовательность действий в той или иной ситуации.
Например, при появлении в числе кандидатов на высокую должность в государственной системе власти людей, поддерживающих отмену института лицензирования, назначающие их субъекты вспомнят, насколько эта мера в условиях строящейся капиталистической экономики в РФ может снизить качество многих товаров и сервисов, и не станут назначать данного человека на соответствующую позицию.
Традиции могут играть важную социализирующую и воспитательную роль. То есть люди в процессе взросления и приобщения к общественным коммуникациям, при наличии сильных политических традиций, не будут нуждаться в разъяснении вещей, которые предполагают их активное участие в тех или иных компонентах государственного строительства.
Какого рода сценарии здесь могут быть уместны? Например, человек, воспитанный на сильных политических традициях уважения к истории своей страны, скорее всего, не будет уклоняться от армии, а с удовольствием пойдет в нее служить. Он будет стремиться к освоению востребованной профессии с тем, чтобы приносить пользу государству.Традиции — важный фактор укрепления государственности, особенно если говорить о ее российской модели. Так, современные принципы выстраивания внутрифедеративных отношений в РФ не появились случайно — они имеют длительную историческую традицию, фактически со времен Империи.
Тот факт, что народы России чувствуют себя комфортно и лояльно к центральной власти, обусловлено, как полагают исследователи, не совершенством правовой базы, а тем фактом, что это вполне фундаментальная историческая традиция.
Нации, входящие в состав РФ, прекрасно понимают, что, скажем, при большем уровне федерализации могут не справиться с возросшей нагрузкой на экономику, с возникновением новых, не характерных для прошлых лет социальных проблем.
Традиции особенно примечательны тем, что они, несмотря на свою фундаментальность, поддаются аккуратному видоизменению под влиянием тех или иных факторов — в данном случае тех, что связаны с развитием государства. Поэтому они часто рассматриваются исследователями как наиболее эффективные регулирующие механизмы, как самые корректные политические нормы. Пример мы отметили выше — уважение к истории своей страны.
Моральный аспект
Политические нормы могут быть представлены также моральными установками. Их главный признак — выражение воли, не продиктованной какими-либо предписаниями, традициями или принципами. Субъект политических коммуникаций может принять решение исходя из личного стремления помочь партнеру. Или, по крайней мере, не ухудшить его положения.
Мораль может предопределяться как индивидуальным видением человеком ситуации, так и установками, которые играют заметную роль в обществе либо отдельных его группах или объединениях — партиях, профсоюзных организациях, идеологических кружках.
Правовые нормы в политике
Право и политика — сферы, которые теснейшим образом связаны между собой.
Большинство решений, которые принимаются органами власти в современных государствах, так или иначе осуществляются в рамках юридически закрепленных механизмов.
Правовые нормы можно отнести к категории ключевых для сферы политики. Но важно то, как они будут толковаться. Также право и политика — явления, которые имеют одну принципиальную несхожесть. В чем она проявляется?
Дело в том, что в процессах с участием властных институтов очень часто принимаются решения проактивного характера, под которые попросту не разработана юридическая база или же она характеризуется явно устаревшими положениями.
Как правило, изданию того или иного акта законодателем предшествует некий прецедент, ставший поводом для разработки новой правовой нормы или корректировки существующей. Поэтому политические деятели часто принимают решения, которые могут не находить соответствия в действующем законодательном регулировании.
И это становится частым поводом для дискуссий, для обвинения тех или иных должностных лиц в несоответствии «нормам права».
Однако законодательный аспект регулирования политических коммуникаций очень важен с точки зрения обеспечения стабильности государственных институтов. Без него нельзя обойтись на современном этапе развития мирового сообщества.
И потому в большинстве развитых стран существует мощная законодательная база, регулирующая, где это возможно, различные сферы политических коммуникаций. Основной источник соответствующих норм — это обычно положения Конституции или заменяющего его свода законов.
Остальные правовые акты опираются на на них.
Безусловно, нормы могут характеризоваться одновременным влиянием законодательных положений, морали, традиций или принципов. В этом случае мы можем говорить, к примеру, о справедливом законе, соответствующем историческим предпосылкам и современным реалиям. Быть может, это идеальный сценарий, но все благонадежные субъекты политики стремятся к нему.
Критерии отнесения норм к политическим
Исходя из каких признаков те или иные регулирующие меры следует понимать как политические нормы? Пример подобного типа источника — Закон о выборах РФ. Данный правовой акт непосредственным образом касается политической сферы, а именно — процедур, связанных с делегированием властных полномочий населением страны на уровень федеральных органов власти.
Если рассматривать российские традиции, то какие из них могут пониматься как политические нормы? Пример данного типа регулирующих установок — поддержка населением РФ централизованной модели государственного управления, сильного федерального центра.
Именно этой традицией, когда ключевые решения должны приниматься в Москве, многие политологи объясняют тот факт, что россияне выбирают партии и кандидатов с консервативной философией, формирующих свои программы с акцентом на поддержание вертикали власти.
Эта традиция действует давно, и она имеет исторические объяснения. Россия всегда была де-факто унитарным государством с центростремительными политическими трендами в силу специфики своего формирования. Внутренняя политика России во многом строится исходя из подобной традиции.
Население осознанно делегирует основную часть властных полномочий Москве, однако ожидая от управленческих решений столицы соответствующих результатов.Современные массовые политические партии — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР — так или иначе предполагают в ходе реализации своих программ следование указанной традиции. Все ключевые решения, независимо от того, кто выигрывает парламентские выборы, принимаются в Москве.
В числе моральных принципов также можно обнаружить политические нормы. Пример — установка правительства страны на списание внешних долгов в отношении стран, которые объективно не смогут рассчитаться по займам.
Вроде бы, с точки зрения права, государство вправе затребовать долг в полном объеме. Более того, политическая традиция может характеризовать кредитора как принципиального сборщика всех задолженностей.
Но не исключен сценарий, при котором власти страны-кредитора в силу моральных принципов примут решение списать долг.
Источник: https://FB.ru/article/186148/politicheskie-normyi-primer-chto-takoe-politicheskie-traditsii
Нормы религиозные, политические, корпоративные, морали
Каждый вид норм отличается сущностью, составом и нормативными актами, регламентирующими их.
Религиозные нормы
Данная категория включает комплекс обязательных религиозных норм для прихожан, которые постановили различные церковные конфессии. Как правило, они вносятся в специальные книги, именуемые священным писанием:
- Библия;
- Талмуд;
- Сунна;
- Законы Ману.
Нормативные акты принимаются церковными обществами, собраниями духовенства и высшими чинами церкви. Нередко правила могут выноситься в качестве комментариев к отдельным частям текста в книгах.
Религиозные нормы регламентируют порядок проведения и соблюдения:
- церковных служб;
- обрядов;
- постов.
Правила и акты могут быть представлены в виде нравственных указаний.
Пример 1
Например, заповеди, содержащиеся в Ветхом завете: не укради, почитай родителей своих, не убий и т.д.
В истории были периоды, когда религиозные нормы обладали юридическим характером. Чаще всего это было характерно для эпохи древности и Средневековья.
Пример 2
Например, каноническое право в средневековой Европе считалось незыблемым.
Однако и в современном мире встречается подобный подход к использованию религиозных текстов. Чаще всего это наблюдается в мусульманских странах, где Коран и Сунна имеют особое значение и важность. Также на начальном этапе существования СССР мусульманское право использовалось в отдельных областях Кавказа и Средней Азии.
На данный момент в большинстве цивилизованных государств власти не препятствуют свободному совершению различных церковных обрядов, если они не нарушают нормы действующего законодательства.
Такая деятельность не преследуется законом, но не имеет юридической значимости.
Однако, если совершаемые действия религиозного характера нарушают общественную мораль или связаны с насилием над личностью, они могут попасть под административную и уголовную ответственность.
Религиозные запреты и дозволения рассматриваются в качестве одного из способов взаимоотношения между людьми, который сформировался на протяжении длительной социальной истории. В большинстве случаев они выступают для нормализации человеческого существования, поскольку трактуются верующими, как источник мудрости и благоденствия.
Политические
Эта категория включает комплекс правил, на основе которых построены взаимоотношения между классами, нациями, сословиями, партиями и другими общественными объединениями, чья деятельность направлена на получение, удержание и использование власти. К политическим нормам относятся:
- общие лозунги (строительство коммунизма, принцип народовластия, внедрение основ рыночной экономики и т.д.);
- конкретные политические предложения (приватизация государственной собственности, внедрение местного самоуправления, программа по развитию экономики, пенсионные и налоговые реформы).
Политические нормы позволяют выражать гражданам классовые, коллективные и групповые интересы, давать оценку политической ситуации. Они часто присутствуют в:
- идеях философов, политиков, партийных лидеров;
- общих и конкретных программах;
- публичных выступлениях;
- структуре государственной власти;
- уставах и программах партий и общественных объединений.
Взаимодействие норм может иметь общеподдерживающий, компромиссный или враждебный характер. На данный фактор влияют:
- конкретные исторические условия;
- соотношение классовых, религиозных и национальных сил;
- уровень осознания общества и развития культуры.
Во избежание политического произвола и образования тоталитарного режима главенство принятых норм над правом не допускается. Они должны опираться исключительно на закон для сохранения демократического строя и цивилизованного гражданского общества. Если правительство не будет ограничено правом, интересы людей перестанут быть основным объектом деятельности властей.
Опиши задание
Корпоративные
Данная категория включает комплекс правил, известных также под названием «нормы общественных объединений». Они созданы для регулировки прав и обязанностей людей, состоящих в партиях, профсоюзах, добровольных обществах, в числе которых:
- молодежные;
- женские;
- творческие;
- научные;
- культурно-просветительские;
- спортивно-оздоровительные.
Кроме того, корпоративные нормы регулируют порядок создания и работы общественных объединений, включая полномочия и размер членских взносов, а также их взаимодействие с правительственными органами.
Они преподносятся в виде уставов и задокументированных правил, учитывая интересы членов определенной группы, и распространяются только на нее.
Если человек нарушит предписанные нормы, ему придется понести наказание в виде выговора, исключения из объединения или других мер воздействия.
Замечание 1Комплекс корпоративных норм дополнительно включает уставы, учрежденные кооперативами и другими негосударственными коммерческими организациями.
Деятельность любого объединения также может регулироваться и юридическими нормами. Организация должна функционировать в соответствии с действующим законодательством. Сюда входит:
- формирование правовой основы;
- общий порядок создания и деятельности;
- взаимодействие с органами правительства.
Каждое объединение имеет право существовать свободно, руководствуясь конституционными предписаниями. Ни один человек не может быть насильно заставлен вступить в какую-либо организацию и пребывать в ней.
Закон запрещает создавать объединения, которые будут вести преступную деятельность или использовать насильственные методы. У каждой организации должен быть список задач, предусмотренный уставом, за пределы которого не могут выходить ее действия.
Моральные
Определение 1
Мораль – термин, включающий представления людей о том, что такое добро и зло, честь, совесть, справедливость. Дословно данное определение переводится с латинского как «нравственный».
Граждане руководствуются моралью для оценки действий, совершаемых окружающими. Она включает в себя чувства, эмоции и переживания, которые испытывает человек, анализируя чужое поведение и поступки.
Мораль выступает в качестве формы общественного сознания. Как и право, она на протяжении истории развивалась и изменилась, отражая уровень развития общества. Моральные принципы формировались на основе социальной структуры и зависели от разных факторов:
- национальных;
- религиозных;
- бытовых;
- экономических.
В зависимости от исторического периода нормы морали могли совпадать или, наоборот, быть полностью противоположными друг другу.
Пример 3
Например, мораль в первобытном обществе, эпохе рабовладения, феодализма значительно отличалась от современного мира.
Совесть, порядочность, честность и осознание собственного долга являются высшими моральными принципами для человека. Он должен уметь давать личностную оценку не только окружающим людям, но и себе, оценивая собственное поведение.
В основе деятельности общества и взаимоотношений между людьми лежат нормы и принципы, которые вырабатывались человечеством на протяжении всего существования. Их список включает:
- милосердие;
- человеколюбие;
- принципиальность;
- справедливость;
- трудолюбие.
«Золотое правило», включающее все гуманные взгляды, которые выработал человек, воплотилось в пословице: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Данный принцип лег в основу ст. 17 Конституции РФ, в соответствии с которой гражданин может осуществлять действия, не ограничивающие права и свободы других людей.
Вывод 1
С учетом всех перечисленных предписаний был сформирован последний вид социальных правил, которым стали нормы права.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/normy-religioznye-politicheskie-korporativnye-mora/
Политические нормы и традиции: примеры
Развитие государства во многом зависит от того, насколько фундаментальны и проработаны нормы, регулирующие те или иные процессы, происходящие на уровне политических институтов и общества. Какова специфика соответствующих механизмов? Какова роль политических норм для российского государства?
Нормы и ценности
Рассмотрим то, как соотносятся рассматриваемые меры регуляции и политические ценности. Которые, как и принципы, также могут играть важную практическую роль. Политические ценности — это ориентиры, которые в большей степени соотносятся с моралью, чем с правом.
Следование им предполагает, что субъект соответствующих активностей — например, орган власти или конкретное должностное лицо на государственной должности — проявит свою волю не в силу требований, продиктованных полномочиями, а по причине следования неким общечеловеческим, гуманитарным соображениям.
В идеале политические ценности, если говорить о современных средах, в которых реализуются внутригосударственные и международные отношения, должны отражать интересы прежде всего граждан, а не властей.
Это обеспечивается демократическими процедурами, связанными с формированием тех или иных институтов государственного управления.
Если они функционируют на должном уровне, то проблем с сочетаемостью политических ценностей и интересов общества не будет.
Традиции как фактор укрепления государственности
Традиции — важный фактор укрепления государственности, особенно если говорить о ее российской модели. Так, современные принципы выстраивания внутрифедеративных отношений в РФ не появились случайно — они имеют длительную историческую традицию, фактически со времен Империи.
Тот факт, что народы России чувствуют себя комфортно и лояльно к центральной власти, обусловлено, как полагают исследователи, не совершенством правовой базы, а тем фактом, что это вполне фундаментальная историческая традиция.
Нации, входящие в состав РФ, прекрасно понимают, что, скажем, при большем уровне федерализации могут не справиться с возросшей нагрузкой на экономику, с возникновением новых, не характерных для прошлых лет социальных проблем.
Традиции особенно примечательны тем, что они, несмотря на свою фундаментальность, поддаются аккуратному видоизменению под влиянием тех или иных факторов — в данном случае тех, что связаны с развитием государства. Поэтому они часто рассматриваются исследователями как наиболее эффективные регулирующие механизмы, как самые корректные политические нормы. Пример мы отметили выше — уважение к истории своей страны.
Политические и экономические социальные нормы
Политические нормы, регулируя отношения социальных групп, классов и отношения между ними, нациями и народами, занимают важное место в группе социальных норм.
Политические нормы занимаются регулированием социальных групп, классов, участие народа в жизни государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества.
Политические права и свободы граждан страны закрепляют и регулируют Конституция и соответствующие законы.
Каждый гражданин страны является политической личностью, свободным и равноправным членом государственной организации общества.
Граждане страны имеют такие политические права, как свобода слова, собраний, уличных шествий, демонстраций. Граждане страны имеют право участвовать в управлении государством, имеют право доступа к государственной службе.
Исходя из объема содержания регулируемых политических отношений, политические нормы могут быть различны.
Среди политических норм выделяют политические принципы, для них характерна наибольшая широта содержания и общественно-политическая значимость – это принцип народовластия, суверенитета, равноправия народов, наций, равноправия государств, принцип разделения властей, принцип мирного разрешения международных споров и др.
- Курсовая работа 480 руб.
- Реферат 260 руб.
- Контрольная работа 250 руб.
Формы выражения политических норма различны, это могут быть политические декларации, манифесты государств.
Политические нормы могут быть выражены в программных документах политических партий, конституциях государств.
Политические нормы приобретают значение правовых норм, если выражаются в юридических актах государства.
Замечание 1
Однозначно не решен вопрос о соотношении политических норм и права, по этому поводу в отечественной литературе высказываются противоречивые мнения. Но, тем не менее, жизнь свидетельствует, что в государственно-организованном обществе существуют многообразные связи между правом и политикой.Существует различие между политической нормой и политической оценкой социальной правовой нормы.
Политическая норма может быть выражена в политическом акте непосредственно. Политическое значение юридическая норма приобретает тогда, когда к её оценке применяется политический подход, когда она устанавливается компетентным государственным органом.
Взаимоотношения граждан с государством и его органами регулируются политическими нормами. Например, порядок выборов и участие в них граждан регулируются политическими нормами, выраженными в юридическом акте.
К политическим относятся нормы, которые определяют, регулируют отношения законодательной, исполнительной, судебной власти. Принимаемый государственной властью закон ещё на стадии разработки получает экономическое, социальное, политическое обоснование, который после публикации оценивается обществом.
Экономические нормы
Хозяйство страны функционирует сегодня в системе рыночных отношений. Государственное регулирование в определенной мере происходит с целью более эффективного развития производственных отношений, обмена и потребления.
В этом вопросе важная роль отводится экономическим законам, нормам, нормативам, которые регулируют отношения между производственной сферой, сельским хозяйством и торговлей.
Деятельность банков, бирж, денежно-финансовая система, налоговая система также регулируются экономическими нормами, например, экономический закон, определяющий количество необходимых денег в стране, есть закон денежного обращения.
На основе выводов и положений экономической науки разрабатываются и принимаются государственно-правовые акты, в которых находят свое выражение требования экономических законов.«Норма» в экономической науке есть не что иное, как признанный обязательный порядок, средняя величина чего-нибудь, например, «норма рентабельности», «норма естественной убыли», «норма выработки» и др.
Поэлементарными составляющими норм являются нормативы – это экономические и технические показатели норм.
Опорой рыночной экономики является саморегулирующаяся система рыночных отношений, но, несмотря на это, в развитых странах мира её развитие стимулирует государство, обеспечивая социально-политическую стабильность общества.
Порядки свободного предпринимательства, установившиеся в рыночной экономике, защищает государство и принимает меры по росту и укреплению экономики на основе научно-технических достижений.
Средствами экономического и государственно-правового характера являются:
- налоги,
- кредиты,
- инвестиции.
Большую роль имеет государственный бюджет, являющийся показателем экономического благополучия и рычагом воздействия на все сферы жизни общества. Государственный бюджет ежегодно принимается высшим органом государственной власти.
Переход к рыночной экономике сопряжен с изменениями в формах собственности, с утверждением частной собственности, свободой предпринимательской деятельности.
Государство и право принимают активную роль в устройстве новой хозяйственной жизни общества, о чем свидетельствует либерализация цен, налоговая политика, природные ресурсы, кредитная политика, совершенствование финансовой системы. Примером соединения рынка и активной роли государства является КНР.
Замечание 2
Безусловно, для формирования здоровых рыночных отношений требуется значительный период в жизни страны, усилие народа и самого государства. Этот переход предполагает не только устойчивое развитие страны, но и решительную борьбу с организованной экономической преступностью и коррупцией, борьбу за утверждение демократии и законности.
Политика и мораль
Мораль или нравственность своими оценками охватывает все сферы жизни общества, включая экономическую и политическую.
Политика и мораль представляют собой сложные отношения политики к тем нравственным нормам, которые приняты в обществе.
Являясь организационными и контрольными сферами социума, функционируют они в нем по-разному.
Мораль сдерживает человека и не позволяет ему совершать недостойных поступков.
Политика появляется с началом возникновения государств и политических институтов, появляется две системы управления – мораль и политика.
Для создания управленческой структуры они имеют разные источники.
Источниками для морали являются традиции, обычаи, ценности, т.е. существует нормативно-ценностная подоплека.
Основу политики составляют интересы всех общественных групп, перерастающие потом в законы.
Надо сказать и о том, что правящая верхушка может навязать обществу законы, которые защищают только её интересы.
Различия политики и морали:
- Требования морали универсальны и к какой-то конкретно существующей ситуации не относятся. Они абстрактны, и их сложно оценить.
- Политика должна учитывать конкретные общественные условия, нарушение которых ведет к наказанию.
Попытку разделить понятия морали и политики теоретически предпринял Н. Макиавелли, утверждавший, что человек имеет коварную природу, и, если, например, правителю необходимо удержать власть, он способен прибегнуть к средствам, далеким от общепринятых моральных норм.
Аморальную и безнравственную политику используют тоталитарные режимы.
Замечание 3
Для политической ситуации в России в 90-е годы свойственна была аморальная политика, прикрывавшаяся либералистическими идеями. Провозглашаемые демократические лозунги того времени с точки зрения права были не только безнравственными, но и преступными.
Но, только одни моральные принципы в управлении обществом, тоже утопичны. Политика и мораль, таким образом, являются понятиями трудно совместимыми на практике. Политические интересы стоят на первом плане и, чтобы политика не стала аморальной, общество должно контролировать правящую верхушку.
Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnye_normy_i_ih_funkcii/politicheskie_i_ekonomicheskie_socialnye_normy/