К чему приводит аморальное поведение руководителей
Аморальное поведение: характеристика, различия и причины
Аморальное поведение заключается в совершении поступков и действий, формально не запрещенных законом, однако противоречащих обычаям и устоям общества. Под моралью понимается комплекс общепринятых ценностей и правил поведения, существующих в гражданском и социальном обществе. В этой статье рассмотрим, когда аморальное поведение может повлиять на правоотношения, и в чём оно выражается.
Правовое понятие моральных норм отсутствует в законодательстве РФ. Это создает сложности при квалификации поступков граждан, чьи слова, действия или поведение формально не нарушают закон, однако вызывают общественное порицание. Такое поведение может повлечь дополнительные правовые последствия по закону:
- статья 81 ТК РФ позволяет уволить сотрудника, чья работа связана с воспитательными функциями, за совершение аморального поступка;
- по ст. 61 УК РФ, аморальное или противоправное поведение потерпевшего, рассматривается как смягчающее обстоятельства для подсудимого;
- в иных случаях. предусмотренных ведомственными актами и инструкциями (например, нарушение кодекса моральной этики может повлечь дисциплинарные санкции к судьям, сотрудникам МВД и т.д.).
Так как понятие морали носит оценочный характер, в перечисленных выше случаях нужно доказать, что поведение граждан нарушает указанные нормы.
Прежде всего, особое внимание обращается на надлежащее поведение учителя с воспитанниками (школьниками, студентами и т.д.). Исходя из положений судебной практики, в состав аморальных поступков учителя может включаться:
- грубые, нецензурные и оскорбительные выражения в адрес учеников, либо высказанные в их присутствии;
- доказанный факт развратных действий, даже если он не повлек ответственности по нормам КоАП РФ или УК РФ;
- совершение иных действий, унижающих честь и достоинство воспитанников.
При выявлении указанных фактов, по месту работы проводится служебное расследование. Доказанные случаи аморального поведения дают право уволить учителя по дискредитирующим обстоятельствам – по п.8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Работник вправе давать свои пояснения при проведении служебного расследования, а также оспаривать увольнение в суде.
В рамках уголовного процесса аморальные действия и поступки потерпевшего могут существенно повлияют на размер санкций для подсудимого.
Для иных категорий граждан нарушение норм морали будет носить дисциплинарный характер. Например, аморальный поступок сотрудника МВД или судьи, подрывает авторитет правоохранительных и судебных органов.
Напрямую уволить за такие действия нельзя, однако поступки граждан будут рассматриваться на квалификационных и дисциплинарных комиссиях – последствия могут наступить в форме устного или письменного порицания, предупреждения, ограничений по службе или отказе в продлении полномочий.Определять аморальность поступков и поведения в каждом случае предстоит индивидуально. Это может быть связано с направлением деятельности граждан, территорией и регионом проживания, статусом свидетелей аморальных действий. Такой оценочный характер аморального поведения дает возможность оспаривать случаи увольнения или применения мер дисциплинарного воздействий.
С сайта adm-pravo.ru
Примеры безнравственного поведения можно часто встретить в обществе. Наверняка каждый из нас видел подобных личностей в транспорте, магазине, на улице.
Частенько можно услышать ругань, увидеть лиц в состоянии алкогольного опьянения, а также тех, кто мусорит на улице. К антиобщественным, безнравственным поступкам относится и шум в квартире, который мешает соседям.
Те, кто включает на полную громкость музыку у себя дома, не заботясь об окружающих, также презирает общественные нормы.
Говоря об аморальном поведении, часто имеют в виду безнравственность, разврат. Люди, ведущие подобный образ жизни, нескромны и распущены. Аморальность может проявляться даже в разговорах: нескромных анекдотах, фривольных шутках, издевках, насмешках над окружающими.
Различия в культурных традициях
Понятия аморальности различаются и зависят от разных факторов. Это могут быть национальные, религиозные особенности, а также это понятие меняется со временем. То, что было невозможным 100−200 лет назад, сейчас воспринимается совершенно нормально.
Нравственность и мораль формируются под влиянием семьи и общества. С течением времени многое воспринимается совершенно по-другому, нормы меняются. Если 200 лет назад общение между мужчиной и женщиной вне брака сложно было представить, то сейчас это встречается повсюду и считается абсолютно нормальным.
В современном мире понятие аморальности стало больше относиться к понятиям законности и противоправности. Сейчас уже никто не осудит человека за какой-то вызывающий наряд или личную жизнь, как это было раньше. Но конечно же, остались вечные понятия морали. Как и прежде, считается недопустимым оскорблять человека, издеваться, вести себя в обществе грубо и вызывающе.В христианском и мусульманском обществе понятия морали также различаются. По исламским законам и сейчас считается аморальным женщине появляться на улице с непокрытой головой и без сопровождения мужчины. Такие различия говорят о том, что понятие морали связано с культурными и религиозными традициями.
Характеристика аморальных личностей
Аморальную личность можно легко узнать не только по поведению, но и по характеру. Таких людей отличает жадность, злость, зависть, чревоугодие.
Часто они придерживаются анархических взглядов, отрицают существующие нормы и стараются расшатать устои. Оказываясь в коллективе, аморалы совершенно не заботятся о том, как отразится их поведение на остальных.
Они могут громко разговаривать, слушать музыку, плевать на пол и оскорблять окружающих.
Примеры аморального поведения:
- ненормативная лексика в коллективе;
- не уступить место в транспорте старикам, детям или беременным женщинам;
- толкнуть выходящего из автобуса человека, чтобы шел быстрее;
- пролезть без очереди;
- бросить окурок на пол.
Причины аморального поведения
Самой частой причиной появления антиобщественного поведения является безнаказанность. Люди не делают замечания лицам, ведущим себя аморально.
Происходит это по нескольким причинам: некоторым просто все равно, как ведут себя окружающие, они заняты только собой.
Часто бывает, что члены коллектива боятся сделать замечания аморальному человеку, так как он ведет себя агрессивно и представляет собой угрозу для остальных.
Многие примеры аморального поведения не относятся к административным или уголовным правонарушениям, поэтому следить за тем, чтобы их не было — это задача общества. Основы воспитания должны идти из семьи. Именно родители прививают детям нормы поведения в коллективе. Но если ребенок или взрослый повел себя недостойно, то задача окружающих — указать ему на это.
С сайта liveposts.ru
В этой статье вы узнали, про аморальное поведение. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».
Источник: https://www.cherlock.ru/articles/amoralnoe-povedenie
Аморальный проступок в трудовом праве: что это, порядок увольнения и обжалования
Аморальный проступок, совершенный педагогическим работником
Выполнение отдельных работ требует от сотрудника не только необходимости придерживаться должностных обязанностей, но и поддерживать определенный тип поведения как во время работы, так и в быту. Касается это педагогических работников, выполняющих воспитательные функции относительно других людей.
Учитывая, что педагогические сотрудники должны быть образцом для подражания, даже минимальное отклонение от нормы накладывает отпечаток на все учреждение, где они трудятся. Поэтому согласно нормам трудового права, работодатель может прекратить трудовые отношения с совершившим аморальный проступок сотрудником досрочно.
Понятие в трудовом праве
Четкого законодательного определения, что представляет собой аморальный проступок, не введено. В то же время аморальными считают все поступки, которые не вписываются в общепринятые стандарты поведения современного человека и могут стать основанием для привлечения гражданина к уголовной, административной ответственности, либо осуждения со стороны гражданского общества.
Обычно аморальными поступками считаются:
- Нахождение в общественных местах в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения.
- Хулиганские или преступные действия, зафиксированные правоохранительными органами.
- Поведение (на работе или в быту), которое выходит за рамки приличия (излишняя сексуальная свобода в действиях и одежде, извращённое сексуальное поведение, домогательство в сексуальном плане к своим подчиненным, нецензурная брань в общении, нежелание придерживаться элементарных правил гигиены и другие).
- Участие в драках.
- Факты физического или психологического насилия относительно учеников (удары, побои, принуждение к различным унижающим личность действиям, причиняющие душевные страдания молодому человеку).
- Алкоголизм, наркомания.
В Трудовом кодексе предусмотрена норма, позволяющая работодателям прекращать трудовые отношения с педагогическими сотрудниками, совершившими аморальный проступок. Важно обозначить, что такой проступок должен быть несовместим с дальнейшей работой гражданина.
Нужно понимать, что поступок может считаться аморальным как в обществе в целом, так и непосредственно в конкретном коллективе. Прежде, чем применять последнюю норму, работодатель должен учесть, что рамки морали в учебном заведении изначально должны быть установлены и доведены всем воспитателям под личную роспись.
Они не должны отходить от общепринятых в обществе моделей поведения. Если эти критерии не будут соблюдены – работник сможет через суд восстановиться в прежней должности и вытребовать компенсацию за возникший прогул не по вине работника, а также возмещение морального вреда.Помните, применить статью о прекращении трудовых отношений из-за аморального поступка можно только к гражданам, выполняющим воспитательные функции и только в случае, если такой проступок несовместим с дальнейшей деятельностью конкретного сотрудника на этой должности.
Кого можно уволить
Кого можно уволить за аморальный проступок
Если внимательно ознакомиться с законодательными нормами, а также судебной практикой и выданными на ее основании разъяснениями, то под категорию лиц, которых можно уволить за аморальное поведение, попадают исключительно педагогические работники. Но и здесь не все категории сотрудников выполняют воспитательную функцию.
Поэтому прежде чем применить п. 8 первой части статьи 81 ТК РФ, следует внимательно ознакомиться с трудовыми обязанностями сотрудника, а также действиями, которые он совершил.
К категориям граждан, к которым может применяться в процессе наказания в виде увольнения обозначенная выше статья, относятся:
- Воспитатели, работающие в детских садиках.
- Школьные учителя, преподаватели, контактирующие с обучаемыми.
- Мастера, выполняющие функции производственного обучения.
- Спортивные тренеры, логопеды, вожатые спортлагерей.
Нужно понимать, что определяющим фактором отнесения должности к разряду педагогических является не ее непосредственное название, а конкретно выполняемая по условиям должностной инструкции работа.
К примеру, если учителя, который выполняет административно-хозяйственные функции и не контактирует с учениками в нерабочее время уличили в нетрезвом виде, уволить его за аморальное поведение нельзя.
Процесс увольнения сотрудника за аморальное поведение должен сопровождаться всесторонним изучением не только реальных (и закрепленных в документах) обязанностей, но и тяжести совершенного проступка. Особенно, если все это обнаружено в нерабочее время.
Не стоит забывать, перед применением нормы увольнения работодатель обязан, по возможности, применить другие средства воздействия (предупреждение, снижение премиальных выплат, выговор, понижение в должности, перевод на другую работу). Исключение – если совершенный проступок несовместим с возможностью продолжения работы в конкретном учебном заведении.
Помните, даже если гражданин является педагогическим сотрудником и попался за аморальное поведение, чтобы применить к нему как наказание соответствующую статью об увольнении, работодатель обязан доказать, что он выполняет воспитательную функцию по отношению к другим людям, и что совершенный проступок несовместим с выполнением дальнейшей работы.
Особенности и порядок увольнения
Особенности увольнения за аморальное поведение
Пожалуй, главная особенность законодательной нормы, предусматривающей увольнение за аморальное поведение, заключается в отсутствии четкой привязки такого проступка к месту и времени его совершения. Это может быть на работе и в быту. Часто увольняют за аморальные проступки, совершенные в прошлом, если они изначально были скрыты от администрации и открылись спустя некоторое время.
Чтобы применить норму увольнения за аморальный проступок, работодатель должен собрать доказательную базу, подтверждающую, что такой проступок действительно имел место. В перечень доказательных документов входят:
- заявления от родителей, докладные записки от коллег по работе, объяснительные записки от свидетелей происшествий;
- протоколы и постановления об административной ответственности, письма из правоохранительных и превентивных органов;
- копии решений либо же постановлений суда.
Помните, руководствоваться при увольнении сотрудников домыслами, слухами, непроверенной информацией из глобальной сети (сегодня с легкостью можно смонтировать практически любую фотографию или видеоролик) не стоит. При дальнейших разбирательствах в суде работник будет восстановлен в должности, а вот репутация администрации может серьезно пострадать.
Если же такой проступок зафиксирован в рабочее время, работодатель обязан всесторонне разобраться, что произошло на самом деле, и как это все влияет на возможность сотрудника выполнять свои педагогические функции.
Нужно учитывать, увольнение с работы, это крайняя мера, применение которой возможно только если будет доказано, что совершенное действие несовместимо с дальнейшей работой гражданина, либо происходило систематически раньше, за что к сотруднику уже применялись меры дисциплинарного воздействия.
Разборы аморального поведения должны проводиться в присутствии работника, который его совершил. Обязательным документом, который должен затребовать работодатель, является письменное объяснение самого сотрудника.Если же провинившийся работник отказывается написать объяснение – необходимо составить акт, которым все это зафиксировать. Желательно в таком акте кратко изложить суть беседы с нарушителем. Подписывают акт не менее 3 человек. Желательно, чтобы они не были заинтересованы в исходе разбирательства.
Процедура увольнения
Порядок увольнения за аморальное поведение
Чтобы выполнить процедуру увольнения работника, совершившего аморальный проступок, законно, необходимо выполнить включить в нее следующие этапы.
Фиксируем факт аморального проступка. Учитывая, что увольнение по этой причине может применяться за поступок как на работе, так и в быту, единой формы подтверждения не установлено. Обычно это официальный документ компетентного органа (полиция, суд, прокуратура), а может быть и от сознательных граждан (например, соседи по квартире).
Если же случай зафиксирован на работе – необходимо его письменно оформить. Делается это в виде докладной записки, акта за подписью нескольких сотрудников, заявлений родителей.
Объяснение со стороны провинившегося сотрудника. Учитывая, что часто люди могут заниматься распространением откровенно ложной информации из-за личной неприязни друг к другу, работодатель обязан рассмотреть доводы другой стороны.
И делается это исключительно в письменном виде (чтобы было документальное доказательство). Дальнейшие действия администрации часто зависят от полученной информации со стороны совершившего проступок работника.
Проводится служебное расследование. Чтобы удостовериться в правдивости доказательств, работодатель обязан провести служебную проверку изложенных сторонами фактов. Обычно для этого создается специальная комиссия.
Создается она приказом работодателя, наделяется определенными полномочиями, устанавливаются сроки и порядок ее работы. По окончанию работы комиссии составляется акт, где излагаются полученные в процессе расследования факты, а также предлагаются меры воздействия относительно нарушителя. Нарушитель знакомиться с актом расследования под личную роспись.Принимается решение о наказании. На основании выводов комиссии, а также имеющихся документов работодатель должен принять решение о привлечении работника к ответственности. Это может быть дисциплинарное взыскание, либо же увольнение с работы. Оформляется приказом по предприятию. В трудовой книжке делается соответствующая запись. В день увольнения с работником выполняют полный расчет.
Важно отметить, в зависимости от документов, которые поступили на рассмотрение работодателю, этапы могут сокращаться или увеличиваться. К примеру, если это набравшее законную силу судебное решение, оно уже само по себе является доказательством совершенного проступка и дальнейшей перепроверки не требует.
В то же время, если поступило просто заявление от сознательного соседа, целесообразно оформить дополнительный запрос в полицию по месту жительства сотрудника с целью проведения дополнительной официальной проверки. И только после получения положительного ответа от правоохранительных органов можно переходить к следующему этапу.
Источник: https://naimtruda.com/otnoshen/discipl/amoralnyj-prostupok-eto.html
Причины и признаки аморального поведения
Развитие цивилизованного общества основывается на моральных и нравственных принципах. Поведение, не вписывающееся в эти рамки, осуждается в обществе и противоречит установленному этикету. Вряд ли найдется хоть один человек, который хотя бы раз не столкнулся с аморальным поведением какого-либо лица (аморала).
Аморальное поведение – подвид девиантного поведения. Эти два вида часто путают. Важно понимать, что девиантное поведение характеризуется человеческими поступками, не соответствующими определенным стандартам, а аморальное поведение характеризуется нарушением людьми моральный устоев, проявляющихся в поступках.
Видом поступков, отклоняющихся от нормы, можно считать проступки и преступления. Люди, совершающие девиантные поступки, подвергаются ответственности.
Определение
Аморал — индивид, который противопоставляет себя коллективу, нарушая общепринятые нормы и бросая вызов обществу.
К слову «аморальный» можно применить несколько значений:
— отрицание нравственности (безнравственность),
— поведение, осуждаемое обществом,
— непринятие общепринятых в обществе норм нравственности и морали,
— оценка обстоятельств и поведения человека.
Аморальным называют такое поведение человека, когда его действия не отвечают принятым в обществе нормам нравственности и морали. Однако, надо отметить, что для разных людей понятие морали довольно условно. Например, для одного ненормированная лексика является нормой, а другой считает, что ее применение крайне негативно и аморально.
Понятие морали у каждого индивидуально
…человек сам решает, как себя нужно вести. Например, кто-то считает, что употреблять алкоголь аморально, а кто-то видит в этом решение всех проблем и не считает, что это плохо. Примеров аморального поведения множество, с ними можно столкнуться в повседневной жизни: в транспорте, на улице, на рынке, в магазине.
К безнравственным поступкам можно отнести шум и ругань в квартире, громкую музыку в ночное время, мешающие отдыху соседей. Понятие морали тесно связано с религиозными нормами.
Например, по мусульманским законам, появление женщины в обществе без присутствия рядом мужчины и с непокрытой головой квалифицируется как аморальное.
Аморальностью можно считать издевательские шутки, насмешки, неприличные анекдоты и т.д. Мораль и нравственность воспитывается и формируется под воздействием общества и, прежде всего, семьи.
Со временем, нормы могут меняться, восприятие каких-либо событий может быть совсем иным, чем несколько десятилетий назад.
Например, в наши дни отношения между мужчиной и женщиной не состоящими в браке, не воспринимаются аморальными, хотя еще 100 лет назад подобные отношения вызывали осуждение у общества.
Аморального человека видно сразу
… такие люди не заботятся о своей репутации, ведут себя развязно, позволяют себе грубо отзываться об окружающих, хамят, используют ненормативную лексику в разговоре.
Среди примеров аморального поведения можно выделить:
— физическое подталкивание человека к выходу в транспорте или очереди,
— выброс мусора в общественном месте (бросить окурок),
— позволение ненормативных высказываний в обществе,
— неуважение к пожилому человеку или женщине с маленьким ребенком.
Одной из основных причин аморального поведения считается безнаказанность. Далеко не каждый сделает замечание нахалу. Это происходит по ряду причин: для многих поведение окружающих не имеет значения, важно только то, что происходит с собой, многие не пытаются призвать аморала к порядку, так как боятся вызвать к себе агрессию и др.
Подробности
Если аморальное поведение не характеризуется как административное либо уголовное правонарушение, то влияние на подобное поведение прежде всего, задача окружающих (общества). Азы воспитания должны закладываться в семье, но если человек ведет себя вызывающе, то общество вправе указать ему на недостойное поведение.
Говоря о соответствии человеческих качеств устоям нравственности, нужно учитывать, где он родился и вырос и что есть для него мораль. К примеру, с точки зрения российского гражданина понятие морали совершенно полярно от точки зрения, например, японца.
В идеале, воспитание должно соответствовать поведенческим нормам. Воспитание – это комплекс правил, которые родители вкладывают в сознание детей с раннего возраста, чтобы в последствии, человек жил в гармонии с окружающим миром, не причиняя вреда и дискомфорта другим членам общества.
В зависимости от вида безнравственного поведения человек проявляет присущие ему качества:
- — жадность,
- — вульгарность,
- — похоть,
- — избалованность,
- — вседозволенность,
- — зависимость от алкоголя, наркотиков, табакокурения.
Во многих странах, в том числе и в России, аморальное поведение не только осуждается обществом, но и подлежит наказанию, в зависимости от вида проступка и степени вины гражданина. Аморальность — это, прежде всего нарушение норм приличия.
Приведем примеры аморального поведения:
- — ненормативная лексика,
- — пьянство,
- — совершение преступления или проступка,
- — проституция,
- — пристрастие к наркотикам и так далее.
Попробуем разобраться в причинах такого поведения:
- — ненадлежащее воспитание (нормы морали должны прививаться в семье с раннего возраста). В здоровом обществе должны соблюдаться и передаваться от поколения к поколению укрепившиеся традиции, убеждения, принципы;
- — влияние окружающей среды (на формирование личности оказывает влияние не только семья, но и круг общения вне ее, а также школа, институт). Если ежедневно человек находится в окружении компании с аморальным поведением, то, в конечном итоге, такое поведение будет им восприниматься как норма;
- — низкий жизненный уровень, сложившийся из-за ряда причин, из чего вытекает недостойное поведение человека в обществе (пьянство, драки, воровство и т.д.). Из-за недовольства качеством своей жизни человек пытается уйти от реальности, употребляя алкоголь либо наркотики.
Надо сказать, что формирование аморального типа может быть не только следствием отсутствия любви, но и результатом всепозволительности. По мнению психологов, чаще всего безнравственное поведение присуще молодым людям из-за несформировавшейся психики. Часто к неправомерным поступкам склонны подростки из-за нервных переживаний и нетерпения.
Итоги
Аморальность – это крайняя форма разрушения личности, выражающаяся в пренебрежении устоев общества и норм. Она может быть следствием не только осознанного поведения личности, но и психического расстройства.
Можно считать, что это вид поведения, который противоречит общепринятым нормам и правилам. Если самостоятельно человек не может справиться с таким видом отклонения от нормы, то всегда есть возможность обратиться к помощи специалиста.
Важно вовремя определить причину такого поведения и помочь человеку изменить его.
Источник: https://onlineserviceip.ru/kadry/trudovaja-disciplina/amoralnoe-povedenie-priznaki-prichiny-vidy.html
Увольнение работника за аморальный поступок
Трудовой кодекс предоставляет нанимателю при некоторых исключительных обстоятельствах расторгнуть трудовые отношения с работником в одностороннем порядке, то есть по своей инициативе.
Большинство из оснований для увольнения без согласия работающего связано с его негативным поведением, несовместимым с доверительными отношениями в рамках трудового договора.
Наряду с иными обстоятельствами законодатель предусмотрел в качестве основания для увольнения совершение некоторыми сотрудниками аморальных поступков.
Трудовой кодекс об аморальном поступке
Трудовое законодательство выделяет совершение аморального поступка в качестве самостоятельной причины для расставания с сотрудниками, предусмотрев его в пункте 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
Формулировка нормы кодекса предполагает некоторые ограничения в использовании данного основания на практике и ставит перед юристами и кадровиками следующие вопросы:
- какой поступок считать аморальным;
- к каким лицам можно применять;
- что такое поступки совместимые и несовместимые с дальнейшей работой.
Выделение дополнительного основания прекращения работы для педагогических кадров обосновано миссией, возлагаемой обществом на эту категорию работников. Круг обязательств педагогов выходит далеко за пределы обучения и помимо этого включает:
- следование общепринятым правилам этики и морали;
- уважение личности обучающегося;
- развитие различных способностей и положительных качеств характера, стимулирование формирования ценностей и приоритетов;
- проявлять индивидуальный подход к обучающимся.
Возлагаемые на педагога задачи требуют от него безупречного поведения на работе и за пределами учреждения.
Что можно считать аморальным поступком или поведением
Понятие аморального поступка является оценочным и не имеет законодательного определения.
Это тот случай, когда руководитель несет ответственность не только за следование букве закона, но и за субъективную оценку того или иного поведения сотрудников.
Если обобщить значение данного слова, предлагаемое толковыми словарями, и соотнести его с современной практикой, можно считать, что аморальный поступок представляет собой поведение (действие, бездействие), противоречащее общепринятым представлениям о нравственности и морали. Оценка должна производиться в контексте конкретного общества и времени, поскольку моральные принципы варьируются в различных странах, религиозных общинах и т.д.Конкретизируя данное понятие в контексте темы статьи и категории работников, которых можно уволить по пункту 8 статьи 81, попробуем перечислить действия, признаваемые нарушением этических правил:
- оскорбление и иные действия, унижающие достоинство и честь;
- бранная речь;
- насильственные действия, участие в драках и потасовках;
- непристойное поведение;
- появление в состоянии явного алкогольного или наркотического опьянения, злоупотребление алкоголем или употребление запрещенных веществ;
- оказание психологического давления на учеников (воспитанников);
- действия сексуального характера в отношении учеников (воспитанников), в том числе высказывания на эту тему;
- действия, переходящие за рамки отношений педагог – ученик (студент, воспитанник);
- действия, порочащие честь и достоинства коллег, учреждения;
- любые преступные действия.
Применение насилия при осуществлении воспитания является также самостоятельным основанием для увольнения, указанным в статье 336 ТК. Выбор конкретной статьи ТК осуществляется руководителем.
До того, как определить поступок как аморальный, необходимо учитывать личность работника, его репутацию, стаж и профессионализм, мотивы и обстоятельства, тяжесть поступка и степень вины.
Единственным критерием для применения увольнения как самого сурового наказания является несовместимость поступка с продолжением той же деятельности.
Важно определить, какое влияние переход допустимых правил поведения со стороны педагога оказывает на его дальнейшую работу, отношения в коллективе, репутацию учреждения, и, самое главное, на обучающихся.
Так, например, оскорбление в одних обстоятельствах может быть признано аморальным поведением (грубое выражение или речь в присутствии посторонних лиц, сопровождаемое скандалом), а в других – просто получить негативную оценку без последствий (сказанное единожды, без свидетелей, без намерения нанести человеку моральный ущерб или унизить его).
Кого могут уволить за аморальный поступок
Трудовой кодекс ограничивает круг лиц, с которыми можно разорвать рабочие отношения за совершение аморального поступка.
К ним относятся работники, осуществляющие функции воспитания.
Воспитание представляет собой работу по развитию личности, способствующую взращиванию моральных, духовных и нравственных ценностей, а также социализации воспитанника и адаптации его к жизни в условиях общества и семьи.
Воспитание может быть как самостоятельной деятельностью, так и составной частью образования. Из этого следует, что к рассматриваемой категории относятся работники:
- образовательных учреждений;
- других организаций, если должностные обязанности лица предусматривают воспитание.
Источник: https://pro-uvolnenie.ru/initsiativa-rabotodatelya/amoralnyj-postupok/
Увольнение за аморальный поступок: можно ли уволить и как?
Соблюдение норм общественного поведения – неписаное правило при любом трудоустройстве.
Теоретически, обычный сотрудник может их и не придерживаться, если негативное суждение окружающих не доставляет ему дискомфорта и не мешает в работе.
В связи с этим законодатели сделали уточнение для некоторых категорий специалистов, чье неприличное поведение может спровоцировать увольнение за аморальный поступок на законных основаниях.
Кого могут уволить за совершение аморального поступка?
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
Сфера применения п. 8 ст. 81 ТК РФ очерчена в тексте самого пункта кодекса. В ней говориться, что «выгнать за аморалку» могут исключительно работников образовательных или воспитательных учреждений любой формы собственности.
Больше конкретики, относительно практического применения данной нормы можно найти в законе об образовании в РФ 273-ФЗ. В ст.23 указанного нормативного акта перечислены типы учреждений, педагогические работники которых должны с особым вниманием относиться к собственным поступкам:
- дошкольные организации;
- общеобразовательные;
- организации профобучения;
- ВУЗы;
- учреждения дополнительного образования.
Существует заблуждение, что указать на дверь в связи с потерей репутации могут только учителям или воспитателям, поскольку они воздействуют на неокрепшие детские умы.
Это далеко не так, возраст воспитуемых не играет роли, и в этом смысле преподаватели ВУЗов, психологи, спортивные тренеры, руководители кружков и мастера-наставники в такой же степени ответственны за нравственную сторону образовательной своей деятельности.
Примечательно, что законного преследования за непристойные действия могут опасаться только те специалисты, обязанности которых связаны с воспитательной функцией.
Если в штате образовательной организации есть представители, чьи должностные инструкции не содержат таких обязанностей, то проступок, нарушающий общественную мораль, может повлечь замечание начальства, но до увольнения дело не дойдет.
Кроме того будет не лишним ознакомиться с законом о занятости населения.
Какой поступок и поведение считаются «аморальными»?
Если с кругом лиц, подпадающих под действие п. 8 ст. 81 ТК РФ, определиться довольно легко, то составить исключительный список неприличных поступков практически невозможно.
Часть аморальных деяний квалифицируются как уголовные или административные правонарушения. Если работник образования совершил какой-либо из них, то его суть и обстоятельства будут отражены в протоколе или приговоре суда.
К ним добавляются бытовые ситуации или поведение на рабочем месте:
- грубое нарушение правил поведения в обществе (пьянство, развратные действия, публичные проявления тяжелой формы пагубной зависимости и тому подобное);
- применение необоснованного физического насилия или психического давления на воспитуемых;
- вовлечение учеников в сомнительные мероприятия;
- прочие уголовно или административно наказуемые действия в отношении учащихся или в их присутствии.
Но даже в этом случае нельзя слепо следовать полученной бумаге и надеяться на то, что она защитит от разбирательств в обстоятельствах трудового спора.
Трудовой кодекс позволяет уволить только тогда, когда поступок педагога не может быть совместим с продолжением его воспитательной работы.
Другими словами, недопустимо увольнение за совершение аморального проступка, если человек нарушил правила пересечения улицы, превысил скорость либо нарушал тишину в ночное время.
А вот поведение учителя, связанное с применением силы в отношении его подопечных, оскорбительные высказывания, вызывающее поведение, являющие собой отрицательный пример для воспитуемых, вполне могут быть предметом рассмотрения комиссии по морально-этическим вопросам. Менее значимые проступки также могут быть поводом усомниться в пригодности работника образования, если предполагается их постоянное проявление и отсутствие стремления к исправлению ситуации.
Уволить за аморальные действия можно лишь в случае, когда это несовместимо с воспитательной работой, п. 8 ст. 81 ТК РФ.
Имеет ли значение место, где был совершен?
Увольнение педагога на основании аморального поведения или утраты доверия относится к отдельным нормам. И в том, и в другом случае не имеет значение место совершения осуждаемых действий. В зависимости от того, произошло ли это в рабочее время и в пределах образовательного учреждения или вне его, может поменяться только порядок рассмотрения дела и сроки.
Засвидетельствование факта проступка
Если произошедшее не попадает под юрисдикцию полиции, то заботы по фиксации и сбору подтверждений лягут на руководство заведения. В современном учебном заведении получить материалы и основания начать расследование не составляет труда:
- докладная от коллеги или непосредственного руководителя;
- жалоба заинтересованного лица (родителей, опекунов, самих учащихся);
- данные видеонаблюдения;
- ролик, снятый на мобильное устройство одного из участников или свидетелей событий.
Причем, даже если письменное обращение отсутствует, но директору стало доподлинно известно о произошедшем, расследование можно начать по инициативе руководителя. Толчком могут стать даже материалы, изначально попавшие в сеть Интернет, если они позволяют идентифицировать всех участников или хотя бы подтвердить личность педработника.
Оформление факта совершения аморального проступка
Как только сигнал о ЧП дошел до начальства, нужно закрепить все детали в виде акта, приложив к нему докладные, объяснительные и письменные свидетельские показания от очевидцев не из числа коллектива. Для подробного и объективного рассмотрения обстоятельств нужно также изъять или скопировать видео- и аудио- файлы, если они могут помочь установить истинные мотивы и степень виновности сотрудника.
Создание комиссии по расследованию факта совершения аморального проступка
Выводы об аморальности поведения одного из работников, сделанные единолично одним из уполномоченных должностных лиц, сразу вызовут сомнения в их объективности. Чтобы избежать искажения фактов, в учебном заведении создаются специализированные комиссии, призванные оценить тяжесть провинности и меру ее воздействия на дальнейшую воспитательную работу.
Состав комиссии должен быть утвержден приказом. Причем в ее составе должны быть только те, кого нельзя упрекнуть в систематических нарушений в сфере этики.
Принципы формирования комиссии поименно зависят от того, что написано во внутреннем локальном акте (назначение членов по решению руководителя или выборы внутри коллектива).
В особенно сложных случаях допустимо привлекать в состав комиссии сторонних лиц в качестве экспертов (психологов, юристов, технических специалистов и прочее).
Обстоятельства поступка и его последствия рассматриваются коллегиально.
Оформление решения комиссии по расследованию факта совершения аморального проступка
задача комиссии состоит не в том, чтобы рассмотреть доказательства и установить факт нарушения дисциплины и морали. Первоочередное задание коллегии – обосновать ответ на сомнения работодателя в том, можно ли уволить за аморальное поведение воспитателя в конкретной ситуации.
Как будут проходить заседания этого «судейского» органа в законодательстве не прописано. Но логичным представляется, что по итогам совещания будет составлен акт о проведенном рассмотрении, а к нему приложены все подтверждающие документы. Обязательной частью акта или протокола заседания комиссии должен стать недвусмысленный вывод о возможности дальнейшей работы с учениками.
Получение объяснений от работника, совершившего аморальный проступок
Принятие объективного решения невозможно без учета мнения и обстоятельств другой стороны.
В случае, если все произошло на территории образовательной организации, у директора возникает необходимость обязательного рассмотрения объяснений работника, ст. 193 ТК.
Из этого логически вытекает вывод, что достаточно письменно предложить написать объяснительную, под роспись ознакомить с ней провинившегося, а затем подождать не менее двух суток до утверждения результатов служебной проверки.
Если по истечении пары дней объяснение не предоставлено, у работодателя есть все основания принимать любые решения без учета деталей , известных увольняемому сотруднику.
Совершения непристойных действий за пределами работы или в быту освобождает от обязанности дожидаться объяснительной. Однако судебная практика говорит о том, что ее нужно требовать в любом случае, чтобы результаты рассмотрения в комиссии по трудовым спорам или в суде не стали для работодателя сюрпризом.
Сроки увольнения
Право исключить воспитателя с «подмоченной» репутацией из состава педагогического коллектива от места на карте не зависит. Разница есть только для определения процедуры и сроков проведения увольнения:
Место происшествия | Порядок проведения процедуры | Сроки проведения увольнения |
Проступок произошел в рабочее время в пределах образовательного учреждения либо на глазах у учеников. | В порядке наложения дисциплинарного взыскания, ст. 193 ТК РФ. | В течение месяца со дня обнаружения, но не позднее 6 месяцев после его совершения. |
Все случилось после работы или в быту. | Придерживаться ст. 193 ТК РФ нет оснований, поскольку увольнение не будет квалифицировано как дисциплинарное наказание, а станет расторжением договора по отдельным основаниям. | Расчет по инициативе дирекции следует реализовать не позднее года от даты обнаружения проступка или предоставления достоверной информации о его совершении, п. 47 Постановления Пленума ВС РФ № 2. |
Проступок произошел в рабочее время либо в пределах образовательного учреждения либо за ними, но выполнению воспитательных функций это не помешало. | При наличии признаков дисциплинарного нарушения, к сотруднику можно применить соответствующее наказание, ст. 193 ТК РФ. | Оснований для увольнения в соответствии с п. 8 ст. 81 ТК РФ уже нет. Прекращение трудовых отношений возможно лишь только, если у работника уже есть непогашенные взыскания. |
Отстранение от работы педагога, совершившего аморальный проступок, возможно лишь при совершении уголовного преступления, ст. 76 ТК РФ.
Какие положены выплаты?
Степень неэтичности проступка или личное мнение руководства относительно провинившейся персоны не может изменить перечня гарантированных при увольнении выплат. К ним ТК РФ относит:
- зарплату;
- компенсацию за неотгуленный оплачиваемый отпуск (как очередной, так и дополнительный);
- суммы всех существующих на день расчета согласованных и неоспариваемых задолженностей;
- прочие выплаты, указанные в колдоговоре или индивидуальном контракте, если они уместны в данном конкретном случае.
Нужно заметить, что нормы внутренних нормативных актов (положений, приказов, коллективного договора и прочее) в судебной практике трактуются в пользу работника. Это означает, что в случае отсутствия в них прямого запрета на выплату выходного пособия тому, кто уходит по дискредитирующим обстоятельствам, деньги должны быть выданы в установленном размере в день ознакомления с приказом.
Есть ли отработка?
В Трудовом кодексе вообще отсутствует понятие отработки, есть только упоминание о сроке предупреждения работодателя об уходе. Предполагать, что начальство будет удерживать сотрудника, скомпрометировавшего себя в глазах коллег и учеников, слишком оптимистично.
Другое дело, если стороны договорились о неразглашении обстоятельств расследования, а работник пишет заявление на добровольный расчет. Но и в таком случае задерживать педагога, в отношении которого есть данные о порочности поведения, директору и в голову не придет.
Запись в трудовой книжке
Трудовую книжку работнику нужно выдать в день фактического расчета либо, при наличии письменного согласия, переслать ему ее по почте. На страницах документа должна быть запись о причине увольнения, указание на п. 8 ст. 81 ТК, а также ссылка на приказ по предприятию.
Если сторонам все же удалось достичь соглашения об уходе без скандала и огласки, то указывается п. 1 ст. 77 ТК РФ (согласие сторон).
Увольнение за аморальный поступок, как любой вид расчета по инициативе работодателя, требует доказательства вины.
Закон возлагает эту обязанность на руководство, руководствуясь презумпцией невиновности в отношении работника, пока нет аргументов в пользу обратного.
Поэтому директору образовательного учреждения нужно особенно внимательно подходить не только к сбору подтверждающих материалов, но и обоснованию пагубного влияния произошедшего на воспитание учащихся.
Остались вопросы по теме Спросите у юриста
Источник: https://viplawyer.ru/uvolnenie-za-amoralnyj-postupok/