Произвольный контент

Елена васильевна сурикова биография

Содержание

Василий Суриков

Елена васильевна сурикова биография

Василий Суриков – российский художник, автор картин «Боярыня Морозова», «Степан Разин», «Утро стрелецкой казни». Российский художник Василий Суриков родился в Красноярске.

Родственники мужчины относились к казачьему сословию. Один из них значился атаманом Енисейского казачьего полка. Иван Васильевич Суриков, отец художника, трудился коллежским регистратором.

Прасковья Федоровна Торгошина, мать, слыла домохозяйкой.

Портрет Василия Сурикова

Когда Сурикову исполнилось 8 лет, семья переехала в Сухой Бузим Красноярского края. Парня отдали в приходскую школу при Всехсвятской церкви. Позже Василий поступает в уездное училище, оставив родителей в Красноярском крае. Через год скончался отец, из-за туберкулеза. У матери не было выхода, поэтому женщина собрала детей и вернулась в Красноярск.

Семья в те годы владела двухэтажным домом. Из-за недостатка денег Прасковья Федоровна решила сдавать второй этаж в аренду, для получения дохода. Любовь к рисованию у Сурикова проявилась в раннем детстве. Еще в красноярском уездном училище Василий Иванович начал брать уроки. Первым учителем пригласили Николая Васильевича Гребнева.

Автопортрет Василия Сурикова

Первую осознанную картину Суриков написал в 1862 году. Это была работа, созданная акварелью. Подросток назвал шедевр «Плоты на Енисее». Сейчас полотно находится в музее-усадьбе В.И.

Сурикова в Красноярске. Завершив обучение, парень попадет на службу в губернское управление. Василию Ивановичу досталась работа писца.

К сожалению, дальнейшая учеба оказалась не по карману семейству Суриковых, которые жили скромно после смерти отца.

Однажды рисунки художника увидел енисейский губернатор П.Н. Замятнин. Благодаря стараниям чиновника у талантливого автора появился меценат, который заплатил за обучение Сурикова в Академии художеств. Первая попытка поступления в учебное заведение провалилась, но Василий Иванович не отчаивался. Он прошел курс рисования в санкт-петербургской школе Общества поощрения художников.

Памятник Василию Сурикову

Осенью, сдав вновь экзамены в Академию художеств, стал вольнослушателем. Еще год потребовался, чтобы талантливого парня перевели в основную группу.

Суриков стал старательным учеником П.П. Чистякова. За 6 лет учебы молодого человека награждали медалями и денежными призами. Василий Иванович много работал над композицией.

Из-за этого студенты прозвали Сурикова Композитором.

Живопись

Творческая биография художника началась с работы «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картину Суриков написал в 1870 году, а после продал П.И. Кузнецову. Интересно, что первый вариант полотна сейчас располагается в Красноярском государственном художественном музее, которому присвоено имя Василия Ивановича.

Картина Василия Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

Через 4 года Суриков отправляется в гости к Кузнецову, на золотые прииски, находящиеся в Хакасии. Благодаря смене обстановки родилась картина «Милосердный самаритянин». Работа стала подарком радушному хозяину, но отметили полотно и специалисты. Василию Ивановичу вручили Малую золотую медаль.

Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. Но за основу подобные картины брал регулярно. В числе произведений Василия Ивановича значатся графические портреты московского гитариста Ф.Ф. Пелецкого.

Картины Василия Сурикова «Портрет Е.К. Дерягиной» и «Портрет княгини С.А. Кропоткиной»

Один из рисунков представлен на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее. Суриков признавался, что увлечение музыкой, в частности оперой, помогало в творчестве. Более того, художник обучался игре на гитаре у Пелецкого.

Наступает время известных полотен. «Утро стрелецкой казни» Василий Иванович писал на протяжении 3 лет. Эта картина стала пропуском в мир большой живописи. Итогом многолетней работы стало включение в Товарищество передвижных художественных выставок.

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Ради дальнейшего развития Суриков собирается поехать в зарубежное путешествие. Но отсутствие денег не позволяло художнику мгновенно отправиться в путь.

Чтобы решить материальные проблемы, Василий Иванович продал П.М. Третьякову картину «Меншиков в Березове».

Благодаря этому автор полотна посетил Италию, Германию, Францию и Австрию, воочию рассмотрел полотна признанных мастеров, размещенные в Лувре и Дрезденской галерее.

Картина Василия Сурикова «Меншиков в березове»

В 1881 году Суриков начал трудиться над картиной «Боярыня Морозова». Любовь к композиции привела к тому, что каждая работа начиналась с эскиза. Иногда Василию Ивановичу требовалось несколько лет для создания идеальной зарисовки. Только после этого мастер переносил ее на полотно.

Личность боярыни захватила Сурикова после рассказа тетки Ольги Матвеевны Дурандиной. Но работа долго не клеилась из-за отсутствия требуемого типажа. И вот перед Василием Ивановичем предстает еще одна тетка — Авдотья Васильевна Торгошина.

Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Первыми рассмотреть «Боярыню Морозову» смогли посетители XV Передвижной выставки, которая проходила в 1887 году. Сразу же после этого Суриков перебрался на лето в Красноярск. Художник находит вдохновение в солнечном затмении, произошедшем 8 августа. Теперь посмотреть на этюд можно в Тверской картинной галерее.

Портреты не увлекали Сурикова, но в 1887 году в сознании творца случился переворот. Мужчина запечатлел на полотне мать, позже появился «Мой брат». После смерти супруги, в 1888 году Василий Иванович с детьми перебирается на несколько месяцев в родной Красноярск, где начал создавать картину «Взятие снежного городка». Работу завершил автор через два года.

Картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка»

Суриков на полотна переносил случаи из жизни. Так случилось и с этой работой. На картине представлена одноименная игра.

Идея создания принадлежит младшему брату, которого Василий Иванович изобразил стоящим в кошеве. Позже эксперты оценили работу Сурикова и наградили полотно именной медалью.

Это событие произошло на международной выставке в Париже.

Василий Иванович отправился в Сибирь, где произошло знакомство с бытом вогулов, хакасов, остяков. Изучение жизни народов привело к созданию картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Работа была кропотливой, завершилась в 1895 году. Таким образом, Суриков трудился над полотном в Сибири, на реке Оби, на Дону.

Картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

По возвращении в Красноярск у художника возникает идея написания «Перехода Суворова через Альпы». Образ военачальника Василий Иванович писал с отставного казачьего офицера Ф.Ф.

Спиридонова. Мужчина работал над родословной семьи Суриковых. Через три года родился этюд, но многие увидели в нем не Спиридонова, а преподавателя гимназии Григория Николаевича Смирнова. Позже Суриков отправляется в Швейцарию для написания эскизов.

К вековому юбилею итальянского похода Суворова Василий Иванович представляет законченную картину. Полотно демонстрировали в Москве и Санкт-Петербурге, а потом оно отправилось в императорскую коллекцию.

Два варианта картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

Картина Сурикова «Зима в Москве» создавалась в течение трех лет. Официально завершена работа была в 1887 году, незадолго до возникновения у Василия Ивановича идеи создания полотна «Степан Разин». Почти 3 года художник писал этюды в Сибири и на Дону, искал прототипа.

В это время в работе у Сурикова находилась еще несколько картин. В 1901 году мастер познакомился с Красноярским бунтом, в котором участвовали предки Василия Ивановича. Вдохновившись этим периодом, художник создал полотно «Красноярский бунт 1865 года». В 1907 году Сурикова включают в Союз русских художников, но в то же время Василий Иванович покидает Товарищество передвижников.

Картина Василия Сурикова «Степан Разин»

Мужчина слушает оперу и читает книги. После знакомства с «Домашним бытом русских цариц XVI-XVII веков» авторства Забелина в голове у Сурикова возникает идея создания картины «Посещение царевной женского монастыря». Вдохновлялся Василий Иванович для этого образами внучек.

Поездка на озеро Шира сподвигла Сурикова на написание картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». К сожалению, эта работа осталась лишь задумкой автора.

Картина Василия Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»

В академических кругах творчество Василия Ивановича вызывало резкую критику. Мастера не понимали «скученности» композиции, размазанных лиц на полотнах. Но среди экспертов были люди, оценившие художественные замыслы Сурикова. Современные творцы могут изучать картины Василия Ивановича по фото и оригиналам.

Личная жизнь

Долгое время Василий Суриков приглядывался к внучке декабриста Свистунова. Прекрасную девушку с большими темными глазами звали Елизавета Августовна Шаре.

Устоять перед красотой дамы художник не смог, поэтому 25 января 1878 года молодые люди заключили брак. В этом же году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года – Елена.

Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.

Портрет жены Василия Сурикова

Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал супругу на кладбище, забросил творчество. Желание работать пропало у Сурикова. Но в какой-то момент картины вновь вернули к жизни Василия Ивановича.

Василий Суриков с дочерью Ольгой

Дочь Ольга подарила отцу внучку Наталью Кончаловскую. В свою очередь, девушка родила двух известных в современной России людей – кинорежиссера и сценариста Андрея Кончаловского и режиссера Никиту Михалкова.

Смерть

Здоровье Василия Ивановича Сурикова в конце жизненного пути оставляло желать лучшего. Несмотря на это, художник отправляется с П.П. Кончаловским в Испанию, для поиска творческого вдохновения. В это же время в Красноярске распахнула двери рисовальная школа. Состояние Сурикова оставалось плохим, но художник уезжает на родину для создания пейзажей.

Могила Василия Сурикова

Через год из-за ухудшения Василий Иванович вынужден поехать в Крым, на лечение.

В марте 1916 года художественные круги облетела страшная новость – ишемическая болезнь сердца погубила талантливого Сурикова.

Могила российского художника находится рядом с местом захоронения супруги, на Ваганьковском кладбище. В память о Василии Сурикове в 1959 году сняли историко-биографический фильм.

Произведения

  • 1876 – «Вид на Кремль»
  • 1881 – «Утро стрелецкой казни»
  • 1884 – «Венеция. Собор Св. Марка»
  • 1887 – «Боярыня Морозова»
  • 1891 – «Взятие снежного городка»
  • 1895 – «Покорение Сибири Ермаком»
  • 1899 – «Переход Суворова через Альпы»
  • 1900 – «Степан Разин»
  • 1908 – «Крым. Ай-Петри»
  • 1910 – «Девушка с косами»
  • 1910 – «Севилья. Альказар»

Николай Олялин

Киноактёр, кинорежиссёр и сценарист, народный артист Украинской СССР

Источник: https://24smi.org/celebrity/4709-vasilii-surikov.html

Кем стали дети известных художников XIX века. Ольга Сурикова, Юрий Репин, Густав Учицки, Люсьен Писсаро, Николай Крамской. Часть 1

Елена васильевна сурикова биография

Могут ли дети превзойти своих талантливых и выдающихся родителей? Мы рассмотрим судьбы детей некоторых художников XIX и XX веков. Начнем с рассказа о детях пятерых художников, родившихся в XIX веке: Сурикова, Репина, Учицки, Писсаро и Крамского.

Ольга родилась в 1878 году семье Василия Сурикова и дочери француза и русской эмигрантки Елизаветы Шаре. Этот семейный союз был счастливым, но, к несчастью, недолгим. В 40 лет Василий Суриков остался вдовцом с двумя маленькими дочками.

Образ своей старшей дочери Суриков запечатлел в работе 1888 года «Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве». В 1902 году Ольга Сурикова вышла замуж за Петра Петровича Кончаловского (1876–1956), знаменитого пейзажиста и натюрмортиста.

Василий Суриков писал по этому поводу брату: «Нужно тебе сообщить весть очень радостную и неожиданную: Оля выходит замуж за молодого художника из хорошей дворянской семьи, Петра Петровича Кончаловского. Он православный и верующий человек».

В действительности же Суриков принял эту новость как настоящий удар. Василий Иванович в порыве гнева крушил мебель, бил посуду и даже плакал.

https://www.youtube.com/watch?v=1cKEAhAjo7s

Он знал, что Петр хочет быть художником, и считал, что из художника никогда не получится хороший муж. Однако, это была история настоящей любви, и противостоять двум молодым людям никто не мог. Ольга и Петр познакомились еще в подростковом возрасте, когда 16-летний Петр приходил к отцу Ольги в мастерскую брать уроки рисования.

Вскоре после свадьбы у пары родилась дочь Наташа, тремя годами позднее — сын Миша. Семья была крепкая, счастливая, но была вынуждена пройти через большие испытания — огонь, воду, медные трубы, жестокую травлю в сталинские времена.

Дочь Кончаловских Наталья вышла замуж за детского писателя Сергея Михалкова и в свою очередь стала матерью выдающихся сыновей — Никиты Михалкова, Петра Кончаловского, а также дочери от первого брака Екатерины Богдановой.

Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве (1888) Источник: www.artsait.ru

Юрий Репин (1877–1954)

Юрий Репин родился в Харьковской губернии Российской империи у Ильи Ефимовича Репина и Веры Алексеевны Шевцовой. Юрий — третий из четверых детей в семье. В 1882 году Илья Ефимович написал портрет маленького Юры. Сам Юрий Ильич также стал живописцем. Первые уроки рисования получил на уроках в художественной школе княгини М.К.

 Тенишевой, где его отец преподавал живопись и рисунок. В 1899 году поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. Занимался в мастерской отца, затем — у живописца-баталиста П.О. Ковалевского, а с 1903 года — в мастерской графика Д.Н. Кардовского. Юрий писал исторические картины, портреты и пейзажи в манере импрессионизма.

Создал в поселке Куоккала частную рисовальную школу.

Несмотря на продуктивность в творчестве, он финансово практически полностью зависел от отца, а также от своей сестры и жены. Череда смертей этих близких людей непоправимо изменила жизнь Юрия Ильича. В 1929 году ушла из жизни жена, в 1930 году — отец, в 1931 году — сестра Надежда.

Он не смог оправиться от этих потерь, начал вести замкнутый, бродяжнический образ жизни, тяготеть к мистицизму. Все это не могло не отразиться на творчестве Репина. В последние годы своей жизни он писал много икон. Одной из основных тем его работ тех лет стала тема страстей на Голгофе.

 9 августа 1954 года Юрий Ильич Репин покончил с собой, выбросившись из окна 4 этажа здания Армии Спасения в Хельсинки.

Портрет маленького Юры. Илья Репин (1888) Источник: www.biblioclub.ru

Густав Учицки (1899–1961)

Густав Учицки — внебрачный сын Густава Климта и Марии Учицки. Родился в Вене в 1899 году. Его мать 19-летняя Мария, приехавшая в Вену из Праги, работала служанкой в доме Климта, а также подрабатывала его натурщицей. Сам Климт никогда не был женат, но славился своими многочисленными романами.

Историки и биографы Климта предполагают, что у него было от трех до сорока детей от разных женщин. О том, что Густав Учицки является внебрачным сыном художника, заявил он сам. Учицки — известный кинооператор, кинорежиссер, сценарист Австрии и Германии.

Изначально мечтал стать актером, но первые же попытки в актерском мастерстве не увенчались успехом. В 1916 году устроился ассистентом оператора на кинофабрику «Саша», принадлежавшую одному из основоположников австрийского кинематографа кинопродюсеру Александру Йозефу Коловрату-Краковскому.

Так начался его путь как кинооператора, которому он посветил несколько лет.

В 1927 году дебютировал в качестве кинорежиссера. Наиболее известные режиссерские работы Учицки: драма по мотивам повести А. С.

 Пушкина «Станционный смотритель» под названием «Почтмейстер» (1940), военная драма «Рассвет» (1933), которую часто называют первым фильмом Третьего рейха, пропагандистский антипольский фильм «Возвращение домой» (1941), а также драма «Безымянный человек» (1932). Учицки умер от инсульта в 1961 году во время подготовки к съемкам фильма «Последняя глава» в Гамбурге.

Густав Учицки (1899–1961) Источник: www.abebooks.com

Люсьен Писсаро (1863–1944)

У французского импрессиониста Камиля Писсарро было семь детей, из них — пять сыновей. Все сыновья стали та¬лантливыми живописцами. Старший сын и самый прославившийся, Люсьен, будучи еще совсем маленьким, в мастерской отца хватал тюбики с красками и увлеченно пачкал все вокруг.

Камиль Писсарро никогда не ругался на маленького Люсьена. Когда сын подрос, Писсарро стал его первым учителем живописи. Люсьен писал свои картины в импрессионистской и постимпрессионистской манере под впечатлением от работ своего отца, а также Жоржа Сера и Поля Синьяка.

Помимо живописи Люсьен интересовался скульптурой и гравировкой по дереву.

В 1890 году переехал жить в Лондон и вскоре принял Британское подданство. В 1892 году Люсьен Писсарро женился, его единственная дочь, Оровида, тоже стала профессиональной художницей, продолжив известную династию.

Люсьен много сил и времени посвятил популяризации импрессионизма в Англии. Пейзаж оставался любимым жанром Писсарро, но он также писал и натюрморты, и портреты, в основном членов своей семьи. После отъезда Люсьена в Англию, Камиль начал вести еженедельную переписку с сыном.

Эта переписка охватывает яркий период импрессионизма с 1883 года до смерти художника в 1905 году. Эти письма представляют собой своеобразную летопись этого течения.

В этих мудрых, рефлексивных и сердечных посланиях Писсарро-отец, размышляет о развитии импрессионизма, политике, литературе и рассказывает о ежедневной жизни во Франции конца XIX века.

Люсьен Писсаро (1863–1944) Источник: www.estelnegre.org

Николай Крамской (1863–1938)

В семье у живописца Ивана Николаевича Крамского было четверо детей, из которых Николай был старшим. Иван Николаевич изобразил Николая на портрете 1882 года.

Николай Иванович, ставший известным архитектором, с самого детства очень много и с удовольствием учился и проявлял себя как человек разносторонний: в гимназии при историко-филологическом институте, на физико-математическом факультете, в Академии художеств, получил звание классного художника первой степени. С 1894 года работал помощником архитектора А. Ф. Красовского, который в 1893–1898 годах был архитектором Зимнего дворца.

Одними из самых известных работ архитектора Николая Крамского можно назвать сад, примыкающий к западному фасаду Зимнего дворца, Эрмитажный гараж, построенный для императора Николая II в 1911 году, а также реставрация жилых покоев Зимнего дворца с 1899 по 1905 годы.

Портрет Николая Крамского. Иван Крамской (1882) Источник: www.art-catalog.ru

Источник: https://g1.gallery/ru/feed/articles/2018/11/01/famous-painters-of-19th-century-and-their-children-olga-surikova-yuri-repin-gustav-uchitski-lucien-pissarro-nikolai-kramskoy-1-643/

Елена васильевна сурикова биография

Елена васильевна сурикова биография

Л.Н.Толстой, и П.М.Третьяков были частыми гостями Сурикова.

Художник и легендарный реставратор Игорь Эмануилович Грабарь вспоминал: «С Суриковым я познакомился в 1904 году у коллекционера Гиршмана. Здесь ежедневно собирались художники и артисты. Приходили к обеду и сидели весь вечер, часов до двенадцати.

Из художников у Гиршмана бывали москвичи — члены выставочного объединения Союза русских художников, чаще других — Коровин, Серов, Иванов, Архипов, Борисов-Мусатов, Малявин, Ап. Васнецов, Переплетчиков, Виноградов, Остроухов, Клодт, Мещерин, Первухин.

Почти всегда приходил и Суриков, оживленно беседовавший, много рассказывавший о своих былых встречах и впечатлениях, веселый, вечно балагуривший и державший себя необыкновенно просто и по-товарищески легко с художниками.

Внимание

Эти письма артиллерист Кончаловский все три года войны носил на груди.

Во время революционного лихолетья семья сплотилась ещё больше. Кончаловские отказались от эмиграции, лишились квартиры, мёрзли и голодали, но Ольга продолжала заниматься с детьми иностранными языками, а Пётр по-прежнему стоял у мольберта, прекрасно зная, что его пейзажи никому сейчас не нужны.

Дети, глядя на родителей верили: ничего на свете не страшно, если существует такая любовь, как у их папы с мамой.

В начале тридцатых годов Кончаловские, мечтавшие о родовом гнезде, купили в Буграх, что недалеко от Москвы, дом с мезонином. Дворянская семейная традиция – проводить лето на природе – не должна была прерываться ни при какой власти.

Кончаловские своим руками привели дом в порядок. Пётр Петрович оказался замечательным садовником – сирень, розы, пионы и яблони росли у него прекрасно.

В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края).

Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка — Ольга Семёнова[1].

В Красноярске[править | править код]

В возрасте восьми лет Суриков приезжает в Сухой Бузим и заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви; в 1858 году начинает учёбу в уездном училище.
Родители остаются жить в Сухом Бузиме. В 1859 году в Сухом Бузиме от туберкулёза умирает отец Василия Ивановича. Мать с детьми возвращается в Красноярск.

Важно

Кузнецова выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Он не смог поступить в Академию художеств и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью 1869 года сдал экзамены и стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником.

С 1869 по 1875 год учился в петербургской Академии художеств у П.

П. Чистякова. Во время учёбы за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».

Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) приобрёл П.

И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова).

Василий Суриков»

  • Суриков В. И. Альбом. Вступ. ст. Н. Г. Машковцева. М.: 1960
  • Суриков В. И. Альбом.
  • Суриков В. И. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: 1977
  • Г.

Васильева-Шляпина «Сибирские красавицы В. Сурикова. Портрет в творчестве художника»// «Иван Федоров». Санкт-Петербург. 2002

  • В. Ануфриева «Отрада суриковская».//«Сибирские промыслы».
  • Красноярск. 2007

  • Аференко В. А. «Суриков в Сухобузимском»//г. Железногорск, 1999
  • Кеменов В. С. «Историческая живопись Сурикова.
  • 1870—1880-е гг.» М.: 1963

  • Машковцев Н. Г. «В. И. Суриков» М.: 1994
  • Евдокимов И. В. Суриков, 1933. — 164 с. (Жизнь замечательных людей)
  • Шанин В.

  • Я. «Суриков, или Трилогия страданий», 2010.

  • Лазарев С. Е. Образ Степана Разина в изобразительном искусстве // Преподавание истории в школе.
  • Василий Иванович под разными предлогами отне­кивался.

    — Все вам автографы подавай. — бормотал он в сторону, — для домашнего музея.

    — Ну хоть какой-нибудь пустяк! — умоля­ли они.

    Наконец перед отъездом в Москву он все же подарил им два рисунка. Но нарисовал он их на персиках!

    Портрет Ольги Васильевны

    25 января 1878 года Василий Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (в других источниках Елизавета Артуровна Шарэ). У них родилось две дочери — Ольга и Елена. Ольга Васильевна, чей детский портрет находится в Третьяковской галерее, вышла замуж за художника Петра Кончаловского, одного из выдающихся мастеров русской живописи начала XX века.

    Василий Суриков «Портрет Ольги Васильевны Суриковой», 1888

    Суриков был очень дружен с Кончаловским: они вместе путешествовали, встречались в мастерских, вместе с писателями и меценатами.

    Суриков долго гнался за нею, крича на ходу:

    — Бабушка! Бабушка! Посох!

    Старушка решила, что это разбойник и бросила посох.

    Потом Суриков изобразил его в руках странника на эскизе, и работа сдвинулась с мёртвой точки.

    Исторические сюжеты

    Сюжеты у Сурикова рождались случайно. Художник неоднократно говорил об этом в биографии, записанной Максимилианом Волошиным : «Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской.

    Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скушно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел.

    И вдруг… Меншиков… сразу все пришло — всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу. …А то раз ворону на снегу увидал.

    Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог.

    Потом боярыню Морозову написал. Да и „Казнь стрельцов“ точно так же пошла: раз свечу зажженную, днем, на белой рубахе увидал, с рефлексами».

    Как продаются картины

    Как-то раз художник Игорь Грабарь привез к Василию Сурико­ву одного коллекционера.

    Суриков встретил го­стей радушно. Стал показывать этюды на про­дажу. Господин, который хотел купить картину, время от времени спрашивал о цене того или иного произведения и качал головой:

    — Что вы, Василий Иванович, разве можно так высоко оценивать такой крошечный этюдик?

    Цена была — 5000 рублей.

    — Уступите, Василий Иванович, — попросил Игорь Грабарь.

    Суриков вздохнул:

    — И хотел бы, да имя не позволяет!

    Кто остался, тот и лучший

    Как-то раз Василий Суриков, Виктор Васнецов и Василий Поленов встретились у малоизвестного тогда художника Ильи Остроухова.

    Ленина, 79);

    • Средняя общеобразовательная школа № 1 им. В. И. Сурикова (Краснодарская ул., 7 б);
    • Художественное училище им.В. И. Сурикова, (Свердловская ул.5);
    • Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина;
    • Сквер с памятником на пр. Мира/ ул. В. Сурикова;
    • Скамья и верстовой столб в месте, где Суриков решил стать художником (на пересечении Енисейского Тракта и ул. Славы).

    Речные суда:

    • танкер «Василий Суриков» — Енисейское речное пароходство;
    • теплоход «Василий Суриков» — Московское речное пароходство.

    Литература[править | править код]

    А в дальнейшем, как писал брат художника, Сурикову приходилось быть и матерью, и нянькой, и отцом. Он больше никогда не женился. Никакой другой женщине он не доверил воспитание своих дочерей.

    Когда их мать умерла, девочкам было девять и семь лет.

    Утешение художник нашёл в православии. Он стал читать церковные книги и приступил к работе над религиозной картиной «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом», где как слепорождённого изобразил себя.

    Ему нужно зарабатывать на жизнь, а сил творческих и физических не было. Существовала большая вероятность того, что он не сможет продолжать дальше писать.

    В этот период ему помог брат, который специально приехал в Москву. Александр Иванович брал отпуск всего два раза за 36 лет службы.

    Три месяца он провёл в Москве после смерти Елизаветы Августовны. Именно брат Саша подал идею Василию — уехать в Сибирь из Москвы, где всё напоминает о жене.

    Василий Иванович Суриков — певец земли сибирской

    По возвращении из Италии Елена Сурикова поступила на Высшие женские курсы в Москве, а Ольга занималась музыкой и вела домашнее хозяйство. У девушек появилось много новых знакомых.

    Время от времени Ольга встречалась с Петром Кончаловским, и отношения между ними перерастали в большое чувство. Василий Иванович ни о чем не догадывался.

    Он полностью погрузился в XVII век: начал работать над новой картиной Степан Разин. новости Москва сегодня

    Первый эскиз на эту тему Суриков написал еще в 1887 году, возвращаясь с семьей из Красноярска в Москву по Волге. Тогда он временно отложил эту работу, а теперь, через тринадцать лет, по-новому увидел будущую картину.

    Для Степана Разина в картине были даже сшиты кафтан, сапоги, шапка.

    Тост за счастливую семейную жизнь остаётся за кадром.

    Но каждая деталь в картине говорит о том, что два любящих сердца бьются в унисон и слова «я» для них нет. А есть слово «мы».

    Впервые они увидели друг друга, когда Пете было 16 лет, а Оле – 14. Он приходил в мастерскую отца Оли – художника Василия Сурикова – брать уроки. Но серьёзную барышню тогда больше интересовали собственные занятия в гимназии.

    Так что в ту мимолётную встречу подростков даже не представили друг другу. Настоящее знакомство случилось спустя десять лет. И вот это уже была любовь, пусть со второго взгляда.

    Через три недели Пётр и Оля поняли, что жить друг без друга не могут.

    Василий Суриков писал по этому поводу брату: “Нужно тебе сообщить весть очень радостную и неожиданную: Оля выходит замуж за молодого художника из хорошей дворянской семьи, Петра Петровича Кончаловского.

    Возможно Вас так же заинтересует:

    Источник: https://faktorion.ru/elena-vasilevna-surikova-biografiya

    Василий Иванович Суриков

    Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор». Первую самостоятельную работу Сурикова

    «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

    (1870 год) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском художественном музее им.

    В. И. Сурикова). Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в Хакасии — на золотых приисках Кузнецова.

    В 1874 году Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль.4 ноября 1875 года Василий Иванович закончил Академию в звании классного художника первой степени.

    Василий Иванович получил заказ на создание четырёх фресок на темы вселенских соборов для храма Христа Спасителя.

    Суриков начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву. В Москве собственного жилья не имел, жил в арендованных квартирах и гостиницах, мечтал вернуться в Красноярск.

    Дневник

    В этом смысле я конечно не волшебник, и не смотря на то, что когда-то закончил знаменитый ВГИК, в фотографии я конечно же просто любитель.

    Во ВГИКЕ я учился на кафедре менеджмента Кино и ТВ, и в дальнейшей моей профессиональной карьере я никогда не зарабатывал свой хлеб с камерой в руках. Поэтому я любитель фотографии, ценитель, но не более.

    В моих залежах, закромах и запасах накопилось столько фотографий, что наверно можно долго ничего не снимать, и каждый день что то новое выкладывать.

    Я конечно же не гонюсь за количеством, а если что то пишу в свой журнал, и соответственно иллюстрирую его своими фотографиями, то исключительно под соответствующее настроение.

    Пишу я в свой журнал обычно, когда есть что сказать, и уж конечно когда уже не могу, промолчать и ничего «не сказать». Таким толчком к написанию

    Суриковы и Кончаловские

    У счастливой пары родились две девочки — Ольга и, через два года, Елена.

    Они никогда не разлучались, даже когда девочки были совсем маленькие, путешествовали все вместе.

    Суриков шутил, что «все мое — всегда со мной».

    Суриков любовался своей женой, с удовольствием рисовал ее. Она была натурщицей для одной из самых трагических фигур в русской живописи — старшей дочери Меншикова, Марии.

    «Меншиков в Березове» (1883).

    Свою картину «Меншиков в Березове» Суриков писал долго.

    Нужны были лица, которые выражали бы весь трагизм судьбы семьи, бывшей когда-то самой могущественной в России и оказавшейся в ссылке на краю земли, в Сибири.

    Жена Василия Сурикова умерла после поездки в Сибирь

    Современники подчёркивали, что она так же, как и её муж, сторонилась светских мероприятий, неловко чувствовала себя в большом обществе. Жила интересами своего мужа и сумела создать для него домашний уют. Семейное счастье омрачало только слабое здоровье молодой супруги.

    У Елизаветы Августовны был врождённый порок сердца, рано развился ревматизм, она очень тяжело переносила любую простуду. Василий Иванович понимал это и старался беречь её. Естественно, Лиля не раз позировала художнику.

    Он создал несколько её портретов. Но всё же основной можно считать картину «Меншиков в Берёзове», где он изобразил свою жену в образе старшей дочери Меншикова. На полотне девушка поражает своей бледностью.

    Когда Суриков работал над картиной, Елизавета Августовна была тяжело больна. Это был один из тяжёлых приступов.

    И художник, взглянув на измождённую супругу, увидел в ней дочь Меншиковаа, которая в действительности умирала от оспы.

    Биография и картины Василия Ивановича Сурикова

    Через полгода Сурикову всё-таки предложили поездку за границу, но он отказался от неё, взявшись за роспись фресок в храме Христа Спасителя в Белокаменной.

    Благодаря работе в храме, художник получил финансовую независимость и новую среду обитания.

    Что касается личной жизни Василия Ивановича, то здесь необходимо отметить его брак с Елизаветой Августовной Шаре, заключённый в 1878 году.

    Суриков, Василий Иванович

    Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий.

    Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор». Первую самостоятельную работу Сурикова

    «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

    () приобрёл П.

    И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в — на золотых приисках Кузнецова.

    Суриков начал работать над фресками в Петербурге, а в переехал в Москву. В Москве собственного жилья не имел, жил в арендованных квартирах и гостиницах, мечтал вернуться в Красноярск.

    Василий Суриков

    Благодаря смене обстановки родилась картина «Милосердный самаритянин». Работа стала подарком радушному хозяину, но отметили полотно и специалисты. Василию Ивановичу вручили Малую золотую медаль.Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы.

    Но за основу подобные картины брал регулярно. В числе произведений Василия Ивановича значатся графические портреты московского гитариста Ф.Ф.

    Пелецкого. Один из рисунков представлен на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее. Суриков признавался, что увлечение музыкой, в частности оперой, помогало в творчестве.

    Более того, художник обучался игре на гитаре у Пелецкого.Наступает время известных полотен. «Утро стрелецкой казни» Василий Иванович писал на протяжении 3 лет. Эта картина стала пропуском в мир большой живописи.

    Итогом многолетней работы стало включение в Товарищество передвижных художественных выставок.Ради дальнейшего развития Суриков собирается поехать в зарубежное путешествие.

    Проекты музея

    Там старина была.» Село Торгошино.

    Корни сибирского казачества уходят в глубокую старину, ко временам освоения Сибири. С детства художник слышал рассказы о том, что его далекие предки пришли в Сибирь с дружиной Ермака.

    Вопрос происхождения семьи Суриковых очень интересовал знаменитого живописца. В 1884 г., в одном из писем домой, Василий Иванович писал брату: «Знаешь что, Саша, мне пришла в голову идея: спроси у мамы, что, не знает ли она что-нибудь о наших предках?

    Как звали прадеда нашего, и все ли они были сотники и есаулы? Как нам доводится атаман Александр

    Несколько малоизвестных фактов о жизни и творчестве Василия Сурикова

    Был момент, когда картина совсем «встала» — художник никак не мог поймать вдохновение, чего-то не хватало.

    Бабушка! Посох! Старушка решила, что это разбойник и бросила посох. Потом Суриков изобразил его в руках странника на эскизе, и работа сдвинулась с мёртвой точки.

    Сюжеты у Сурикова рождались случайно. Художник неоднократно говорил об этом в биографии, записанной Максимилианом Волошиным : «Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской.

    Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя.

    П.

    Чистякова. Во время учёбы за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».

    Первую самостоятельную работу Сурикова

    «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

    (1870) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском государственном художественном музее им.

    В. И. Сурикова). Василий Суриков» Суриков В. И. Альбом. Вступ. ст. Н. Г. Машковцева.

    М.: 1960 Суриков В. И. Альбом.

    Инфо Вступ. ст. Д. Сарабьянова. М.: 1963 Суриков В. И. Письма.

    Воспоминания о художнике. Л.: 1977 Г. Васильева-Шляпина «Сибирские красавицы В. Сурикова. Портрет в творчестве художника»// «Иван Федоров».

    Санкт-Петербург. 2002 В. Ануфриева «Отрада суриковская».//«Сибирские промыслы». Красноярск. 2007 Аференко В. А. «Суриков в Сухобузимском»//г.

    Art on Web — художники в сети

    Эти качества ярко сказались в его живописи. От раннего сибирского «доакадемического» периода жизни Сурикова до нас не дошло ни одной работы, за искючением нескольких рисунков, сделанных с гравюр различных картин «Благовещенье» В.Боровиковского и «Ангел с кадилом» Т.Неффора. В 1866 г. сестра Сурикова Катя вышла замуж и поселилась с мужем в с.Тесь.

    В конце лета Василий Суриков ездил к ним в гости и там работал, написал с натуры 15 этюдов. Но в дальнейшем судьба этюдов неизвестна.

    В красноярском обществе уже стало известно о выдающихся способностях Сурикова. Золото-промышленник П.И.Кузнецов вызвался помочь художнику и отправил его в Петербург.

    Там он поступил в Петебургскую Академию. Первая самостоятельная работа Сурикова, без наставников, появляется в 1870 году, изображает петербургский пейзаж, который сильно впечатлил художника при знакомстве с городом.

    «Я долго ходил, — вспоминал Суриков, — на Сенатскую площадь — наблюдал.

    Дом на Большой Садовой

    Из воспоминаний Натальи Кончаловской: «После Октябрьской революции „дом Пигит“ перешел в ведение Моссовета. Квартиры уплотнялись рабочими соседней табачной фабрики.

    Мы сдали государству три комнаты, оставив одну для меня.

    А Петр Петрович, Ольга Васильевна и Миша переехали жить в мастерскую». (Наталья Кончаловская. Волшебство и трудолюбие.

    М., 2004). Фамилия, имя и отчествоВозрастМесто службыСостоит ли членом жил. т-ваИмеет ли право быть членом ж.

    т. по норм. уст. от 10 марта 24 г.Отметка районной избирательной комиссии Кончаловский Петр Петрович47Художник-декоратор Московского Художественного театраДаС Контрреволюц. духом и прошлым и настоящим Кончаловская Ольга Васильевна44На иждивении мужаДаС Контрреволюц.

    Источник: http://konsalt74.ru/elena-vasilevna-surikova-biografija-67731/

    Квартира №24

    Елена васильевна сурикова биография

    Художник Петр Кончаловский, кaраимская семья Прик-Сакизчи, Владимир Володарский, вспоминающий детские годы в доме, и другие жители квартиры № 24

    1900–1910-е

    С 1912 года квартиру № 24 арендовала семья художника Петра Кончаловского. В этом же доме Кончаловский работал в мастерской, располагавшейся в квартире № 38. Впоследствии художник переехал в мастерскую этажом выше под № 40.

    Из воспоминаний дочери Петра Кончаловского Натальи: «Когда в 1912 году в „доме Пигит“ в главном корпусе освободилась квартира из четырех комнат на пятом этаже мы переехали в нее из соседнего дома и прожили в ней несколько лет. Оттуда Петр Петрович в 1914 году ушел на фронт, мастерская его пустовала два года». (Наталья Кончаловская.

    Волшебство и трудолюбие. М., 2004).
    У Кончаловских время от времени гостил отец жены Петра Петровича — художник Василий Суриков. В период Первой Мировой войны он провел у дочери Ольги Васильевны две зимы, написал автопортрет и начал работать над эскизом к картине «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Это были последние месяцы жизни Сурикова.

    Художник нуждался в прогулках на свежем воздухе, а квартира располагалась на пятом этаже и дом не был оснащен лифтом. Наталья Кончаловская вспоминает, что ее дед поднимаясь на пятый этаж останавливался на каждой лестничной площадке и отдыхал на стуле, который ему подставлял швейцар Степан.

    Вскоре Суриков переехал в гостиницу «Дрезден», находившуюся на Тверской около дома генерал-губернатора и оснащенную лифтом. Художник умер в отеле в марте 1916 года. Литургию служили у дома на Большой Садовой.

    Василий Суриков. Автопортет. 1915 год. Картина написана в доме на Большой Садовой, в квартире № 24 Василий Суриков. Эскиз к картине «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». 1915 год. Эскиз создан в доме на Большой Садовой, в квартире № 24

    1920–1930-е

    В квартире № 24 к апрелю 1924 года были прописаны девять человек, среди которых семья Кончаловских — Петр Петрович, его жена Ольга Васильевна и дочь Наталья.

    За год в составе жильцов произошли кардинальные изменения — к августу 1925 года здесь осталось только четверо: «сомнительные личности» (как их аттестовали в жилтовариществе) караимы Абрам Симонович Прик и Марина Ильинична Прик-Сакизчи и двое новых жильцов, переехавших из квартиры № 30, — сотрудник типолитографии «Искра Революции» Григорий Иванович Ерофеев и его жена Полина Ивановна. Кончаловские за исключением Натальи перепрописались в художественной мастерской (кв. 40), а сестра Ольги Кончаловской Елена Васильевна Сурикова и Евдокия Гавриловна Кондрашева выехали из дома. Из воспоминаний Натальи Кончаловской: «После Октябрьской революции „дом Пигит“ перешел в ведение Моссовета. Квартиры уплотнялись рабочими соседней табачной фабрики. Мы сдали государству три комнаты, оставив одну для меня. А Петр Петрович, Ольга Васильевна и Миша переехали жить в мастерскую». (Наталья Кончаловская. Волшебство и трудолюбие. М., 2004).

    Список жильцов квартиры № 24 в апреле 1924 года

    Фамилия, имя и отчествоВозрастМесто службыСостоит ли членом жил. т-ваИмеет ли право быть членом ж. т. по норм. уст. от 10 марта 24 г.Отметка районной избирательной комиссии
    Кончаловский Петр Петрович47Художник-декоратор Московского Художественного театраДаС Контрреволюц.

    духом и прошлым и настоящим

    Кончаловская Ольга Васильевна44На иждивении мужаДаС Контрреволюц. духом и прошлым и настоящим
    Кончаловская Наталья Петровна21На иждивении отцаДаС Контрреволюц.

    духом и прошлым и настоящим

    Сурикова Елена Васильевна43Школьная работница 16-й трудшколыДаИмеет
    Кондрашева Евдокия Гавриловна31Прислуга у КончаловскихНет
    Прик Абрам Симонович41Торговый агент Показательного производства табачных изделийДаСомнительная личность
    Прик-Сакиз Чи Марина Ильинична26На иждивении мужаДаСомнительная личность

    1940–1970-е

    Главным источником сведений о жильцах дома за 1940–1970-е годы послужили три домовые книги — для удобства они пронумерованы: домовая книга 1 (1940–1944), домовая книга 2 (1944–1958), домовая книга 3 (1958–1970-е).

    Согласно списку жителей дома, составленному в 1940 году, в квартире № 24 проживали десять человек. Состав квартиры полностью сменился по сравнению с серединой 1920-х годов. Из квартиры выехали Кончаловские, караимская семья Прик-Сакизчи и остальные. Социальный состав квартиры был довольно разнообразным. В квартире проживали типограф, мастерица кукол, подполковник, музыкант и др.

    Список жителей на 1940 год

    Согласно поквартирному списку 1958 года домовой книги 3 (1958–1970-е), в квартире № 24 проживали десять человек — администратор Московского телевизионного театра, кассир в парикмахерской, артистка хора Большого театра и др.

    Список жителей на 1958 год

    Из воспоминаний Владимира Самуиловича Володарского

    Владимир Самуилович Володарский (р. 1955) прожил в доме со своего рождения до 1968 года.

    Он жил в одной из комнат четырехкомнатной квартиры вместе с родителями Ниной Менделеевной и Самуилом Михайловичем Володарскими и бабушкой по материнской линии Фаней Моисеевной Горелик.

    Отец работал инженером-технологом в сфере легкой промышленности, а мать — кассиром в парикмахерской. Самуил несколько раз сидел в тюрьме за мелкое предпринимательство — он кустарно в домашних условиях производил бижутерию на продажу.
    Из интервью с Владимиром Володарским:

    «Наш балкон использовали в праздники. Когда город украшали, вешали напротив нашего окна прямо на балконе большую звезду, которая закрывала нам все, и в комнате становилось темно. От звезды шло красное полотно до первого этажа.Мне очень нравилось ходить к соседям Уткиным.

    Уткин был певцом в Большом театре и давал частные уроки, а Вера Васильевна аккомпанировала ему как концертмейстер и ноты писала. Сосед Фурман был контрабасистом в филармонии. Жена его не работала и целыми днями сидела и пасьянсы раскладывала. Дочка Геня была ровесницей моей матери и работала на телевидении администратором.

    Я помню, она меня маленького водила на первый КВН в так называемый телевизионный театр.

    Коридор мне казался достаточно большим, мы катались по нему на велосипеде. В углу стоял контрабас Фурмана. Во дворе мы никогда не гуляли. До школы я гулял в группе с Юлией Лазаревной в саду Аквариум.

    А в школе мы с одноклассниками гуляли на Патриарших и в министерском сквере. Каждую субботу мы с папой ходили в Оружейные бани в Оружейном переулке. У него был специальный жесткий чемоданчик. Мы бывали в общем отделении, но он любил номерные. Это стоило не намного дороже.

    А потом во дворе в пивном киоске он выпивал кружку пива и мы шли домой».

    Источник: http://dom10.bulgakovmuseum.ru/apartments/kvartira-24/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.