Произвольный контент

44 фз закупка школьной мебели как правильно в комплекте или отдельными объектами

Содержание

44 фз закупка школьной мебели как правильно в комплекте или отдельными объектами

44 фз закупка школьной мебели как правильно в комплекте или отдельными объектами

5. Можно включать при необходимости спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа и наладки, а также обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование. К примеру:

«Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну — 8 лет; по основанию дорожной одежды — 6 лет; по верхнему слою покрытия — 4 года»

. 6. При покупке лекарственных средств нужно обязательно указать в описании их международное непатентованное наименование.

А если оно отсутствует — химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте .

К примеру:

«Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон + [Сульбактам], лекарственная форма — порошок для приготовления раствора для внутривенного введения»

.

7. Допустимо требование, чтобы товар был новым, не был в употреблении или в ремонте. При описании объекта закупки заказчик обязан использовать следующие характеристики: Качественные.

Запрет закупок мебели иностранного производства в рамках 44-ФЗ

При этом участник закупки будет обязан предоставить документы, подтверждающие страну происхождения товара – сертификат о происхождении товара (продукции).

Такой сертификат выдается территориальными торгово-промышленными палатами.

Также при закупке мебели (позиции 3-29) к участнику закупки должно предъявляться дополнительное требование об использовании при производстве мебели древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит (позиции 1-2), страной происхождения которых является РФ или государство – член Евразийского экономического союза.

В рассматриваемом нормативном правовом акте не уточняется, каким образом участник закупки должен подтверждать соблюдение этого требования.

По всей видимости речь тут может идти о простом декларировании, но будем надеяться, что в ближайшее время по этому поводу появятся какие-то официальные разъяснения.

Кроме того, нельзя не отметить и некоторую нелогичность

Как провести закупку мебели по 44 фз

Важно С 01.12.2017, если необходимо закупить мебель в рамках 44-ФЗ, при составлении документации и выборе победителя нужно учитывать новые запреты. В первую очередь необходимо определить предмет закупки и выбрать код ОКПД2.

Это может быть мебель:

  1. 31.01 — для офисов и предприятий торговли;
  2. 31.09 — прочая.
  3. 31.03 — матрасы;
  4. 31.02 — кухонная;

Шаг 1.

Запрет вводится на два года – с 1 декабря 2017 по 1 декабря 2020 года – и касается 29 товарных позиций, начиная с древесно-стружечных плит и заканчивая мебелью из пластмассовых материалов: Закупки таких товаров, извещения о которых будут размещаться в ЕИС с 1 декабря 2017 года, должны будут осуществляться только при условии, что страной происхождения товаров является РФ или другое государство – член Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан).

При этом

Как провести закупку мебели по 44-ФЗ

Закупки мебели по 44-ФЗ подпадают под запреты и ограничения в рамках национального режима. Как проводить процедуры, как составить техзадание и какой ОКПД 2 выбрать, расскажем в статье.

Запретам и ограничениям в рамках нацрежима посвящена ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Они вводятся для защиты внутреннего рынка РФ, развития экономики, поддержки местных производителей, а также для безопасности страны и ее жителей.

Сейчас, помимо прочих, действуют запреты в сфере мебельной и деревообрабатывающей промышленности. Чтобы подтвердить страну производства продукции, поставщик может предоставить:

  • акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой;
  • заключение Министерства промышленности и торговли;
  • .

Обратите внимание: при производстве мебели должны быть использованы материалы также из стран ЕАЭС.

Приведем несколько позиций:

  • металлическая для офисов;
  • деревянная для офисов;
  • кухонная;
  • деревянная для спальни, столовой и гостиной;
  • кровати деревянные для взрослых;
  • шкафы деревянные для спальни;
  • столы журнальные деревянные;
  • гарнитуры и наборы комплектной мебели;
  • из пластмассовых материалов.

При закупке офисной мебели отдавайте предпочтение российским товарам.

Для ряда культурных, образовательных, спортивных и других учреждений планка выше — 400 тыс.

руб. Скачать образец Скачать образец Все товары из списка, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, заказчики обязаны закупать путем электронного аукциона. Закупка мебели по 44-ФЗ в этот список не входит. Поэтому такой обязанности у заказчиков нет.

Рассмотрим, какие коды из классификатора ОКПД 2 использовать при закупке мебели. Если это офисная мебель, подойдут следующие ОКПД 2:

Источник: http://konsalt74.ru/44-fz-zakupka-shkolnoj-mebeli-kak-pravilno-v-komplekte-ili-otdelnymi-obektami-67731/

Закупки для образовательных учреждений: правила, способы и организация

44 фз закупка школьной мебели как правильно в комплекте или отдельными объектами

Из этой статьи вы узнаете:

  • Общие правила осуществления закупок образовательным учреждением
  • Способы закупок для образовательных учреждений по 44-ФЗ
  • Нюансы закупок образовательными учреждениями
  • Планирование и организация закупок образовательным учреждением

Любые закупки для образовательных учреждений строго регулируются законом. Какие-то процедуры допускают заключение договора с единственным поставщиком общей суммой менее 400 тыс. рублей. В других случаях максимальная цена контракта – 100 тыс. рублей.

В статье мы подробно разберем, какие процедуры предусмотрены в 44-ФЗ для образовательных учреждений, обозначим их специфику и отличительные особенности. Важно знать эти нюансы, чтобы избежать серьезных ошибок.

Общие правила осуществления закупок образовательным учреждением

Статус образовательного учреждения определяет тонкости процедуры закупок. Кроме 44-ФЗ есть еще несколько законов, регулирующих эту сферу.

Так, 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» применяется в случае приобретения товаров или услуг за счет средств грантов, доходов организации или в рамках субподряда.

Согласно этому закону, положение о закупках в образовательном учреждении определяет порядок действий.

В случае применения других методов закупок следует руководствоваться содержанием 44-ФЗ. Главный критерий для выбора конкретного вида процедуры – максимальная конкуренция поставщиков. Именно это определяет эффективность процесса закупки.

Для следования принципу максимальной конкуренции в законе предусмотрены различные виды закупочных процедур: аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений.

Эти мероприятия занимают много времени, а также сопряжены с большим объемом документооборота, что создает дополнительные сложности.

Отметим, что согласно 44-ФЗ у учреждения-заказчика есть возможность подписать договор с единственным подрядчиком по своему выбору (ч. 1 ст. 93). Ниже мы рассмотрим те ситуации, когда следование принципу конкуренции не требуется.

Способы закупок для образовательных учреждений по 44-ФЗ

Выбор единственного поставщика или исполнителя

Образовательное учреждение может не проводить закупочную конкурентную процедуру в двух случаях. Во-первых, бывают ситуации, когда проведение конкурентной процедуры не имеет смысла с экономической точки зрения, то есть потраченные время и финансы несопоставимы со стоимостью контракта.

Во-вторых, некоторые сферы отличатся отсутствием конкуренции в принципе, то есть закупаемый товар или услуга уникальны, или же фирма-исполнитель имеет исключительные права для реализации. Самый распространенный пример – услуги коммунального хозяйства, где правообладатель только один.

Кроме названных ситуаций, выбор подрядчика проводится без конкурса, если услуги оплачиваются физическому лицу (преподавание или работа экскурсовода).

Закупки у единственного поставщика образовательным учреждением возможны и в других сферах, когда речь идет о поставщиках с исключительными правами. Это правило относится, например, к приобретению книг и электронных изданий для библиотеки организации.

В этом случае поставщик (автор или издатель) должен быть исключительным правообладателем, обладать исключительной лицензией на продажу книг или электронного доступа к материалам (п. 14 ч. 1 ст. 93).

При заключении договора с таким поставщиком приложением к контракту будут документы, удостоверяющие исключительные права на товар: гарантийные письма, списки договоров авторов с издательством и т.д. Подобным образом закупаются книги и произведения конкретных авторов, в т.ч. записи исполнителей, фонограммы определенных студий.

Исключительные права или лицензии в этом случае должны быть в руках одного лица (п. 13 ч. 1 ст. 93). Но под это правило не подпадают кинопроекты, которые нельзя приобрести подобным образом, если цель покупки – дальнейший прокат.

Досуг учащихся – это еще одна сфера, в которой допустимо обходиться без конкурсных процедур (п. 15 ч. 1 ст. 93).

Покупка билетов в театр, на концерт, в цирк, музей или на спортивное мероприятие может быть оформлена у одного поставщика.

Таким же образом можно оплатить услуги по созданию произведений литературы или искусства, организации концерта физ. лицом или юр. лицом. Сюда же причисляют создание декораций и реквизита для представлений.

Отдельно в законе указано, что государственное образовательное учреждение, детский дом, физкультурно-оздоровительная организация вправе закупить товары или услуги у самостоятельно выбранного поставщика, если сумма контракта не превысит 400 тыс. рублей.

А общая стоимость таких договоров за год не выйдет за пределы 50% общего объема закупок в год и 20 млн. рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93).

При этом, говоря об общем объеме, важно учитывать, что при подсчете важна дата платежа по договору, а не дата его заключения (если контракт был подписан в другой период).

Отметим также, что, начиная с 01.01.2019, договор с единственным исполнителем может быть заключен и после закупочных процедур со статусом «несостоявшиеся», в том числе проводимых на электронной площадке. Подробнее осветим этот вопрос далее.

Закупочные процедуры с привлечением только одного поставщика регулируются ст. 93 Закона о контрактной системе. Согласно букве закона закупки бюджетным образовательным учреждением, детским домом или учреждением сферы культуры могут быть осуществлены без конкурентных процедур, если цена договора не превышает 400 тыс. рублей.

Иные образовательные учреждения имеют возможность заключать контракты с самостоятельно выбранным поставщиком, если стоимость договора находится в пределах 100 тыс. рублей. Также неконкурентные закупки в случае образовательных учреждений могут быть проведены в следующих ситуациях:

  • нужно купить книги или электронные материалы у правообладателей;
  • необходимо оплатить услуги физических лиц по исполнению произведений, оформлению декораций, сопутствующего реквизита для выступлений и т.д.;
  • необходимо приобрести ПО и оборудование для работы по использованию результатов интеллектуальной деятельности, когда правообладателем является конкретное лицо;
  • оплата доступа к базам данных.

Закупка запросом котировок

В случае, когда образовательное учреждение не видит возможности заключить договор с физ. лицом или с юр. лицом в рамках минимальных сумм, то может быть проведен запрос котировок. Данный вид закупочной процедуры можно провести оперативно и без оформления большого количества документации.

Отметим, что начальная цена контракта при этом не должна быть выше 500 тыс. рублей (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ). В законе есть ограничения по годовому объему закупок, проведенных через запрос котировок: менее 10% общего объема и не превышающего 100 млн. рублей.

Отметим, что при учете сумм контрактов учитывается финальная, а не начальная цена, однако это ограничение все же бывает существенным для образовательных учреждений. Еще один подводный камень данной процедуры – невозможность установить требования к квалификации исполнителя.

Согласно 44-ФЗ выигрывает участник, обозначивший минимальную цену за услуги (применяется в том числе и в сфере образования).

Закупка аукционом и конкурсом

При проведении процедуры аукциона у заказчика также нет возможности установить требования к качеству образовательных услуг выигравшего участника. Несмотря на то, что 44-ФЗ (ч. 3 ст. 59) разрешает приобретение любых товаров и услуг через аукцион, рекомендуется проводить именно конкурс (ч. 2 ст. 48 44-ФЗ). Однако такой вид закупочной процедуры требует больше времени и ресурсов на реализацию.

Как и при других типах закупок, в конкурсе побеждает тот, кто выставил наименьшую цену. Указывать требования к квалификации победителя образовательное учреждение по-прежнему не может, но при этом есть возможность включить в закупочную документацию критерии для определения качества образовательных услуг. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.

2013 № 1085 разрешено выделить до 40% значимости именно на этот список критериев, тем самым установив требования к квалификации исполнителя. Список пунктов, по которым заказчик будет оценивать пригодность участника конкурса должен быть изначально включен в закупочную документацию.

Это дает возможность заказчику выбрать качественные образовательные услуги, а не то, что предложили по минимальной цене.

Нюансы закупок образовательными учреждениями

Закупки продуктов питания для образовательных учреждений по 44-ФЗ


Закупка продуктов питания образовательными учреждениями осуществляется согласно Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99. Для заключения договора с поставщиком услуг в этом случае проводится конкурс с ограниченным участием.

Это касается процедур с НМЦК, сумма контракта для которых не превышает 500 тыс. рублей. Отметим, что если не планируется вводить дополнительные условия для участников, то возможно проведение конкурентной процедуры, а также закупки продуктов в соответствии с п. 4 ч.

1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В случае покупки продуктов питания применяются также требования Постановления Правительства от 22.08.2016 № 832. В нем прописаны ограничения на приобретение товаров зарубежного производства.

Согласно постановлению, заказчик должен будет отказать иностранному участнику, если в конкурсе участвуют заявки от поставщиков из стран-членов ЕАЭС (РФ, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызская Республика).

Закупки медицинских товаров для образовательных учреждений в 2019 году

Образовательному учреждению может потребоваться закупить медикаменты для наполнения аптечек и обеспечения работы мед. кабинетов. Приобретение данного вида товаров регулируется ст. 33 44-ФЗ.

Данная статья устанавливает требования на указание международного непатентованного наименования (МНН) товара, а не название конкретной торговой марки. Если препарат не имеет МНН, то указывается его химическое название (группировочное).

Исключением являются препараты из спецперечня Правительства, а также назначенные по конкретным показаниям. В этом случае указать конкретную марку можно.

Закупки для образовательных учреждений согласно национальному режиму

Под национальным режимом понимают перечень установленных запретов и ограничений при приобретении зарубежных товаров. Это же понятие включает в себя преференции для производителей из РФ. Ограничения допуска касаются следующих групп товаров:

  • изделия медицинского назначения;
  • лекарственные препараты;
  • продукты питания;
  • радиоэлектронные товары.

Есть также ряд запретов для следующих товаров:

  • изделий мебельных и деревообрабатывающих производств;
  • машиностроения;
  • легкой промышленности;
  • программных продуктов.

Так, ПО, входящее в утвержденный реестр, возможно закупать только у российских компаний. Помните об этом, чтобы не попасть под санкции от ФАС.

Планирование и организация закупок образовательным учреждением

Любая оплата товаров и услуг в сфере образования должна быть изначально внесена в план закупок организации в соответствующую строку. План-график и план закупок должны быть опубликованы в Единой информационной системе.

План закупок образовательного учреждения по каждому пункту должен включать:

  • идентификационный код закупки,
  • цель приобретения образовательных услуг в рамках сферы деятельности заказчика,
  • точное наименование приобретаемых услуг,
  • объем финансового обеспечения для проведения закупочной процедуры,
  • сроки,

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/zakupki-dlya-obrazovatelnykh-uchrezhdeniy/

Шаг 4. Рассматриваем заявки

После последних изменений заказчику при рассмотрении заявок необходимо обратить внимание на то, что поставщик обязан к основному пакету документов предоставить бумаги, в которых будет указано соответствие поставщика требованиям национального режима.

Законодатели определили, что такими документами являются:

  • копия специального инвестиционного контракта (СПИК). Она должна быть заверена руководителем организации (или индивидуальным предпринимателем) при условии, что он является стороной СПИК;
  • акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой.
  • заключение, которое подтверждает наличие производства промышленной продукции на территории РФ. Оно должно быть выдано Минпромторгом;
  • сертификат по форме СТ-1.

Поставщик обязан предоставить сертификат о происхождении товара, так как именно он является свидетельством ненарушения требований.

Выглядеть он должен примерно так.

Шаг 5. Заключаем контракт

Этот пример государственного контракта на поставку мебели учитывает все последние изменения. Можете использовать его для разработки собственного шаблона.

Скачать

Шаг 4.


Принимаем товар

После того как победитель выбран и контракт заключен, необходимо осуществить приемку товара по стандартной процедуре.

во-вторых, годовым пределом таких закупок, а именно, годовой объем закупок не должен превышать 10% от совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн рублей.

Например, если у заказчика совокупный годовой объем закупок составляет 5 млн рублей, то запросом котировок он имеет право закупить товаров (работ, услуг) на сумму не более 500 тыс. рублей в течение всего года.

Запрос предложений

Запрос предложений — это способ, при котором победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товаре, работе или услуге.

Законом № 44-ФЗ предусмотрено право заказчика осуществлять закупку путем проведения запроса предложений только в исключительных случаях, всего их восемь.

Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар.

Например, поставляемый товар должен иметь срок предоставления гарантии качества — 12 месяцев от даты ввода в эксплуатацию.

Как правильно описать объект закупки по 44-ФЗ

5. Можно включать при необходимости спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа и наладки, а также обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование.
К примеру:

«Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну — 8 лет; по основанию дорожной одежды — 6 лет; по верхнему слою покрытия — 4 года»

. 6. При покупке лекарственных средств нужно обязательно указать в описании их международное непатентованное наименование.

А если оно отсутствует — химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте .

К примеру:

«Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон + [Сульбактам], лекарственная форма — порошок для приготовления раствора для внутривенного введения»

.

7.

Закупки мебели по 44-ФЗ подпадают под запреты и ограничения в рамках национального режима. Как проводить процедуры, как составить техзадание и какой ОКПД 2 выбрать, расскажем в статье.

О запретах

Запретам и ограничениям в рамках нацрежима посвящена ст.

14 Внимание Закона № 44-ФЗ. Они вводятся для защиты внутреннего рынка РФ, развития экономики, поддержки местных производителей, а также для безопасности страны и ее жителей. Сейчас, помимо прочих, действуют запреты в сфере мебельной и деревообрабатывающей промышленности.

Им посвящено постановление Правительства от 05.09.2017 № 1072.

Заказчики не могут закупать мебель иностранного производства из утвержденного списка, за исключением товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).

Основным блоком информации в составе любой процедурной документации является техническое задание. Поэтому от качества и степени детализации требований заказчика зависит эффективность и результат каждой конкретной закупки.

Примеры технических заданий на закупку мебели

Пример на закупку офисной мебели

Приложение 1 к документации электронного аукциона на поставку офисной мебели для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения «Наука»

Техническое задание

  1. Заказчик: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Наука».
  2. Начальная (максимальная) цена контракта: 800 000 (Восемьсот тысяч) руб.
  • государственные или муниципальные учреждения культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
  • иные государственные или муниципальные учреждения (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) ;

При выборе способа закупки кроме длительности и трудоемкости указанных процедур важным является и принцип выбора победителя.

Важно понимать, что не означает закупку у первого попавшегося поставщика.

При выборе образовательной организации заказчику необходимо сравнить предложения, доступные в его регионе, и выбрать лучшее.

При этом в рамках закупки у ЕП при проведении такого выбора заказчик не ограничен ни механизмами конкурса, ни механизмами аукциона — что немаловажно в такой сложной сфере, как закупка образовательных услуг.

Если заказчику не подходит ни контракт с физическим лицом, ни контракт на небольшую сумму с лицом юридическим, то можно провести запрос котировок.

Этот способ позволяет провести конкурентную закупку оперативно и не тратить силы на подготовку закупочной документации.

Заказчик вправе использовать этот способ закупки в случаях, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 000 рублей (ч.

Глубина не менее: 400 мм.

Высота не менее: 1720 мм.

Ширма должна быть предназначена для разделения помещений кабинетов и палат лечебно-профилактических учреждений.

Каркас – стальная труба круглого сечения с нанесением полимерного или порошкового покрытия.

Секции должны соединяться друг с другом колодками ПВХ, имеющимися у каждой секции.

Каждая присоединительная секция должна иметь возможность поворота относительно предыдущей.

Устойчивость ширмы должна обеспечиваться за счет трех опор каждой секции.

На опорах ширмы должны быть полиэтиленовые заглушки.

Экран ширмы – пленка ПВХ.

С подачей заявки должны быть приложены: сертификат соответствия на продукцию (медицинская мебель), регистрационное удостоверение на продукцию (медицинская мебель)

5 3

Пеленальный стол

Ширина не менее, мм: 840.
Правительства РФ, следовательно, заказчик имеет право провести конкурс на поставку офисной мебели.

Однако на региональном уровне могут быть установлены дополнительные перечни товаров (работ и услуг), закупаемых через электронный аукцион, поэтому практика закупок в различных регионах Российской Федерации может между собой отличаться номенклатурными позициями закупаемых товаров (работ, услуг).

Закупка товаров (работ, услуг) путем проведения как конкурса, так и аукциона не имеет ограничений по цене заключаемого контракта, например, в отличие от запроса котировок.

Запрос котировок

Выбирая запрос котировок в качестве способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик ограничен:

во-первых, начальной (максимальной) ценой каждого отдельного соглашения (контракта) в размере, не превышающем 500 тыс.

Рассмотрение поданных заявок

После последних изменений заказчику при рассмотрении заявок необходимо обратить внимание на то, что поставщик обязан к основному пакету документов предоставить бумаги, в которых будет указано соответствие поставщика требованиям национального режима.

Сертификат по форме СТ-1, копия специального инвестиционного контракта (СПИК)

Документы должны быть заверены руководителем организации (или индивидуальным предпринимателем) при условии, что он является стороной СПИК;

акт экспертизы, который выдается торгово-промышленной палатой.

Рассмотрим, какие коды из классификатора ОКПД 2 использовать при закупке мебели. Если это офисная мебель, подойдут следующие ОКПД 2:

Источник: https://help-me-on-line.ru/44-fz-zakupka-shkolnoj-mebeli-kak-pravilno-v-komplekte-ili-otdelnymi-obektami

Что такое объект закупки по 44-ФЗ? Правила его описания и изменения характеристик

44 фз закупка школьной мебели как правильно в комплекте или отдельными объектами

Описание объекта закупки выступает обязательной частью любой закупочной документации. Такое описание приводится в техническом задании и позволяет максимально точно определиться с функциональными и техническими характеристиками товаров, работ и услуг.

Что такое объект закупки, и какими правовыми нормами он регулируется

Положения ст. 21, 23 и 31 ФЗ №44 разграничивают такие понятия, как «объект закупки» и «описание объекта закупки». Под объектом закупки понимается наименование товара, работы, услуги, которые закупаются заказчиком для обеспечения своих потребностей.

Тогда как описание предполагает придание определенных характеристик и показателей объекту закупки по 44-ФЗ, в результате чего появляется возможность установления поставщиками соответствия закупаемого товара, работы, услуги требованиям, прописанных заказчиком.

Заказчик при описании объекта закупки в технической документации перечисляет все технические, эксплуатационные и качественные характеристики закупаемой продукции, которую он хотел бы получить в итоге, а также перечень необходимых смежных услуг по монтажу, обучению работе и пр.

Заказчик обычно приводит описание объекта в техническом задании, хотя составлять такой документ совсем необязательно по 44-ФЗ.

Правила составления такого описания регламентированы статьей 33 44-ФЗ. Стоит обратить внимание, что при неправильном описании объекта закупки заказчику грозит штраф в размере 50000 р.

Правила описания объекта закупки

При составлении описания объекта закупки заказчику следует ориентироваться на перечень требований по 44-ФЗ. Необходимую ему информацию о нужных характеристиках товаров заказчик может почерпнуть из актуальных ГОСТов, сведений из ранее подписанных контрактов, общедоступных источников и коммерческих предложений, полученных от производственных предприятий и торговых фирм.

Законодательно прописаны следующие требования, которыми следует руководствоваться заказчику:

  1. Он должен использовать объективное описание: не должно включать указания на конкретные товарные знаки, производителя продукции или страну производства. То есть не допускается прописывать любые уникальные характеристики товара, работы, услуги, которые могут привести к ограничению числа участников. При необходимости внесения таких сведений заказчик должен сделать оговорку, что допускается поставить эквивалент. Упоминание об эквиваленте не является обязательным в случае несовместимости материальных ценностей товара с объектами иной идентификации либо при закупках расходных материалов к машинам и оборудованию, которое применяется заказчиком по технической документации. В остальных случаях недопущение к поставкам аналогов является противозаконным.
  2. При формировании объекта закупки можно использовать только общепринятые  в соответствии с российским законодательством термины и обозначения.
  3. Объект закупки допускается дополнять различными чертежами, фотографиями и схемами, которые смогут лучше разобраться в характеристиках товаров и услуг.
  4. При закупках медикаментов нужно указывать международное непатентованное наименование лекарства. Если такое отсутствует, то нужно прописать группировочное химическое наименование по государственному реестру.
  5. Заказчик не вправе устанавливать требования к производителю и участнику закупки, его деловой репутации и наличию финансовых и трудовых ресурсов, производственных мощностей, кроме тех случаев, когда возможность установить требования оговорена дополнительно.

Указанные требования могут не выполняться, если не имеется другого способа для описания характеристик объекта закупки или если при выполнении работ и оказании услуг предполагается использовать товары, которые не выступают предметом контракта.

При описании объекта закупки заказчиком могут использоваться следующие характеристики:

  1. Качественные, которые представляют совокупность свойств и признаков, описывающих объект закупки в соответствии с потребностями заказчика.
  2. Технические, которые определяют технические свойства предмета торгов, конкретные параметры, исходные величины, порядок действий в процессе поставки, выполнения работы или оказания услуги.
  3. Эксплуатационные, к которым можно отнести конкретные характеристики по надежности и работоспособности закупаемого объекта: например, параметры прочности, санитарно-гигиенические показатели, эстетические свойства.
  4. Функциональные, которые заключаются в способности объекта выполнять основную функцию.

Техзадание на закупку должно содержать дополнительное пояснение, что поставляемый товар должен быть поставлен новым или не иметь следов эксплуатации.

В процессе описания объекта закупки нужно учитывать, что, с одной стороны, оно должно быть максимально детальным, а с другой – если к объекту закупки предъявляется слишком много требований, то поставщик может обратиться с жалобой в ФАС на то, что к продукции предъявляются избыточные требования.

Заказчика в последнем случае можно привлечь к ответственности за предпринятую попытку ограничения конкуренции, если он не сможет подтвердить необходимость характеристик.

Например, согласно судебному решению, было признано незаконным требование об установлении ширины наградной продукции в 22 см.

Заказчик имеет право устанавливать такие дополнительные требования к объекту закупки, как гарантийный срок, объем гарантийного сервиса, необходимость пуско-наладочных работ, обучение персонала работе с оборудованием и пр.

, а также иные требования, если это предусмотрено техдокументацией на товар.

Для соблюдения всех законодательных требований заказчику следует грамотно составить описание объекта.

При этом ему следует придерживаться таких рекомендаций:

  1. Заказчику следует учесть все особенности закупаемой продукции и оказываемых услуг.
  2. Под составленное заказчиком описание должны подходить минимум две разные модели товара. Слишком детальное описание характеристик объекта закупки может привести к тому, что такой товар не подойдет ни под одно описание производимых изделий.
  3. Единицы измерения должны быть правильными. Например, не допускается указание «м» вместо «кв.м» или «мм» вместо «м».
  4. Прописываются параметры объекта закупки, которые можно проверить без проведения лабораторных исследований или привлечения спецоборудования.
  5. Если товар отвечает требованиям ГОСТа, то нужно указать в закупочной документации его номер, а не переписывать положения стандарта. В случае указания конкретного ГОСТа нужно следить, чтобы перечисленные в извещении характеристики объекта закупки ему не противоречили.
  6. Характеристики объекта закупки не должны иметь субъективного характера (например, не допускается использование формулировок «лучше», «хуже»).
  7. Запрещается указывать торговые знаки без ссылки на то, что допускается поставить аналоги.
  8. Не стоит копировать информацию о товаре из разных сайтов в интернете, так как информация здесь может быть неактуальной и недостоверной.

Заказчики нередко допускаются ошибки при описании объекта закупки. Но иногда жалобы участников рассматриваются в судебном порядке или в ФАС, так как ситуации являются спорными. Примерами спорных ситуаций и результаты их рассмотрения такие:

  1. Заказчик указал товарный знак без указания ссылки на возможность поставки эквивалента. В суде он привел доказательства того, что поставка аналога в данном случае недопустима, так как объект закупки будет применяться для работы с конкретным оборудованием, и для работы с эквивалентом оно не совместимо. Суд в данной ситуации принял позицию заказчика.
  2. Заказчиком не были установлены конкретные характеристики товара, в чем ФАС увидел нарушение положений ст. 33 44-ФЗ, в котором сказано, что в документации необходимо привести конкретные технические, а также качественные характеристики поставляемой продукции.
  3. Противоречивые требования к товарам было расценено ФАС как прямое нарушение ч. 1 ст. 50 44-ФЗ, а также норм КоАП.
  4. Излишне предъявляемые требования к товару были усмотрены судом в том, что заказчиком были установлены требования к материалам, из которых должен состоять закупаемый товар.

При оценке правомерности действий заказчика судами и антимонопольной инстанцией принимается во внимание такие условия:

  • не указывают ли сведения о товаре по технической документации на единственного поставщика или производителя;
  • есть ли сведения о том, что товар производят одновременно несколько компаний;
  • обусловлены ли требования к товару закупкой запчастей и расходных материалов для конкретного оборудования;
  • приведут ли установленные требования к ограничениям числа участников;
  • были ли поданы заявки или запросы от участников закупки.

В случае когда поставщику непонятны требования к закупаемому товару, он может обратиться к заказчику за разъяснениями. Ответ на его запрос должен поступить в двухдневные сроки. Но при обнаружении нарушений поставщик может пожаловаться на заказчика в ФАС.

Для повышения прозрачности закупочной деятельности и снижения коррупционных рисков путем введения единых наименований Правительство в последнее время стандартизирует подходы к описанию предполагаемой к закупке продукции.

Для этого Постановлением Правительства №145 был утвержден порядок формирования и ведения в ЕИС каталога и правил по его использованию.

В 2019 году каталог активно дополнялся новой информацией, и сегодня в него включены сведения о более чем 25000 наименованиях товаров, работ, услуг и описаний их характеристик.

Если указанная в каталоге информация является обязательной, то заказчики должны применять ее. По общим правилам применять сведения при описании закупки заказчики должны по истечении 30 дней после ее добавления.

Можно ли изменять характеристики объекта закупки

По нормам 44-ФЗ заказчик имеет право на заблаговременное изменение закупочной документации.

Согласно положениям ФЗ-44 от 2013 года, при внесении изменений в извещение о закупке и документацию о закупке не допускается изменение закупочного объекта и размера обеспечения заявок на участие в электронных аукционах и конкурсах. Это требования подтверждаются ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65, ч. 4 ст. 71, ч. 6 ст. 74, ч. 7 ст. 87 44-ФЗ.

В законе не содержится указаний относительно того, что не допускается изменять применительно в отношении объекта закупки: наименование, описание или же количество.

С учетом положений 44-ФЗ ряд экспертов полагает, что уточнение технических, функциональных, качественных и эксплуатационных характеристик объекта (в частности, исправление технических ошибок и опечаток) не является нарушением законодательства о контрактной системе.

Но, согласно разъясняющим письмам Минэкономразвития (№Д28и-2869 и ОГ-Д28-12765 от 2015 года), заказчику запрещено вносить подобные изменения в закупочную документацию.

Позиция о недопустимости внесения любых изменений обусловлена следующим. Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ-44, в план-график может быть включена информация в отношении каждой закупки, в том числе приводится описание объекта закупки.

Соответственно, если указанные сведения изменяются, то считается, что закупка не соответствует плану-графику и недопустима.

Таким образом, к описанию поставляемого товара или услуги следует подойти максимально ответственно. Грамотно составленное описание служит гарантией того, что заказчик получит нужные ему товары, работы и услуги, и закупка не будет оспорена в суде или ФАС.

Согласно 44-ФЗ, под описанием объекта закупки выступает фиксация его качественных и количественных характеристик, которые позволяют четко идентифицировать объект закупок. Для установления требования к закупаемому объекту заказчику следует сохранять баланс между обеспечением собственных потребностей и требований закона.

Действия заказчика могут иметь определенную свободу, если они имеют под собой обоснования и соответствуют целям закупочной деятельности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/obekt.html

Статья 33 Федерального закона №44-ФЗ: правила описания объекта закупки, перечень данных, которые должны в него включаться

44 фз закупка школьной мебели как правильно в комплекте или отдельными объектами

От правильного описания объекта закупки зависит результативность торгов, а также отсутствие претензий со стороны контролирующих инстанций по 44-ФЗ. Описание объекта закупки является обязательной составной частью любой закупочной документации.

Данные, включаемые в описание объекта закупки

Заказчик максимально подробно перечисляет потенциальные требования к объекту закупки, чтобы поставщик мог понять, какую продукцию желает получить заказчик.

На основании ч. 1 ст. 33 44-ФЗ при описании объекта закупки необходимо прописать следующие характеристики объекта закупки:

  • качественные;
  • технические;
  • функциональные;
  • эксплуатационные (при необходимости).

Качественные характеристики предполагают совокупность свойств и признаков объекта, описывающих его, и соответствие ожиданиям заказчика.

Технические свойства предмета торгов – это конкретные параметры, определяющие регламент и порядок действий в процессе поставки, выполнения работ или оказания услуг.

Функциональные требования к объекту закупки указывают на его способность выполнять свою базовую функцию. Заказчик указывает назначение товара и условия его применения по назначению.

К эксплуатационным характеристикам относят показатели надежности и работоспособности. Это, например, долговечность, прочность, экономические и гигиенические параметры и пр.

Информацию о необходимых характеристиках товаров заказчик может получить из ГОСТов, ранее подписанных контрактов, из коммерческих предложений, общедоступных источников информации и пр.

Обычно описание объекта закупки входит в состав техзадания, которое выступает неотъемлемой частью закупочной документации. Хотя обязательная разработка данного документа законом не предусмотрена.

При описании объекта закупки заказчик вправе дополнять его спецификациями, планами, эскизами, чертежами, результатами работ и тестирования.

Требования могут дополнительно распространяться на методы испытаний, упаковки, маркировки и документы.

Дополнительно в документации заказчик может привести изображение поставляемого товара, которое позволяет его однозначно идентифицировать поставщику и сделать окончательное ценовое предложение.

Если у заказчика есть образец или макет объекта закупки, то он должен включить в документацию место и время осмотра образца участниками закупки.

Отдельные требования предъявляются к описанию закупаемых лекарств. В закупочной документации указываются международные непатентованные наименования лекарств. При их отсутствии заказчик может прописать группировочные либо химические наименования. Торговые наименования заказчик вправе прописать только в ограниченных случаях (при закупках по п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).

В закупочную документацию включается дополнительное условие о том, что поставляемый товар должен быть новым и не быть до этого в ремонте и не являться восстановленным.

Одним из нововведений 2019 года стало то, что при закупках работ по строительству и реконструкции заказчику теперь необходимо приложить проектную документацию (если только она требуется в данной закупке или по требованиям закупки не нужно ее разработать).

Если заказчик прилагает закупочную документацию, то это считается должным исполнением требований к описанию объекта закупки.

На основании ч. 4 ст. 33 44-ФЗ заказчик имеет право установить требования следующего характера:

  • к гарантийному обслуживанию;
  • к эксплуатационным затратам;
  • к монтажу и наладке товара;
  • к обучению лиц, которые занимаются обслуживанием и использованием товара.

Правила описания отдельных объектов закупок и закупок в рамках гособоронзаказа могут быть прописаны в специальных нормативно-правовых актах.

Стоит учитывать, что если заказчик предъявляет к закупаемому товару слишком много требований, то потенциальный поставщик может пожаловаться на него в ФАС.

Заказчик, который не сможет отстоять свою позицию, может быть привлечен к ответственности за ограничение конкуренции.
Если поставщику остались непонятны отдельные пункты закупочной документации в части описания объекта, то он вправе подать запрос на ее разъяснение.

Заказчик обязан будет предоставить официальный ответ и при необходимости изменить закупочную документацию.

Какие данные не допускается указывать

В описании объекта закупки на основании п. 1 ч. 1. ст. 33 44-ФЗ не допускается указывать:

  • товарные знаки;
  • фирменные наименования;
  • знаки обслуживания;
  • патенты;
  • промышленные образцы;
  • полезные модели;
  • наименование страны происхождения товара;
  • иные требования к товарам, работам и услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупок.

Допустимо использовать в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент».

Законодательно также прописаны условия, когда заказчик вправе указывать конкретный товарный знак:

  • если производится закупка расходных материалов и запасных частей к используемому заказчиком оборудованию;
  • при необходимости обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком.

В п. 2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ указано, что заказчик не может использовать при описании показатели, требования, терминологию и пр., противоречащие техническим стандартам, действующим в РФ.

При проведении закупок лекарств предметом одного контракта не могут выступать лекарства с разными международными наименованиями или с разными химическими и группировочными наименованиями при условии превышения НМЦК предельного значения, установленного Правительством.

Согласно ч. 3 ст. 33 44-ФЗ, в закупочную документацию не допускается включение требований (в том числе в составе качественных и технических характеристик) следующего рода:

  • к производителю товара;
  • к участнику закупки, в том числе к квалификации и наличию у него опыта работы;
  • к деловой репутации участника закупки;
  • к наличию производственных мощностей у участника закупки;
  • к наличию технологического оборудования у участника;
  • к наличию у участника трудовых и финансовых ресурсов для исполнения контракта, кроме тех случаев, когда такие требования могут быть установлены, например, при проведении конкурса или аукциона по нормам Постановления Правительства от 2015 года №99.

Способы избежать ошибок при ведении закупок

При описании объекта закупки заказчику нужно придерживаться следующих правил:

  1. Под описание товара должны подходить минимум две модели производителей. Некоторые заказчики описывают характеристики так подробно, что под него может подойти только один конкретный товар, или вовсе не подходит ни один.
  2. Указывать можно только те параметры, которые поставщик может установить без проведения лабораторных испытаний или привлечения специализированного оборудования.
  3. Нужно правильно подобрать наименование объекта закупки.
  4. При закупках товара, в отношении которого есть действующий ГОСТ, заказчику достаточно сослаться на номер стандарта. При указании ГОСТа нужно учитывать, чтобы требования в технической документации ему не противоречили.
  5. Заказчику следует учесть все особенности закупаемой продукции, включая ее маркировку.
  6. При описании следует учитывать только объективные формулировки, следует избегать субъективных формулировок «не хуже» либо «не лучше».
  7. Нужно отслеживать правильность указания единиц измерения. Например, указание «мм» вместо «м» может привести к неприятным сюрпризам при поставке товара поставщиком.
  8. При указании товарного знака нужно не забыть на указание возможности поставить эквивалент.
  9. Копировать сведения из открытых источников нужно с осторожностью. Информация в них может соответствовать определенной модели или противоречить.

Ошибки при подготовке описания объекта закупки встречаются весьма часто, и нередко дела по данному вопросу становятся предметом разбирательств в антимонопольной службе или в суде. Наиболее распространенными ошибками заказчиков являются три:

  1. Указание на товарный знак без возможности поставки эквивалента.
  2. Неуказание конкретных характеристик товара.
  3. Установление противоречивых или избыточных требований к товарам.

Для повышения прозрачности сферы государственных закупок и снижения коррупционных рисков в последние годы Правительством велась работа по стандартизации подходов к описанию товара по 44-ФЗ и установке единообразных наименований. В этих целях Постановление Правительства №145 от 2017 года утвердило порядок формирования и ведения каталога товаров, работ и услуг в ЕИС, а также правила его использования заказчиками. В 2019 году в каталоге находилось свыше 60 тыс. наименований товаров, работ и услуг.

Информация из каталога обязательна для применения в отношении товаров, работ и услуг, которые находятся в перечне с указанной в каталоге даты. По умолчанию сроки для применения информации составляют 30 дней со дня утверждения.

Установление противоречивых и избыточных требований в описании

Установление противоречивых требований к объекту закупки выступает нарушением ч. 1 ст. 50 44-ФЗ. Кроме того, ФАС может найти в действиях заказчика нарушение норм КоАП.

Избыточные требования к объекту закупки также становятся предметом судебных разбирательств. Если заказчик не сможет доказать, что другой способ описания объекта был невозможен, то ему грозит ответственность.

Такая характеристика, как цвет товара, нередко рассматривается, как избыточная. Весьма велики риски ее оспаривания в суде и ФАС. Но если для заказчика цвет принципиален, то заказчик может цвет указать.

Например, один из участников закупок пожаловался в ФАС на заказчика, который установил требование о поставке хирургических нитей синего цвета.

Но заказчик смог отстоять свою правоту, указав, что синий цвет контрастен по отношению к органам человека и его наиболее удобно использовать в процессе операции. Тогда как требование по поставкам ручек с серебристыми колпачками уже будет воспринято, как нарушение.

Неуказание конкретных требований к техническим характеристикам

На основании ч. 2 ст. 33 44-ФЗ в документацию о закупке нужно включить требования к объекту закупки, которые позволяют четко определить соответствие товара, работы и услуги установленным требованиям. При этом заказчик указывает предельные или минимальные значения подобных показателей или те, которые не могут изменяться. Отсутствие таких требований является нарушением норм ст. 33 44-ФЗ.

Заказчик не вправе указывать показатели, которые отсутствуют у аналогичных товаров. Требования к предмету закупки должны отвечать реальным потребностям заказчика.

Например, в одной из закупок заказчик установил требование о том, что ширина наградной ленты должна быть не менее 22 см.

Это не позволило поставить товары, отвечающие запросам заказчика многим поставщикам (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС №1037/03 от 2015 года).

Пример корректного описания объекта закупки: «бумага офисная», «формат А4», «плотность от 80 г/кв. м», «белизна от 146%», «в пачке 500 листов».

Менее рискованным для заказчика является указание числовых параметров, сопровождающееся словами «не более», «не менее» и пр. В этом случае контролирующие инстанции приходят к выводу о возможности предоставить эквивалентные товары.

Неуказание в описании объекта закупки слов «или эквивалент»

При описании некоторых товаров применяются исключения из правил. Например, заказчик не установил в документации возможность поставки эквивалента.

В суде он пояснил, что оборудование не совместимо для работы с товарами другой марки. Суд встал по этому вопросу на сторону заказчика.

Таким образом, указание на эквивалент можно не включать, если имеющиеся у заказчика материальные ценности не совместимы с товарами другой идентификации.

Контролирующие инстанции сочтут способ описания объекта закупки соответствующим законным требованиям, если нет другого способа, который смог бы обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта.

Другим исключением из общих правил описания объекта являются ситуации, когда при выполнении работ, оказании услуг планируется использовать определенные товары, не являющиеся предметом контракта.

Арбитражными судами при оценке правомерности требований, установленных заказчиком, учитываются:

  1. Не указывают ли приведенные требования к товару на единственного производителя или поставщика, если на рынке работают несколько участников.
  2. Повлекут ли установленные требования ограничения участников закупки.
  3. Были ли поданы заявки на участие в закупке.
  4. Поступали ли запросы на разъяснение документации.
  5. Обусловлены ли требования к объекту необходимостью обеспечения работы с имеющимся оборудованием у заказчика.

Таким образом, описание объекта закупки становится обязательной частью любой документации о закупках. Такое описание входит в состав закупочной документации и позволяет однозначно определить качественные, технические и функциональные характеристики товара, который закупается. Полный спектр требований к товарам и услугам закреплен в ст. 33 44-ФЗ.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/opisaniya-obyekta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.